Файл: Л. А. Громова этика управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


качество жизни важнее личной результативности и видимых до- стижений.
Соответственно, в условиях культуры, ориентированной на муж- ское начало, мужчинам достаются работы, требующие бóльших пол- номочий и ответственности. В стране, культура которой ориентирова- на на женские ценности, в основе признания лежат индивидуальные способности и навыки, а не принадлежность к тому или иному полу.
К странам с высоким уровнем гендерного аспекта культуры Хофстед относит Японию, США, Австрию, Германию.
3. Индивидуализм/коллективизм. Аспект позволяет оценить, на- сколько нормы и ценности данной культуры удовлетворяют индиви- дуальным или групповым запросам. Принимаемые решения ориенти- рованы на достижение индивидуальных целей и успехов; при этом предполагается, что если каждый индивид позаботится о своих инди- видуальных потребностях, то выиграет все общество. Философия ин- дивидуализма отражает следующие ценности:

«Я» более важно, чем «Мы»;

успех — это личное достижение;

люди действуют более продуктивно, когда работают в оди- ночку.
Коллективистский подход делает акцент на благосостоянии и удовлетворенности группы. Коллективистская мораль отражает ценности:

«Мы» важнее, чем «Я»;

любой член общества должен принадлежать к группе, которая обеспечит благополучие своих членов в обмен на их верность, лояль- ность, а иногда и самопожертвование.
Принимая решение, индивидуалисты уделяют внимание соб- ственному совершенствованию, качеству жизни и вознаграждению.
В коллективистских национальных культурах предпочтение отдает- ся группе и ее достижениям. К странам с высокой ориентацией на значимость этих двух ценностей отнесены США, Австрия, Канада,
Дания.
4. Дистанция между людьми, имеющими различный статус
(дистанция власти). Аспект определяет, в какой мере члены общества воспринимают различия в положении и статусе отдельных лиц и как это отражается на принимаемых ими решениях.
В национальных культурах, в которых исходят из того, что ди- станция между людьми, обусловленная различиями в их положении, должна быть небольшой, нормы и ценности предполагают минималь-
43
ное восприятие таких различий. В этих культурах предпочитают уча- стие сотрудников организации в управлении и принятии решений.
Индивиды в условиях такой культуры полагают:

начальники должны быть доступны для подчиненных;

использование власти — само по себе ни благо, ни зло; все зави- сит от целей и последствий употребления власти.
В национальных культурах, для которых характерно обостренное восприятие различий в статусе, преобладают нормы и ценности, осно- ванные на иерархических представлениях:

те, кому принадлежит власть, могут рассчитывать на особые права и привилегии и право самолично принимать решения;

начальники и подчиненные должны считать друг друга различ- ными категориями людей; не все способны нести ответственность за принятые решения.
В США соображения статуса играют незначительную роль. В
Японии и Индии, напротив, их роль велика. В этих странах пренебре- гать мнением начальника или пререкаться с ним значило бы проявить неподчинение.
Ценность выводов Хофстеда в том, что он выявил взаимосвязь процессов этики принятия решений в организации и норм и ценно- стей культуры. Рациональность в принятии решений определяется способностью эффективно работать и добиваться успеха в условиях культурного многообразия.
2.4. Э
ТИКА
РЕШЕНИЙ
ЭФФЕКТИВНОГО
ЛИДЕРА
Решения, принимаемые эффективным лидером, направлены на предупреждение и снятие противоречий между этикой и эффективно- стью. Не случайно один из основоположников концепции лидерства,
Кен Бланшар, определяет лидерство как «способность влиять на дру- гих путем высвобождения сил и способностей людей и организаций ради общего блага»
1
. Достигнутый результат должен служить гармо- низации интересов участвующих в совместной деятельности людей.
Проблема в том, как научиться принимать такие решения и всегда ли они зависят только от лидера?
1
Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха. С. 13.
44


