Файл: Объект исследования профессиональное самоопределение. Предмет исследования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций в юношеском возрасте является беседа. Беседа - это широко распространенный в педагогической практике эмпирический метод получения информации о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо на диктофон, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося, при этом своим поведением, мимикой, жестами, вопросами воздействует на учащегося обуславливая ту или иную степень открытости и доверия или недоверия испытуемого. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Анализ продуктов деятельности - это метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. [30, с. 26]. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. Использование метода анализа продуктов деятельности, направленных на выявление профессионального самосознания, дает хороший диагностический эффект. В качестве объекта диагностики выступают сочинения учащихся. В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет»). Этот метод позволяет, прежде всего, выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:


. Социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует).

. Ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими.

. Способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека [34].

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Проблема надежного выявления профессиональных установок действительно является и очень важной, и очень сложной. Осуществляется подобное выявление, как правило, на основании профконсультационной беседы, но наиболее интересные результаты для выявления механизмов профессиональных установок и условий их формирования получены при использовании стандартизованных тестов, построенных на основе той или иной теоретической модели профессионального выбора. Поэтому наиболее широкое распространение среди методов диагностики профессионального самоопределения в юношеском возрасте получил метод тестирования.

Тестирование - это психодиагностические методы использования стандартизированных тестовых методик выявления и количественной оценки уровня развития познавательных, интеллектуальных, типологических и личностей особенностей учащихся и педагогов, структуры межличностных взаимоотношений и взаимодействия в коллективах [30, с. 412].

Апробированные тесты, обладающие высокой надёжностью и валидностью, включающие стандартизированные правила проведения тестирования и обработки, интерпретации полученных данных, могут применяться педагогами, школьными психологами после предварительного обучения и овладения тестовыми методиками.

Рассмотрим наиболее распространенные тесты для диагностики профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

. Диагностика профессионально - ориентированных интересов с помощью опросника «Карта интересов» А.Е.Голомштока (14-17лет) Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника [35].



. Диагностика профессиональной готовности - опросник Л.Н. Кабардовой. В основу положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии [36].

. Диагностика профессиональных предпочтений личности «Дифференциально-диагностический опросник» - автор Е.А. Климов. Назначение: для диагностики профессиональной направленности личности. Позволяет определить склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности. Название типов профессий: «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, «Человек-техника» - все технические профессии, «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением, «Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, «Человек-художественный образ» - все творческие специальности. Стимульный материал: 20 пар утверждений «а» и «б». В каждой из них обследуемый должен выбрать «а» или «б» как наиболее предпочитаемое. Сами утверждения сформированы как описания действий, соответствующих определенному типу профессий. Разработаны также модификации данного теста, например вариант из 30 пар утверждений [14].

. Диагностика профессионального типа личности - опросник Дж.Голланда. Назначение: методика по определению профессиональных типов объективно выявляет способности человека в различных областях науки, делопроизводства, общения, профессиональной сфере. Опросник может использоваться для оценки количественных и качественных оценок устойчивых профессионально важных свойств личности при профотборе, в профконсультировании, работе с персоналом в организации. ОГ предоставляет психологу полную текстовую характеристику профориентаций и профнаправленности личности, показатели по каждому профессиональному типу и профессиональный графический профиль личности. Основу методики составляет разработанная Дж. Голландом психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии, согласно которой выделяется шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический - ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; интеллектуальный - на умственный труд; социальный - на взаимодействие с социальной средой; конвенциальный - на четко структурированную деятельность; предпринимательский - на руководство людьми и бизнесом; художественный - на творчество. Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности [37, с. 186].


. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.Азбель, А.Г. Грецов) [38]. Тест позволяет определить, на какой из ступенек профессиональной идентичности находится старшеклассник, задуматься над своим отношением к проблемам, связанным с профессиональным самоопределением. Опросник позволяет выявить неопределенное состояние профессиональной идентичности. Такое состояние характерно для оптантов, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать,

выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии.

Сформированная профессиональная идентичность. Эти оптанты характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились, чего хотят достигнуть.

Навязанная профессиональная идентичность. Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но сделал это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Вполне возможно, что в дальнейшей жизни это приведет к разочарованию в сделанном выборе.

. Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А. Йовайши). Цель: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности; используется в условиях индивидуального или группового исследования в целях профессионального самоопределения. Тест предназначен для изучения профессиональной направленности школьников старших классов и выпускников средних школ, а также молодежи, недавно закончившей школу. Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности школьника четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность. Эти компоненты образуют две взаимно пересекающиеся линии: активность-направленность и стиль-возможности. Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека). Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями. Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А.Йовайша выделяет следующие типы ценностей:


- Общение (тип социальной коммуникативности) - включает ценности, которые помогают организовать деятельность других, убеждать, учить, воспитывать. Из людей с преобладанием этого типа ценностей получаются хорошие организаторы, учителя, юристы, работники сферы обслуживания.

- Интеллектуальная активность. Этот тип ценностей неоднороден. В нем могут преобладать различные ценности: теоретические (характерно стремление теоретизировать, обобщать знания, философствовать); открытия (характерна способность замечать новые свойства предметов и явлений, раскрывать их связи и взаимоотношения); лингвистические; планирования (конструирование, проектирование); переписки, делопроизводства.

- Практико-технический тип - активность проявляется в изготовлении предметов, обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.

- Художественная активность - стремление что-то выражать, творить. По способу проявления можно выделить художественную, музыкальную, театральную и др. виды активности.

- Соматический тип - проявление своих ценностей в моторной активности.

- Материально-экономический тип - характеризуется ярко выраженной потребностью в сохранении и продолжении своей жизни, что проявляется в придании особого значения материальным ценностям, их правильному распределению, использованию и сохранению [39, с. 122].

. Методика «Шкала зрелости профессиональных установок». Предложена Дж. Крайтсом. По своей структуре она ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как:

- уверенность и решительность в профессиональном выборе - нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);

- беззаботность и материальная обеспеченность - эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги»);

- самостоятельность и активность - зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);

- реализм и готовность к компромиссам - социальный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);

- информированность и рациональность - боязнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя») [40, с. 480].