Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А теперь вспомните, что вы — частица Вселенной; вы получаете энергию из недр земли, благодаря ей вы можете уверенно стоять на ногах, понимать смысл окружающего мира, вас заряжают и другие люди, которые готовы быть с вами и нуждаются в вас.

Помните, вы свободны, чтобы все видеть и слышать, но выбираете лишь то, что вам нужно. И тогда отчетливо скажите «да» тому, что не­обходимо, и «нет» всему ненужному и лишнему. Вы будете нести добро и себе, и другим вместо зла и бессмысленной борьбы.

А теперь снова сосредоточьтесь на своем дыхании.

Все это может занять у вас одну или пять минут.

Это вы решите сами.

Хорошенько запомните это упражнение и почаще делайте его.

7. Мнение (см. занятие № 5)

8. Ритуал прощания
Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде

Цель: обучение тому, как находит!) в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; раз­витие способности понимания своего состояния п состояния других людей.

1. Ритуал приветствия

2. Восковая палочка

Группа стоит в кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки согнуты в локтях. Участник в центре круга — «восковая палочка». Его ноги «прибиты» к полу, а костей у него нет. «Палочка», закрыв глаза, качается, группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому.

Это упражнение может быть использовано как тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность п напря­женность.

3. Художественный фильм

— Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть акте­ром. Поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь.

Вот как предлагает это сделать московский психолог Н. Н. Тол­стых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художествен­ный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — п сцена­рист, п постановщик, п директор картины. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события». А дальше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать па бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал пас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.


Отдохните немного и посмотрите па него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Нет и нет или не совеем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изме­нения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь.

Вы можете уделить этому не одно, а два п даже три занятия (но, пожалуйста, не больше).

Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, ч ю вы в не­го вложили.

Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режисси­ровать, ставить фильм.

Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня.

Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильм про победителя.

Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно незнакомой вам «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в ки­но можно было бороться только хорошему с лучшим.

Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смот­реть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.

Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, но это должен быть сценарий про победителя. Значит, вы должны при­думать наиболее интересные пути преодоления жизненных трудно­стей. Если вы выберите для сценария путь избегания трудностей, то фильма про победителя не получится.

Запишите этот сценарий и вспоминайте его почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя.

4. Я подарок для человечества

— Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем со­стоит ваша исключительность, уникальность.

Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подар­ком для человечества.

Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для че­ловечества, так как я...»

5. Твое будущее

— Многие люди не понимают себя, мотивов своих поступков, при­чин радости. Но наши занятия дают вам возможность помочь друг другу осознать процесс становления себя как личности и при этом понимать, что происходит, в какую сторону идти и что делать.

Один участник (по желанию) садится на отдельно стоящий стул и просит всех остальных участников сказать ему о будущем. При этом стоит выделять отдельно:

а) профессиональное, т. е. кем будет этот человек

, каким видом дея­тельности он будет заниматься;

б) личное, т. е. кем он будет в личной жизни (семья, дети и г. д.);

в) психологическое, т. е. его человеческие качества.

Стоит определять и хронологические рамки, например будущее через год, через пять лет, через 2 и т. д.

6. Письмо себе, любимому

— Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятии высказывают свои мнения.) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому.

Обсуждение.

• Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?

• Важно с какими чувствами, а не про что.

• Любовь — или любое другое отношение — чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.

• Кто хочет пересказать пли зачитан, свое письмо? По ходу психолог может давать комментарии.

— Стоит обратить внимание на то, как кто-то себя же и поучает, кто-то смотрит на себя снизу вверх, кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой па дружеской ноге, кто-то радуется себе, близкому, а кто-то тоскует по тому, каким он был когда-то.


7. Секрет

— Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности. Мы сделаем это следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый со­здал робота — вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он - орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Что в вас есть такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваши секреты, может ли он воспользо­ваться этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все

в точности.

Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?

8. Ритуал прощания
Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору

Цель: развитие умения анализировать свои личностные качества; от­работка навыков преодоления препятствий па пути к достижению целей; обучение тому, как эффективно использовать свое время.

1. Ритуал приветствия

2. Мне приятно сказать

— Традиционные взаимные приветствия на этом занятии мы про­ведем с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуй­те, мне приятно тебе сказать...»

Вы вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким. Найдите несколько самых теп­лых слов для каждого человека. Подойдите обязательно к каждому и непременно с улыбкой. Ваш диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Не жалейте своей души, сво­его тепла, отдавая, вы только приобретаете!

3. А что дальше

— Теперь обсудим ваши перспективные цели и те конкретные ша­ги, которые вы намерены предпринять для их осуществления.

У каждого из вас есть 3-4 минуты для того, чтобы рассказать об этом всей группе. Члены группы могут задавать вам вопросы, конкре­тизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению.

Основная задача — составить определенную программу ваших действий на ближайшее будущее.

4. Должен или выбираю?

— Мы часто слышим от других людей слово «должен». Настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации, а также собственные моральные уста­новки. Очень часто какая-то часть личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя ее.

Он говорит себе: «Я должен быть гордым» — и не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом, или: «Я должен поддерживать их. Я должен быть заботливым» и заботится о людях, предпочитающих жить за счет чужой активности. Если человек руководствуется в ос­новном «долженизмами» — это значит, что настоящий хозяин поло­жения не он сам, а какие-то посторонние авторитеты. Эти авторитет­ные «должен» могут совсем не соответствовать конкретной ситуа­ции. Часто они бывают просто сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней «тусовке» во дворе, среди сверстников, вами руководит «тусовка». Если вы идете в школу толь­ко потому, что должны туда ходить, вами руководит школа. И в том и в другом случае бывает так, что решение принято не вами.


Всякий раз, когда человек что-то должен, он может превратить это в «хочу». Мама может думать: «Я должна идти смотреть футбольный матч, в котором участвует сын, о т я хотелось ВЫ, конечно, сходить в магазин за покупками». Дети без труда распознают, ч то родители де­лают по своей воле, а что — из чувства долга. Если мама сможет пре­вратить «я должна» в «я хочу», она скажет себе я предпочитаю побелеть за сына, другие дела могут и подождать». Качество общения неизмеримо возрастает, если решения принимаются сознательно, а не под давлением чувства долга (качество учебы или работы тоже, если вы научились находить в них удовольствие). «Когда моя мама гово­рит "ты должен", во мне сразу само звучит "не буду"», — эти слова од­ного малыша относятся не только к детям. Нам кажется, что мы мо­жем только подчиниться или восстать. Если мы подчиняемся, остает­ся чувство обиды. Если восстаем, возникает неприязнь и та же обида. Оба способа реагирования толкают нас к какой-то форме мести.

Если мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю, для этого надо сознательно сосредоточиться па наилучшей мотивации для данного дела пли каких-либо действий.

Замените утверждения, вынуждающие вас на что-либо, па утверж­дение, содержащие личный выбор.

Я должен

Я хочу

Мать разозлится, если я пе пойду с ней

Я хочу доставить радость матери, пойдя с ней

Я должна выгладить белье на нею семью

Я выглажу белье, чтобы моя семья была опрятно одета

Я должен работать в саду

Это прекрасный сподос почувство­вать себя взрослым

Переход от «я должен» к «я хочу» означает, что вам будет легче бороться не только со своими «долгами», по и с «долгами возложен­ными па вас другими. Быть может, в настоящий момент у вас есть не­сколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, все равно занимаетесь ими, почему бы не выбрать к ним другое отноше­ние, чтобы вместо скуки или раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений.