ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ключевые вопросы при этом используются?
Ресурсы
•
Каким образом гарантируется формальное признание про- граммы и наличие требуемых ресурсов?
•
Гарантировано ли наличие необходимого для реализации программы персонала (профессорско-преподавательский и административный персонал, руководители практики)?
Требует ли реализация программы привлечения персонала с других факультетов (институтов)?
•
Запланировано ли развитие персонала в терминах (новых) подходов к обучению, преподаванию и оценке?
•
Каким образом гарантировано наличие необходимых струк- турных, финансовых и технических средств (аудитории, оборудование, процедуры охраны здоровья и безопасности и др.)?
•
В случае необходимости размещения на время обучения
(работы), гарантировано ли достаточное количество мест для размещения?
Реализация и оценка программ
Мониторинг
•
Каким образом контролируется качество реализации про- граммы и ее компонентов?
•
Каким образом контролируется качество персонала и уро- вень его мотивации к реализации программы?
•
Действуют ли системы оценки качества места обучения и рабочих мест?
•
Обеспечено ли соответствующее качество требуемых ауди- торий и оборудования (в т. ч. рабочих мест)?
•
Каким образом отслеживается начальный уровень потенци- альных студентов?
•
Каким образом контролируется работа студентов в терми- нах качества приобретенных результатов обучения (достиг- нутых компетенций), а также времени, необходимого для завершения программы и ее компонентов?
•
Как осуществляется мониторинг трудоустройства выпуск- ников?
•
Как организована база данных выпускников?
•
Собираются ли данные об удовлетворенности обучением на программе выпускников?
Модернизация
•
Как организована система модернизации (доработки) про- граммы?
•
Каким образом изменения, связанные с внешним развитием
118
общества, могут быть инкорпорированы в программу?
•
Каким образом организовано и гарантируется развитие пер- сонала, связанное с усовершенствованием программы?
Устойчивость, ответствен- ность
•
Каким образом гарантируется устойчивость программы?
•
Каким образом обеспечивается принятие соответствующими органами ответственности за устойчивое развитие и усовер- шенствование программы?
Организация и информирова- ние
•
Каким образом организовано и гарантируется обновление ин- формации о программе?
•
Как обеспечивается адекватность системы поддержки, консультирования и тьюторства студентов?
•
Выдается ли студентам приложение к диплому (Diploma
Supplement) автоматически на одном из распространенных европейских языках?
Эффективность управления образовательной программой зависит от использования проектных методов управления. Это дает возмож- ность рассматривать программу как систему проектов, включающую проекты:
–
по созданию учебных модулей;
–
управлению расписанием;
–
управлению образовательными процессами;
–
управлению персоналом;
–
управлению качеством;
–
управлению изменениями;
–
управлению маркетингом программы;
–
мониторингу образовательной программы и качества образова- ния.
Ключевые слова: образовательная программа, управление инно- вационной образовательной программой, модульно-компетентност- ный подход в образовании.
Контрольные вопросы
1.
Чем отличается управление традиционными и инновационны- ми образовательными программами?
2.
Как меняется роль преподавателя и студента (слушателя) в ре- ализации инновационной программы?
3.
Какие нравственные коллизии возникают при внедрении инно- ваций в образовательный процесс?
119
•
Каким образом организовано и гарантируется развитие пер- сонала, связанное с усовершенствованием программы?
Устойчивость, ответствен- ность
•
Каким образом гарантируется устойчивость программы?
•
Каким образом обеспечивается принятие соответствующими органами ответственности за устойчивое развитие и усовер- шенствование программы?
Организация и информирова- ние
•
Каким образом организовано и гарантируется обновление ин- формации о программе?
•
Как обеспечивается адекватность системы поддержки, консультирования и тьюторства студентов?
•
Выдается ли студентам приложение к диплому (Diploma
Supplement) автоматически на одном из распространенных европейских языках?
Эффективность управления образовательной программой зависит от использования проектных методов управления. Это дает возмож- ность рассматривать программу как систему проектов, включающую проекты:
–
по созданию учебных модулей;
–
управлению расписанием;
–
управлению образовательными процессами;
–
управлению персоналом;
–
управлению качеством;
–
управлению изменениями;
–
управлению маркетингом программы;
–
мониторингу образовательной программы и качества образова- ния.
Ключевые слова: образовательная программа, управление инно- вационной образовательной программой, модульно-компетентност- ный подход в образовании.
Контрольные вопросы
1.
Чем отличается управление традиционными и инновационны- ми образовательными программами?
2.
Как меняется роль преподавателя и студента (слушателя) в ре- ализации инновационной программы?
3.
Какие нравственные коллизии возникают при внедрении инно- ваций в образовательный процесс?
119
4.
Как этика участвует в управлении инновациями в образова- нии?
Список рекомендуемой литературы
Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М., 2006.
Разу М. Л., Воропаев В. И., Якутин Ю. В. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. М., 1999. С. 50–57.
Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе. М., 2006. С. 90–115.
Громова Л. А. Инновационность РГПУ им. А. И. Герцена — необходимое условие его развития / Ученые записки. Август 2006.
Инновационная образовательная программа
подготовки специалистов в области гуманитарных технологий
(Из интервью проректора по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена,
профессора С. А. Гончарова)
В ходе образовательного процесса, чтобы достичь своей цели, учителю необходимо успешно осуществлять еще множество коммуникативных функций.
Учитель беззащитен в современном мире. И не только в материальном плане.
Поэтому мы должны вооружить его новыми компетенциями, чтобы он мог успешно общаться и с учениками — самыми разными, заметьте, и с руко- водством школы, и с родителями. Чтобы он мог реально общаться с теми, кого учит, с учетом тех вызовов времени, которые предъявлены всем нам. Мы хотим дать опору самосознанию будущих педагогов.
Именно для этого в рамках образовательной программы подготовки специ- алистов в области гуманитарных технологий разрабатываются уникальные об- разовательные модули, очень современные и актуальные. Об этом свидетель- ствуют темы модулей: технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия; технологии волонтерской деятельности в со- циальной сфере; технологии извлечения и обработки информации; технологии формирования толерантности; технологии психологической помощи семье; тех- нологии мотивации персонала в организации; технологии адаптации мигрантов; технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, эконо- мической) и др. Всего модулей будет около сорока. С их помощью студент смо- жет достраивать свое профессиональное поле, самостоятельно просчитывать возможные траектории своей профессиональной карьеры. Для этого он должен учиться внимательно всматриваться в окружающий профессиональный мир, по- нимать основные тенденции рынка труда. Он должен обладать элементами си- стемного анализа. И мы будем стараться ему в этом помогать.
120
Модули студенты смогут выбирать по желанию, независимо от направле- ния обучения. Часть модулей будет подтверждена сертификатами, которые бу- дут вручаться как приложение к диплому. Часть — войдет в учебные планы под- готовки специалистов и магистров. Содержание и реализация каждого модуля обеспечивается межпредметным взаимодействием специалистов разных кафедр и факультетов.
Кроме того, в процессе реализации нашей программы будет создан Всерос- сийский центр интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий, чтобы вся информация наших инновационных образовательных модулей, наши науч- ные междисциплинарные исследования и другие наработки были доступны в сети. Этот центр мы создаем и для того, чтобы школы и другие учебные заведе- ния могли участвовать в использовании нашего интеллектуального продукта и распространении инновационного опыта.
Можно сказать и очень кратко: мы будем разрабатывать и внедрять новые технологии образования, на новом содержании, с новой позицией студента как субъекта наших совместных действий и мы будем обучать технологиям эффек- тивного взаимодействия в жизненных интересах человека.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 18
Вопросы
1. В чем инновационность образовательной программы подготов- ки гуманитарных технологов?
2. Кто и как будет оценивать эффективность управления иннова- ционной программой?
5.3. Э
ТИКА
УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Знакомое слово «проект» в его новом значении вошло в нашу жизнь в конце ХХ столетия. Сегодня ни один вид деятельности не об- ходится без разработки проектов, получения грантов и инвестиций.
Появилась осознанная потребность в обучении проектной деятельно- сти. Во многих высших учебных заведениях стали преподавать специ- альную дисциплину «Управление проектами». Ежегодно выходит до десятка книг с одноименным названием. Участие в конкурсах проек- тов — это возможность получить признание и финансирование, необ- ходимое для реализации оригинальных идей и замыслов. В рейтинго- вые показатели многих учебных заведений включены сведения об участии преподавателей в инновационных проектах. А представители бизнеса и власти определяют количеством реализованных социаль- ных проектов степень своей социальной ответственности. С нацио- нальными проектами «Здоровье», «Образование» связаны ожидания адресной поддержки инноваций и позитивных перемен.
121
Так в чем же преимущества проекта по сравнению с другими ви- дами привычной деятельности? От чего зависит успех проекта? Как научиться управлять проектом и использовать проектные методы в инновационной деятельности? Какую роль играет этика в управлении проектами?
Проекты как инструмент изменений
Понятие проект (project) означает деятельность, направленную на создание нового в условиях ограниченного времени и ресурсов.
Проекты обладают несколькими ключевыми признаками.
Прежде всего, они отличаются от обычных процессов деятельно- сти уникальностью, временностью иконцепцией постоянного изме-
нения. Организации или люди, являющиеся приверженцами консерва- тивных действий, как правило, равнодушны к возможностям проек- тов. Одна из причин этого — высокие риски проектов. Разработка проектов связана с большими затратами времени и собственных ре- сурсов, но не гарантирует достижение успеха, получение грантов или инвестиций. По статистике только один из десяти представленных на конкурс проектов имеет шанс на поддержку. Кроме того, на любой стадии реализации проекта ошибки или просчеты, так называемые точки отстрела (kill points), могут привести к его преждевременному закрытию. Но и в случае успешного завершения, проекты могут по- ставить организацию перед необходимостью перемен, к которым она окажется не готова. Поэтому каждый проект зависит от культуры ор-
ганизации, ее системы ценностей, нравственных норм и готовности
персонала к изменениям.
