ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
решении возникающих вопросов этического характера. Рассмотрим сферы регуляции с помощью этического кодекса.
1.
Проблема столкновения права на свободу слова всех работни- ков предприятия и права на защиту коммерческих секретов менеджерами и предпринимателями. Разрешению данного конфликта может помочь не только закон о сохранении ком- мерческой тайны, но и принципы профессиональной этики, разъясняющие требования к лояльности работников в отноше- нии своего предприятия.
Ричард Де Джордж рассматривает подобные этические конфлик- ты в контексте довольно распространенной проблемы, получившей название сигнализаторство (whistlеblowing)
1
. Иногда этот термин от- носится к разоблачительным заявлениям работников о недостойном поведении коллег или непосредственных начальников, например если они предоставляют фальшивые счета расходов или занимаются во- ровством. Студенты иногда доносят на своих однокашников, которых они уличили в жульничестве на экзаменах. Р. Де Джордж считает, что личное сигнализаторство морально допустимо, но морально необяза- тельно, если только случай не связан с обстоятельствами, представ- ляющими непосредственную угрозу для других. Однако определить характер угрожающих последствий проблематично, поскольку требу- ется решать не простую этическую дилемму: угроза существует для
«своих» или для «чужих»?
На основании опроса руководителей различных организаций в
США были выделены этические проблемы, возникающие в деловых отношениях
2
:
–
сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведе- нии проверок;
–
выпуск некачественной продукции или необходимость ее посто- янного технического обслуживания;
–
завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
–
излишняя самоуверенность в суждениях, которая может приве- сти к нанесению ущерба интересам компании;
–
безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
–
наличие фаворитов;
1
Де Джордж Р. Т. Деловая этика. СПб.; М., 2001. Т. 1. С. 408–409.
2
Кибанов А. Я. и др. Этика деловых отношений. С. 28–29.
142
1.
Проблема столкновения права на свободу слова всех работни- ков предприятия и права на защиту коммерческих секретов менеджерами и предпринимателями. Разрешению данного конфликта может помочь не только закон о сохранении ком- мерческой тайны, но и принципы профессиональной этики, разъясняющие требования к лояльности работников в отноше- нии своего предприятия.
Ричард Де Джордж рассматривает подобные этические конфлик- ты в контексте довольно распространенной проблемы, получившей название сигнализаторство (whistlеblowing)
1
. Иногда этот термин от- носится к разоблачительным заявлениям работников о недостойном поведении коллег или непосредственных начальников, например если они предоставляют фальшивые счета расходов или занимаются во- ровством. Студенты иногда доносят на своих однокашников, которых они уличили в жульничестве на экзаменах. Р. Де Джордж считает, что личное сигнализаторство морально допустимо, но морально необяза- тельно, если только случай не связан с обстоятельствами, представ- ляющими непосредственную угрозу для других. Однако определить характер угрожающих последствий проблематично, поскольку требу- ется решать не простую этическую дилемму: угроза существует для
«своих» или для «чужих»?
На основании опроса руководителей различных организаций в
США были выделены этические проблемы, возникающие в деловых отношениях
2
:
–
сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведе- нии проверок;
–
выпуск некачественной продукции или необходимость ее посто- янного технического обслуживания;
–
завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
–
излишняя самоуверенность в суждениях, которая может приве- сти к нанесению ущерба интересам компании;
–
безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
–
наличие фаворитов;
1
Де Джордж Р. Т. Деловая этика. СПб.; М., 2001. Т. 1. С. 408–409.
2
Кибанов А. Я. и др. Этика деловых отношений. С. 28–29.
142
–
невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмо- сфере постоянных неэтичных поступков;
–
невозможность уделять должное внимание семье или личным делам из-за обилия работы;
–
производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
–
невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на ра- бочем месте, у сослуживцев или из фондов компании;
–
сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки или вознаграждения;
–
преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;
–
перемещение по служебной лестнице «по головам» сослу- живцев;
–
обман работников с целью получения выгоды для компании;
–
создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;
–
затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, при- водящие к растрате времени и денег компании;
–
оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем изменений в законодательстве за взятки.
