ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7)
мысленного экспериментирования — возможен по ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. Право на ошибочное мнение и фантазию является импульсом к поиску рациональных ре- шений;
8)
минимального контроля — необходим для всевозможных кор- ректировок технологии поиска нового, для осуществления обратной связи;
9)
формирования психологического комфорта — в деятельности интегрального интеллекта существует понятие «подогрева». Это важ- ный этап формирования атмосферы доверия, раскачивания мысли, снятия психологической напряженности, мотивирования поиска, творчества, самостоятельности.
Сопротивление изменениям
Почему люди сопротивляются изменениям? Как это можно преодолеть? Ответы находятся в сфере профессиональной компетен- ции менеджеров по развитию или менеджеров по инновациям. Но, как правило, сопротивления связаны либо с сопротивлением стратегии изменений, либо с сопротивлением агенту изменений. Стратегии из- менений — средства, используемые для проведения изменений. Раз- личают стратегии принуждения, убеждения и обучения, разделения власти.
●
Стратегии принуждения используют власть для проведения из- менений путем команд или вознаграждений и наказаний.
●
Стратегия убеждения использует логические аргументы, об- ращается к знаниям и фактам, для того чтобы заставить людей изме- ниться.
●
Стратегия разделения власти привлекает людей к планирова- нию изменений и их претворению в жизнь.
Стоит ли бояться сопротивления изменениям? Нет, так как оно служит источником обратной связи, которую можно использовать для успешного осуществления процесса перемен. Но существуют и впол- не этичные стратегии борьбы с сопротивлением изменениям: обуче- ние и развитие коммуникаций, участие и вовлечение, поддержка, консультирование, переговоры и соглашения, мягкое манипулирова- ние, явное или принуждение.
Обратимся к руководству по планированию и реализации страте- гий управления изменениями, разработанному М. Армстронгом
1 1
Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.,
2002. С. 223–225.
109
●
Достижение устойчивых изменений требует высокой степени приверженности работников и лидерство на основе видения со сторо- ны руководства.
●
Необходимо формировать и понимать культуру организации и те рычаги изменений, которые будут эффективны в данной культуре.
●
Менеджеры на всех уровнях должны обладать нужным темпера- ментом и лидерскими качествами, соответствующими обстоятель- ствам конкретной организации и ее стратегиям изменений.
●
Важно создать рабочую среду, которая ведет к изменениям. Это означает развитие компании как «обучающейся организации».
●
Степень приверженности изменениям повышается, если задей- ствованные в изменениях люди имеют возможность в полном объеме участвовать в планировании и реализации планов. Важной целью яв- ляется формирование чувства «собственности» по отношению к изме- нениям, с которыми работникам придется смириться.
●
Система вознаграждения должна стимулировать инновации и форсировать успех в достижении изменений.
●
Стратегии изменений должны быть адаптивными, так как жиз- ненно необходима способность быстро реагировать на новые ситуа- ции и требования, которые неизбежно будут возникать.
●
Наряду с успехом изменения неизбежно будут сопряжены с неу- дачами. Необходимо ожидать возможных неудач и просчитывать рис- ки.
●
Внимание должно быть сконцентрировано на изменении пове- дения, а не на усилиях навязать корпоративные ценности. К их приня- тию каждый приходит своим путем.
●
Легче изменить поведение путем изменения процессов, струк- тур, чем через изменение установок.
●
Необходимо прогнозировать проблемы процесса реализации; они могут включать:
–
зависимость от наличия ресурсов (нехватка требуемых ресурсов
— людских, временных, финансовых — может помешать проведению изменений);
–
способность и желание менеджеров среднего звена поддержи- вать изменения (без их сотрудничества стратегии изменений, скорее всего, потерпят неудачу);
●
В организациях, как правило, работают люди, которые способ- ны действовать в качестве проводников изменений. Они будут при- ветствовать те вызовы и возможности, с которыми сопряжены изме-
110
нения. Такие работники как нельзя лучше подходят для роли «аген- тов» изменений.
●
Сопротивление изменениям неизбежно, если работники чув- ствуют, что от них им будет явно или неявно хуже. Неумелое управ- ление может спровоцировать подобную реакцию.
●
Принимая во внимание неизбежность изменений в эпоху гло- бальной конкуренции и перемен, организация должна проводить по- стоянные разъяснения и обучение всех и каждого. Следует предпри- нять все требуемые действия, чтобы защитить интересы вовлеченных в изменения людей.
Вопросы
1.
В чем отличие инноваций от нововведений?
