Файл: Л. А. Громова этика управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7)
мысленного экспериментирования — возможен по ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. Право на ошибочное мнение и фантазию является импульсом к поиску рациональных ре- шений;
8)
минимального контроля — необходим для всевозможных кор- ректировок технологии поиска нового, для осуществления обратной связи;
9)
формирования психологического комфорта — в деятельности интегрального интеллекта существует понятие «подогрева». Это важ- ный этап формирования атмосферы доверия, раскачивания мысли, снятия психологической напряженности, мотивирования поиска, творчества, самостоятельности.
Сопротивление изменениям
Почему люди сопротивляются изменениям? Как это можно преодолеть? Ответы находятся в сфере профессиональной компетен- ции менеджеров по развитию или менеджеров по инновациям. Но, как правило, сопротивления связаны либо с сопротивлением стратегии изменений, либо с сопротивлением агенту изменений. Стратегии из- менений — средства, используемые для проведения изменений. Раз- личают стратегии принуждения, убеждения и обучения, разделения власти.

Стратегии принуждения используют власть для проведения из- менений путем команд или вознаграждений и наказаний.

Стратегия убеждения использует логические аргументы, об- ращается к знаниям и фактам, для того чтобы заставить людей изме- ниться.

Стратегия разделения власти привлекает людей к планирова- нию изменений и их претворению в жизнь.
Стоит ли бояться сопротивления изменениям? Нет, так как оно служит источником обратной связи, которую можно использовать для успешного осуществления процесса перемен. Но существуют и впол- не этичные стратегии борьбы с сопротивлением изменениям: обуче- ние и развитие коммуникаций, участие и вовлечение, поддержка, консультирование, переговоры и соглашения, мягкое манипулирова- ние, явное или принуждение.
Обратимся к руководству по планированию и реализации страте- гий управления изменениями, разработанному М. Армстронгом
1 1
Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.,
2002. С. 223–225.
109


Достижение устойчивых изменений требует высокой степени приверженности работников и лидерство на основе видения со сторо- ны руководства.

Необходимо формировать и понимать культуру организации и те рычаги изменений, которые будут эффективны в данной культуре.

Менеджеры на всех уровнях должны обладать нужным темпера- ментом и лидерскими качествами, соответствующими обстоятель- ствам конкретной организации и ее стратегиям изменений.

Важно создать рабочую среду, которая ведет к изменениям. Это означает развитие компании как «обучающейся организации».

Степень приверженности изменениям повышается, если задей- ствованные в изменениях люди имеют возможность в полном объеме участвовать в планировании и реализации планов. Важной целью яв- ляется формирование чувства «собственности» по отношению к изме- нениям, с которыми работникам придется смириться.

Система вознаграждения должна стимулировать инновации и форсировать успех в достижении изменений.

Стратегии изменений должны быть адаптивными, так как жиз- ненно необходима способность быстро реагировать на новые ситуа- ции и требования, которые неизбежно будут возникать.

Наряду с успехом изменения неизбежно будут сопряжены с неу- дачами. Необходимо ожидать возможных неудач и просчитывать рис- ки.

Внимание должно быть сконцентрировано на изменении пове- дения, а не на усилиях навязать корпоративные ценности. К их приня- тию каждый приходит своим путем.

Легче изменить поведение путем изменения процессов, струк- тур, чем через изменение установок.

Необходимо прогнозировать проблемы процесса реализации; они могут включать:

зависимость от наличия ресурсов (нехватка требуемых ресурсов
— людских, временных, финансовых — может помешать проведению изменений);

способность и желание менеджеров среднего звена поддержи- вать изменения (без их сотрудничества стратегии изменений, скорее всего, потерпят неудачу);

В организациях, как правило, работают люди, которые способ- ны действовать в качестве проводников изменений. Они будут при- ветствовать те вызовы и возможности, с которыми сопряжены изме-
110

нения. Такие работники как нельзя лучше подходят для роли «аген- тов» изменений.

