Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте — возможны чудеса.

И на этом месте, месте, которое выбрал ты, ты построишь спой дом. В твоем распоряжении — все. Что ты выберешь, что захочешь ты — то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет именно в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, высо­кий или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены твое­го дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глу­бокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих подва­лах? Или это будет легкий дом, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие , стеклянные, откры­тые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут не большие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями? Какой бу­дет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважения перед таким входом? Пли это будут невы­сокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько этажей будет в этом ломе? Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли па нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.

Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые шевелит ветерок, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, кото­рые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Нее .ми ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь спою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы
бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли лю­ди в твоем доме? Если ты выйдешь из ЭТОЙ комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить? А что вокруг твоего дома - посмотри...

Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море. Трава, цве­ты? Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: правится он тебе? Или и нем что-то не достроено? Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он мо­жет менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для 'тебя. В этом доме ты так часто быва­ешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... .'Запомни этот мир, запомни это место и, если это хорошие чувства, знай, что бы пи происходило вокруг тебя, у тебя всегда на Земле есть место, куда ты

можешь прийти, где тебе всегда будет хороню... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги те­бе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой — и ты часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...

9. Ритуал прощания
Занятие № 29. Перед дальней дорогой

Цель: помощь в определении личностных ценностей, раскрытии силь­ных сторон личности; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; актуализация личностных ресурсов.

1. Ритуал приветствия

2. Заколдованные

Выбирается один водящий. Группа разбредается по комнате. По команде «стон» все замирают в тех позах, в которых их застала ко­манда. Водящий пытается рассмешить кого-то из заколдованных. Ес­ли ему это удается, то расколдованный присоединяется к нему и они продолжают водить вдвоем. Игра идет до тех пор, пока не будут рас­колдованы все участники.

3. Что же у нас получилось

— Вернемся к началу наших занятий. Какие задачи вы ставили пе­ред собой? Что смогли решить? А что не получилось до сих пор? По­чему? Что или кто вам помешал? Или вы сами были пассивны? Мо­жет быть, вы продолжаете ставить непосильные задачи?



4. Чемодан

Один из детей выходит из комнаты, а остальные начинают «соби­рать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро рас­ставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данно­му человеку в общении с людьми, т. е. те положительные качества, ко­торые группа особенно ценит в этом человеке.

Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге, т. е. о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы необхо­димо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записы­вать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положи­тельные н отрицательные качества, названные группой.

Мнение того пли иного подростка в группе должно быть поддер­жано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» н лист участника. При наличии возражений, со­мнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то на­стаивает, можно записать такое качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 ха­рактеристик, как положительных, так и отрицательных. Затем участ­нику, который выходил из комнаты п все время, пока группа работа­ла, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается п передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то не со­всем понятно из того, что записал «секретарь». Находит следующий участник (по мере психологической готовности), и чем процедура по­вторяется. И так до тех пор, пока нее члены группы не получат свои «чемоданы».

5. Необитаемый остров

— В результате кораблекрушения вы оказались па необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения п животные, ливневые дожди, короткие, но жестокие холода, могут быть п визиты каннибалов с со­седних островов. В ближайшие несколько лег вы не сможете вернуть­ся к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для се­бя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоя­тельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спали­ло вашу кожу п вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зи­мой от холодов.


Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции п обязанности. Следует продумать п то, каким образом зги функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего решите вопрос о вла­сти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать оконча­тельное решение? Все жители острова единогласно, или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или

единолично лидер? И каким образом будет контролироваться выпол­нение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезнен­ным, обузой для других? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотно­шений, примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не аб­страктные, они должны помогать решению конкретных проблем, эф­фективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие правил дается время и полная сво­бода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т. п.

6. Автобиография

— У нас есть последняя возможность еще раз внимательно прочи­тать то, что вы написали о себе (пролистайте свой дневник). Думайте над тем, что вы будете писать в нем через несколько лет, какова будет ваша биография? Пусть вам не будет стыдно за вашу жизнь. А сейчас у вас есть 5 минут, «пишите» биографию!

7. Записки (см. занятие № 4, открывание бутылки)

8. Ритуал прощания
Занятие № 30. Прощай...

Цель: закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными об­разами личности; закрепление дружеских отношений между членами группы.

1. Ритуал приветствия

2. Карусели


Большая группа делится на две подгруппы и встает «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например, улыбнуться каждому, сказать комплимент или что-то приятное.

3. «Я к нам пишу...»

— Сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из пас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но прежде всего подпишите свой лист в правом нижнем углу (имя, фамилия — как нам захочется) п пере­дайте его соседу справа.

У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя налито соседа. Адресуйте ему несколько слон. Что писать? Все, что нам хочется ска­зать этому человеку: добрые слова, пожелания, признания, сомнения; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно состоять из одной-двух фраз, /[ля того чтобы наши слона не были прочитаны ни­кем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этот листок передается соседу справа. А нам приходит новый лист, на ко­тором вы можете написать короткое послание следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими собственными именем и фамилией.

Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого участника, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

В результате такого кругового письма все дети обмениваются вза­имными «эмоциональными поглаживаниями».

Психолог советует этот листок сохранить п в трудные моменты жиз­ни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким «веселым», «падеж­ным», «воспитанным», «игривым» и т.д. видят тебя окружающие люди.

4. Весь мир — сцена

В начале дискуссии внимание детей обращается на сценические возможности актера, часто создающего идеализированный образ, ко­торый мы бы хотели перенести па других.

Детей просят изобразить сцену, в которой они хотели бы поучаст­вовать. Они рисуют себя на сцене, одетыми в любой костюм, который пожелают выбрать. Товарищи по группе могут быть выбраны в каче­стве вспомогательных актеров.

Затем дети рисуют людей, которых они бы хотели увидеть зрите­лями. В ложе для почетных гостей изображаются приехавшие на спектакль знаменитости.

Детей просят объяснить причину выбора данной роли, костюма п партнеров.

Следует также изучить значение выбранной сцены. Кроме того, участников просят объяснить причину подбора зрителей вообще и в ложе для почетных гостей в частности; просят рассказать, какую роль играют изображенные зрители в жизни авторов рисунков.