В значительной мере этот перечень проблем характерен и для российских условий. Руководители и работники, которые сталкива- ются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей и т. д.
Нередко безнравственные решения принимаются, и аморальные проступки совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют благие намерения. Учитывая, что современные деловые от- ношения чрезвычайно насыщены этическими проблемами, для их решений необходимы установленные «правила игры», содействую- щие успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и об- щества.
Корпоративный кодекс этики может предупредить многие нрав- ственные конфликты, если в его положениях будут описаны модели поведения в случаях нарушений установленного порядка. Примером может служить Кодекс деловой этики компании «Проктер энд Гэмбл»
(США) (см. приложение).
Таким образом, нравственный долг быть конфиденциальным и лояльным состоит в том, чтобы не передавать посторонним информа-
143
цию, способную нанести вред репутации и имиджу организации. Во всех случаях, когда действия предприятия не угрожают благополу- чию общества, не граничат с преступлениями перед законом, сотруд- ники должны быть лояльными и стремиться к решению проблем вну- тренними силами организации.
Долг быть конфиденциальным и лояльным распространяется и на самих предпринимателей и менеджеров. Примером конкретизации этих требований может служить Кодекс правил (права на охрану лич- ной информации), принятый в компании IBM. Его положения предпи- сывают:
●
Менеджер может вносить в личное дело сотрудника только дан- ные, которые требуются по закону для эффективного управления предприятием. Так, не требуются сведения о родственниках, работаю- щих на этом же предприятии, о психическом здоровье сотрудника или о нарушении им закона давностью более пяти лет.
●
Оценки работников (наказания) после трех лет работы удаляют- ся из личного дела. Это шанс для каждого заработать новую репута- цию: компания не злопамятна.
●
Работник имеет право знать, как используется информация о нем.
●
Работник имеет право просматривать свое досье, за исключени- ем его личной оценки руководителем и сведений о планировании его карьеры.
●
Личностные тесты и тесты интеллекта недопустимы. Однако склонности и профессиональные навыки изучаются для их лучшего применения.
К следующей сфере этического регулирования кодексов можно отнести конфликт социальных, корпоративных и профессиональных интересов. Кодексы профессий регулируют поведение специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками, не всегда подда- ющихся некомпетентному общественному контролю. В силу этого профессионалы испытывают на себе двойной груз ответственности — перед компанией и перед профессиональным сообществом. Иногда интересы этих двух групп приходят в противоречие, и этические ко- дексы призваны их предотвращать и разрешать.
Наиболее проблемной областью столкновения общественных, корпоративных и профессиональных интересов сегодня является фар- мацевтическая отрасль. Самый строгий контроль над лекарствами су- ществует в США. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (УСНКППМ) ввело строгие пра-
144
Долг быть конфиденциальным и лояльным распространяется и на самих предпринимателей и менеджеров. Примером конкретизации этих требований может служить Кодекс правил (права на охрану лич- ной информации), принятый в компании IBM. Его положения предпи- сывают:
●
Менеджер может вносить в личное дело сотрудника только дан- ные, которые требуются по закону для эффективного управления предприятием. Так, не требуются сведения о родственниках, работаю- щих на этом же предприятии, о психическом здоровье сотрудника или о нарушении им закона давностью более пяти лет.
●
Оценки работников (наказания) после трех лет работы удаляют- ся из личного дела. Это шанс для каждого заработать новую репута- цию: компания не злопамятна.
●
Работник имеет право знать, как используется информация о нем.
●
Работник имеет право просматривать свое досье, за исключени- ем его личной оценки руководителем и сведений о планировании его карьеры.
