ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.1. Э
ТИЧЕСКИЕ
КОДЕКСЫ
:
ОТ
ТЕОРИИ
К
ТЕХНОЛОГИИ
Этический кодекс (лат. codex — «книга, систематизированный свод законов») можно рассматривать:
●
как форму коллективного договора;
●
добровольное принятие обязательств, обеспечивающих дости- жение доверия, согласия, успеха;
●
инструмент прояснения стратегии и ценностей организации;
●
механизм внедрения хорошего (надлежащего) управления и стандартов деловой этики.
Традиции принятия кодексов чести имеют давнюю историю.
Российские предприниматели прошлого смотрели на свою рыноч- ную деятельность не только как на источник прибыли, но и как на нравственную миссию, возложенную на них Богом. Российские коммерсанты, промышленники активно опирались на благотвори- тельность, меценатство, оказывали помощь бедным и инвалидам, соблюдали кодекс чести при заключении сделок. Целые предприни- мательские династии выросли из среды староверов, которые твердо чтили христианские заповеди, всегда были скрупулезно честны со своими контрагентами. Богатые предприниматели Абрикосовы,
Алексеевы, Боткины, Мамонтовы, Третьяковы, Рябушинские, Смир- новы, Кузнецовы и многие другие стали известными меценатами, много внимания уделяли, как сейчас говорят, социальной сфере на своих предприятиях. Понятия долга, чести российские предприни- матели знали и чтили.
Для формирования принципов деловой этики многое сделала рос- сийская школа коммерческого образования. Первое в Европе коммер- ческое училище было организовано в 1772 г. на средства П. А. Де- мидова при Воспитательном доме в Москве. Дальнейшее развитие си- стемы коммерческого образования осуществлялось при поддержке
Русского технического общества, Общества для содействия развитию русской промышленности и торговли. В предпринимательской среде капиталистической старой России организовывались клубы, гильдии, ассоциации, которые строго блюли чистоту своих рядов, исключая членов за нарушения кодекса чести.
133
Используемые российскими промышленниками принципы веде- ния дел получили известность в 1912 г. в виде моральных норм:
●
Уважай власть. Порядок во всем опирается на власть, она яв- ляется условием эффективного ведения дела.
●
Будь честен и правдив. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.
●
Уважай право частной собственности. Свободное предпринима- тельство — основа благополучия государства. Российский предпри- ниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны.
●
Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уваже- ние, гармонию интересов и создает условия для развития у людей са- мых разнообразных способностей.
●
Будь верен слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит?»
Слово, рукопожатие делового человека должно цениться выше дело- вых бумажек.
●
Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности.
●
Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель, но любая цель не может затмить моральные ценности.
Данные принципы во многом перекликаются как с современными российскими кодексами ведения деловой практики, так и с зарубеж- ными нормами этики бизнеса. К сожалению, многие традиции частно- го предпринимательства были прерваны в годы советской власти. В настоящее время дискуссии о том, способны ли современные россий- ские бизнесмены возродить лучшие традиции российского предпри- нимательства, перешли в область поиска инструментов создания наи- лучшей практики деловой среды и внутренней культуры организаций.
«Дикое» развитие капитализма, характерное для первоначального пе- риода развития рыночных отношений в 1990-е гг. в России, изживает себя, подчиняясь объективным закономерностям и этическим страте- гиям цивилизованного международного бизнеса.
В странах с развитой рыночной экономикой за последние годы внимание к этической стороне деловых отношений весьма возросло.
Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются между- народные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, из- даются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что ученые и деловое сообщество не только признают существование эти- ческих проблем, но придают им огромное значение.
134
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, исследователи относят:
–
соотношение целей и средств их достижения;
–
соотношение личных и общественных интересов;
–
выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результа- том;
–
соотношение материальных и духовных ценностей при приня- тии решений
1
Остановимся подробнее на исследовании роли этических кодек- сов в решении нравственных вопросов организации и управлении де- ловыми отношениями и поведением. В современных условиях ключе- вые этические проблемы, регулируемые этическими кодексами, воз- никают в отношениях:
●
между организациями;
●
между организациями и государством;
●
между производителями и потребителями;
●
между руководством (менеджментом) организацией и владель- цами (инвесторами);
●
между организациями и местным сообществом;
●
между организациями и окружающей средой;
●
внутри организации (между руководителями и подчиненными, межличностные отношения в организации).
