Файл: Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор траекторий

— У многих людей есть привычка, размышляя над решением ка­кой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходит!), со­вершая более резкие повороты, Т. е. описывая квадрат пли прямо­угольник... (показывает), кто-то будто шагает вдоль сторон треуголь­ника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, раз­мышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает).

У нас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но ком­нате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличи­вать размеры описываемых фигур по нашему желанию. И обратите внимание на то, какая траектория вам подошла больше всего и доста­вила удовольствие. Поняв это, пройдите несколько раз по такой тра­ектории.

Теперь посмотрите, кто оказался в одной группе с вами? Кто гак же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо. что-то объ­единяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отно­шении этой геометрической фигуры совпадают.

Обсудите и группах, в чем сходство между вами — людьми, вы­бравшими круг, квадрат, треугольник пли «восьмерку». Почему имен­но эта фигура оказалась для вас наиболее привлекательной?

Орда

— Какая команда более всех уверена в себе н согласна играть пер­вой? Вы Отрешенные, если хотите — Замороженные. Сейчас ваша задача погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздей­ствий. Вам надо будет застыть, внутренне заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь лицом к остальным командам, п в тот же мо­мент па вас налетят, как орда, две другие команды. Их задача вас разморозить, вызвать у вас любые душевные реакции.

Существуют два ограничения орды: нельзя дотрагиваться до За­мороженных п нельзя им кричать в ухо. Все остальное, любые прово­кации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это ре­акция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, все, выходи!» — и он ответит вам: «А моргать можно!» — то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, советую вам работать творческими группками, так .четче выводить даже самых стойких. Что касается Замороженных, то им нельзя прятать глаза: они должны смотреть прямо, так чтобы каждый мог оказаться в поле их зрения.


Итак, внешний круг — пока тишина, готовьтесь к штурму, а внут­ренний расслабьтесь... Пять — вы погружаетесь внутрь себя, четыре — найдите какой-нибудь образ или ситуацию, в которую вы можете по­грузиться душой полностью, три — вы полностью там, вы не воспри­нимаете ничего вокруг себя, два — вы глубоко внутри себя, один — повернулись. Орда вперед!

Игра-бой идет 1-2 минуты.

Обсуждение.

• Сколько человек разморозились сразу?

• Сколько в течение игры?

• Сколько остались стойкими? Кто с трудом, но держался?

• Л кому это было нетрудно? Автобус

Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15-20) скучи­вается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе.

Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в ав­тобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и при­жатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Да­вай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку до­полнительные силы.

Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физи­ческую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью пси­холога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражне­нии, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жиз­ни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.

Учитывая, что после такого упражнения человек находится в из­мененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты ска­жет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

Фотографы

В комнате расставлены стулья. Один иди несколько детей «фотографируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а то/и,ко слегка изменить положение двух-трех стульев.

Войдите. Что изменилось?

Или:

Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографи­руют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем облике иди меняются какими-нибудь деталями сво­ей одежды.



Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспом­нить как было?

Глаза товарищей

Дети сидят двумя рядами, лицом друг к другу.

Всем отвернуться! Хороню ли вы помните товарищей, сидящих

напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память - рассмотрите глаза всех сидя­щих в ряду напротив. Распределите время надо успеть, пока я со­считаю до десяти, увидеть всех.

Поверните голову! Девять! Десять!

Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, расска­зывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.

Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в гаком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа — самый темно­глазый. Не смотрите на них — отвернитесь.

Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите... 4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!

Семафор

— Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если семафор выключен, иди те нормально.

Арифмометр

Дети образуют полукруг. Десять человек рассчитываются от еди­ницы до десяти (это и ноль). Кроме того, в зависимости от количества детей могут быть знаки: плюс, минус, знаки умножения, деления, ра­венства. Могут быть и числа, продолжающие счет, — 1!, 12, 13 и т. д.

Задается:

— Пять, умноженное на четыре, минус один. Встает пятерка, хлопает в ладоши и садится. Встает знак умножения, хлопает и садится. Встает четверка, хлопает и садится.

Встают одновременно двойка и ноль (число 20), хлопают и садятся. Встает знак минуса, хлопает и садится. Встает единица, хлопает и садится. Встает знак равенства, хлопает и садится. Встают единица и девятка (итог 19), хлопают и садятся. Подают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.

Символика

— Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол­жен обзавестись своей собственной символикой. Каждому из вас предстоит сейчас придумать, изобрести себе три символических ат­рибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз должен быть кратким и образным.


Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдо­ним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можете приступать к работе. Повто­ряю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличитель­ный знак и девиз... Теперь можно обменяться своими рисунками, об­судить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личную ха­рактеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачно были выбраны символические атрибуты каждым из участников груп­пы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Нам осталось подсчитать суммарный балл и установить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме.

Фраза по кругу

- Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па­дали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока справа от экрана, на­чинаем произносить эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, вос­клицательной, удивленной, безразличной п т. д.).

Если подросток не может придумать ничего нового, то он выбыва­ет из игры, п так продолжается до тех пор, пока не останется несколь­ко (3-4) победителей.

Итак, по сигналу все дети, начиная с того, кто сидит справа от эк­рана, произносят одну и ту же простую фразу. I Jo с разной интонаци­ей. Повторять интонации нельзя. Тог, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 13-4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из детей не сможет придумать ничего нового.

Цвета эмоций

— Выбираем водящего. Водящий но сигналу закрывает глаза, а ос­тальные задумывают какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водя­щий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой ВОДЯЩИЙ, если нет, то остается тот же самый.

Итак, по команде одни игрок закрывает глаза, а все остальные ти­хо загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а нее остальные изображают задуманный цвет. Водящий должен его отгадать.


Зеркало

— Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных зада­ний, точнее — сымитировать их выполнение.

Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу,

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете вы­полнять попарно, причем напарники встают друг прочив друга. и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все

движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся па пары,.. Пары готовы, приступаем к за­даниям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют парт­неру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает акте­ров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе.

Затем оценки всех участников будут суммированы и каждый смо­жет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начи­наем представление.

Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для себя сум­марную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

Ловля моли

Психолог указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось мно­го моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли».

Далее психолог предлагает всем детям «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопа­ньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех детей принять участие в этом действии.

Прекращает упражнение психолог с учетом степени вовлеченно­сти всех участников в игру.

Рекорд группы

Это упражнение сходно по смыслу с «Путаницей». Оно проводит­ся с группой не менее чем из 15 человек. Необходимы три крепких стула или табуретки. Стулья ставятся максимально близко друг к другу по кругу, спинками наружу.

Выбирается водящий. Ему дается задание: он должен разместить на этих стульях (так, чтобы никто не касался ногами пола) макси­мальное количество участников. Решение состоит в том, что необхо­димо в середину стульев, ногами на них поставить наименее полных мальчиков и девочек и постепенно наращивать эту группу со всех сторон участниками, которые бы держались за тех, кто в центре. Самые последние могли бы встать па стулья даже одной ногой, прочно держась за своих товарищей. Весь секрет этого упражнения состоит в выборе подходящих по телосложению и ловкое гп подростков в цеп гр и па