Файл: Л. А. Громова этика управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.1. Э
ТИЧЕСКИЕ
КОДЕКСЫ
:
ОТ
ТЕОРИИ
К
ТЕХНОЛОГИИ
Этический кодекс (лат. codex — «книга, систематизированный свод законов») можно рассматривать:

как форму коллективного договора;

добровольное принятие обязательств, обеспечивающих дости- жение доверия, согласия, успеха;

инструмент прояснения стратегии и ценностей организации;

механизм внедрения хорошего (надлежащего) управления и стандартов деловой этики.
Традиции принятия кодексов чести имеют давнюю историю.
Российские предприниматели прошлого смотрели на свою рыноч- ную деятельность не только как на источник прибыли, но и как на нравственную миссию, возложенную на них Богом. Российские коммерсанты, промышленники активно опирались на благотвори- тельность, меценатство, оказывали помощь бедным и инвалидам, соблюдали кодекс чести при заключении сделок. Целые предприни- мательские династии выросли из среды староверов, которые твердо чтили христианские заповеди, всегда были скрупулезно честны со своими контрагентами. Богатые предприниматели Абрикосовы,
Алексеевы, Боткины, Мамонтовы, Третьяковы, Рябушинские, Смир- новы, Кузнецовы и многие другие стали известными меценатами, много внимания уделяли, как сейчас говорят, социальной сфере на своих предприятиях. Понятия долга, чести российские предприни- матели знали и чтили.
Для формирования принципов деловой этики многое сделала рос- сийская школа коммерческого образования. Первое в Европе коммер- ческое училище было организовано в 1772 г. на средства П. А. Де- мидова при Воспитательном доме в Москве. Дальнейшее развитие си- стемы коммерческого образования осуществлялось при поддержке
Русского технического общества, Общества для содействия развитию русской промышленности и торговли. В предпринимательской среде капиталистической старой России организовывались клубы, гильдии, ассоциации, которые строго блюли чистоту своих рядов, исключая членов за нарушения кодекса чести.
133

Используемые российскими промышленниками принципы веде- ния дел получили известность в 1912 г. в виде моральных норм:

Уважай власть. Порядок во всем опирается на власть, она яв- ляется условием эффективного ведения дела.

Будь честен и правдив. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринима- тельство — основа благополучия государства. Российский предпри- ниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны.

Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уваже- ние, гармонию интересов и создает условия для развития у людей са- мых разнообразных способностей.

Будь верен слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?»
Слово, рукопожатие делового человека должно цениться выше дело- вых бумажек.

Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности.

Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель, но любая цель не может затмить моральные ценности.
Данные принципы во многом перекликаются как с современными российскими кодексами ведения деловой практики, так и с зарубеж- ными нормами этики бизнеса. К сожалению, многие традиции частно- го предпринимательства были прерваны в годы советской власти. В настоящее время дискуссии о том, способны ли современные россий- ские бизнесмены возродить лучшие традиции российского предпри- нимательства, перешли в область поиска инструментов создания наи- лучшей практики деловой среды и внутренней культуры организаций.
«Дикое» развитие капитализма, характерное для первоначального пе- риода развития рыночных отношений в 1990-е гг. в России, изживает себя, подчиняясь объективным закономерностям и этическим страте- гиям цивилизованного международного бизнеса.
В странах с развитой рыночной экономикой за последние годы внимание к этической стороне деловых отношений весьма возросло.
Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются между- народные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, из- даются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что ученые и деловое сообщество не только признают существование эти- ческих проблем, но придают им огромное значение.
134


К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, исследователи относят:

соотношение целей и средств их достижения;

соотношение личных и общественных интересов;

выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результа- том;

соотношение материальных и духовных ценностей при приня- тии решений
1
Остановимся подробнее на исследовании роли этических кодек- сов в решении нравственных вопросов организации и управлении де- ловыми отношениями и поведением. В современных условиях ключе- вые этические проблемы, регулируемые этическими кодексами, воз- никают в отношениях:

между организациями;

между организациями и государством;

между производителями и потребителями;

между руководством (менеджментом) организацией и владель- цами (инвесторами);

между организациями и местным сообществом;

между организациями и окружающей средой;

внутри организации (между руководителями и подчиненными, межличностные отношения в организации).
Этические кодексы, влияющие на организационное поведение:

международные и национальные кодексы этики бизнеса;

корпоративного управления;

этические кодексы организации;

профессиональные кодексы этики;