Этические кодексы, влияющие на организационное поведение:
●
международные и национальные кодексы этики бизнеса;
●
корпоративного управления;
●
этические кодексы организации;
●
профессиональные кодексы этики;
●
персональные кодексы деловой этики.
В зависимости от субъектов разработки кодексов (добровольные международные ассоциации, корпорации, профессиональные объеди- нения, инициативные группы) и объектов этического регулирования
(поведение организаций, предпринимателей, менеджеров, персонала, индивида) различают разные виды этических кодексов.
Наиболее общие требования к этике делового поведения содер- жатся в международных кодексах этики бизнеса. Кодекс этики биз-
неса — это совокупность правых и этических норм, определяющих справедливые отношения между субъектами предпринимательской
1
См.: Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отноше- ний: Учебник. М., 2002. С. 22; Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса.
М., 2000. С. 182–195.
135
деятельности. Одним из примеров такого кодекса можно считать при- нятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко —
«Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объеди- нить основы восточной и западной деловых культур; ее инициатора- ми были руководители крупнейших национальных и транснациональ- ных корпораций США, Западной Европы и Японии
1
В преамбуле «Принципов международного бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но недостаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценно- сти, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба»
2
Главные принципы этики международного бизнеса:
1.
Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров. Бизнес должен поддерживать свое соб- ственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью. Роль компаний — со- действовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают.
2.
Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирово- го сообщества, бережно использовать природные ресурсы, ве- сти свободную и честную конкуренцию.
3.
Этика бизнеса: от буквы закона — к духу доверия. Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осозна- вать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполне- ние обещаний и открытость способствуют не только повыше- нию доверия к себе и собственной стабильности, но и смягче- нию и большей эффективности коммерческих сделок, особен- но на международном уровне.
1
Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 50.
2
Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммер- ческой практики. М., 2002. С. 60.
136
«Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объеди- нить основы восточной и западной деловых культур; ее инициатора- ми были руководители крупнейших национальных и транснациональ- ных корпораций США, Западной Европы и Японии
1
В преамбуле «Принципов международного бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но недостаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценно- сти, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба»
2
Главные принципы этики международного бизнеса:
1.
Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров. Бизнес должен поддерживать свое соб- ственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью. Роль компаний — со- действовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают.
2.
Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирово- го сообщества, бережно использовать природные ресурсы, ве- сти свободную и честную конкуренцию.
3.
Этика бизнеса: от буквы закона — к духу доверия. Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осозна- вать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполне- ние обещаний и открытость способствуют не только повыше- нию доверия к себе и собственной стабильности, но и смягче- нию и большей эффективности коммерческих сделок, особен- но на международном уровне.
1
Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000. С. 50.
2
Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммер- ческой практики. М., 2002. С. 60.
136
4.
Уважение правовых норм. Компании обязаны уважать дух и букву закона как своей страны, так и других стран.
5.
Поддержка многосторонних торговых отношений. Фирмам следует оказывать поддержку международным торговым си- стемам, таким как Всемирная торговая организация и другим, осуществляющим функцию этического контроля за добросо- вестным поведением агентов международного рынка.
6.
Уважительное отношение к окружающей среде. Бизнес обязан охранять и, где возможно, улучшать окружающую среду.
7.
Отказ от противозаконных действий. Бизнес не должен участ- вовать или мириться со взяточничеством, «отмыванием денег» и другими бесчестными приемами. Он не должен заниматься торговлей оружием и другими предметами, используемыми в террористической деятельности, распространением наркоти- ков и другими видами организованной преступности.
Вышеперечисленные требования могут служить критерием оцен- ки уровня деловой культуры партнеров, их готовности к поддержа- нию деловой морали, соблюдению партнерских отношений, по- строенных на доверии, добропорядочности, честности, чувстве долга, умении держать данное слово. В этом смысле вступление России в
ВТО можно рассматривать как добровольное принятие на себя нрав- ственных обязательств соответствовать требованиям цивилизованно- го кодекса этики.
Не менее значимым фактором нравственного оздоровления де- ловых отношений и общества являются национальные этические
кодексы. Национальный фонд «Российская деловая культура» раз- работал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей соблюдать принципы деловой этики
1
Таблица 2
Принципы деловых отношений
№
п/п
Наименова- ние группы принципов
Состав принципов групп
1
Принципы личности
Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
Уважай участников общего дела — это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение дают-
1
Шихарев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. С. 189.
137
ся выполнением принятых деловых обязательств.
Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей
2
Принципы профессио- нала
Всегда веди дело сообразно средствам.
Оправдывай доверие, в нем — основа предприниматель- ства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже вы- игрывает сделки
3
Принципы гражданина
России
Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия.
Не требуй за него непременного общественного призна- ния
4
Принципы гражданина
Земли
При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
Найди в себе силы противостоять преступности и корруп- ции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.
Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие
Следующим по масштабам и объему регулируемых деловых от- ношений типом кодексов можно считать корпоративные кодексы
этики, которые включают два типа: кодекс корпоративного управле- ния и этический кодекс организации.
Корпоративное управление как область этической регуляции сла- бо изучено в России. Сам термин «корпоративное управление» вошел в употребление с конца 1990-х гг. С одной стороны, за этот период в
России изменилась роль частного сектора в экономическом развитии и создании рабочих мест; с другой — корпоративные скандалы и гло- бальная конкуренция способствовали тому, чтобы это понятие стало широко распространенным и привлекло внимание исследователей.
Международная финансовая корпорация (МФК) и ее проект
«Корпоративное управление в России» определяют корпоративное управление как «структуры и процессы руководства компаниями и
138
Воздерживайся от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей
2
Принципы профессио- нала
Всегда веди дело сообразно средствам.
Оправдывай доверие, в нем — основа предприниматель- ства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер — тот, который тоже вы- игрывает сделки
3
Принципы гражданина
России
Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия.
Не требуй за него непременного общественного призна- ния
4
Принципы гражданина
Земли
При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
Найди в себе силы противостоять преступности и корруп- ции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодны всем.
Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они не хуже и не лучше нас, они — просто другие
Следующим по масштабам и объему регулируемых деловых от- ношений типом кодексов можно считать корпоративные кодексы
этики, которые включают два типа: кодекс корпоративного управле- ния и этический кодекс организации.
Корпоративное управление как область этической регуляции сла- бо изучено в России. Сам термин «корпоративное управление» вошел в употребление с конца 1990-х гг. С одной стороны, за этот период в
России изменилась роль частного сектора в экономическом развитии и создании рабочих мест; с другой — корпоративные скандалы и гло- бальная конкуренция способствовали тому, чтобы это понятие стало широко распространенным и привлекло внимание исследователей.
Международная финансовая корпорация (МФК) и ее проект
«Корпоративное управление в России» определяют корпоративное управление как «структуры и процессы руководства компаниями и
138
контроля за ними»
1
. Фактически впервые в отечественной литературе анализируются этические принципы защиты интересов акционеров и владельцев компаний. Исторически причиной создания этической си- стемы корпоративного управления послужили кризисы и банкротства крупных корпораций. Так, в начале 1990-х гг. произошел ряд банкротств, связанных с компанией Maxwell Group, которая присвои- ла активы пенсионных фондов. Уже в ХХI в. мы стали свидетелями банкротства компании Enron в США, скандала с компанией Parmalat в
Италии.
В результате всех этих банкротств и скандалов, которые часто возникали по причине некомпетентности или явного мошенничества, принимались определенные меры, влияющие на систему корпоратив- ного управления, среди которых особого внимания заслуживают многочисленные кодексы корпоративного управления, нашедшие от- ражение и в международных принципах этики корпоративного управ- ления.
Концепция корпоративного управления строится на описании четырех ключевых принципов, среди которых доминирующими яв- ляются нравственные принципы:
●
справедливость: система корпоративного управления должна защищать права акционеров;
●
ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчи- вости, здоровых с финансовой точки зрения предпринимателей;
●
прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам;
●
подотчетность: система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство организации, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров организации и ее акционерам.