Еще одной отличительной особенностью проектов является их
целевая направленность на конкретный конечный результат. Проек- ты, как правило, направлены на решение конкретных проблем с помо- щью создания нового продукта (интеллектуального или материально- го) либо новой услуги. Проблему часто путают с задачей. Распознава- ние и формулирование проблем является залогом правильно сформу- лированной цели. Решение проблем всегда требует творческих уси- лий и научного обоснования. Решение задачи требует знаний, техно- логий, экспертных оценок.
Многообразие проблем социальной жизни требует от инициато- ров проекта необходимых умений:
–
отделять реальные проблемы от псевдопроблем;
–
выстраивать приоритеты в необходимости их решения;
122
–
отбирать проблемы по критерию ценности ожидаемого ре- зультата;
–
отбирать проблемы в соответствии с критериями возможностей их разрешения.
Масштабные проблемы невозможно решить в рамках одного проекта. Для этих целей разрабатываются программы, включающие несколько проектов.
Завершить неполный перечень ключевых признаков проекта необходимо признанием его инновационной природы. Современная деловая среда характеризуется общими закономерностями:
●
рост конкуренции в борьбе за ограниченные ресурсы;
●
глобализация коммуникаций и информации;
●
ориентация на потребителя;
●
готовность к изменениям и ответственности за них.
Проекты, как мобильный инструмент апробации нового, служат ускорению перемен в общественной жизни. По мнению П. Друкера,
«Управлять переменами нельзя. Но их можно опережать». Без- условно, перемены сопряжены с потерями и риском, к тому же тре- буют огромного труда. Но если не идти навстречу изменениям и не изменяться вместе с окружающим миром, поражение будет неиз- бежным.
Все чаще в литературе по менеджменту можно встретить утвер- ждение, что основой конкурентного преимущества станут лидеры
перемен — профессионалы и организации, четко улавливающие тен- денции изменений и использующие в своих проектах открывающиеся возможности для развития и совершенствования. Для успеха их дея- тельности необходимы:
1.
Миссия, направленная на создание будущего.
2.
Стратегия внедрения изменений как во внутренней, так и во внешней деятельности организации.
3.
Управление проектами, позволяющее уравновесить измене- ния и стабильность.
Классификация проектов важна для разработки универсальных и специфических приемов управления проектами в рамках их типоло- гии. Проекты различаются по масштабам, срокам реализации, каче- ству исполнения, по характеру целей, задач и участников. Учет типо- логии проекта важен при выборе критериев и показателей его ре- зультативности и эффективности.
Управления проектами
123
В 1987 г. американский Институт Управления проектами (PMI) опубликовал документ «Сумма знаний по управлению проектами» (PMBOK), являющийся первым стандартом по управле- нию проектами, в котором подробно описаны понятия, содержание, структура, процессы, области знаний управления проектами. Позднее это издание было неоднократно реструктуризировано, но ядро основ- ных процессов вошло в новые издания, и сегодня эти знания являются признаком профессионального подхода к управлению проектами.
Управление проектами — это наука и искусство управления ре- сурсами на протяжении всего жизненного цикла проекта. Управление
проектом — применение знаний, навыков, инструментов и техник к операциям проекта для обеспечения выполнения требований проекта.
Сегодня это еще и профессия с высоким статусом в иерархии должно- стей и адекватным уровнем дохода. Менеджеры проектов востребова- ны в бизнесе, политике, экономике, образовании, культуре, здраво- охранении, экологии, жилищной сфере, строительстве и др. Но и ин- дивидуальные проекты, например курсовые, дипломные, подчинены общим требованиям, предъявляемым к их разработке, презентации и реализации.
Жизненный цикл проекта
Каждый проект делится на несколько фаз развития для рацио- нального обеспечения ресурсами, эффективного управленческого контроля и связей всех процессов проекта. Фаза проекта — это набор логически взаимосвязанных работ, по завершении которых достигает- ся один из основных результатов проекта.
Пример 1.Жизненный цикл проекта создания инновационной образо- вательной программы «Управление фармацевтическими и биотехнологиче- скими предприятиями».
Стадия 1. Возможность. Обсуждение и изучение целесообразности идеи подготовки менеджеров для фармацевтической отрасли на факультете управления Герценовского университета с заинтересованными лицами: ру- ководителями фармацевтических компаний, руководством университета, ведущими специалистами — химиками, биологами, фармацевтами, врача- ми, преподающими в университете на различных факультетах.
Стадия 2. Планирование и проектирование. Разработка учебного плана для открытия специализации «Управление фармацевтическими и биотехнологическими предприятиями» по специальности «Менеджмент ор- ганизации». Лицензирование специализации в Учебно-методическом объединении при Министерстве образования и науки Российской Федера- ции по образованию в области менеджмента (УМО). Открытие набора на
124