Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 441
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А теперь вспомните, что вы — частица Вселенной; вы получаете энергию из недр земли, благодаря ей вы можете уверенно стоять на ногах, понимать смысл окружающего мира, вас заряжают и другие люди, которые готовы быть с вами и нуждаются в вас.
Помните, вы свободны, чтобы все видеть и слышать, но выбираете лишь то, что вам нужно. И тогда отчетливо скажите «да» тому, что необходимо, и «нет» всему ненужному и лишнему. Вы будете нести добро и себе, и другим вместо зла и бессмысленной борьбы.
А теперь снова сосредоточьтесь на своем дыхании.
Все это может занять у вас одну или пять минут.
Это вы решите сами.
Хорошенько запомните это упражнение и почаще делайте его.
7. Мнение (см. занятие № 5)
8. Ритуал прощания
Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде
Цель: обучение тому, как находит!) в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния п состояния других людей.
1. Ритуал приветствия
2. Восковая палочка
Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. Участник в центре круга — «восковая палочка». Его ноги «прибиты» к полу, а костей у него нет. «Палочка», закрыв глаза, качается, группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому.
Это упражнение может быть использовано как тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность п напряженность.
3. Художественный фильм
— Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть актером. Поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь.
Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Толстых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — п сценарист, п постановщик, п директор картины. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события». А дальше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать па бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал пас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.
Отдохните немного и посмотрите па него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Нет и нет или не совеем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь.
Вы можете уделить этому не одно, а два п даже три занятия (но, пожалуйста, не больше).
Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, ч ю вы в него вложили.
Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм.
Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня.
Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильм про победителя.
Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно незнакомой вам «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим.
Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.
Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, но это должен быть сценарий про победителя. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных трудностей. Если вы выберите для сценария путь избегания трудностей, то фильма про победителя не получится.
Запишите этот сценарий и вспоминайте его почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя.
4. Я подарок для человечества
— Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»
5. Твое будущее
— Многие люди не понимают себя, мотивов своих поступков, причин радости. Но наши занятия дают вам возможность помочь друг другу осознать процесс становления себя как личности и при этом понимать, что происходит, в какую сторону идти и что делать.
Один участник (по желанию) садится на отдельно стоящий стул и просит всех остальных участников сказать ему о будущем. При этом стоит выделять отдельно:
а) профессиональное, т. е. кем будет этот человек
, каким видом деятельности он будет заниматься;
б) личное, т. е. кем он будет в личной жизни (семья, дети и г. д.);
в) психологическое, т. е. его человеческие качества.
Стоит определять и хронологические рамки, например будущее через год, через пять лет, через 2 и т. д.
6. Письмо себе, любимому
— Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятии высказывают свои мнения.) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.
Обсуждение.
• Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?
• Важно с какими чувствами, а не про что.
• Любовь — или любое другое отношение — чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.
• Кто хочет пересказать пли зачитан, свое письмо? По ходу психолог может давать комментарии.
— Стоит обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой па дружеской ноге, кто-то радуется себе, близкому, а кто-то тоскует по тому, каким он был когда-то.
7. Секрет
— Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности. Мы сделаем это следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота — вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он - орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.
Что в вас есть такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваши секреты, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас?
Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все
в точности.
Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?
8. Ритуал прощания
Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору
Цель: развитие умения анализировать свои личностные качества; отработка навыков преодоления препятствий па пути к достижению целей; обучение тому, как эффективно использовать свое время.
1. Ритуал приветствия
2. Мне приятно сказать
— Традиционные взаимные приветствия на этом занятии мы проведем с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуйте, мне приятно тебе сказать...»
Вы вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким. Найдите несколько самых теплых слов для каждого человека. Подойдите обязательно к каждому и непременно с улыбкой. Ваш диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Не жалейте своей души, своего тепла, отдавая, вы только приобретаете!
3. А что дальше
— Теперь обсудим ваши перспективные цели и те конкретные шаги, которые вы намерены предпринять для их осуществления.
У каждого из вас есть 3-4 минуты для того, чтобы рассказать об этом всей группе. Члены группы могут задавать вам вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению.
Основная задача — составить определенную программу ваших действий на ближайшее будущее.
4. Должен или выбираю?
— Мы часто слышим от других людей слово «должен». Настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации, а также собственные моральные установки. Очень часто какая-то часть личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя ее.
Он говорит себе: «Я должен быть гордым» — и не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом, или: «Я должен поддерживать их. Я должен быть заботливым» и заботится о людях, предпочитающих жить за счет чужой активности. Если человек руководствуется в основном «долженизмами» — это значит, что настоящий хозяин положения не он сам, а какие-то посторонние авторитеты. Эти авторитетные «должен» могут совсем не соответствовать конкретной ситуации. Часто они бывают просто сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней «тусовке» во дворе, среди сверстников, вами руководит «тусовка». Если вы идете в школу только потому, что должны туда ходить, вами руководит школа. И в том и в другом случае бывает так, что решение принято не вами.
Всякий раз, когда человек что-то должен, он может превратить это в «хочу». Мама может думать: «Я должна идти смотреть футбольный матч, в котором участвует сын, о т я хотелось ВЫ, конечно, сходить в магазин за покупками». Дети без труда распознают, ч то родители делают по своей воле, а что — из чувства долга. Если мама сможет превратить «я должна» в «я хочу», она скажет себе я предпочитаю побелеть за сына, другие дела могут и подождать». Качество общения неизмеримо возрастает, если решения принимаются сознательно, а не под давлением чувства долга (качество учебы или работы тоже, если вы научились находить в них удовольствие). «Когда моя мама говорит "ты должен", во мне сразу само звучит "не буду"», — эти слова одного малыша относятся не только к детям. Нам кажется, что мы можем только подчиниться или восстать. Если мы подчиняемся, остается чувство обиды. Если восстаем, возникает неприязнь и та же обида. Оба способа реагирования толкают нас к какой-то форме мести.
Если мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю, для этого надо сознательно сосредоточиться па наилучшей мотивации для данного дела пли каких-либо действий.
Замените утверждения, вынуждающие вас на что-либо, па утверждение, содержащие личный выбор.
Я должен | Я хочу |
Мать разозлится, если я пе пойду с ней | Я хочу доставить радость матери, пойдя с ней |
Я должна выгладить белье на нею семью | Я выглажу белье, чтобы моя семья была опрятно одета |
Я должен работать в саду | Это прекрасный сподос почувствовать себя взрослым |
Переход от «я должен» к «я хочу» означает, что вам будет легче бороться не только со своими «долгами», по и с «долгами возложенными па вас другими. Быть может, в настоящий момент у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, все равно занимаетесь ими, почему бы не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки или раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений.