Файл: Нематериальной мотивации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНСТРУМЕНТЫ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
45
Отличительная черта компании — сильная корпоративная культура, которую чувствует каждый, кто с ней соприкасается.
Ежемесячно каждый отдел продаж выбирает себе новый девиз, который выпи- сывается на специальной доске и вывешивается на стену.
СВОЯ МУЗЫКА
Но ничто не заражает людей так быстро, как музыка, ничто
не ранит так глубоко и не заживает так медленно. Мелодия, ко-
торая тебя тронула, остается с тобой навсегда. Это экстракт
красоты.
Дмитрий Глуховский, «Метро 2034»
Любой большой проект состоит из множества мелочей. Одной из них для нас стал набор специально отобранных музыкальных композиций, которые мы использовали в своих проектах.
Музыка бывает разная. Бывает грустная и унылая, которая наводит тоску, пессимизм и ощущение беспросветной тяжести жизни. Бывает нейтраль- ная, от которой «ни тепло ни холодно». А бывает такая, что наполняет светлой энергией, оптимизмом, желанием действовать и двигаться вперед, несмотря на трудности. Именно такие композиции мы отбирали для того, чтобы их ис- пользовать в самых разных случаях.
Ф
ото:
Ник о
лай Лаза ре в
Девиз месяца одного
из отделов продаж
«Торгового дома Росхолод»
(Волжск).
Посмотреть экскурсию
по компании
https://batyrev.online/rosholod

3. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
y Перед началом общих собраний, тренингов, обучающих меропри- ятий, пока люди собираются и мысленно настраиваются.
y В перерывах, кофе-брейках и в самом конце мероприятий, когда все уже расходятся, чтобы оставить позитивный шлейф (иначе все будут разбредаться в звенящей тишине, как на поминках). Кстати, по той же причине в начале и конце любого фильма звучит специально подо- бранная мелодия — чтобы сначала создать, а затем закрепить настро- ение и впечатление.
y При создании корпоративных видеороликов и клипов, о которых мы еще поговорим позже в отдельных главах этой книги.
y На корпоративных выездах и иных массовых мероприятиях и т. д.
Такая музыка «в фоновом режиме» настраивает всех на нужную волну и создает хорошее настроение. Вдобавок она играет роль позитивного якоря.
Дело в том, что мы отбирали как удачные композиции прошлых лет, так и са- мые современные хиты, которые «на слуху», поэтому их часто можно было услышать в совершенно разных местах — по радио, ТВ, в кафе, дома, в маши- не и т. д. Они неизменно рождали в голове ассоциации с компанией и ее про- ектами. По сути, мы создавали ментальную связку лучших композиций со своей корпоративной культурой.
Самой яркой композицией, которая, можно сказать, стала неформальным гимном всего нашего департамента продаж, стала песня «Только вперед, ни шагу назад» (DJ Smash & DJ Vengerov). Ее слова самым удачным образом совпали с нашим девизом «только вперед»!
В настоящее время неформальный гимн Batyrev Consulting Group — пес- ня «Команда номер один», которую сочинил и исполнил Дмитрий Мантлер специально для ежегодного форума «Команда № 1». Чтобы посмотреть и по- слушать — перейдите по QR-коду:
https://batyrev.online/klip-komanda-1
46


ИНСТРУМЕНТЫ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
47
КРИЧАЛКИ
Мы верим серьезно в наших ребят,
С нашей поддержкой они победят!
Кричалка составителей кричалок
А еще у нас были свои кричалки. Манерой исполнения они очень напомина- ли футбольные — болельщики дружно и в такт скандируют их на трибунах во время матчей, поддерживая свою команду.
Вот некоторые из них:
(Заводила) Толь-ко Сбы-ы-ы-т и толь-ко по-бе-да!
(Все дружно) Толь-ко Сбы-ы-ы-т и толь-ко по-бе-да!
(Повторяется 3 раза)
(Заводила) Только вперед, Сбыт!
(Все дружно) Только вперё-ё-ё-ёд!
(Заводила) Кто Сбыт?
(Все дружно) Мы!
— Кто Сбыт?
— Мы!
— Кто? Кто? Кто?
— Мы, мы, мы-ы-ы-ы-ы!!!
Особенно здорово они заряжали во время спортивных состязаний, когда нужно было болеть за свою команду и всеми силами ее поддерживать, либо во время корпоративных мероприятий или флешмобов!
Но, как говорится, лучше один раз увидеть и услышать, поэтому предлага- ем вам посмотреть видеоролик, где мы на полную катушку используем сбы- товые кричалки!
Короткая предыстория. Был такой всемирно известный флешмоб под на- званием Ice Bucket Challendge («Испытание ведром ледяной воды»), в кото- ром приняло участие огромное количество людей из разных стран, в том числе такие знаменитости, как Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Стивен Спил- берг, Джефф Безос, Барак Обама, Владимир Жириновский, Иван Ургант и многие другие. Люди обливались холодной водой, переводили средства

48 3. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
в благотворительный фонд по борьбе с боковым амиотрофическим склеро- зом, а затем публично бросали кому-то вызов (чтобы те тоже облились), сни- мали всё это на видео и выкладывали в публичный доступ.
И вот однажды, аккурат под конец года, нам «прилетает» такой вызов от коллег из питерского отделения нашей компании! Мы подумали и реши- ли, что это прекрасная возможность взбодрить команду перед началом высо- кого сезона! Что из этого получилось — смотрите на видео. Сразу предупреж- даем, что во флешмобе участвовали только добровольцы, никто не заболел, заранее был предусмотрен порядок действий после обливания, сухая одежда, средства обогрева и т. д., и т. п.
Среди участников — авторы книги Максим Батырев и Николай Лазарев, а также легендарный сбытовой заяц.
СЛЕНГ
Сленг — это язык, который закатывает рукава, плюет на ладони
и приступает к работе.
Карл Сэндберг, американский поэт, историк, романист
У каждой более или менее устойчивой социально-культурной общности есть сленг, выделяющий ее на фоне остальных людей. Свой язык имеется у юри- стов, медиков, музыкантов, геймеров, подростков, бухгалтеров, альпинистов и т. д., и т. п. Обычно это смесь из отраслевых профессиональных терминов,
Ice Bucket Challenge,
«Испытание ведром
ледяной воды»
https://batyrev.online/ice
Ф
ото:
Ник о
лай Лаза ре в


ИНСТРУМЕНТЫ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
49
их сокращенных вариаций и аббревиатур, а также различных жаргонных сло- вечек. В результате образуется особый язык, который невидимой нитью объ- единяет всех его носителей. Когда общение идет на одном языке, срабатывает механизм «свой — чужой», возникает ощущение «мы с тобой одной крови».
В нашем Сбыте со временем тоже сформировался свой особый сленг. На- пример, продавцов мы называли «бойцами» и «продаванами». Вместо «прода- вать» непременно говорили «жарить Сбыт» или «жарить продаженьки» и т. п.
При этом «продаванами» мы называли себя и своих людей не просто так. Бо- лее того, еще до выхода в печать книги «45 татуировок продавана»
*
состоялся ин- тересный разговор, в ходе которого Максим Батырев уверенно заявил, что скоро
«полстраны будет называть своих людей продаванами». Там описана реальная история из жизни, которая отчетливо дает понять, кто такие «продаваны» и чем они отличаются от обычных «продажников». Вот этот фрагмент.
Товарищ кандидат округлила глаза и сказала, что чистить ботинки, конеч- но же, не будет.
— Почему это? — спросил ее Потник.
— Потому что это потеря репутации, над которой трудилась организация, интересы которой я представляю. Если мы будем унижаться перед Клиента- ми, то совсем скоро по всему рынку о нас пойдет дурная слава.
— А вот тут ты и не права! — почему-то перешел на «ты» человек, который называет себя коммерческим директором. — Любой человек, который работа- ет в продажах и может называть себя гордым именем «продажник», должен идти на все, чтобы заполучить Клиента! На все, слышите меня, на все!
В этот момент он раскраснелся, поднял руки и начал трясти ими над голо- вой, как будто вызывал злых духов. Коллеги кивали ему в такт и чуть ли не аплодировали за страсть и импозантность.
— Простите, а можно дополнительный вопрос задам? — спросила супруга.
— Задавай! — кинул ей Потник.
— Продавец должен идти абсолютно на все, чтобы заполучить Клиента?
— Я же сказал, ты что, плохо слышишь? Абсолютно на все!
— Пожалуй, нам с вами не по пути, — сказала товарищ кандидат и пошла к выходу.
* Комбат. 45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет продажами.
М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021.

50 3. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
— Это нам с тобой не по пути! Как ты вообще можешь работать в прода- жах! — кричал ей в спину Потник, упиваясь собственным чувством абсо- лютного продажного совершенства.
Мне кажется, что именно этим и отличается «продажник» от продавана.
«Продажники» — это те люди, которые могут продавать дьяволу все, включая собственную репутацию, авторитет компании, совесть, Родину и душу. Про- даван этого делать никогда не будет, потому что он олицетворяет честь, со- весть, принципиальность и профессионализм.
«Продажнику» нужно «запихать» Клиенту как можно больше бонусов, скидок и «фантиков»; продавану нужно ежедневно работать над собой, что- бы научиться продавать без скидок.
И их видно сразу.
Когда с Клиентами работает «продажник», становится порой даже про- тивно и стыдно за представителя нашей профессии: бесконечное лебезение, расшаркивание перед Клиентами и прислуживание даже в самые неподходя- щие моменты.
Из книги Максима Батырева «45 татуировок продавана»
В итоге все получилось! Сегодня в отделах продаж по всей стране, от Кали- нинграда до Дальнего Востока, можно услышать, как продавцов гордо имену- ют продаванами, и увидеть, как вручаются кубки и дипломы «Лучший про- даван года». Потому что «продаваны» — лучшие представители мира продаж, высший ранг продавца!
ОПЫТ АУДИТА И НАСТРОЙКИ ОТДЕЛОВ ПРОДАЖ
О ВРЕДНОМ СЛЕНГЕ
Бывает такое, что во время проведения аудита в отделах продаж попадаются про- давцы, напоминающие сытых котов, которые ведут себя вальяжно и используют уничижительный сленг по отношению к клиентам с небольшим чеком сделки.
Они могут называть их «придонным слоем», «илом», «нищебродами», «левы- ми» и прочими нелицеприятными словами. Естественно, на уровне компании это должно выжигаться каленым железом, потому что налицо прямое противо-


ИНСТРУМЕНТЫ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
51
речие с идеологией профессии и идеологией компании (см. «Идеологическая платформа»).
Не может компания использовать уничижительный сленг в адрес своих потен- циальных клиентов и одновременно транслировать ценности клиентоориентиро- ванности и взаимоуважения.
Из беседы с Иваном Поляниновым
СБЫТОВЫЕ ПРИМЕТЫ
Разумеется, я не верю, что подкова приносит удачу. Но я слышал,
что она помогает независимо от того, верят в нее или нет.
Нильс Бор, знаменитый ученый, один из создателей современной физики
Продавцы — народ суеверный. Вероятно, это связано с тем, что существует огромное количество факторов, влияющих на заключение сделки, которые не- возможно проконтролировать, поэтому до последнего момента невозможно предугадать на 100%, состоится продажа или нет. Иногда самые «железобетон- ные» переговоры вдруг рассыпаются в последний момент, а порой прилетают продажи-«нежданчики» от клиентов, на которых ты даже не рассчитывал.
Откровенно говоря, все сбытовые приметы мы так или иначе сводили к од- ной простой формуле: «Если происходит что-то необычное — это происходит к продаже!» Что-то упало со стола на пол — к продаже! Зазвенело в ухе — к про- даже! Где-то что-то зачесалось — к продаже! Дождь пошел — к продаже! Солнце выглянуло — к продаже!
Цель такого подхода — не давать появляться приметам негативного ха- рактера, которые якобы становятся предвестниками провала. Ведь если суе- верный продаван вобьет себе в голову причину, по которой у него сегодня ничего не получится, то у него, скорее всего, ничего и не выйдет. А нам такое развитие событий точно не нужно.
Любопытно, что со временем сформировались и вполне конкретные при- меты, в правдивости которых никто даже не сомневался. Одна из них, на-

52 3. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
пример, гласила, что если ночью тебе приснился сон, в котором присутство- вал кто-либо из больших руководителей департамента продаж, коммерче- ский директор или менеджер среднего звена, то точно будет про дажа! Одно- значно! Парадокс в том, что эта примета действительно работала.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

БРЕНДОВЫЕ НАЗВАНИЯ ОТДЕЛОВ
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
значит — это кому- нибудь нужно?..
В. В. Маяковский
В общей сложности департамент продаж насчитывал 26 отделов, занима- ющихся коммерческой работой: 16 отделов продаж и 10 отделов телемарке- тинга.
Специалисты по телемаркетингу обзванивали потенциальных клиен- тов, договаривались о презентации услуг и затем передавали их в отделы продаж. Специалисты по продажам клиентов подхватывали и начинали им продавать.
Разумеется, у каждого отдела должно было быть свое название. Чтобы уйти от скучной и безликой нумерации («отдел продаж № 1», «отдел продаж № 2» и т. д.), было решено использовать яркие и звучные названия. Для этого мы взя- ли на вооружение греческие буквы (альфа, бета, гамма, дельта, омега и т. д.), а также названия известных звезд и созвездий (Сириус, Орион, Антарес и т. д.).
В первую очередь был составлен общий список самых удачных и удобных в произношении вариантов — чтобы было практично использовать их в обихо- де. Далее из этого списка руководители отделов выбирали себе понравившиеся.
Наверняка вы спросите: «А кто получил возможность выбирать первым?»
Ведь первым достаются самые звучные и «вкусные» названия. Как поступать в таких случаях, чтобы никто не затаил обиду? Тянуть жребий? Кидать монетку?
Когда культура базируется на понятии «результат», ответ становится оче- видным: первым выбирал самый результативный отдел продаж, а далее

53
ИНСТРУМЕНТЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
по рейтингу. Так что, как вы уже наверняка догадались, лучший отдел про- даж сразу же захапал себе название «Альфа»!
Но и это еще не всё.
Со временем названия отделов стали обрастать собственными толковани- ями и историями: сотрудники стали обыгрывать их так, как им нравится!
«Мы отдел продаж Сириус — это самая яркая звезда на небе, поэтому у нас рабо-
тают самые яркие звезды!»
«Мы подразделение Альфа — спецназ продаж! У нас работают настоящие про-
фессионалы своего дела».
И так далее.
Все это добавило красок в напряженные рабочие будни и помогло сделать корпоративную жизнь интереснее и увлекательнее. Представьте, что вы смо- трите сериал «Игра престолов», но вместо придуманных автором эпичных названий семи королевств там фигурируют «Королевство № 1», «Королевство
№ 2» и т. д.
Чего-то не хватает, не правда ли?
«ГИМНЫ» ОТДЕЛОВ
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше
Вы когда-нибудь смотрели боксерские поединки?
Когда происходит долгожданный знаковый бой между именитыми боксерами, поединок превращается в настоящее шоу! Помните, как это шоу начинается? Зал в ожидании, трибуны гудят. И вот наступает момент, когда громогласно объявляются имена соперников, они эффектно выхо- дят на ринг каждый под собственную музыку и в свойственной только ему манере!
Мы решили сделать то же самое. Когда на общем собрании департамента во время подведения итогов объявлялись лучшие сотрудники в тех или иных номинациях, каждый выходил на сцену под победную музыку сво-