Подготовка специалистов для эффективного лидерства в
управлении
Новые подходы к управлению организациями в XXI в. базируют- ся на принципах управления эффективностью. Реализация данных принципов зависит от эффективного лидерства руководителей, способных добиваться целей организации на основе согласия и способности сотрудников работать на благо организации как на инди- видуальном, так и на групповом уровнях.
Условием успешности здесь может выступать интегративный подход к обеспечению устойчивого развития организации, объеди- няющий, по мнению исследователей
1
, четыре сферы управленче- ской деятельности: вертикальную интеграцию (согласование дело- вых, командных и индивидуальных целей); функциональную инте- грацию стратегий различных структур организации; интеграцию различных аспектов управления человеческими ресурсами и разви- тия персонала; интеграцию индивидуальных потребностей с нужда- ми организации. Масштабы выполнения такой работы требуют под- готовки нового типа руководителя, обладающего достоинствами эффективного лидера.
Эффективное лидерство отличает не только руководителя, но и любого сотрудника, обладающего авторитетом и влиянием на поведе- ние окружающих, способностью к стратегическому мышлению на основе видения и управления изменениями. Предвидение ближайших и отдаленных последствий перемен, связанных с реализацией креа- тивных идей, внедрением системы менеджмента качества или иннова- ционных проектов, позволяет планировать трансформационные (из- менения формы, структур и природы) организационные изменения, определять субъектов ответственности и обеспечивать адекватные ожидания персонала. Это, безусловно, снижает вероятность кон- фликтных ситуаций в динамично развивающихся организациях и по- вышает эффективность управленческих решений.
С точки зрения подготовки специалистов по управлению транс- формационными изменениями такой тип профессионала требует фор- мирования качеств лидера, которого Бернс (J. Burns, 1978, Leadership.
Harper & New York) назвал трансформационным лидером, способ- ным наряду с решением повседневных управленческих проблем во- влекать людей в действия, нацеленные на будущее процветание орга- низации и персонала.
1
См.: Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами.
М., 2002. С. 267.
45

Бернc отличает трансформационных лидеров от трансакционных
лидеров, — последние действуют для создания стабильности на осно- ве подчинения, а не приверженности и сотрудничества. Трансакцион- ным лидерам хорошо удается решать повседневные проблемы, одна- ко они не способны предложить видение, требуемое для трансформа- ции будущего. Трансакционный тип эффективен в управлении орга- низацией, «когда вы хотите больше, чем уже имеете».
Трансформационный лидер — генератор перемен. Он иницииру- ет стремление организации «хотеть лучшего, чем уже имеется», а это всегда сопряжено с отказом от привычных процедур и технологий. В этой ситуации никто не гарантирует приверженности подчиненных или коллег идеям слома традиционных ценностей. Лидер, способный управлять переменами и развитием, должен владеть стратегией управления эффективностью.
Стратегия управления эффективностью затрагивает каждого чле- на организации, а не только руководителей или менеджеров. Она от- рицает распространенное мнение о том, что только менеджеры несут ответственность за работу своих команд. Ответственность распреде- ляется между менеджерами и членами их команд. В соответствии с мерой ответственности все члены команды наделяются полномочия- ми и правом доступа к ресурсам, необходимым для достижения обще- го результата: информационным, материальным, финансовым, интел- лектуальным и другим.
Управление эффективностью тесно связано с тем, что люди де- лают (их работа, функциональные обязанности); как они это делают
(их поведение, творчество, качество работы) и чего они достигают
(результаты, улучшающие их жизнь и деятельность). Все это является показателем управления эффективности.
Эффективное лидерство обеспечивает повышение корпоратив- ной, командной и индивидуальной результативности, постоянное раз- витие умений и навыков, повышение уровня знаний и компетентно- сти всех сотрудников. Предвидение ближайших и отдаленных по- следствий реализации креативных идей, внедрения системы мене- джмента качества или инновационных проектов позволяет планиро- вать трансформационные (изменения формы, структур и природы) ор- ганизационные изменения и обеспечивать адекватные ожидания пер- сонала. Это, безусловно, снижает вероятность конфликтных ситуаций в динамично развивающихся организациях.
Одним из показателей эффективного лидерства является политика открытого доступа и поощрения персонала к постоянному обучению.
46


Даже самый талантливый менеджер в условиях динамичного развития организации не может обладать всей совокупностью необходимых зна- ний. Но он готов создать работникам условия для наращиванияь по- тенциала тех умений, навыков, знаний, которых ему недостает.
Эффективное лидерство способно мотивировать работников к приложению дополнительных усилий для применения новых знаний и навыков. Не случайно сегодня многие эффективно развивающиеся компании становятся корпоративными университетами, где учатся все, — и не только лучше и качественнее работать, но и лучше пони- мать друг друга, предвидеть будущее свое и своей организации.
Подготовка специалистов для эффективного лидерства в управле- нии и принятии решений предполагает овладение ими компетенций по формированию инструментов трансформационного изменения ор- ганизационной культуры.