Сопротивление изменениям неизбежно, если работники чув- ствуют, что от них им будет явно или неявно хуже. Неумелое управ- ление может спровоцировать подобную реакцию.

Принимая во внимание неизбежность изменений в эпоху гло- бальной конкуренции и перемен, организация должна проводить по- стоянные разъяснения и обучение всех и каждого. Следует предпри- нять все требуемые действия, чтобы защитить интересы вовлеченных в изменения людей.
Вопросы
1.
В чем отличие инноваций от нововведений?
2.
Какие нравственные проблемы возникают в процессе перемен?
3.
Какие риски существуют при внедрении изменений?
4.
Чем определяется готовность организации к изменениям?
5.
Дайте характеристику инноваций.
6.
Сформулируйте нравственные принципы эффективного взаи- модействия в инновационной деятельности.
7.
Что можно сделать с сопротивлением изменениям?
Обсуждение в группах
Проблемная ситуация
Приказом Министерства образования и науки РФ нескольким ву- зам разрешено проведение эксперимента по внедрению Болонской си- стемы многоуровневого образования и балльно-рейтинговой кредит- ной оценки знаний студентов. При отсутствии правовых нормативных документов и ограниченности ресурсов участники эксперимента зача- стую вынуждены вести «двойную» систему контроля и отчетности, увеличивать нагрузку на преподавателей, переживать ситуации орга- низационного стресса, преодолевать сопротивление изменениям у ча- сти педагогического коллектива и администрации.
Вопросы:
1.
Кто окажется в выигрыше, когда изменится «Закон об образо- вании» и все вузы получат разработанные и утвержденные нормативные документы: вузы, которые участвовали в экспе- рименте и несли дополнительную нагрузку, или те, кто рабо- тал в привычном режиме и приступит к нововведениям в уста- новленном порядке?
111

2.
Как измерить результативность и эффективность нововве- дений?
3.
Оправдано ли рассматривать образование как сферу иннова- ций и радикальных перемен?
4.
Как можно оценить степень инновационности преподавателя?
5.
Как можно оценить степень инновационности образователь- ной программы?
6.
Кто несет нравственную ответственность за ближайшие и отдаленные последствия изменений в образовании?
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

Ключевые слова: изменения, инновация, агенты изменений, со- противления изменениям, управление процессами инноваций, этика инноваций.
Список рекомендуемой литературы
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. СПб., 2007. С. 237–255.
Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение / Пер. с англ. СПб., 2006. С. 421–443.
Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под. ред. Л. Н. Орловой. М.,
2002. С. 52–72.
Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М., 2002. С. 222–234.
Журнал «Инновации».
5.2. О
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
КАК
ИНСТРУМЕНТ
ИННОВАЦИЙ
И
ОБЪЕКТ
ЭТИКИ
УПРАВЛЕНИЯ
В педагогической литературе термин «образовательная програм- ма» употребляется в разном значении: как система мероприятий для достижения поставленных целей; базисный учебный план, определя- ющий подготовку бакалавра, специалиста, магистра по данному направлению, специальности, профилю; основа индивидуального обучения (воспитания) студента.
Содержание образовательной программы, принципы и критерии построения, технологии ее реализации имеют не только теоретиче- ское, практическое, но и нравственное значение. Они служат основой формирования новых профессиональных компетенций, включающих навыки эффективного взаимодействия всех участников образователь- ного процесса, в ситуации реального эксперимента и нововведений.
112

В требованиях к конкурсной документации для получения госу- дарственной поддержки вузов, внедряющих инновационные образо- вательные программы, отмечается, что программы должны:

быть направлены на формирование инновационной образова- тельной среды вуза как комплекса условий, ресурсов и инфраструкту- ры, обеспечивающей внедрение инновационных образовательных технологий, развитой информационно-аналитической системы и эф- фективных управленческих решений;

