Файл: Картотека музыкальнодидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (средняя группа) Дата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сюжетная музыкальная игра «Зонтик и радуга» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции обиды, радости; детские игрушки (погремушки, бубны). ы: обиженный зонтик и радостная радуга. Игровое задание. летаем: Слушать рассказ; послушать звукоподражания образам обиженного зонтика и радостной радуги на слоги ра-ру-ры и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, обиженно; быстро, высоко, радостно, восторженно; рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям обиды, радости; воспроизвести звукоподражания с интонациями обиды, радости сначала в речи, затем с помощью погремушки, бубна; послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающий обиды, радости. Сюжетная игровая ситуация: «Стоял теплый денек. Парило. Все наполнилось запахом дождя. А вот появились и первые крупные, сверкающие, прозрачные. Все раскрыли свои зонтики, только Катя решила остатъся под дождиком без зонта. Так его и не раскрыла. Обиделся зонтик и подумал: «Да, все зонтики гуляют, а я один скучаю». (Звукоподражание образу обиженного зонтика.) Ддождик усиливался. Катя промокла вся до нитки. И только тогда она решила спрятаться под зонтиком. Зонт с облегчением вздохнул, раскрылся. Вскоре все увидели на небе яркую звезду. Она переливалась разными цветами, сияла и радовалась тому, что на нее все смотрели и любовались ее красотой. (Звукоподражание образу радостной радуги.)» Блоки ритмоинтонаций Образ обиженного зонта ой-ёй, ой-ёй Образ радостной радуги ра-ру-ры, ра-ру-ры Радость (оранжевый цвет) Картонки-модели музыкальной интонации: Обида (серый цвет). |
Сюжетная музыкальная игра «Кукушка и петух» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонации, отражающие эмоции печали и бодрости; музыкальные игрушки-инструменты. Образы: печальная кукушка и бодрый петух. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам кукушки на слоги ку-ку и петуха на слоги ку-ка-ре-ку и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко — эмоция печали; громко, высоко, быстро, восторженно, звонко, задорно — эмоция бодрости; а)рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям печали и бодрости; б)Воспроизвести звукоподражания образам кукушки и петуха с интонациями печали и бодрости: начала в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; В)прослушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоцию печали и бодрости. Сюжетная игровая ситуация:В лесу одна смешная птица Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» Никак не может научиться Петь, как петух: «Кукареку!»Р. Фархади Мыкальный руководитель: «Дети, давайте сравним, как поет кукушка и как поет петух, --лайте, кукушка поет вот так. (Звукоподражание образу печальной кукушки.) Какой у пос: тихий или громкий, высокий или низкий? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему гчзльно поет кукушка? (Ответы детей.) Давайте попробуем изобразить пение птицы». Дети с изводят звукоподражание сначала в речи, затем в пении с музыкальным опровождении—роцессе интонирования обращаем внимание на мимику лица Далее анализируем пение петуха. Обращаем внимание на интонацию голоса, который звучит высоко, бодро, и произношение гласных и согласных. Вначале интонируем звукоподражание в речи, затем в пении, отображая эмоцию бодрости. Блоки ритмоинтонаций Образ печальной кукушки ку-ку ку-ку Образ бодрого петуха ку-ка-ре-ку Рассматриваем наглядные модели и сравниваем их по цвету, форме, величине, исходя из гжяния музыкальных эмоций печали и бодрости. Нотное приложение: № 20. Д.Кабалевский. Песня. № 22. Ж.Б.Векерлен. Детская песенка. |
Сюжетная музыкальная игра «Обиженный человечек» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточка-модель музыкальной интонации, графическая схема мелодии, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию обиды; музыкальные инструменты. Образ: обиженный человечек. Игровое задание. Предлагаем: а) послышать стихотворение; б) послушать речевую интонацию обиженного человечка на слог бы и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко; в) рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку-модель, цветные фигуры, соответствующие эмоции обиды; г) воспроизвести звукоподражание образу обиженного человечка первоначально в речи, за тем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д) послушать музыкальный фрагмент; е) рассмотреть и проанализировать эмоциональную открытку, отражающую эмоцию обиды. Сюжетная игровая ситуация: За окном туман и слякоть, Звезды прячутся во тьму… Очень хочется заплакать, Неизвестно почему. В. Корки и Блоки ритмоинтонаций Образ обиженного человека бы-бы-бы Графическая схема мелодии: эмоция обиды Нотное приложение: №93. В.Каретников. Грустная история. |