●
Личностные тесты и тесты интеллекта недопустимы. Однако склонности и профессиональные навыки изучаются для их лучшего применения.
К следующей сфере этического регулирования кодексов можно отнести конфликт социальных, корпоративных и профессиональных интересов. Кодексы профессий регулируют поведение специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками, не всегда подда- ющихся некомпетентному общественному контролю. В силу этого профессионалы испытывают на себе двойной груз ответственности — перед компанией и перед профессиональным сообществом. Иногда интересы этих двух групп приходят в противоречие, и этические ко- дексы призваны их предотвращать и разрешать.
Наиболее проблемной областью столкновения общественных, корпоративных и профессиональных интересов сегодня является фар- мацевтическая отрасль. Самый строгий контроль над лекарствами су- ществует в США. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (УСНКППМ) ввело строгие пра-
144
вила испытаний лекарств. Любые лекарства, выпускаемые на рынок
США, должны пройти длительное и всеобъемлющее тестирование.
Описание этих процедур и связанных с ними нравственных позиций представлено в замечательном романе Артура Хейли «Сильнодей- ствующее лекарство».
Пример.Одна из возможных проблем состоит в том, что стандарты, приемлемые для американцев, могут не действовать в других странах, где распространяются их препараты. Типичную гипотетическую ситуацию опи- сывает Р. Де Джордж
1
. Фармацевтическая компания Х разрабатывает и ис- пытывает препарат для диабетиков, который несколько более эффективен, чем инсулин. Однако после некоторого периода его употребления выясня- ется, что он может вызывать раковое заболевание. В США к продаже его запрещают. Но фармацевтическая компания Х продолжает его продавать в странах, где менее жесткие стандарты позволяют его применять.
Оправданно ли моральное действие компании Х, и если нет, то почему? Ответ на этот вопрос должен находиться в сфере принципов как минимум двух этических кодексов: профессионального и корпо- ративного. Компания, стремясь к получению прибыли, может дей- ствовать по принципу «Все, что не запрещено, — разрешено». Но фармацевтическая, профессиональная этика предупреждает: «Жизнь и здоровье человека — превыше прибыли».
Выход из ситуации возможен на основе различных этических принципов.
Принцип 1: фармацевтическая компания не должна продавать ле- карство, о котором ей известно, что оно может причинить какой бы то ни было вред.
Принцип 2: фармацевтическая компания не должна продавать ле- карство, о котором ей известно, что оно вредно, не уведомив покупа- теля о его вредном воздействии.
Согласно первому принципу, профессиональная этика стоит выше корпоративных интересов. Следуя своим интересам, компания вынуждена вступить в конфликт или пренебречь принципами фарма- цевтической этики.
Второй принцип, наиболее часто используемый в практике, поз- воляет достичь компромисса принципов двух этических кодексов. В этом случае в сферу ответственности привлекается третья сторона — лечащий врач, назначающий препарат и считающий, что побочные действия менее серьезны, чем подвергающаяся лечению болезнь. Свя-
1
Де Джордж Р. Т. Деловая этика. Т. 2. С. 884.
145
США, должны пройти длительное и всеобъемлющее тестирование.
Описание этих процедур и связанных с ними нравственных позиций представлено в замечательном романе Артура Хейли «Сильнодей- ствующее лекарство».
Пример.Одна из возможных проблем состоит в том, что стандарты, приемлемые для американцев, могут не действовать в других странах, где распространяются их препараты. Типичную гипотетическую ситуацию опи- сывает Р. Де Джордж
1
. Фармацевтическая компания Х разрабатывает и ис- пытывает препарат для диабетиков, который несколько более эффективен, чем инсулин. Однако после некоторого периода его употребления выясня- ется, что он может вызывать раковое заболевание. В США к продаже его запрещают. Но фармацевтическая компания Х продолжает его продавать в странах, где менее жесткие стандарты позволяют его применять.