Эффективность — умение разрабатывать схемы оплаты на основе результатов труда и уровня компетентности; обеспечивать участие персонала в доходах, совершенствовать лидерские качества сотрудников.

Приверженность — способность создавать и реализовывать программы по улучшению качества системы коммуникаций, повыше- нию уровня участия и вовлеченности работников в организационные процессы; созданию климата сотрудничества и доверия; прояснению психологического контракта.

Качество — готовность к реализации программы всеобщего ме- неджмента качества.

Ориентация на потребителей — обладание высоким уровнем социальной ответственности и заботы о потребителях.

Командная работа — знание и навыки построения команды, управления эффективностью и технологий командного вознагра- ждения.

Организационное обучение — способность к преумножению ин- теллектуального капитала и организационной ресурсной базы путем развития обучающейся организации.

Ценности — содействие усвоению, принятию и приверженно- сти ценностям через вовлеченность в их формулирование, процессы управления эффективностью и способы развития работников. Нельзя забывать о том, что нередко ценности укореняются вследствие изме- нений в поведение, а не наоборот.
47

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Вовлечение людей в разработку и принятие решений, которые
их касаются
Требует от руководителей формирования новых компетенций и создания высокоэффективных команд. Последние отличаются новой этикой взаимоотношений и гуманитарными технологиями принятия решений. Изменение взаимоотношений базируется на новых нрав- ственных ценностях:

Каждый имеет право на ошибку, но обязан ее признать, чтобы не повторять. Неудач не существует, есть только новые возможности для обучения.

Учиться лучше на чужих ошибках, чем на своих. Все члены ко- манды должны развивать атмосферу постоянного обучения.

Отношения в команде должны поддерживать уважение, дове- рие, честность, открытость и справедливость.

Члены команды поощряют разные мнения и не боятся разногла- сий, если они являются инструментом творческих решений и стиму- лом к развитию.

Эффективные лидеры поощряют работников думать. Постоянно развиваясь сами, они поощряют развиваться своих людей.

Лидеры ценят как результаты, так и отношения. Они нацелены на воплощение ценностей сотрудничества в жизнь.
Обобщения
1.
Принятие решений — рациональный выбор альтернатив и необходимая процедура для совершения любого действия и поступка.
2.
Этика принятия решений — совокупность принципов, соблю- дение которых обеспечивает принятие личной ответственно- сти за нравственные результаты совершаемых действий.
3.
Процесс принятия решений будет завершенным в том случае, когда через систему обратной связи поступает информация о реальных изменениях, последовавших за принятыми решения- ми.
4.
В ситуациях риска и возрастания неопределенности, которые характерны для современных организаций, на принятие реше- ний влияет предпочтительная система ценностей.
5.
Этика принятия решений включает в структуру личностных ценностей профессионализм, компетентность, культуру управ-
48
ления и саморегуляции поведения, основанные на приоритете нравственных ориентаций.
6.
Рыночные отношения, выражающиеся в конкуренции целей, средств и ценностей, создают экономические предпосылки для усиления личной ответственности за результаты принимаемых решений на основе компетентности, профессионализма и по- иска согласия.
7.
Принятие решений не всегда может измеряться в показателях эффективности. Результаты решений связаны со способностью тех, кто их принимает, соотносить свои цели в организации с более широкими целями и ценностями, предвидеть послед- ствия нравственных оценок и проявлять готовность взять на себя ответственность за возможные ошибки.
8.
Гуманитарные технологии принятия решений учитывают способность человека совершать свободный выбор альтерна- тивных решений и нести за них ответственность. В этом слу- чае добровольная приверженность и лояльность к организации становятся условием как ее процветания, так и развития лич- ности.
9.
Эффективность управления может достигаться как силой вла- сти, так и влиянием лидеров. Лидерство основано на сотрудни- честве и участии. Это позволяет действовать быстро и эффек- тивно в соответствии с требованиями быстро меняющейся си- туации.
10.
В принятии решений лидерство — это партнерство, подразу- мевающее доверие между людьми, которые работают ради до- стижения общих целей. Решения эффективного лидера направ- лены на поиск дополнительных ресурсов, чтобы помогать лю- дям хорошо выполнять их работу; формирование команды для достижения целей и построения будущего.
Вопросы
1. Что может служить оправданием принятия решения в ситуа- ции, когда любой вариант приводит к негативным последствиям?
2. Как решать проблемы в ситуациях инновационного процесса в организации, когда все делается впервые и последствия трудно про- считать?
Обсуждение в группах
49