Корпоративное управление не следует путать с менеджментом.
Для корпоративного управления главное — механизмы, обеспечиваю- щие добросовестное, ответственное, прозрачное корпоративное пове- дение и подотчетность. Принципы корпоративного управления опре- деляются на самом высоком уровне в системе руководства организа- цией и обеспечивают управление ею в интересах акционеров. В стра-
1
Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. Т. 1. Ч. 1: Введение в кор- поративное управление. М., 2004. С. 28.
139
1
. Фактически впервые в отечественной литературе анализируются этические принципы защиты интересов акционеров и владельцев компаний. Исторически причиной создания этической си- стемы корпоративного управления послужили кризисы и банкротства крупных корпораций. Так, в начале 1990-х гг. произошел ряд банкротств, связанных с компанией Maxwell Group, которая присвои- ла активы пенсионных фондов. Уже в ХХI в. мы стали свидетелями банкротства компании Enron в США, скандала с компанией Parmalat в
Италии.
В результате всех этих банкротств и скандалов, которые часто возникали по причине некомпетентности или явного мошенничества, принимались определенные меры, влияющие на систему корпоратив- ного управления, среди которых особого внимания заслуживают многочисленные кодексы корпоративного управления, нашедшие от- ражение и в международных принципах этики корпоративного управ- ления.
Концепция корпоративного управления строится на описании четырех ключевых принципов, среди которых доминирующими яв- ляются нравственные принципы:
●
справедливость: система корпоративного управления должна защищать права акционеров;
●
ответственность: система корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц в целях создания благосостояния, рабочих мест и обеспечения устойчи- вости, здоровых с финансовой точки зрения предпринимателей;
●
прозрачность: система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам;
●
подотчетность: система корпоративного управления должна обеспечивать стратегическое руководство организации, эффективный контроль за управляющими со стороны совета директоров, а также подотчетность совета директоров организации и ее акционерам.
Корпоративное управление не следует путать с менеджментом.
Для корпоративного управления главное — механизмы, обеспечиваю- щие добросовестное, ответственное, прозрачное корпоративное пове- дение и подотчетность. Принципы корпоративного управления опре- деляются на самом высоком уровне в системе руководства организа- цией и обеспечивают управление ею в интересах акционеров. В стра-
1
Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. Т. 1. Ч. 1: Введение в кор- поративное управление. М., 2004. С. 28.
139
нах, где правовая база не развита, например в России, инвесторы го- товы платить премию за хорошее управление компанией, и для рос- сийских компаний такая премия составляет в среднем 38%.
Общепринятые принципы корпоративного управления — это ба- зовые, исходные начала, лежащие в основе формирования, функцио- нирования и совершенствования всей системы управления организа- цией и определяющие содержание ее этических кодексов и норм.
Некоторые российские акционерные общества добровольно при- няли кодексы корпоративного управления в дополнение к своим уста- вам и внутренним документам. Большинство таких принципов пред- ставляет собой краткое и простое изложение принципов. Они, как правило, отражают желание совета директоров и исполнительных ор- ганов вести дела организации честным, добросовестным и социально ответственным образом.
Кодексы могут охватывать широкий круг вопросов, в том числе указанные ниже.
Общие вопросы корпоративного управления:
–
миссия, цели, задачи организации;
–
принципы взаимоотношений между акционерами и советом ди- ректоров;
–
принципы взаимоотношений между советом директоров и гене- ральным директором.
Раскрытие информации и прозрачность:
–
система внутреннего контроля, включая управление рисками;
–
политика общества в отношении пользования аудиторскими и консультационными услугами, оказываемыми одной и той же фир- мой;
–
отчетность, политика и стандарты раскрытия информации.
Подотчетность организации заинтересованным лицам:
–
информирование инвесторов и взаимодействие с ними.