строиться как совокупность актуальных научно-образова- тельных проектов, выполнение которых позволит университетам ди- намично реагировать на вызовы в образовании и науке, ориентиро- ваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда.
Управление образовательной программой с использованием гу-
манитарных технологий
В первой главе была дана система гуманитарных технологий эти- ки, которая включает: этическую экспертизу, этический аудит, этиче- ское консультирование, этическое проектирование, этическое образо- вание, нравственное воспитание, этическое управление. Все они в ко- нечном сете являются способом организации совместной деятельно- сти людей для достижения общей цели, на основе гармонизации ин- тересов всех заинтересованных сторон.
Используем этическую экспертизу постановкиуправленческой задачи по разработке и открытию новых образовательных программ в
Программе стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена на
2006–2010 гг.
Ожидаемый результат: пакеты образовательных программ, востребован- ных на рынке труда.
Пути решения:

Проведение маркетинговых исследований рынка труда.

Изучение запросов работодателей.

Разработка механизма ротации образовательных программ.

Лицензирование образовательных программ, востребованных на рынке труда (в том числе международном).
Показатели результативности:

Количество внедренных новых образовательных программ (ежегодная по- ложительная динамика);

Доля студентов, осваивающих образовательные программы.
113


Задание для обсуждения в группе
В университете, где вы работаете или учитесь, вы и ваши коллеги могут придерживаться различных взглядов на обновление или изменение образова- тельных программ. Попробуйте выстроить треугольник, обсудив с коллегами идеальные условия реформирования образовательных программ: цели, процес- сы, люди.
Цели и задачи
Системы и процессы
Люди, качества личности
Основой образовательной программы является образовательный
стандарт, содержащий совокупность трех систем требований: к струк- туре образования, структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечи- вают необходимое личностное и профессиональное развитие
1
Разработка стандартов нового поколения, а также участие мно- гих вузов в реализации принципов Болонского соглашения открыва- ют новые возможности для инновационных подходов к управлению образовательными программами. Эти возможности включают:

модульно-компетентностный принцип построения учебного плана;

нелинейное расписание, ориентированное на выбор индивиду- ального образовательного маршрута студентом;

балльно-рейтинговую кредитную систему оценки достижений студентов.
Модульное обучение большинством исследователей (С. Архан- гельский, Г. В. Ярочкина и др.) определяется как инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе созна- тельного выбора, адаптированного к индивидуальным возможностям и запросам обучающегося.
Модульно-компетентностный подход представляет собой модель организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность ключевых и профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения — модульное по- строение структуры и содержания профессионального образования
2 1
Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. М.,
2006. С. 9.
2
Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных матери- алов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профес-
114

Управление расписанием — важнейшая часть управления об- разовательным процессом и необходимое условие реализации образо- вательной программы. Линейное расписание — традиционная форма реализации рабочего плана с учетом количества учебных недель в се- местре (в учебном году два семестра). Нелинейное расписание базиру- ется на модульном принципе построения учебного плана, учитываю- щем статус дисциплин: «А» — обязательные и последовательные,
«В» — обязательные и непоследовательные, «С» — дисциплины по выбору. Дисциплины объединяются в блоки, учитывающие время, необходимое для формирования необходимых компетенций. Таких блоков может быть три (триместры), четыре. На факультете управле- ния РГПУ им. А. И. Герцена расписание на учебный год включает пять блоков, каждый из которых завершается предусмотренными учебным планом формами отчетности: экзаменами, зачетами, защи- той курсовых работ и проектов.
Результаты образования — это ожидаемые и измеряемые кон- кретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций; они описыва- ют, что должен будет в состоянии делать студент (выпускник) по за- вершении всей или части образовательной программы.
Рекомендации № 1
по разработке образовательной программы
(Подготовлены учебно-методическим управлением
РГПУ им. А. И. Герцена)
Ключевые вопросы
Профиль программы

Насколько понятно, четко и полно определена потребность в (новой) программе и потенциал для ее реализации?

Направлена ли она на удовлетворение существующих или новых профессиональных и (или) социальных потребно- стей?