Оправданно ли моральное действие компании Х, и если нет, то почему? Ответ на этот вопрос должен находиться в сфере принципов как минимум двух этических кодексов: профессионального и корпо- ративного. Компания, стремясь к получению прибыли, может дей- ствовать по принципу «Все, что не запрещено, — разрешено». Но фармацевтическая, профессиональная этика предупреждает: «Жизнь и здоровье человека — превыше прибыли».
Выход из ситуации возможен на основе различных этических принципов.
Принцип 1: фармацевтическая компания не должна продавать ле- карство, о котором ей известно, что оно может причинить какой бы то ни было вред.
Принцип 2: фармацевтическая компания не должна продавать ле- карство, о котором ей известно, что оно вредно, не уведомив покупа- теля о его вредном воздействии.
Согласно первому принципу, профессиональная этика стоит выше корпоративных интересов. Следуя своим интересам, компания вынуждена вступить в конфликт или пренебречь принципами фарма- цевтической этики.
Второй принцип, наиболее часто используемый в практике, поз- воляет достичь компромисса принципов двух этических кодексов. В этом случае в сферу ответственности привлекается третья сторона — лечащий врач, назначающий препарат и считающий, что побочные действия менее серьезны, чем подвергающаяся лечению болезнь. Свя-
1
Де Джордж Р. Т. Деловая этика. Т. 2. С. 884.
145
занный с этим риск допустим, при условии, что пациент и врач осве- домлены о побочных воздействиях и решают идти на риск, соблюдая при этом необходимую предосторожность. Принятый в этом решении принцип согласия основан на получении полной достоверной инфор- мации. Важную роль в принятии решения доктора играет репутация фармацевтической компании и ее кодекс этики.
6.3. Т
ЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКИ
И
ВНЕДРЕНИЯ
ЭТИЧЕСКОГО
КОДЕКСА
Когда мы говорим о достоинстве профессионализма, то всегда предполагаем сложность, эзотеричность знаний, умений, технологий, понять и оценить которые могут только профессионалы. Благодаря этому профессиональное сообщество защищено от постороннего не- компетентного контроля. Этическая аморфность профессионалов мо- жет снизить степень привлекательности товаров или услуг для потен- циальных клиентов. Соблюдение этических норм и принципов дея- тельности в сфере бизнеса и менеджмента становится необходимым условием завоевания доверия клиентов, продвижения деловых ин- тересов, обеспечивает известность организации как надежного парт- нера для зарубежных партнеров.
Отсюда следует вывод: соблюдение этических ограничений и правил внутри профессионального сообщества — дело и забота са-
мих профессионалов. Собственно, само слово «профессия» в переводе с латыни означает «скрепленное клятвой». В Древнем Риме «профес- сия» означало занятие, о котором человек объявлял сборщику налогов под присягой. В журнале Иллинойского политехнического института
(Perspectives on the Profession. 1999. № 1.Vol. 19) приводится интерес- ный исторический факт. В 100 г. н. э. врач Скрибониус Ларгус ввел для медицинской профессии термин «Клятва Гипократа». В медицине термин «профессия» с тех пор стал означать дело, при котором чело- век имеет особые обязательства перед тем, кому он служит: «Не на- вреди».
Автором первого профессионального этического кодекса счита- ется английский врач, лидер Манчестерского философского общества
Томас Персиваль(1740–1804). Стандарты поведения в кодексе этики
Персиваля давали медикам моральный мандат для оценки поведения не только коллег, но и их номинальных начальников, нанимателей,
146
6.3. Т
ЕХНОЛОГИИ
РАЗРАБОТКИ
И
ВНЕДРЕНИЯ
ЭТИЧЕСКОГО
КОДЕКСА
Когда мы говорим о достоинстве профессионализма, то всегда предполагаем сложность, эзотеричность знаний, умений, технологий, понять и оценить которые могут только профессионалы. Благодаря этому профессиональное сообщество защищено от постороннего не- компетентного контроля. Этическая аморфность профессионалов мо- жет снизить степень привлекательности товаров или услуг для потен- циальных клиентов. Соблюдение этических норм и принципов дея- тельности в сфере бизнеса и менеджмента становится необходимым условием завоевания доверия клиентов, продвижения деловых ин- тересов, обеспечивает известность организации как надежного парт- нера для зарубежных партнеров.
