Файл: Л. А. Громова этика управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этика поведения в конфликте. Успешная работа организации связана с умением руководства предвидеть возможности конфлик- тов. Не случайно при подготовке менеджеров уделяется большое внимание формированию их культуры поведения в конфликтах.
Этика порядка, выраженная в кантовском категорическом импера- тиве «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеоб- щим законом», становится важной частью организационной культу- ры. Не отрегулированная этикой, она часто сопровождается кон- фликтностью, которая резко снижает рациональность и ответствен- ность.
Поведение, ориентированное на согласие, рационально осознает значимость порядка как ценности и поддерживается как внешними нормами, законами, обычаями, традициями, так и внутренними меха- низмами согласия, веры в правильность установленного порядка, нравственной готовностью поступать в соответствии с предписанием.
В последнем случае этические представления могут весьма влиять на поведение людей даже без давления внешних факторов.
Третья стадия жизненного цикла организации — стадия спада
характеризуется уменьшением спроса на продукцию или услуги. Ру- ководители в поисках дополнительных ресурсов сохранения конку- рентоспособности организации, делают ставку на работников с клю- чевыми компетенциями и в то же время готовы к даунсайзингу —
«организационному похуданию», резкому сокращению значительного числа сотрудников. Число конфликтов нередко возрастает.
Механизмы разработки и принятия решений на этой стадии цен- трализованы и закрыты. Все это способствует тому, что организация перестает соответствовать окружению, становится бюрократической и консервативной. Высшее руководство на этой стадии часто меняет- ся, приходят новые люди, которые пытаются задержать спад. Резко возрастает потребность в антикризисных программах, в новых страте- гиях модернизации производства, в политике управления изменения- ми и развитием.
Многие исследователи считают, что причины упадка организа- ций связаны с весьма распространенной ошибкой менеджеров, пола- гающих, что их главная задача состоит в создании стоимости за счет снижения издержек и максимизации прибыли организации. Это за-
лов А. И. Конфликтология. М., 2000; Козырев Г. И. Введение в конфликтологию.
М., 2000; Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1998; Фишер Р.,
Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.
99
блуждение возможно преодолеть, приняв новую этику — этику нрав-
ственного договора. В его основании лежатпринципы:

Создавать новую стоимость для общества, для людей на основе сотрудничества и сопричастности заинтересованных лиц к принятию стратегических решений. Политика создания стоимости отличается от политики присвоения стоимости. Люди — не только источник, из ко- торого компании стремится извлечь стоимость для достижения своих экономических целей. Политика создания стоимости для общества предполагает высокий уровень корпоративной социальной ответ- ственности организаций и персональной ответственности работника за свое будущее.

Создавать новые компетенции для удовлетворения будущих, возможно, еще не осознанных потребностей людей. Искать новое применение для уже существующих компетенций, например через аутсорсинг (передачу части функций компании сторонним исполните- лям, субподрядчикам). Неключевые компетенции привлекать со сто- роны. Например, Nike видит свои ключевые компетенции в разра- ботке спортивной обуви и одежды, маркетинге и продажах, а весь ее производственный процесс делегирован специализированным обув- ным и пошивочным предприятиям
1

Развиваться по пути постоянного совершенствования и обуче- ния.
Контракт между компанией и работником определяет жизненно важные взаимоотношения. А вот эксплуататорским он будет или нет, зависит в том числе от самих работников, от их готовности к обуче- нию и перемене места работы.
Традиционно наемные работники приобретают специальные зна- ния и опыт, необходимые для ведения бизнеса работодателя. Но, по- вышая эффективность компании, они одновременно сужают свои на- выки, уменьшают свою мобильность. За это компании принимают на себя риск, предоставляя рабочие места пожизненно, работники в об- мен отдают компании свою лояльность и послушание, что позволяет менеджерам создавать стратегии, эффективно их реализовать и до- биться от работников надежности и подконтрольности.
Отметим, что в последнее десятилетие традиционный нравствен- ный контракт распался. Во многих странах, да и в России, компании в случае кризиса обеспечивают эффективность, применяя стратегии со-
1
Лузин А. Ключевые концепции современного менеджмента: Словарь управленческого революционера. М., 2007. С. 96.
100

кращения штатов. Это создает в обществе серьезное социальное напряжение, становится личной драмой для увольняемых.
Однако рабочее место — не только место для экономического об- мена, но и способ участия как работников, так и организаций в жизни социума. Всегда будут работники, которые стремятся только к макси- мизации своих доходов. Но все большее их количество стремится к сопричастности, к творчеству и готовности участвовать в преобразо- ваниях компании.
Чтобы обеспечить заинтересованное участие работников в про- цветании и развитии организации, нужна новая культура, формирую- щаяся на «новом нравственном трудовом договоре». В рамках этого договора каждый работник принимает на себя ответственность за наиболее эффективное функционирование той части компании, в ко- торой он работает, а также проявляет готовность к постоянному обу- чению, необходимому для обеспечения эффективности в условиях по- стоянных изменений.
В обмен компания обеспечивает не просто гарантию занятости, но свободу эффективного трудоустройства и карьеры каждому. Это достигается путем создания каждому работнику возможности посто- янного повышения квалификации для формирования его новых компетентностей, для защиты и расширения возможностей его ис- пользования не только в самой компании, но и на рынке труда в це- лом. Вкладывая средства в обучение персонала, компания выигрывает дважды: приобретает высококвалифицированного сотрудника для эф- фективной работы и формирует корпоративную социальную ответ- ственность, совершенствуя мотивацию работников остаться в компа- нии, даже если у них появляется возможность альтернативного трудо- устройства.
Новый нравственный договор потребует многого и от работни- ков, и прежде всего достаточного мужества и уверенности в себе, по- скольку потребует отказа от стабильной пожизненной работы в одной компании, выбора для себя в качестве стимула непрерывного обуче- ния и личного совершенствования. Новые, не патерналистские отно- шения меняют смысл гарантии занятости: эта гарантия предостав- ляется не отдельной организацией, а рынком труда. Кроме того, еще одна ответственность ложится на плечи работников. Инновации, ра- ционализация организации превращается в повседневную деятель- ность, в процесс постоянного улучшения, осуществляемого работни- ком. Ключ к выживанию в том, чтобы через свое развитие обеспечи- вать развитие дела, которому ты служишь.
101

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18

Пример. Совсем недавно компания Motorola запустила программу
IDE (Individual Dignity Entitlement) — «Право на личные достижения». Она предусматривает ежеквартальное изучение представителями среднего руко- водящего звена ответов всех непосредственно подчиненных им работников на шесть следующих вопросов:
1. Можете ли вы сказать, что у вас содержательная и значимая работа, которая способствует общему успеху компании Motorola?
2. Хорошо ли вы знаете все свои должностные обязанности и распола- гаете ли вы достаточными знаниями, чтобы добиться успеха?
3. Выявлены ли ваши потребности в обучении и обеспечен ли доступ к этому обучению с целью постоянного совершенствования ваших умений и навыков?
4. Имеется ли у вас план личной карьеры, является ли он стимулирую- щим, достижимым и выполняется ли он?
5. Получаете ли вы, например, ежемесячно искренние позитивные или негативные отзывы о своей работе? Что помогает вам совершенствоваться или осуществлять план личной карьеры?
6. В достаточной ли мере вы проявляете чуткость и понимание к се- мейным обстоятельствам, полу и (или) культурным особенностям своих коллег? Не мешают ли вам эти и подобные проблемы добиваться успеха?
Отрицательный ответ работника хотя бы на один из этих вопросов расценивается как недостаток заботы о персонале и качестве его работы, который следует исправлять в TQM (Total Quality Management) в соответ- ствии с принципами новой философии управления изменениями –– комплексной системы управления качеством.
Довольно сложно определить идеальную организационную культуру, тем более что на практике не существует их «чистых» мо- делей. Однако с уверенностью можно утверждать, что устоявшаяся культура оказывает влияние на поведение работников и в конечном итоге на эффективность организации.
Если культура организации способствует повышению ее эффек- тивности («хорошая» культура), то необходимо разработать страте- гию и мероприятия для поддержания и укрепления такой культуры.
Если существующая культура не способствует эффективному разви- тию организации, нужно выявить область несоответствия, с тем что- бы провести необходимые изменения.
С точки зрения этического подхода укреплению и развитию орга- низационной культуры могут способствовать:

институционализация образцов поведения;

поощрение желаемого поведения методом материального и не- материального стимулирования;
102


прояснение ценностей организации и создание условий для их интериоризации;

