Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач.

Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал.

Таким образом, основными методами изучения профессионального самоопределения в юношеском возрасте являются: метод беседы, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование. Разработано несколько надежных, многократно апробированных методик, позволяющих определить профессиональные интересы и склонности оптанта (ДДО Е.А.Климова, «Карта интересов» А.Е.Голомштока, «Структура интересов В.Хеннинга), а также соотнести профессиональный выбор с типом личности (методика Голланда). При использовании тестов в качестве показателей результативности процесса профессионального самоопределения выступают интегративные показатели: «готовность к профессиональному самоопределению» (ГПС), показатель «принятие профессии» (ПП), интегративный показатель «профессиональная идентичность» (ПИ). Диагностика каждого показателя производится с использованием 2-3 методик, главной проблемой является получение общего результата, т.к. его невозможно рассматривать как простую арифметическую сумму баллов, набранных респондентом, т.е. на практике возникает проблема трактовки полученных результатов.


2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте
2.1 Организация, методология и методы и исследования профессионального самоопределения в юношеском возрасте
При проведении эмпирического исследования мы опирались на следующие методологические принципы:

. Принцип развития: профессиональное самоопределение необходимо рассматривать в его развитии, динамике. На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение имеет различные особенности.

. Принцип детерминизма: адекватно объяснить результаты, полученные в результате эксперимента можно только, выявив определённые закономерности, причины. В результате тестирования, анкетирования и беседы с педагогами были установлены причины профессионального выбора отдельных испытуемых.

. Принцип системности: профессиональное самоопределение имеет системный характер, поэтому адекватное представление о данном феномене можно получить, лишь рассмотрев различные его аспекты. Профессиональное самоопределение должно рассматриваться в системе его компонентов, то есть не просто имеющее отдельные элементы, но и определённую организацию этих элементов, структуру. Поэтому в изучении профессионального самоопределения большую роль играет системный подход.

. Принцип единства сознания и деятельности: профессиональное самоопределение можно адекватно охарактеризовать, только изучив его проявления в деятельности, особенности этой деятельности, с другой стороны изменить поведение, деятельность человека можно только путём изменения его отношения, то есть сознания. Поэтому в данном исследовании большое значение имело проведение беседы с учащимися и с педагогами.

В рамках нашей работы было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Исследование было проведено на базе ГУО «Гимназия № 14» города Гомеля.

Выборочную совокупность составили 80 учеников в возрасте 16 - 17 лет. Из них 40 девушек и 40 юношей.

Цель исследования: выявить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.



В качестве методов исследования применялись: тестирование, метод беседы с учащимися и педагогами, анкетирование учащихся.

Для достижения поставленной цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики:

. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

Разработан Е.А. Климовым. Цель методики: выявление профессиональных предпочтений старшеклассников, в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова [14].

. Методика «Профессиональная направленность личности».

Автор методики Д. Голланд, модификация и адаптация А.А. Азбель. Цель методики: выявление профессионально ориентированных типов личности [37].

. Методика изучения факторов привлекательности профессии.

Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В.А. Ядовым. В данной работе использовался модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который применяется во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях. Методика позволяет выявить 11 факторов привлекательности профессии. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как:
КЗ= ( n - m )/ N ,
где: N - объем выборки (количество обследуемых), n - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность. Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых - не обратили на него внимания. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии) [41, с. 122].

. Методика «Мотивы выбора профессии».

Автор Р.О. Овчарова. Цель методики: выявление ведущих мотивов при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). Методика позволяет выявить следующие мотивы: внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации [42, с. 7].


Выбор именно этих психодиагностических методик обусловлен их высокой валидностью и надежностью, соответствием цели и задачам исследования, возрасту испытуемых, удобством обработки данных, информативностью получаемых результатов.

Статистическая обработка данных производилась с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Описание этапов исследования.

На первом этапе исследования были изучены профессиональные предпочтения в юношеском возрасте. Для достижения этой цели применялась методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова и методика «Профессиональная направленность личности» Д. Голланда. Кроме того, был проведен сравнительный анализ профессиональных предпочтений юношей и девушек.

На втором этапе исследования были изучены факторы, влияющие на профессиональные предпочтения в юношеском возрасте. Для этого применялась методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова и методика «Мотивы выбора профессии» Р.О. Овчаровой. Кроме того, был проведен сравнительный анализ мотивов выбора профессии юношами и девушками.

На третьем этапе исследования был проведен анализ результатов диагностики и на основе его разработаны рекомендации.
2.2 Анализ результатов исследования психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте
В результате эмпирического исследования нами были получены следующие данные. Обработка данных методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова позволила выявить особенности профессиональных предпочтений в юношеском возрасте. Индивидуальные результаты испытуемых представлены в приложении А. Наглядно процентное распределение испытуемых по типам профессий представлено на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 - Процентное распределение испытуемых по типам профессии (по классификации Е.А. Климова)
Из рисунка 2.1 видно, что большинство лиц юношеского возраста предпочитают профессии типа «человек-техника» (32,5%), следующим по популярности является тип профессии «человек-человек» (22,5%), менее популярен в юношеском возрасте тип профессии «человек-знак» (20%), а наименее популярны профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ» (по 12,5% соответственно).


С целью получения дополнительной информации об особенностях профессионального выбора в юношеском возрасте были изучены профессиональные предпочтения юношей и девушек. Распределение ответов юношей и девушек представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Результаты исследования профессиональных предпочтений старшеклассников по методике ДДО Климова

Сфера профессиональной деятельности

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек-природа

Человек - художественный образ

юноши

20 человек

4 человека

12 человек

2 человека

2 человека

девушки

6 человек

14 человек

4 человека

8 человек

8 человек


Анализируя результаты исследования, мы выяснили, что выбор юношей больше всего направлен на такие сферы деятельности как «человек - техника» и «человек - знаковая система». Выбор девушек - «человек - человек» и «человек - природа». Это связано с тем, что старшеклассники типизируют многие профессии по полу, как женские и как мужские. Нужно учитывать, что подобные представления в юношестве сильно влияют на профессиональное самоопределение.

Особенности профессиональных предпочтений юношей и девушек (по методике ДДО Е.А. Климова) представлены на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2 - Особенности профессиональных предпочтений юношей и девушек (по методике ДДО Е.А. Климова)
Из рисунка 2.2 видно, что наибольшие различия между юношами и девушками заметны по таким сферам профессиональной деятельности, как человек-техника, человек-человек и человек-знак.

На следующем этапе исследования была проведена статистическая обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Расчеты представлены в приложении Б.