Отсюда следует вывод: соблюдение этических ограничений и правил внутри профессионального сообщества — дело и забота са-
мих профессионалов. Собственно, само слово «профессия» в переводе с латыни означает «скрепленное клятвой». В Древнем Риме «профес- сия» означало занятие, о котором человек объявлял сборщику налогов под присягой. В журнале Иллинойского политехнического института
(Perspectives on the Profession. 1999. № 1.Vol. 19) приводится интерес- ный исторический факт. В 100 г. н. э. врач Скрибониус Ларгус ввел для медицинской профессии термин «Клятва Гипократа». В медицине термин «профессия» с тех пор стал означать дело, при котором чело- век имеет особые обязательства перед тем, кому он служит: «Не на- вреди».
Автором первого профессионального этического кодекса счита- ется английский врач, лидер Манчестерского философского общества
Томас Персиваль(1740–1804). Стандарты поведения в кодексе этики
Персиваля давали медикам моральный мандат для оценки поведения не только коллег, но и их номинальных начальников, нанимателей,
146
администраторов. Главный принцип кодекса: служение во имя здоро- вья и благополучия больного.
Сегодня сфера применения кодексов расширена до границ вирту- альной этики. Однако проблема состоит не только в том, чтобы напи- сать правила профессионального поведения. Важно разработать меха- низмы его использования и распространения.
Дональд Готербарн, профессор Восточного университета штата
Теннеси, так описывает свой опыт участия в разработке «Кодекса эти- ки и профессиональной практики инженеров-программистов»: «Рабо- та над кодексом началась в 1993 г., а приняли его в 1999 г… Процесс создания кодекса этики, особенно в выигрышной части, является все- гда политикой. Внешнее обсуждение, включая и тех, кому это помо- гает, и тех, кому мешает, и тех, кто пишет, — вот что отвлекает от на- стоящей работы». Когда же кодекс создан и проходит этап обсужде- ния, многим, кто его читает, кажется, что он не содержит ничего но- вого. Кодекс систематизирует приоритеты совместной деятельности.
Майкл Хоффман (Центр деловой этики колледжа Бентли), рабо- тающий как философ-консультант (он помогает компаниям разраба- тывать и внедрять кодексы этики), рекомендует: «Вам не следует быть одним из тех, кто пишет кодекс этики, организации; писать должны они сами. Они знают свою культуру, чувствуют этическую атмосферу в области своей деятельности».
Консультант, располагающий коллекцией корпоративных кодек- сов, может задать определенный уровень этического стандарта; про- комментировать содержание, в котором должны отражаться ценности компании; привести в соответствие с жанром стилистику кодекса; ор- ганизовать пилотную опробацию и тренировочную программу. Но возможно, что на каком-то этапе заказчик откажется от дальнейшей разработки. Как правило, это происходит на этапе осознания отдален- ных последствий тех перемен, которые влечет за собой этическая про- грамма. Руководство может быть к ним просто не готово. И это луч- шее доказательство важности и действенности профессиональных этических кодексов.
Правила профессиональной этики должны быть направлены на ограничения корпоративного эгоизма. Наше пока еще не вполне де- мократическое общество живет ожиданием некой «третьей силы», ко- торая наряду с созидательными и разрушительными силами повлияет на объединение частных, корпоративных и общественных интересов
1 1
Подробнее об этом см.: Этика корпоративизма // Этика успеха.
Вып. 17. Тюмень, 2000.