2.
Какие нравственные проблемы возникают в процессе перемен?
3.
Какие риски существуют при внедрении изменений?
4.
Чем определяется готовность организации к изменениям?
5.
Дайте характеристику инноваций.
6.
Сформулируйте нравственные принципы эффективного взаи- модействия в инновационной деятельности.
7.
Что можно сделать с сопротивлением изменениям?
Обсуждение в группах
Проблемная ситуация
Приказом Министерства образования и науки РФ нескольким ву- зам разрешено проведение эксперимента по внедрению Болонской си- стемы многоуровневого образования и балльно-рейтинговой кредит- ной оценки знаний студентов. При отсутствии правовых нормативных документов и ограниченности ресурсов участники эксперимента зача- стую вынуждены вести «двойную» систему контроля и отчетности, увеличивать нагрузку на преподавателей, переживать ситуации орга- низационного стресса, преодолевать сопротивление изменениям у ча- сти педагогического коллектива и администрации.
Вопросы:
1.
Кто окажется в выигрыше, когда изменится «Закон об образо- вании» и все вузы получат разработанные и утвержденные нормативные документы: вузы, которые участвовали в экспе- рименте и несли дополнительную нагрузку, или те, кто рабо- тал в привычном режиме и приступит к нововведениям в уста- новленном порядке?
111
●
Сопротивление изменениям неизбежно, если работники чув- ствуют, что от них им будет явно или неявно хуже. Неумелое управ- ление может спровоцировать подобную реакцию.
●
Принимая во внимание неизбежность изменений в эпоху гло- бальной конкуренции и перемен, организация должна проводить по- стоянные разъяснения и обучение всех и каждого. Следует предпри- нять все требуемые действия, чтобы защитить интересы вовлеченных в изменения людей.
Вопросы
1.
В чем отличие инноваций от нововведений?
2.
Какие нравственные проблемы возникают в процессе перемен?
3.
Какие риски существуют при внедрении изменений?
4.
Чем определяется готовность организации к изменениям?
5.
Дайте характеристику инноваций.
6.
Сформулируйте нравственные принципы эффективного взаи- модействия в инновационной деятельности.
7.
Что можно сделать с сопротивлением изменениям?
Обсуждение в группах
Проблемная ситуация
Приказом Министерства образования и науки РФ нескольким ву- зам разрешено проведение эксперимента по внедрению Болонской си- стемы многоуровневого образования и балльно-рейтинговой кредит- ной оценки знаний студентов. При отсутствии правовых нормативных документов и ограниченности ресурсов участники эксперимента зача- стую вынуждены вести «двойную» систему контроля и отчетности, увеличивать нагрузку на преподавателей, переживать ситуации орга- низационного стресса, преодолевать сопротивление изменениям у ча- сти педагогического коллектива и администрации.
Вопросы:
1.
Кто окажется в выигрыше, когда изменится «Закон об образо- вании» и все вузы получат разработанные и утвержденные нормативные документы: вузы, которые участвовали в экспе- рименте и несли дополнительную нагрузку, или те, кто рабо- тал в привычном режиме и приступит к нововведениям в уста- новленном порядке?
111
2.
Как измерить результативность и эффективность нововве- дений?
3.
Оправдано ли рассматривать образование как сферу иннова- ций и радикальных перемен?
4.
Как можно оценить степень инновационности преподавателя?
5.
Как можно оценить степень инновационности образователь- ной программы?
6.
Кто несет нравственную ответственность за ближайшие и отдаленные последствия изменений в образовании?
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 18
Ключевые слова: изменения, инновация, агенты изменений, со- противления изменениям, управление процессами инноваций, этика инноваций.
Список рекомендуемой литературы
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. СПб., 2007. С. 237–255.
Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение / Пер. с англ. СПб., 2006. С. 421–443.
Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под. ред. Л. Н. Орловой. М.,
2002. С. 52–72.
Янсен Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. М., 2002. С. 222–234.
Журнал «Инновации».
5.2. О
БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
КАК
ИНСТРУМЕНТ
ИННОВАЦИЙ
И
ОБЪЕКТ
ЭТИКИ
УПРАВЛЕНИЯ
В педагогической литературе термин «образовательная програм- ма» употребляется в разном значении: как система мероприятий для достижения поставленных целей; базисный учебный план, определя- ющий подготовку бакалавра, специалиста, магистра по данному направлению, специальности, профилю; основа индивидуального обучения (воспитания) студента.
