Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Влияние личности быстро начинает расти, когда желания и дей­ствительность начинают совпадать. Бессильное, серое существова­ние превращается в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору.

Я должен или выбираю



5. Прошлое, настоящее и будущее

На стул, расположенный так, чтобы все его видели, приглашается доброволец. Остальные некоторое время внимательно разглядывают его, всматриваются, изучают, ловят впечатления, возникающие при этом.

Затем группа по очереди делится впечатлениями, которые вызвал у участников игрок, сидящий в центре.

Сначала участники обсуждения сообщают сидящему на «горячем месте» свои догадки, домыслы и предположения о том, каким этот че­ловек был в раннем детстве.

Какими ласкательными и уменьшительными именами звали его мама и близкие, как его дразнили в школе, каким характером он отли­чался и т. д. Игрок, которому и о котором все это рассказывается, не может вступать в разговор. Он лишь слушает и мысленно отмечает для себя совпадения, точные или неточные догадки, переживания, эмоции, которые возникают у него при этом.

Затем группа сообщает игроку, занимающему «горячий стул», свои догадки и предположения относительно того, каков этот участник вне занятий и данной группе, как к нему относятся в школе, какой он в семье, как его воспринимают люди в его настоящей жизни.

И наконец, группа сообщает сидящему па «горячем стуле» игроку о том, что, по ее мнению, ждет о г этого человека в будущем, каким он будет через десять или через двадцать лет, каким он сам желает стать к этому времени,чего хочет добиться.

После этого слово предоставляется подростку, занимающему «го­рячее место». Он волен говорить все что накипело к этому моменту на душе. Он вправе комментировать пли обойти молчанием отдель­ные реплики, фразы, сообщения.

6. Я реальный; идеальный; глазами других

Психолог просит детей нарисовать себя такими, какие они есть; такими, какими хотели бы быть; и такими, какими их видя г другие люди.

В ходе обсуждения дети пытаются ответить на вопрос, чем вызва­ны расхождения в представлениях о том. каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле.

7. Круг нашей жизни

Эта игра тоже заставляет задуматься и о своей жизни, и о жизни людей рядом с вами.


Психолог чертит на полу большой круг и предлагает следующее задание: это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разде­лим круг на четыре условные части пунктирными линиями.

В каждой четверти — шесть часов. Пусть теперь кто-нибудь пока­жет сколько времени у него уходит:

• на сон;

• на школу;

• на друзей;

• на домашнее задание;

* на семью;

• на одиночество;

• на работу по дому;

• на все остальное.

Глядя на круг своей жизни, задайте себе следующие вопросы:

1. Довольны ли -тем, как проходит день?

2. Пусть в идеале, по какие границы хотелось бы изменить в этом круге?

3. Что легко и что трудно изменить в вашей жизни?

4. Чего не хватило для верного отображения вашей жизни?

5. Почему все-таки мы ждем и стремимся к изменениям?

8. Машина времени

Психолог предлагает участникам поговорить об их жизни и по­фантазировать о том, что можно было бы сделать иначе. Просит детей представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, ко­торое им бы хотелось изменить. Группе предлагается зарисовать это событие так, как оно могло бы произойти. Дети включают и действия, которые им следовало бы сделать, чтобы добиться другого развития событий.

Обсуждение.

Сначала каждый подросток рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем они раскрывают, каким образом они изменили это прошлое. Эмпатия вызывается путем стимулирования понима­ния участниками мотивов, по которым каждый участник предпочел бы измененное событие или опыт.

Дети побуждаются к тому, чтобы посоветовать друг другу пути из­менения прошлого.

9. Ритуал прощания
Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой

Цель: укрепление своего устойчивого Я; дальнейшее самораскрытие, самопознание; развитие умения анализировать и определять психо­логические характеристики, свои и окружающих людей.

1. Ритуал приветствия

2. Ты меня уважаешь?

— Сегодня у вас есть возможность сказать друг другу самое глав­ное, что вы хотели бы сказать. Не упускайте этого случая, такой шанс может больше и не представиться. Мы сейчас сядем в большой круг и поговорим. У всех участников есть право сказать то, что хочется.

3. Моя вселенная

Детям раздаются «форматки» для черчения или рисования. В цент­ре листа надо нарисовать солнце (как уже делалось) и в центре солчечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» цент­ра своей вселенной — надо прочертить линии к звездам и планетам:



• Мое любимое занятие...

• Мой любимый цвет...

• Мое любимое животное...

• Мой лучший друг...

• Мой любимый звук...

• Мой любимый запах...

• Моя любимая игра...

• Моя любимая одежда...

• Моя любимая музыка...

• Мое любимое время года...

• Что я больше всего на свете люблю делать...

• Место, где я больше всего на свете люблю бывать...

• Мой любимый певец или группа...

• Мои любимые герои...

• Я чувствую у себя способности к ...

• Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете...

• Лучше всего я умею...

