Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теперь перед вами список наших недостатков. Этот список, короткий пли длинный, список того, что портит вам жизнь.

Прежде всего подумайте: если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень люби­те, какие из них вы простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не могли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать по­любить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть.

Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Почему не помочь самому себе?

Выпишите их в отдельный список, а из этого вычеркните. Ну что, много ли осталось?

Давайте поступим с ними таким образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справить­ся. Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что неко­торые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

4. Встаньте перед зеркалом

А.

— Вы можете встать или сесть перед зеркалом — как вам удобнее, важно, чтобы это зеркало позволило видеть нам себя целиком. Если такого зеркала у вас нет, можно взять любое, которое' ничем не заго­рожено и в котором вы ясно и отчетливо увидите свое лицо (зеркаль­ная полочка в ванной не годится).

Ваша задача — спокойно несколько минут постоять перед зерка­лом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя по имени: «Я люб­лю тебя (имя) таким, какой ты есть».

Просто, не правда ли? Только не надо корчить рожи, разглядывать невесть откуда взявшийся прыщик или играть, как в плохой самодея­тельности, — просто посмотреть и просто сказать. После этого еще не­много постоять, глядя себе в глаза открыто и доверительно, и повто­рить еще раз: «Я люблю тебя... таким, какой ты есть». То, что мы сей­час с вами сделали, — очень простая проба на любовь к себе пли, поль­зуясь принятым в научной литературе выражением, принятие себя.

Б.

— А теперь опишите в своих дневниках, что вы при этом испыты­вали. Думаю, те, кто не смог выполнить задание, для кого оно оказа­лось трудным или неприятным, не любят, не принимают себя.

Но важно другое — отсутствие любви к себе, внимания к себе и заботы о себе лежит в основе многих проблем и трудностей нашей жизни. Поэтому вам необходимо полюбить себя, полюбить искренне и открыто.

5. Я в лучах солнца

— В начале года мы с вами это упражнение делали, попробуем еще раз. На отдельном листе нарисуйте солнце -так, как его рисуют дети:


с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свои портрет. Около каждою луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — написать о себе как можно лучше.

Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно мерзко на душе и покажется, что ни на что не го­дитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, поче­му вы написали о том или другом своем качестве. Приводите как можно более конкретные примеры, выражающие это качество. Еще лучше записать это в дневник или на магнитофон.

Одно предупреждение все же необходимо. Любить себя — это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. .Любить се­бя — это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отврати­тельные черты, для того чтобы иметь силы и возможности их преодо­левать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть го­товым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

6. Гимн себе

Я - это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, по нет никого в точности та­кого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раз­дражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произно­сить, — вежливые, ласковые пли грубые, правильные или неправиль­ные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому(самом).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Нее мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко позна­комиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя,

Я могу осторожно п терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше раз тих вещей о себе самом(самой).

Нее, что Я вижу и ощущаю, вес, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это и точности Позволяют мне узнать, где Я в данным момент.



Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я не-дел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) п что 51 делал(а), как Я думал(а) п как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает.

Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохра­нить то, что кажется очень нужным, п открыть что-то новое в себе самом(самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорит!) и действо­вать. У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир ве­щей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно.

7. Формула любви к себе

— Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... Пока наконец не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу нас, не забывайте каждый день подходить к зер­калу, смотреть себе в глаза, улыбаться п говорит:,: «Я люблю тебя (и назовите свое имя) п принимаю тебя таким, какой ты есть, со все­ми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, п мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне воз­можность развиваться п совершенствоваться, самому радоваться жиз­ни и приносить радость в жизнь других».

8. Ритуал прощания
Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

Цель: научение говорить о себе только позитивно: активизация про­цесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих по­ложительных качеств.

1. Ритуал приветствия

2. Приветственная фраза

Дети садятся в круг, затем один из них просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй участник пере­дает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому не­сколько слов благодарности, а сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие. Четвертый передает пятому приветствие, посланное третьим участником, тот посылает обратно благодарность и т. д. Слова привета и благодарности должны быть краткими: одна-две фразы, не более.


Приблизительный вариант: «Доброе утро! Вы прекрасно выглядите!»

Обратное послание: «Спасибо. Вы очень любезны».

3. Автопилот

— Это задание, которое поможет вам еще лучше разобраться в себе ,. настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем.

Вы должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я ум­ный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п.

Естественно, эти установки должны относиться непосредствен­но к вам, отражать ваши жизненные цели и стремление стать именно таким.

Отнеситесь к этому заданию серьезно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркиваю­щих ваши слабости и недостатки. Это должна быть оптимистическая программа будущего, своеобразный автопилот, который поможет вам в любых жизненных ситуациях.

4. Самоодобрение

Человек, который хорошо владеет самоодобрением, должен:

• быть верен своим принципам, несмотря на противоположные мне­ния других, но вместе с тем уметь гибко изменить свое мнение, если оно ошибочно;

• быть способным действовать по своему усмотрению, не испыты­вая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других;

• быть способным не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне;

• сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на времен­ные неудачи и трудности;

• видеть в каждом человеке личность и рассматривай, это как по­лезного для других, как бы он ни отличался уровнем своих способ­ностей и занимаемым положением;

• быть непринужденным в общении, уметь как отстаивать слою пра­воту, так и соглашаться с мнением других;

• уметь принимать комплименты и похвалу без притворной скром­ности;

• уметь оказывать сопротивление;

• быть способен понимать спои и чужие чувства, уметь подавлять свои порывы;

быть способным находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творче­ское самовыражение пли отдых;

• чутко реагировать на нужды других, соблюдать принятые соци­альные нормы;

• уметь видеть в людях хорошее, верить в их порядочность, несмот­ря на их недостатки.

5. Формула успеха

— Из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Оче­видно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь.


По известной формуле классика психологии У. /Джемса:

Самооценка = успех/притязания.

Притязания

Другими словами, самооценку можно повысить, либо повысив уровень успеха, либо снизив притязания.

Возьмите лист бумаги, например «форматку» для черчения или рисования.

Напишите в центре крупно букву «Я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом.

Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше об­ластей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «жела­тельное» и «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводи­те линию от «Я», центра вашем"! Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и шипите.

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все за­кончили, придумайте еще четыре любые, самые неожиданные. Но важное условие — они должны быть вполне реальны, впрочем, как и нее остальные.

Теперь отложите эту «звездную карту» споем жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника?

Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуй­тесь ими.

6. Я ценю себя

— Сядьте поудобнее на стуле так, чтобы ноги стояли на полу. Слегка прикройте глаза и просто следите за дыханием. Теперь на­правьте свой мысленный взор вовнутрь и скажите себе, что вы себя любите.

Это может звучать примерно так: «Я высоко ценю себя».

Это придаст вам силы и укрепит дух. Выполняя это упражнение, периодически следите за своим дыханием.

Теперь сосредоточьтесь еще сильнее и определите то место, где хранится сокровище, носящее ваше имя. Приближаясь к этому свя­щенному месту, подумайте о своих возможностях: способности ви­деть, слышать, осязать, ощущать вкус и запах, чувствовать, думать, двигаться и делать выбор. Как следует подумайте о каждой из этих возможностей, вспомните, как часто вы пользовались ими, как поль­зуетесь сейчас, как нужны они будут в дальнейшем.

Теперь вспомните, что это псе — вы, что это вы можете увидеть но­вые картины, услышать новые звуки и т. д. Постарайтесь осознать, что благодаря этим возможностям вы никогда не будете беспомощ­ными.