Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Прощай

— Наши занятия подошли к концу, и мы расстаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с груп­пой своими переживаниями? Или есть конкретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на предыдущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь.

6. Я - это Я

Я - это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Петь люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое те­ло, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напря­жение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий пли тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои по­ражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. По поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о се­бе самом (самой).

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности по­зволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я ви-дел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я ду-мал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется не подходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, п открыть что-то новое и себе самом(самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и дейст­вовать.

У меня есть все, чтобы быть близким(ой)
с другими людьми, что­бы быть продуктивным(ой), вносить смысл п порядок в мир вещей и люден вокруг меня.

Я принадлежу себе п поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, н Я — это замечательно.

7. Подарки

Каждый подросток придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом.

Главное условие заключается в том, что подарок должен как мож­но лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рас­сказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему имен­но этот подарок был выбран. Участник, которому «подарили» пода­рок, высказывает свое мнение: действительно ли он рад этому.

8. Ритуал прощания

Глава 4. ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В работе тренинговой группы всегда присутствуют дна плана, две сто­роны: содержательная а личностная.

Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в зависимости от цели тренинга.

Личностный план — это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности.

В результате психогимнастических упражнений могут происхо­дить изменения в состоянии группы как целого и изменения в со­стоянии отдельных ее участников, а также может быть получен мате­риал, осознание и обсуждение которого позволят продвинуться впе­ред в содержательном плане.

Понятием «психогимнастика» обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными п воздейство­вать преимущественно па ту или иную психическую характеристику пли носить более универсальный характер, оказывать более генера­лизованное воздействие.

Задачи:

• уменьшение напряжения у детей в группе;

• снятие страхов и запретов;

• развитие внимания;

• развитие чувствительности к собственной двигательной активно­сти, активности других детей;

• сокращение эмоциональной дистанции между детьми в группе;

• формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное пове­дение других детей.

При планировании занятий, а также в процессе проведения псн-хогимпастпческнх упражнений важно учитывать ряд моментов:

• правильный выбор упражнения;

• инструктирование группы перед выполнением упражнения, оста­новка п обсуждение упражнения.

Выбор упражнения

Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, психолог ориентируется на следующее:

1. Что преимущественно должно произойти в результате его выпол­нения:

о измениться состояние группы как целого:

о измениться состояние каждого из участников группы в отдель­ности;

о в большей степени измениться состояние кого-то одного пли двух-трех участников;

о будет получен материал для продвижения вперед в содержа­тельном плане.

2. На каком этапе развития находится группа: чем она сплоченней, тем свободнее,
непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним прежде всего отно­сятся такие, которые предполагают физический контакт участни­ком группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению на­пряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст н т. п.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не отно­сящихся к групповой работе, включиться в ситуацию «здесь п теперь», почувствовать группу п т. д.; кроме того, бывает необ­ходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность.

Во второй половине дня следует проводить упражнения, помо­гающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Их также полезно выполнять после напряженных обсу­ждений, сложных для всех пли некоторых участников группы си­туаций.

5. Содержание дальнейшей работы.
Инструкция

Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями.

Иногда целесообразно в процессе инструктирования привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Давая инструкцию, психолог внимательно смотрит по очереди на всех детей в группе, устанавливая с каждым зрительный контакт. Это повышает уровень внимания детей.

Приступать к выполнению упражнения еле/чует только тогда, ко­гда психолог убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

Психолог принимает участие в психогимнастических упражнени­ях, особенно в тех, с которых начинается день (занятие). То же в упражнениях, в которых используется обратная связь.

Психолог не принимает участия в тех упражнениях, которые тре­буют руководства со стороны ведущего в процессе их выполнения. Психолог не участвует и в тех случаях, когда он обеспечивает без­опасность членов группы, например при выполнении упражнения с. закрытыми глазами.

Упражнения

Данные упражнения являются материалом
, которые можно исполь­зовать в качестве дополнения пли изменения содержания занятий. Структуру каждого занятия образуют:

1. Упражнения на создание работоспособности.

II. Упражнения содержательного плана.

III. Упражнения для получения личностной обратной связи.

I. Упражнения, которые воздействуют на состояние группы как целого и на каждого подростка в отдельности

Независимо от темы работа в группе начинается с этапа формирова­ния работоспособности, основная цель которого создать такую груп­повую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каж­дого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональ­ной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, про­веденные па этом этапе упражнения могут дать материал, обсужде­ние которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Задача сделать группу работоспособной специфична для начала занятий, и пасе решение затрачивается определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов приходится выполнять упражнения на восстановление утраченной работоспособности, на включенность в группу, па повышение уровня внимания, на эмоциональную раз­рядку, на снижение усталости и т. д.

Баранья голова

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно по­знакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предос­тавляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, когда их называют по отчеству без име­ни — Петрович, Михалыч.

А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его ку­мир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обра­щались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того