147
Сегодня сфера применения кодексов расширена до границ вирту- альной этики. Однако проблема состоит не только в том, чтобы напи- сать правила профессионального поведения. Важно разработать меха- низмы его использования и распространения.
Дональд Готербарн, профессор Восточного университета штата
Теннеси, так описывает свой опыт участия в разработке «Кодекса эти- ки и профессиональной практики инженеров-программистов»: «Рабо- та над кодексом началась в 1993 г., а приняли его в 1999 г… Процесс создания кодекса этики, особенно в выигрышной части, является все- гда политикой. Внешнее обсуждение, включая и тех, кому это помо- гает, и тех, кому мешает, и тех, кто пишет, — вот что отвлекает от на- стоящей работы». Когда же кодекс создан и проходит этап обсужде- ния, многим, кто его читает, кажется, что он не содержит ничего но- вого. Кодекс систематизирует приоритеты совместной деятельности.
Майкл Хоффман (Центр деловой этики колледжа Бентли), рабо- тающий как философ-консультант (он помогает компаниям разраба- тывать и внедрять кодексы этики), рекомендует: «Вам не следует быть одним из тех, кто пишет кодекс этики, организации; писать должны они сами. Они знают свою культуру, чувствуют этическую атмосферу в области своей деятельности».
Консультант, располагающий коллекцией корпоративных кодек- сов, может задать определенный уровень этического стандарта; про- комментировать содержание, в котором должны отражаться ценности компании; привести в соответствие с жанром стилистику кодекса; ор- ганизовать пилотную опробацию и тренировочную программу. Но возможно, что на каком-то этапе заказчик откажется от дальнейшей разработки. Как правило, это происходит на этапе осознания отдален- ных последствий тех перемен, которые влечет за собой этическая про- грамма. Руководство может быть к ним просто не готово. И это луч- шее доказательство важности и действенности профессиональных этических кодексов.
Правила профессиональной этики должны быть направлены на ограничения корпоративного эгоизма. Наше пока еще не вполне де- мократическое общество живет ожиданием некой «третьей силы», ко- торая наряду с созидательными и разрушительными силами повлияет на объединение частных, корпоративных и общественных интересов
1 1
Подробнее об этом см.: Этика корпоративизма // Этика успеха.
Вып. 17. Тюмень, 2000.
147
Как органичное дополнение к несовершенному праву, профессио- нальная этика может стать гарантом «понятности» и безопасности для общества целей бизнеса.
Разработку кодекса этики целесообразно начинать с исследова- ния внутреннего этического климата организации, объема и характера этических правил, которые должны быть установлены для работников и руководителей компании, а также рисков, которым компания под- вергается при отсутствии такого кодекса.
Необходимо обеспечить участие в процессе разработки этическо- го кодекса как руководителей, так и рядовых сотрудников организа- ции. В противном случае кодекс не будет оказывать реального влия- ния на соблюдение этических норм в практике деятельности органи- зации. Кодекс этики должен содержать практические рекомендации, адресованные руководителям и сотрудникам предприятия. Позиция руководства и менеджеров высшего звена организации должна содер- жать явно выраженное ценностное отношение к принимаемому ко- дексу этики.
Результативность корпоративного обучения в сочетании с раз- нообразием его возможных форм указывает на целесообразность разработки стратегической политики управления корпоративным обучением.
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что этические кодексы являются эффективным инструментом защиты интересов субъектов совместной деятельности. Однако для их реализации и под- держания безупречной практики необходимо создавать законодатель- но установленные стандарты и нормы.
В заключение рассмотрим еще одну сферу этической регуляции кодексов, которая в современных рыночных отношениях непосред- ственно влияет на этику организационного поведения. Речь идет об этических кодексах честной конкуренции — бенчмаркинге.
Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственно- го выживания. Чтобы не остаться позади своих конкурентов, всем компаниям, независимо от размера и сферы деятельности, необходи- мо изучать и применять передовой опыт в области производственных, бизнес-технологий, образования и др.
