Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 433
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя.
Все остальные члены группы — и я, психолог, тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это гак, чтобы сразу и прочно запомнить нее игровые имена.
Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя —только запоминать. Это упражнение называется «Ба-ранья голова».
Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» — конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
Качество
Дети садятся в кругу.
— Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (пли вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве.
Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь.
Свой способ приветствия
Дети становятся в круг.
— Будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.
Будь внимателен
Дети садятся в кругу.
-- Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и т. д.
Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).
Если кто-то из нас ошибется, он выбывает из игры, по при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.
Собственное движение
Вся группа становится в круг.
- Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди" продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого.
Группа выполняет эту часть задания.
- Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.
Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т. е. тому, кто только что передал его вам.
Ритм
Дети садятся в кругу.
- Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При игом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый.
Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями но коленям.)
На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк». а потом, хлопнув два раза по коленям, - название ЖИВОТНОГО того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При ЭТОМ нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание.
Змея
Дети встают. Психолог предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.
— Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепочка. Эта цепочка изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается». (Психолог помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свое свободные руки, но браться за руки они не должны.)
Когда «змея» запуталась, психолог приглашает подростка, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этom ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».
Часы
Дети садятся в круг.
— Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты (психолог обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате, ты (психолог обращается к следующему по часовой стрелке участнику) — цифрой -2, ты — цифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками.)
Наши часы, как и положено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (маленькая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Баржа
Дети группы сидят в кругу.
У психолога в руках мяч.
— Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое-нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые
ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть па пей перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации,буду я.
Мостик
Группа делится на две команды. (Как показывает практика, ге, у кого есть проблемы в общении друг с другом, выбирают разные команды.)
На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см пли кладется доска. Па этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около метра. Каждый участник второй команды должен пройти черен мостик, разминувшись с каждым участником другой команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами.
Запаздывающее зеркало
8-10 детей выстаиваются полукругом лицом к центру. Психолог показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т. д.). После показа второго движения первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участник — первое. После показа четвертого движения первый участник должен повторить третье, второй — второе, третий — первое и т. д., пока последний участник не повторит первое движение.
Таким образом, каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.
Секретный фарватер
7-8 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник — рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная СЛОЖНОСТЬ заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего.
Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин.
Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей; требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись и не подорвались на мине.
Спутанные цепочки
Дети встают в круг, закрывают глаза и вытягивают перед собой правую руку. Соприкоснувшись, руки сцепляются. Затем дети вытягивают левую руку и снова ищут себе партнера. Психолог помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
Дети открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепления рук.
В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Шестерка
Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность.
Все игроки встают в круг.
Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число
, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры.
Коллективный счет
Дети стоят в кругу, опустив головы и, естественно, не глядя друг па друга.
Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.
При этом должны выполняться три условия:
1) никто не знает, кто начнет счет п кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);
2) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
3) если нужное число будет названо вслух двумя пли более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Психолог повторяет детям, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчат!) или пришла пора озвучить число.
Все остальные члены группы — и я, психолог, тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это гак, чтобы сразу и прочно запомнить нее игровые имена.
Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя —только запоминать. Это упражнение называется «Ба-ранья голова».
Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» — конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
Качество
Дети садятся в кругу.
— Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, придумайте (пли вспомните) короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном вами качестве.
Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь.
Свой способ приветствия
Дети становятся в круг.
— Будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.
Будь внимателен
Дети садятся в кругу.
-- Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и т. д.
Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).
Если кто-то из нас ошибется, он выбывает из игры, по при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.
Собственное движение
Вся группа становится в круг.
- Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по очереди" продемонстрирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого.
Группа выполняет эту часть задания.
- Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к самому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он захочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выполнено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому передают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.
Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т. е. тому, кто только что передал его вам.
Ритм
Дети садятся в кругу.
- Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При игом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый.
Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями но коленям.)
На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк». а потом, хлопнув два раза по коленям, - название ЖИВОТНОГО того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При ЭТОМ нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание.
Змея
Дети встают. Психолог предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.
— Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепочка. Эта цепочка изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается». (Психолог помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свое свободные руки, но браться за руки они не должны.)
Когда «змея» запуталась, психолог приглашает подростка, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этom ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».
Часы
Дети садятся в круг.
— Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты (психолог обращается к сидящему слева от него участнику группы) будешь цифрой 1 на циферблате, ты (психолог обращается к следующему по часовой стрелке участнику) — цифрой -2, ты — цифрой 3 и т. д. (В результате все цифры на циферблате часов оказываются распределенными между участниками.)
Наши часы, как и положено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (маленькая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Баржа
Дети группы сидят в кругу.
У психолога в руках мяч.
— Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое-нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые
ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть па пей перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации,буду я.
Мостик
Группа делится на две команды. (Как показывает практика, ге, у кого есть проблемы в общении друг с другом, выбирают разные команды.)
На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см пли кладется доска. Па этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около метра. Каждый участник второй команды должен пройти черен мостик, разминувшись с каждым участником другой команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами.
Запаздывающее зеркало
8-10 детей выстаиваются полукругом лицом к центру. Психолог показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т. д.). После показа второго движения первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участник — первое. После показа четвертого движения первый участник должен повторить третье, второй — второе, третий — первое и т. д., пока последний участник не повторит первое движение.
Таким образом, каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.
Секретный фарватер
7-8 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник — рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная СЛОЖНОСТЬ заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего.
Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин.
Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей; требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись и не подорвались на мине.
Спутанные цепочки
Дети встают в круг, закрывают глаза и вытягивают перед собой правую руку. Соприкоснувшись, руки сцепляются. Затем дети вытягивают левую руку и снова ищут себе партнера. Психолог помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.
Дети открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепления рук.
В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Шестерка
Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность.
Все игроки встают в круг.
Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число
, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры.
Коллективный счет
Дети стоят в кругу, опустив головы и, естественно, не глядя друг па друга.
Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок.
При этом должны выполняться три условия:
1) никто не знает, кто начнет счет п кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);
2) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
3) если нужное число будет названо вслух двумя пли более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Психолог повторяет детям, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчат!) или пришла пора озвучить число.