Перечень включенных в кодекс принципов будет зависеть от того, какие из них имеют наибольшее значение для организации. Как правило, кодексы корпоративного управления утверждаются советом директоров, рассылаются акционерам и инвесторам, публикуются на сайте общества в Интернете и рекомендуются руководству и персона- лу организации к созданию и добровольному исполнению корпора- тивных этических кодексов поведения.
6.2. К
ОРПОРАТИВНЫЙ
КОДЕКС
ЭТИКИ
140
Общепринятые принципы корпоративного управления — это ба- зовые, исходные начала, лежащие в основе формирования, функцио- нирования и совершенствования всей системы управления организа- цией и определяющие содержание ее этических кодексов и норм.
Некоторые российские акционерные общества добровольно при- няли кодексы корпоративного управления в дополнение к своим уста- вам и внутренним документам. Большинство таких принципов пред- ставляет собой краткое и простое изложение принципов. Они, как правило, отражают желание совета директоров и исполнительных ор- ганов вести дела организации честным, добросовестным и социально ответственным образом.
Кодексы могут охватывать широкий круг вопросов, в том числе указанные ниже.
Общие вопросы корпоративного управления:
–
миссия, цели, задачи организации;
–
принципы взаимоотношений между акционерами и советом ди- ректоров;
–
принципы взаимоотношений между советом директоров и гене- ральным директором.
Раскрытие информации и прозрачность:
–
система внутреннего контроля, включая управление рисками;
–
политика общества в отношении пользования аудиторскими и консультационными услугами, оказываемыми одной и той же фир- мой;
–
отчетность, политика и стандарты раскрытия информации.
Подотчетность организации заинтересованным лицам:
–
информирование инвесторов и взаимодействие с ними.
Перечень включенных в кодекс принципов будет зависеть от того, какие из них имеют наибольшее значение для организации. Как правило, кодексы корпоративного управления утверждаются советом директоров, рассылаются акционерам и инвесторам, публикуются на сайте общества в Интернете и рекомендуются руководству и персона- лу организации к созданию и добровольному исполнению корпора- тивных этических кодексов поведения.
6.2. К
ОРПОРАТИВНЫЙ
КОДЕКС
ЭТИКИ
140
Этический кодекс организации, или корпоративный кодекс этики, представляет собой руководство по профессиональному поведению, в котором устанавливаются обязанности должностных лиц и работни- ков компании перед заинтересованными лицами, в том числе перед коллегами, клиентами, деловыми партнерами (например, поставщика- ми), государственными органами и обществом в целом.
Организация может счесть целесообразным принять кодекс эти- ки, поскольку он выполняет функции:
●
улучшает корпоративную репутацию и имидж организации.
«Репутация и имидж организации представляет собой неотъемлемую часть ее имущества, хотя и являются нематериальными активами.
Принятие кодекса этики — это эффективный способ подчеркнуть, что организация привержена принципам надлежащего поведения»
1
;
●
улучшает управление рисками и кризисное управление. Благо- даря кодексу этики менеджеры и директора организации могут узнать о потенциальных проблемах до того, как последние перерас- тут в глубокий кризис, поскольку кодекс побуждает работников ре- агировать на возникающие перед ними проблемы этического харак- тера;
●
совершенствуют корпоративную культуру и подчеркивают зна- чимость корпоративных ценностей. Кодекс этики, разработанный должностными лицами, в том случае, если персонал будет ему следо- вать, может содействовать выработке единой корпоративной культу- ры, основой которой будет служить система общих ценностей;
●
содействует эффективному взаимодействию с заинтересованны- ми лицами. В случае конфликтных ситуаций или разногласий кодекс подчеркивает приверженность организации принципам этического поведения и тот факт, что возможные нарушения являются всего лишь исключением из правила;
●
позволяет избегать судебных разбирательств. Кодекс этики в со- четании с эффективной программой обучения по этическим вопросам может содействовать минимизации риска судебного разбирательства, связанного с мошенничеством, конфликтами интересов, коррупцией, взяточничеством и инсайдерскими сделками.
У каждой организации есть свои особенности, определяемые ее размером, сферой деятельности, деловой культурой, системой ценно- стей, а также те области, которые требуют особой щепетильности в
1
Пособие по корпоративному управлению. Т. 1. Ч. 1. С. 90.
141