Бенчмаркинг (англ. benchmarking — «маркирование») — передо- вая технология конкурентного анализа, предполагающая не простое заимствование лучших достижений конкурентов, а их усовершенство-
148
вание с целью внедрения в собственную практику. С точки зрения права это вполне законный процесс. А с позиций морали? Так ли он безупречен? Тем более что бенчмаркинг — деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую необходимо стра- тегически встраивать в бизнес-план компании.
Приступая к проведению внешнего сопоставительного анализа, необходимо иметь абсолютную уверенность в его законности и этич- ности. Только строгое соблюдение общепринятых в бенчмаркинге норм поведения, вне зависимости от обстоятельств, позволит компа- нии оставаться в рамках не только правовых, но и этических норм, обеспечивая тем самым возможность успешного сотрудничества даже со своими конкурентами.
Е. А. Михайлова приводит перечень неэтичных, а в некоторых случаях незаконных действий, использование которых запрещает эти- ка бенчмаркинга
1
. Это, в частности, следующие действия:
●
«Ложная покупка»: в целях получения необходимых данных не следует просить вашего постоянного покупателя вступить в перегово- ры с компанией-конкурентом о продаже интересующей вас продук- ции.
●
Сотрудничество с поставщиками: не следует в качестве основ- ного условия продолжения сотрудничества выдвигать требование предоставления вам данных об объемах деловых операций компании- конкурента.
●
Инженерный анализ: продукция, подвергшаяся инженерному анализу, должна быть приобретена законным путем. Разрабатывая на его основе собственный вариант, следует строго следить за соблюде- нием авторских прав.
●
Фотосъемка: скрытая фотосъемка, включая аэрофотосъемку, является нарушением закона.
●
Введение в заблуждение: не следует выдавать себя за представи- теля государственной организации или потенциального клиента для получения необходимых вам сведений или документов.
●
Собеседование при приеме на работу: не следует просить кан- дидатов на вакантные должности или уже принятых новых сотрудни- ков сообщать конфиденциальную информацию об организации, в ко- торой они работали прежде.
1
Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга. М., 2002. С. 57–58.
149
Приступая к проведению внешнего сопоставительного анализа, необходимо иметь абсолютную уверенность в его законности и этич- ности. Только строгое соблюдение общепринятых в бенчмаркинге норм поведения, вне зависимости от обстоятельств, позволит компа- нии оставаться в рамках не только правовых, но и этических норм, обеспечивая тем самым возможность успешного сотрудничества даже со своими конкурентами.
Е. А. Михайлова приводит перечень неэтичных, а в некоторых случаях незаконных действий, использование которых запрещает эти- ка бенчмаркинга
1
. Это, в частности, следующие действия:
●
«Ложная покупка»: в целях получения необходимых данных не следует просить вашего постоянного покупателя вступить в перегово- ры с компанией-конкурентом о продаже интересующей вас продук- ции.
●
Сотрудничество с поставщиками: не следует в качестве основ- ного условия продолжения сотрудничества выдвигать требование предоставления вам данных об объемах деловых операций компании- конкурента.
●
Инженерный анализ: продукция, подвергшаяся инженерному анализу, должна быть приобретена законным путем. Разрабатывая на его основе собственный вариант, следует строго следить за соблюде- нием авторских прав.
●
Фотосъемка: скрытая фотосъемка, включая аэрофотосъемку, является нарушением закона.
●
Введение в заблуждение: не следует выдавать себя за представи- теля государственной организации или потенциального клиента для получения необходимых вам сведений или документов.
●
Собеседование при приеме на работу: не следует просить кан- дидатов на вакантные должности или уже принятых новых сотрудни- ков сообщать конфиденциальную информацию об организации, в ко- торой они работали прежде.
1
Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга. М., 2002. С. 57–58.