1. В коллективе, которым вы руководите, работает несколько че- ловек с ярко выраженными лидерскими качествами. Какие проблемы или преимущества имеет такая ситуация? Опишите на конкретных при- мерах, как вы учитываете это обстоятельство при принятии решений.
2. Что, на ваш взгляд, влияет больше на эффективность принято- го решения: власть, статус (должность) или лидерство? Чем лидер- ство отличается от менеджмента? Аргументируйте свой ответ.
Ключевые слова: этика принятия решений, традиционные и не- традиционные технологии принятия решений, искусство невозможно- го в принятии решений.
Список рекомендуемой литературы
Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха / Пер. с англ.; Под. ред.
Т. Ю. Ковалевой. СПб., 2008.
Лузин А. Ключевые концепции современного менеджмента: Словарь управ- ленческого революционера. М., 2007.
Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организаци- онное моделирование. М., 2003.
50

Г л а в а 3
ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
3.1. Э
ТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
МЕНЕДЖЕРА
Насколько оправдано применять этические стандарты к оценке уровня профессиональной компетентности менеджера? Ведь как спе- циалист, принятый на работу для обеспечения устойчивого экономи- ческого роста организации, он должен отвечать прежде всего перед работодателем за выполнение своих прямых профессиональных обя- занностей. А все, что выходит за пределы этих обязанностей, — яв- ляется ли необходимым качеством профессиональной компетентно- сти менеджера?
Недавний пример из моей консалтинговой практики подтвержда- ет существование распространенного заблуждения, что вопросы нрав- ственной ответственности — сфера компетенции руководителя орга- низации, или, в лучшем случае, команды топ-менеджеров. Руководи- тель дистребьютерской компании, предложив разработать для дилле- ров программу обучения эффективным деловым коммуникациям, по- просил сделать это «без всяких лишних моральных рассуждений», так
51
как, по его мнению, «главное — научить сотрудников действовать технологично, эффективно и без ненужных эмоций». В качестве аргу- ментов против такого взгляда, проанализируем систему уровней про- фессиональной ответственности менеджера и характер взаимосвязи этих уровней.
Аргумент первый: ни один вид профессиональной деятельности не свободен от этической регуляции. Более того, эффективность субъ- ектов напрямую зависит от их сознательного подчинения своей дея- тельности более высоким, чем только профессиональные, этическим стандартам. Этика является универсальной системой регуляторов по- ведения и отношений, обеспечивающих «снятие напряжения», непо- нимание или неоправданность ожиданий взаимодействующих субъек- тов. Этические стандарты накапливаются опытом совместной дея- тельности и закрепляются в нормах общечеловеческой или организа- ционной культуры. Prima facie — основополагающие заповеди («не лги», «не кради» и др.) составляют этический минимум культурного человека или поведения организации. Но они могут вступать в проти- воречие с этическими требованиями иного уровня, например с требо- ваниями профессионального долга (как это предусмотрено, к приме- ру, клятвой Гиппократа).
Как снимаются противоречия нравственных правил? Существуют ли абсолютные (высшие) обязанности и не мешают ли они исполне- нию конкретного профессионального долга? По мнению президента
Международного общества бизнеса, экономики, этики Ричарда Де
Джорджа, трудно определить абсолютные и неабсолютные обязанно- сти. Пределы нашей обязанности помогать другим обусловлены, счи- тает он, двумя факторами:
«Во-первых, общее правило морально обязывает нас делать лишь то, что в наших возможностях. Отсюда следует, что, когда мы по ка- кой-то причине — нехватка ресурсов, возможностей или денег — не в состоянии оказать помощь другим, мы от этой обязанности освобо- ждаемся.
Во-вторых, когда мы в состоянии оказать помощь другим, мы не обязаны так поступать, если это причиняет или угрожает причинить такой ущерб, размер которого равен размеру помощи, предоставляе- мой нуждающемуся»
1
Отсюда вывод: поскольку организациям предоставлено право са- мим решать, как выполнять свои неабсолютные обязанности, напри-
1
Де Джордж Р. Т. Деловая этика / Пер. с англ. СПб.; М., 2001. Т. 1. С. 162.
52