персональные кодексы деловой этики.
В зависимости от субъектов разработки кодексов (добровольные международные ассоциации, корпорации, профессиональные объеди- нения, инициативные группы) и объектов этического регулирования
(поведение организаций, предпринимателей, менеджеров, персонала, индивида) различают разные виды этических кодексов.
Наиболее общие требования к этике делового поведения содер- жатся в международных кодексах этики бизнеса. Кодекс этики биз-
неса — это совокупность правых и этических норм, определяющих справедливые отношения между субъектами предпринимательской
1
См.: Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отноше- ний: Учебник. М., 2002. С. 22; Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса.
М., 2000. С. 182–195.
135
деятельности. Одним из примеров такого кодекса можно считать при- нятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко —
«Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объеди- нить основы восточной и западной деловых культур; ее инициатора- ми были руководители крупнейших национальных и транснациональ- ных корпораций США, Западной Европы и Японии
1
В преамбуле «Принципов международного бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но недостаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценно- сти, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба»
2
Главные принципы этики международного бизнеса:
1.
Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров. Бизнес должен поддерживать свое соб- ственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью. Роль компаний — со- действовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают.
2.
Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирово- го сообщества, бережно использовать природные ресурсы, ве- сти свободную и честную конкуренцию.
3.
Этика бизнеса: от буквы закона — к духу доверия. Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осозна- вать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполне- ние обещаний и открытость способствуют не только повыше- нию доверия к себе и собственной стабильности, но и смягче- нию и большей эффективности коммерческих сделок, особен- но на международном уровне.
1
Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 50.
2
Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммер- ческой практики. М., 2002. С. 60.
136


4.
Уважение правовых норм. Компании обязаны уважать дух и букву закона как своей страны, так и других стран.
5.
Поддержка многосторонних торговых отношений. Фирмам следует оказывать поддержку международным торговым си- стемам, таким как Всемирная торговая организация и другим, осуществляющим функцию этического контроля за добросо- вестным поведением агентов международного рынка.
6.
Уважительное отношение к окружающей среде. Бизнес обязан охранять и, где возможно, улучшать окружающую среду.
7.
Отказ от противозаконных действий. Бизнес не должен участ- вовать или мириться со взяточничеством, «отмыванием денег» и другими бесчестными приемами. Он не должен заниматься торговлей оружием и другими предметами, используемыми в террористической деятельности, распространением наркоти- ков и другими видами организованной преступности.
Вышеперечисленные требования могут служить критерием оцен- ки уровня деловой культуры партнеров, их готовности к поддержа- нию деловой морали, соблюдению партнерских отношений, по- строенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве долга, умении держать данное слово. В этом смысле вступление России в
ВТО можно рассматривать как добровольное принятие на себя нрав- ственных обязательств соответствовать требованиям цивилизованно- го кодекса этики.
Не менее значимым фактором нравственного оздоровления де- ловых отношений и общества являются национальные этические
кодексы. Национальный фонд «Российская деловая культура» раз- работал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей соблюдать принципы деловой этики
1
Таблица 2
Принципы деловых отношений

п/п
Наименова- ние группы принципов
Состав принципов групп
1
Принципы личности
Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение дают-
1
Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. С. 189.
137
ся выполнением принятых деловых обязательств.
Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей
2
Принципы профессио- нала
Всегда веди дело сообразно средствам.
Оправдывай доверие, в нем — основа предприниматель- ства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже вы- игрывает сделки
3
Принципы гражданина
России
Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия.
Не требуй за него непременного общественного призна- ния
4
Принципы гражданина
Земли
При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
Найди в себе силы противостоять преступности и корруп- ции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.
Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие
Следующим по масштабам и объему регулируемых деловых от- ношений типом кодексов можно считать корпоративные кодексы
этики, которые включают два типа: кодекс корпоративного управле- ния и этический кодекс организации.
Корпоративное управление как область этической регуляции сла- бо изучено в России. Сам термин «корпоративное управление» вошел в употребление с конца 1990-х гг. С одной стороны, за этот период в
России изменилась роль частного сектора в экономическом развитии и создании рабочих мест; с другой — корпоративные скандалы и гло- бальная конкуренция способствовали тому, чтобы это понятие стало широко распространенным и привлекло внимание исследователей.
Международная финансовая корпорация (МФК) и ее проект
«Корпоративное управление в России» определяют корпоративное управление как «структуры и процессы руководства компаниями и
138

контроля за ними»
1
. Фактически впервые в отечественной литературе анализируются этические принципы защиты интересов акционеров и владельцев компаний. Исторически причиной создания этической си- стемы корпоративного управления послужили кризисы и банкротства крупных корпораций. Так, в начале 1990-х гг. произошел ряд банкротств, связанных с компанией Maxwell Group, которая присвои- ла активы пенсионных фондов. Уже в ХХI в. мы стали свидетелями банкротства компании Enron в США, скандала с компанией Parmalat в
Италии.
В результате всех этих банкротств и скандалов, которые часто возникали по причине некомпетентности или явного мошенничества, принимались определенные меры, влияющие на систему корпоратив- ного управления, среди которых особого внимания заслуживают многочисленные кодексы корпоративного управления, нашедшие от- ражение и в международных принципах этики корпоративного управ- ления.
Концепция корпоративного управления строится на описании четырех ключевых принципов, среди которых доминирующими яв- ляются нравственные принципы:

справедливость: система корпоративного управления должна защищать права акционеров;

ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчи- вости, здоровых с финансовой точки зрения предпринимателей;

прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам;

подотчетность: система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство организации, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров организации и ее акционерам.
Корпоративное управление не следует путать с менеджментом.
Для корпоративного управления главное — механизмы, обеспечиваю- щие добросовестное, ответственное, прозрачное корпоративное пове- дение и подотчетность. Принципы корпоративного управления опре- деляются на самом высоком уровне в системе руководства организа- цией и обеспечивают управление ею в интересах акционеров. В стра-
1
Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. Т. 1. Ч. 1: Введение в кор- поративное управление. М., 2004. С. 28.
139

нах, где правовая база не развита, например в России, инвесторы го- товы платить премию за хорошее управление компанией, и для рос- сийских компаний такая премия составляет в среднем 38%.
Общепринятые принципы корпоративного управления — это ба- зовые, исходные начала, лежащие в основе формирования, функцио- нирования и совершенствования всей системы управления организа- цией и определяющие содержание ее этических кодексов и норм.
Некоторые российские акционерные общества добровольно при- няли кодексы корпоративного управления в дополнение к своим уста- вам и внутренним документам. Большинство таких принципов пред- ставляет собой краткое и простое изложение принципов. Они, как правило, отражают желание совета директоров и исполнительных ор- ганов вести дела организации честным, добросовестным и социально ответственным образом.
Кодексы могут охватывать широкий круг вопросов, в том числе указанные ниже.
Общие вопросы корпоративного управления:

миссия, цели, задачи организации;

принципы взаимоотношений между акционерами и советом ди- ректоров;

принципы взаимоотношений между советом директоров и гене- ральным директором.
Раскрытие информации и прозрачность:

система внутреннего контроля, включая управление рисками;

политика общества в отношении пользования аудиторскими и консультационными услугами, оказываемыми одной и той же фир- мой;

отчетность, политика и стандарты раскрытия информации.
Подотчетность организации заинтересованным лицам:

информирование инвесторов и взаимодействие с ними.
Перечень включенных в кодекс принципов будет зависеть от того, какие из них имеют наибольшее значение для организации. Как правило, кодексы корпоративного управления утверждаются советом директоров, рассылаются акционерам и инвесторам, публикуются на сайте общества в Интернете и рекомендуются руководству и персона- лу организации к созданию и добровольному исполнению корпора- тивных этических кодексов поведения.
6.2. К
ОРПОРАТИВНЫЙ
КОДЕКС
ЭТИКИ
140

Этический кодекс организации, или корпоративный кодекс этики, представляет собой руководство по профессиональному поведению, в котором устанавливаются обязанности должностных лиц и работни- ков компании перед заинтересованными лицами, в том числе перед коллегами, клиентами, деловыми партнерами (например, поставщика- ми), государственными органами и обществом в целом.
Организация может счесть целесообразным принять кодекс эти- ки, поскольку он выполняет функции:

улучшает корпоративную репутацию и имидж организации.
«Репутация и имидж организации представляет собой неотъемлемую часть ее имущества, хотя и являются нематериальными активами.
Принятие кодекса этики — это эффективный способ подчеркнуть, что организация привержена принципам надлежащего поведения»
1
;

улучшает управление рисками и кризисное управление. Благо- даря кодексу этики менеджеры и директора организации могут узнать о потенциальных проблемах до того, как последние перерас- тут в глубокий кризис, поскольку кодекс побуждает работников ре- агировать на возникающие перед ними проблемы этического харак- тера;

совершенствуют корпоративную культуру и подчеркивают зна- чимость корпоративных ценностей. Кодекс этики, разработанный должностными лицами, в том случае, если персонал будет ему следо- вать, может содействовать выработке единой корпоративной культу- ры, основой которой будет служить система общих ценностей;

содействует эффективному взаимодействию с заинтересованны- ми лицами. В случае конфликтных ситуаций или разногласий кодекс подчеркивает приверженность организации принципам этического поведения и тот факт, что возможные нарушения являются всего лишь исключением из правила;

позволяет избегать судебных разбирательств. Кодекс этики в со- четании с эффективной программой обучения по этическим вопросам может содействовать минимизации риска судебного разбирательства, связанного с мошенничеством, конфликтами интересов, коррупцией, взяточничеством и инсайдерскими сделками.
У каждой организации есть свои особенности, определяемые ее размером, сферой деятельности, деловой культурой, системой ценно- стей, а также те области, которые требуют особой щепетильности в
1
Пособие по корпоративному управлению. Т. 1. Ч. 1. С. 90.
141