Содержание образовательной программы, принципы и критерии построения, технологии ее реализации имеют не только теоретиче- ское, практическое, но и нравственное значение. Они служат основой формирования новых профессиональных компетенций, включающих навыки эффективного взаимодействия всех участников образователь- ного процесса, в ситуации реального эксперимента и нововведений.
112
В требованиях к конкурсной документации для получения госу- дарственной поддержки вузов, внедряющих инновационные образо- вательные программы, отмечается, что программы должны:
●
быть направлены на формирование инновационной образова- тельной среды вуза как комплекса условий, ресурсов и инфраструкту- ры, обеспечивающей внедрение инновационных образовательных технологий, развитой информационно-аналитической системы и эф- фективных управленческих решений;
●
строиться как совокупность актуальных научно-образова- тельных проектов, выполнение которых позволит университетам ди- намично реагировать на вызовы в образовании и науке, ориентиро- ваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда.
Управление образовательной программой с использованием гу-
манитарных технологий
В первой главе была дана система гуманитарных технологий эти- ки, которая включает: этическую экспертизу, этический аудит, этиче- ское консультирование, этическое проектирование, этическое образо- вание, нравственное воспитание, этическое управление. Все они в ко- нечном сете являются способом организации совместной деятельно- сти людей для достижения общей цели, на основе гармонизации ин- тересов всех заинтересованных сторон.
Используем этическую экспертизу постановкиуправленческой задачи по разработке и открытию новых образовательных программ в
Программе стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена на
2006–2010 гг.
Ожидаемый результат: пакеты образовательных программ, востребован- ных на рынке труда.
Пути решения:
•
Проведение маркетинговых исследований рынка труда.
•
Изучение запросов работодателей.
•
Разработка механизма ротации образовательных программ.
•
Лицензирование образовательных программ, востребованных на рынке труда (в том числе международном).
Показатели результативности:
•
Количество внедренных новых образовательных программ (ежегодная по- ложительная динамика);
•
Доля студентов, осваивающих образовательные программы.
113
Задание для обсуждения в группе
В университете, где вы работаете или учитесь, вы и ваши коллеги могут придерживаться различных взглядов на обновление или изменение образова- тельных программ. Попробуйте выстроить треугольник, обсудив с коллегами идеальные условия реформирования образовательных программ: цели, процес- сы, люди.
Цели и задачи
Системы и процессы
Люди, качества личности
Основой образовательной программы является образовательный
стандарт, содержащий совокупность трех систем требований: к струк- туре образования, структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечи- вают необходимое личностное и профессиональное развитие
1
Разработка стандартов нового поколения, а также участие мно- гих вузов в реализации принципов Болонского соглашения открыва- ют новые возможности для инновационных подходов к управлению образовательными программами. Эти возможности включают:
•
модульно-компетентностный принцип построения учебного плана;
•
нелинейное расписание, ориентированное на выбор индивиду- ального образовательного маршрута студентом;
•
балльно-рейтинговую кредитную систему оценки достижений студентов.
Модульное обучение большинством исследователей (С. Архан- гельский, Г. В. Ярочкина и др.) определяется как инновационный вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе созна- тельного выбора, адаптированного к индивидуальным возможностям и запросам обучающегося.
Модульно-компетентностный подход представляет собой модель организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность ключевых и профессиональных компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения — модульное по- строение структуры и содержания профессионального образования
2 1
Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. М.,
2006. С. 9.
2
Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных матери- алов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профес-
114
Управление расписанием — важнейшая часть управления об- разовательным процессом и необходимое условие реализации образо- вательной программы. Линейное расписание — традиционная форма реализации рабочего плана с учетом количества учебных недель в се- местре (в учебном году два семестра). Нелинейное расписание базиру- ется на модульном принципе построения учебного плана, учитываю- щем статус дисциплин: «А» — обязательные и последовательные,
«В» — обязательные и непоследовательные, «С» — дисциплины по выбору. Дисциплины объединяются в блоки, учитывающие время, необходимое для формирования необходимых компетенций. Таких блоков может быть три (триместры), четыре. На факультете управле- ния РГПУ им. А. И. Герцена расписание на учебный год включает пять блоков, каждый из которых завершается предусмотренными учебным планом формами отчетности: экзаменами, зачетами, защи- той курсовых работ и проектов.
Результаты образования — это ожидаемые и измеряемые кон- кретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций; они описыва- ют, что должен будет в состоянии делать студент (выпускник) по за- вершении всей или части образовательной программы.