• Я знаю, что смогу...

• Я уверен в себе, потому что...

Психолог говорит о том, что «звездная карта» каждого показыва­ет, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.

4. Какой я человек?

— Откройте первый лист своего дневника и еще раз внимательно прочитайте. Если есть необходимость, то измените свои ответы. По­старайтесь увидеть то, как изменились ваши собственные представ­ления о себе.

5. Каков я на самом деле?

— А сейчас мы сравним результаты тестирования, которое прово­дилось на первом занятии, с сегодняшними представлениями о себе.

Что нового вы узнали о себе за время тренинга?

С чем вы теперь не согласны?

А в чем тест оказался верен?

В чем вы лишь получили подтверждение? (См. занятие № 2.)

6. Именно сегодня

Приводим текст зарядки позитивного мышления, которую реко­мендует Д. Карнеги. Она получила название «Именно сегодня».

Каждое утро работайте над собой. Мы много говорим о важности физических упражнений, пробуждающих нас из состояния полусна, в котором пребывают многие. По еще больше мы нуждаемся в духов­ных п умственных упражнениях, которые бы каждое утро стимули­ровали нас к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие сло­ва. Разве ежедневный ободряющий разговор с самим собой выглядит глупым, легкомысленным и детским? Нет, напротив, в этом самая суть здравой психологии. Беседуя с самим собой каждый день, вы мо­жете научиться управлять своими мыслями. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое.

1. Именно сегодня я буду счастлив. Счастье заключено внутри нас, оно не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому че­ловек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым.


2. Именно сегодня я приспособлюсь к жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить все к своим желаниям. Я приму мою семью, мою учебу, обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю заряд­ку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей, чтобы мой организм охотно выполнял все мои требования и установки.

4. Именно сегодня я уделю внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю с интересом то, что требует усилия; размышления, со­средоточенности.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствова­нием. Для этого я сделаю что-то хорошее, полезное конкретному человеку и выполню два дела, которые мне не хочется делать.

6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я по­стараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезным и щедрым на похвалы, не буду придираться к людям или пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить только нынешним днем, не стремясь решить проблему всей моей жизни сразу. Я легко выполню лю­бую, даже рутинную работу.

8. Именно сегодня я проведу полчаса в покое п одиночестве и поста­раюсь расслабиться.

9. Именно сегодня буду радоваться жизни п буду счастливым. Я бу­ду любить п верить, что те, кого я люблю, любят меня.

7. Стратегия жизни

— Мы уже заканчиваем нашу работу. Что-то изменилось в каждом из нас-, каждый сделал определенные открытия и в себе, и itокружаю­щих. Над чем-то мы успели поработать, но на этом процесс самораз­вития п самосовершенствования не заканчивается. Впереди большая и серьезная работа. Поэтому основная часть этого занятия отводится стратегическому планированию.

Цели, которые вы ставите перед собой, должны быть реальными и достижимыми в обозримом будущем. Отвечая на вопросы, опирай­тесь на свой жизненный опыт и опыт, приобретенный в группе.

8. Дом моей души

— Опустили руки, мягко прошлись по правой руке, ей стало хоро­шо. Мягко прошлись по левой руке, внимание па кисти рук они сразу стали большими, теплыми. Мягкими, большими, теплыми. Свободные плечи, действительно ли они свободны? Расслабились лицевые мышцы, в голове появляется легкий туман, мягкая, спокой­ная пустота. Ноги не напряжены, просто взгляните па них, мягкие, свободные ноги — п забыли про них. Мягкое дыхание...
Глубоко вдох­ните и выдохните. И почувствовать воздух, который проходит через ноздри, — немного прохладный, п выходит - вы чувствуете его: он та­кой же теплый, как п вы. И мир становится волшебным, легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабленность, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно пред­ставить, будто голубой плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувст­вуете только теплоту. И мягкий, теплый туман поднимается уже к ва­шим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимается выше, к вашим бедрам, к кистям рук п растворяет вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, ста­новитесь мягкими, теплыми. Нет тела, нет границ. Теплая вода под­ходит уже к вашим плечам... Чем дышите вы? Легкостью, голубиз­ной... Вы исчезли полностью, и только солнечные блики па поверхно­сти там, где только что были вы. и вы чувствуете, что душа ваша освободилась и взлетела над поверхностью этого голубого океана и полетела в легком воздухе — в небо, высоко, в голубизну. Вы раски­нули руки, вы летите и дышите полной грудью. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами — под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь отдохнуть на облаках, и они при­мут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исче­зать в глубине — и вылетать из облаков, наслаждаться своей свобо­дой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удиви­тельно красивыми цветами, найти то место на земле, где вам так хоро­шо. Ваше любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это вы­бираете вы. У кого-то это тихий лесной ручеек, поляна, где растут цветы. Ты ляжешь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близ­ко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе и от­крылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать — ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе свою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и прохладный воздух