формулирование заявления о ключевых ценностях, которые ори- ентируют на образцы желаемого поведения, использование ценностей в качестве критериев оценки индивидуальной и командной работы;

обучение сотрудников принципам реализации и развития орга- низационной культуры.
Обобщения
Новый нравственный договор, направленный на развитие работ- ников, можно считать нравственным основанием организационной культуры, способным, с одной стороны, предотвратить спад организа- ции, «исправить» кривую жизненного цикла и обеспечить ее эволю- ционное движение вверх, с другой стороны, он является дополнитель- ной гарантией социальной защищенности работника.
Вопросы
1.
Сформулируйте понятие организационной культуры и объяс- ните, какую роль в ее формировании играют этические ценно- сти.
2.
Как влияют этические ценности на развитие лидерства в орга- низции?
3.
Охарактеризуйте роль этики в управлении организацией на разных стадиях ее жизненного цикла.
4.
Поясните, в чем состоят преимущества «нового нравственного договора».
Список рекомендуемой литературы
Карташова Л. В., Никонова Т. В. Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М., 2007.
Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник. М., 2007.
Соломанидина Т. О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: Учебно-методические материалы. М., 2007.
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенствование. СПб., 2002.
103


Г л а в а 5
ЭТИКА ИННОВАЦИЙ
5.1. Н
ОВОВВЕДЕНИЯ
КАК
ОБЪЕКТ
ЭТИЧЕСКОЙ
РЕГУЛЯЦИИ
104

После эпохи эффективности и эпохи качества конца ХХ в. циви- лизация вступила в эпоху инноваций. Термин «инновация» был предложен великим австрийским экономистом Джозефом Шумпете- ром, который определил его как коммерциализацию новых идей на основе:

применения новых идей и технологий;

введения новых процессов;

открытия новых рынков;

создания новых организационных форм и структур.
В этот перечень, к сожалению, не включен еще один важный фактор — готовность людей к изменениям.
Перманентная инновация и диверсификация (разнообразие) дея- тельности — наиболее эффективные способы обеспечить устойчивое конкурентное преимущество для большинства современных органи- заций. Однако инновационные процессы являются нелегким ис- пытанием для вовлеченных в них людей. Они должны успешно справляться с адаптацией и постоянными изменениями, быть гото- выми к обучению, совершенствованию и высокой результативности в условиях дефицита времени и ресурсов. Ключевые составляющие этики управления процессом инноваций — это управление людьми в условиях постоянных изменений и преодоление сопротивления изменениям.
Инновации зависят от динамики изменения и улучшения техно- логических процессов, организационных структур и персонала, способного к обучению и эффективному партнерству.
Основной вопрос этики инноваций — о готовности людей
принять на себя ответственность за ближайшие и отдаленные
последствия происходящих перемен.
Влияние внешней и внутренней среды организации на ускоре-
ние изменений
Современная деятельность человека, его мышление, средства и методы общения, профессиональные и нравственные требования при- обретают все более интеллектуальный характер. Глобальные интел- лектуальные вызовы общества сопровождаются ростом значимости знаний и инноваций не только для повышения конкурентоспособно- сти экономики, производительности труда, увеличения числа рабочих мест, но и для изменения самого человека, его способности к самораз- витию, инновационного характера его знаний.
105

Ученые предупреждают, что глобальный интеллектуализм чре- ват атропогенными кризисами и социальным расслоением общества вследствие разрыва между интеллектуальным меньшинством, способным повысить свою силу познания путем саморазвития и тем большинством людей, которые не способны будут повышать дина- мику интеллекта. Таким образом, инновации — это не только ком- мерциализация знаний, но и путь познания через постоянные открытия, занятия научной деятельностью, овладение новым миро- воззрением, навыками управления изменениями и этикой ответ- ственности.
Не случайно на государственном уровне принята Стратегия раз- вития науки и инноваций в Российской Федерации на период до
2015 г., предусматривающая решение важных задач:

создания конкурентоспособного сектора исследований и разра- боток и условий для его расширенного воспроизводства;

создания эффективной национальной инновационной системы;

модернизации экономики на основе технологических иннова- ций.
Роль образования в формировании готовности к изменениям
Одним из условий реализации Стратегии является изменение си- стемы подготовки специалистов и деятельности вузов, на основе про- ведения инновационных научных исследований, соединенных с практикой модернизации всего учебного процесса, и вовлечение преподавателей и студентов в эту инновационную деятельность.
Понятие «инновационный вуз» не должно быть характеристикой из- бранных. Инновационная деятельность, инновационное образова- ние — это естественное состояние конкурентоспособной образова- тельной системы.
При таких изменениях возможны риски:

дефицит кадров, способных эффективно работать в инновацион- ных условиях (мешают сложившиеся стереотипы мышления, боязнь риска в условиях неопределенности, неспособность к предвидению и боязнь взять на себя ответственность за последствия перемен);

низкая профессиональная компетентность руководителей, не- способных к стратегическому мышлению и созданию инновационной среды в организации;

отсутствие специалистов в области инновационного мене- джмента.
106


Готовность персонала организаций к изменениям
Определяется характером грозящих организации перемен. Транс-
формационные изменения (смена видов деятельности, появление но- вого руководителя организации) радикально меняют структуру и ценности организации, имеют интенсивный и всесторонний характер.
Дополнительные изменения — это постепенное изменение уже суще- ствующей структуры, культуры, технологий и процессов, они менее болезненные и вызваны необходимостью постоянного совершенство- вания. Агенты изменений — люди, возглавляющие и поддерживаю- щие этот процесс.
Инновационный менеджмент
Инновация — не изолированное событие, а система управляемых изменений, приводящая к новым практическим результатам. Психо- лог К. Левин рекомендует учитывать три стадии любых изменений:
размораживание (работа менеджера по подготовке ситуации к изме- нениям; опасности: промедление смерти подобно, феномен ошпарен- ной лягушки); проведение изменений (модификация технологий, про- цессов, обучение людей; опасность: западня активности); повторное
замораживание (необходимы время и работа для закрепления измене- ний и сохранения импульса перемен; опасность: эффект инновацион- ной забывчивости.)
В чем состоит специфика управления инновациями? Ф. Янсен описывает модель «7S» (по первым словам, которые на английском языке начинаются на букву S) — новые правила игры, позволяющие учесть их в этике управления инновационными процессами
1
:

удовлетворение заинтересованных лиц (стейкхолдеров);

стратегическое прогнозирование;

скорость;

неожиданность;

изменение правил;

сигнализирование;

одновременная и последовательная стратегическая направлен- ность.
Характеристики инноваций, которые являются общими:

ориентируются на удовлетворение потребителей;

носят вероятностный характер;

отличаются сложностью;

требуют много времени;
1
Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М., 2002. С. 42–43.
107


склонны к внезапным резким ускорениям, задержкам, сопротив- лению, возникновению препятствий;

во многом полагаются на интуицию и неявно выраженное зна- ние;

начинаются фанатиками идеи или ее активными сторонника- ми.
К этому пониманию инноваций добавим не менее значимые ха- рактеристики:

инновации требуют управления не функциями, а процессами;

носят нелинейный характер;

требуют интеграции организационных структур и сетевого внешнего и внутреннего взаимодействия;

проекты являются провокаторами и эффективным инструментом изменений.
Принципы эффективного взаимодействия в инновационной
деятельности
Близки к построению исследовательской творческой деятельно- сти. Э. М. Коротков выделяет девять таких принципов
1
:
1)
научного равенства — свободное высказывание идей, мнений, оценок, предложений, гипотез. Из этой области должны быть исклю- чены формальные признаки положения человека — возраст, долж- ность, звание, научная степень и пр. Нельзя ценность идеи связывать с ее источником;
2)
консультативности — каждый должен иметь возможность быть консультантом в той сфере знаний и деятельности, в которой он развил по максимуму свои способности;
3)
творческой активности — каждому должно быть предоставле- но право на творческую деятельность, а не только на исполнение за- даний руководителя;
4)
организации ресурсов — распределение и сочетание ресурсов по назначению с учетом фактора времени;
5)
конструктивной критичности — критика идей возможна и по- лезна. Недопустима амбициозная, бездоказательная критика, перене- сение критических замечаний с идеи на человека, критика, убиваю- щая инициативу и энтузиазм;
6)
сочетания локального и общего обсуждения проблем — инте- гральный интеллект опирается на гармонию индивидуальности и кол- лективности;
1
Коротков Э. М. Исследование систем управления. М., 2003. С. 165–168.
108