Были ли проведены консультации с заинтересованными сторонами? Были ли определены требования к программе?

Использовался ли при проведении консультаций адекват- ный подход? Были ли отобраны группы, релевантные рассматриваемой программе?

Ясно ли прописан профиль программы, определены ее це- левые группы, а также место в национальном и междуна- родном контексте?
сионального образования: Методическое пособие. М., 2006. С. 92.
115


Ключевые вопросы

Существуют ли убедительные доказательства того, что ди- плом программы будет признаваем в будущем на рынке труда? Связано ли это с определенным профессиональным или социальным контекстом?

Является ли профиль программы академически важным и интересным для студентов и профессорско-преподаватель- ского состава?

Есть ли понимание образовательного контекста, в рамках которого будет реализована программа?
Результаты обучения

Определены ли результаты обучения полно и соответству- ющим образом на уровне всей программы в целом и каждо- го из ее компонентов?

Соответствуют ли результаты обучения профилю програм- мы? Распределены ли должным образом результаты обуче- ния между различными частями программы?

В достаточной ли степени гарантировано развитие и связ- ность программы и отдельных ее элементов?

Сформулированы ли результаты обучения в терминах пред- метно-специфических (subject-specific) и общих (generic) компетенций, включающих знания, понимание, навыки, способности и ценности?

Чем гарантировано признание и понимание результатов обучения в рамках Европы и за ее пределами?
Ключевые вопросы
Компетенции

Четко ли определены и сформулированы предметно-специ- фические и общие компетенции, которые будут получены студентом?

Является ли уровень приобретаемых компетенций доста- точным для соответствующего уровня программы?

Могут ли быть измерены компетенции?

Гарантировано ли формирование компетенций?

Могут ли полученные компетенции быть оценены должным образом?

Четко ли прописана методология оценки компетенций, под- ходит ли она для обозначенных результатов обучения?

Ясно ли определены подходы, выбранные для обучения и преподавания с целью приобретения компетенций? Чем га- рантировано достижение результатов?

Являются ли выбранные подходы в достаточной степени вариативными и инновационными (креативными)?

Могут ли определенные компетенции быть сопоставлены с
116

Ключевые вопросы европейскими контрольными параметрами (reference points) по каждой предметной области? (если применимо)
Уровень

Учитывается ли при определении образовательных потреб- ностей вступительный (начальный) уровень потенциальных студентов?

Соответствует ли уровень результатов обучения и компе- тенций уровню (уровням) степени (цикла), предусмотрен- ного европейской или национальной квалификационной рамкой?

Если включены подуровни, то описаны ли они в терминах результатов обучения, отраженных в компетенциях?

Прописаны ли уровни в терминах: приобретения знаний, понимания, навыков и способностей, применения знаний, понимания, навыков и способностей, высказывания инфор- мативных суждений и принятия решений, коммуникатив- ных знаний и понимания, возможностей для продолжения обучения.
Кредиты и учебная на- грузка

Основана ли программа на кредитах ECTS? Соответствует ли они основным требованиям ECTS?

Определено ли количество кредитов для программы? Чем гарантирована правильность определения кредитов?

Каким образом кредиты связаны с результатами обучения на программе?
Ключевые вопросы

Каким образом контролируется связь между учебной на- грузкой и определенными кредитами?

Каким образом гарантируется сбалансированная учебная нагрузка студентов на время каждого периода обучения в терминах обучения, преподавания и оценки деятельности?

Какие механизмы используются для пересмотра распреде- ления кредитов, а также обучения, преподавания и оценки?
Каким образом вовлечены в этот процесс студенты?

Представлена ли информация о программе (модули и (или) единицы курса (course units) в соответствии с руководством пользователя ECTS (ECTS Users’ Guide)?

Как организована студенческая мобильность на программе?

Как организованы консультации студентам о возможностях мобильности?

Каким образом используются для мобильности ключевые документы ECTS?

Кто несет ответственность за признание, какие процедуры
117