149
Соблюдение норм и правил этики способно существенно облег- чить процесс налаживания партнерских отношений. Перечислим наи- более важные из них:
–
при любых обстоятельствах следует быть дружелюбным, откры- тым и искренним партнером;
–
не стоит вести двойную игру;
–
следует быть предельно вежливым при любых обстоятельствах;
–
крайне важно быть готовым к сотрудничеству и скорейшему до- стижению взаимовыгодных результатов;
–
запрашивая интересующие вас данные о потенциальном партне- ре, следует быть готовым к ответному предоставлению своих.
Уже этот далеко не полный перечень проблем, решению которых содействуют кодексы этики, заставляет искать ответы на вопросы:
Должен ли кодекс ограничиваться простым перечислением правил и ключевых ценностей организации? Как повысить его регулятивную функцию и эффективность воздействия на организационное поведе- ние? Как внедрить кодекс?
Большинство исследователей справедливо отмечают, что разра- ботка кодекса этики не сводится только к самому документу — про- цесс его создания и внедрения столь же важен. При оценке потребно- сти в кодексе этики организация должна начать с исследования своего внутреннего этического климата, объема и характера этических пра- вил, которые должны быть установлены для работников и должност- ных лиц общества, а также рисков, которым общество подвергается при отсутствии такого кодекса.
Затем необходимо обеспечить в этом процессе участие всех — от руководителей до работников, иначе они могут не соблюдать этиче- ские нормы в своей практике. К тому времени, когда кодекс этики бу- дет представлен совету директоров на утверждение, каждый работник должен быть ознакомлен с кодексом и должен внести свой вклад в подготовку документа. Это обеспечит заинтересованное участие всех работников в воплощении кодекса в жизнь.
Ключом к успешному воплощению в жизнь принимаемого кодек- са этики является позиция руководства общества, его приверженность декларируемым принципам, публично подтверждаемая и демонстри- руемая директорами и менеджерами высшего звена. Кодекс этики должен быть также ориентирован на пользователя, то есть содержать практические рекомендации по использованию, адресованные долж- ностным лицам и работникам предприятия.
150
В дополнение к кодексу этики в компании может быть организо- вано обучение по вопросам этики и назначен специалист по этике и этическим спорам. Кроме того, может быть создано подразделение
(комиссия, комитет) по вопросам этики или комитет совета директо- ров по этике. Такой специалист или подразделение будет консульти- ровать должностных лиц и работников, проводить обучение. Кроме того, это даст возможность в конфиденциальном порядке получать те или иные рекомендации. Кодекс этики должен постоянно обновляться и совершенствоваться, и эту работу должен обеспечивать комитет со- вета директоров по этике. Организация может разработать специаль- ные, поддающиеся измерению показатели в целях повышения уровня этики взаимоотношений и поведения.
Подводя итоги анализа этических кодексов и их роли в регулиро- вании организационного поведения, следует подчеркнуть, что деловая этика непосредственно связана с ответственностью компаний перед обществом. Социальная ответственность бизнеса предполагает предо- ставление общественности открытой информации о деятельности компании, ее деловых и моральных ценностях. Обществу не безраз- лично, за счет чего накоплены денежные средства компании, каким образом используются прибыли и как отражается рост благосостоя- ния компании на повышении качества жизни ее персонала.
Вопросы
1. Охарактеризуйте виды этических кодексов и сферы их регуля- ции.
2. Чем отличается кодекс корпоративной этики от кодекса дело- вой этики?
3. От каких факторов зависит эффективность внедрения этиче- ского кодекса организации?
Список рекомендуемой литературы
Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.
Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом. СПб., 1998.
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Гражданское общество: новая этика. Тюмень, 2003
Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учеб. пособие. М., 2002.
Громова Л. А. Профессиональная этика в ПР и рекламе //
Профессиональная этика в PR и рекламе. СПб., 2001.
151