Рекомендации № 1
по разработке образовательной программы
(Подготовлены учебно-методическим управлением
РГПУ им. А. И. Герцена)
Ключевые вопросы
Профиль программы
•
Насколько понятно, четко и полно определена потребность в (новой) программе и потенциал для ее реализации?
•
Направлена ли она на удовлетворение существующих или новых профессиональных и (или) социальных потребно- стей?
•
Были ли проведены консультации с заинтересованными сторонами? Были ли определены требования к программе?
•
Использовался ли при проведении консультаций адекват- ный подход? Были ли отобраны группы, релевантные рассматриваемой программе?
•
Ясно ли прописан профиль программы, определены ее це- левые группы, а также место в национальном и междуна- родном контексте?
сионального образования: Методическое пособие. М., 2006. С. 92.
115
Ключевые вопросы
•
Существуют ли убедительные доказательства того, что ди- плом программы будет признаваем в будущем на рынке труда? Связано ли это с определенным профессиональным или социальным контекстом?
•
Является ли профиль программы академически важным и интересным для студентов и профессорско-преподаватель- ского состава?
•
Есть ли понимание образовательного контекста, в рамках которого будет реализована программа?
Результаты обучения
•
Определены ли результаты обучения полно и соответству- ющим образом на уровне всей программы в целом и каждо- го из ее компонентов?
•
Соответствуют ли результаты обучения профилю програм- мы? Распределены ли должным образом результаты обуче- ния между различными частями программы?
•
В достаточной ли степени гарантировано развитие и связ- ность программы и отдельных ее элементов?
•
Сформулированы ли результаты обучения в терминах пред- метно-специфических (subject-specific) и общих (generic) компетенций, включающих знания, понимание, навыки, способности и ценности?
•
Чем гарантировано признание и понимание результатов обучения в рамках Европы и за ее пределами?
Ключевые вопросы
Компетенции
•
Четко ли определены и сформулированы предметно-специ- фические и общие компетенции, которые будут получены студентом?
•
Является ли уровень приобретаемых компетенций доста- точным для соответствующего уровня программы?
•
Могут ли быть измерены компетенции?
•
Гарантировано ли формирование компетенций?
•
Могут ли полученные компетенции быть оценены должным образом?
•
Четко ли прописана методология оценки компетенций, под- ходит ли она для обозначенных результатов обучения?
•
Ясно ли определены подходы, выбранные для обучения и преподавания с целью приобретения компетенций? Чем га- рантировано достижение результатов?
•
Являются ли выбранные подходы в достаточной степени вариативными и инновационными (креативными)?
•
Могут ли определенные компетенции быть сопоставлены с
116
Ключевые вопросы европейскими контрольными параметрами (reference points) по каждой предметной области? (если применимо)
Уровень
•
Учитывается ли при определении образовательных потреб- ностей вступительный (начальный) уровень потенциальных студентов?
•
Соответствует ли уровень результатов обучения и компе- тенций уровню (уровням) степени (цикла), предусмотрен- ного европейской или национальной квалификационной рамкой?
•
Если включены подуровни, то описаны ли они в терминах результатов обучения, отраженных в компетенциях?
•
Прописаны ли уровни в терминах: приобретения знаний, понимания, навыков и способностей, применения знаний, понимания, навыков и способностей, высказывания инфор- мативных суждений и принятия решений, коммуникатив- ных знаний и понимания, возможностей для продолжения обучения.
Кредиты и учебная на- грузка
•
Основана ли программа на кредитах ECTS? Соответствует ли они основным требованиям ECTS?
•
Определено ли количество кредитов для программы? Чем гарантирована правильность определения кредитов?
•
Каким образом кредиты связаны с результатами обучения на программе?
Ключевые вопросы
•
Каким образом контролируется связь между учебной на- грузкой и определенными кредитами?
•
Каким образом гарантируется сбалансированная учебная нагрузка студентов на время каждого периода обучения в терминах обучения, преподавания и оценки деятельности?
•
Какие механизмы используются для пересмотра распреде- ления кредитов, а также обучения, преподавания и оценки?
Каким образом вовлечены в этот процесс студенты?
•
Представлена ли информация о программе (модули и (или) единицы курса (course units) в соответствии с руководством пользователя ECTS (ECTS Users’ Guide)?
•
Как организована студенческая мобильность на программе?
•
Как организованы консультации студентам о возможностях мобильности?
•
Каким образом используются для мобильности ключевые документы ECTS?
•
Кто несет ответственность за признание, какие процедуры
117