Сюжетная музыкальная игра «Гроза» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: Музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображениями грозного неба и беспокойного дождика, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (черного, коричнеюго. фиолетового цветов), отражающие эмоции сердитости, взволнованности; бумага. Образы: грозное небо, беспокойные капли дождя. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции взволнованности и сердитости; д) сделать коллективный рисунок грозного неба и беспокойных капель дождя. Сюжетная игровая ситуация: «Поднялась большая темная туча, накрыла полнеба. (Слушание пьесы Г.Никашиной «Гром» и анализ характера музыки.) Загромыхал гром. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались деревья... Сверкнула молния... (И.Соколов-Микитов) А что же было потом? (Слушание пьесы Е.Гнесиной «Дождик» и анализ эмоционального содержания музыки.)» Далее предлагаем детям нарисовать грозное небо и беспокойные капли дождя. Побуждаем использовать цветовые сочетания и линии, соответствующие эмоциональному содержанию музыки (эмоция сердитости — черный и коричневый цвета; эмоция взволнованности — рисование фиолетовых капель дождя округлыми расплывчатыми формами). Сначала предлагаем детям нарисовать линии, формы в воздухе, а затем уже на бумаге. Кроме этого можно предложить детям поиграть с цветными фигурами и создать из них картину о музыке. Нотное приложение: №127. Г.Никашина. Гром. № 59. Е.Гнесина. Дождик. |
Сюжетная музыкальная игра «Одинокий ослик» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печального озера, золотой осени, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски фиолетового, черного, серого, коричневого, ярко-красного, желтого, оранжевого цветов, отражающие эмоции обиды, восторга; бумага. Образы: обиженный ослик, восторженные друзья ослика. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции обиды, восторга; д) сделать коллективный рисунок с изображением печального осеннего озера и прекрасной осени. Сюжетная игровая ситуация: «Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный ослик. Один, опять один, — охал он. — Одиночество, опять одиночество. Октябрь... Осень... Ой ли? — ойкнула обезьяна. Ой ли? — обеспокоенно отозвался олененок. |
Сюжетная музыкальная игра «Гроза» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображениями нежной земляники, зе-зшх листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттен-I розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага. Образ: нежная земляника. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности; д) сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зеленых листьев или яяны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного цветов). Сюжетная игровая ситуация: К солнцу листья тянутся И растут, растут. Под зеленым зонтиком Ягодки живут. Под зонтик загляни-ка: Краснеет земляника. В.Иванова Нотное приложение: №18. Ф.Шуберт. Вальс. |
Сюжетная музыкальная игра «Одинокий ослик» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печального озера, золотой осени, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски фиолетового, черного, серого, коричневого, ярко-красного, желтого, оранжевого цветов, отражающие эмоции обиды, восторга; бумага. Образы: обиженный ослик, восторженные друзья ослика. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции обиды, восторга; д) сделать коллективный рисунок с изображением печального осеннего озера и прекрасной осени. Сюжетная игровая ситуация: «Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный ослик. Один, опять один, — охал он. — Одиночество, опять одиночество. Октябрь... Осень... Ой ли? — ойкнула обезьяна. Ой ли? — обеспокоенно отозвался олененок. |
Сюжетная музыкальная игра «А где живут ягодки» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображениями нежной земляники, зе-зшх листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттен-I розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага. Образ: нежная земляника. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности; д) сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зеленых листьев или яяны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного цветов). Сюжетная игровая ситуация: К солнцу листья тянутся И растут, растут. Под зеленым зонтиком Ягодки живут. Под зонтик загляни-ка: Краснеет земляника. В.Иванова Нотное приложение: №18. Ф.Шуберт. Вальс. |
Сюжетная музыкальная игра «Жираф и мышка» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции грусти и нежности; музыкальные игрушки-инструменты. Образы: грустный жираф и добрая мышка. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам грустного жирафа и доброй мышки на слоги уф-уф, ш-пи и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, грустно, печально, жалобно — эмоция грусти; высоко, тихо, медленно, ласково, нежно и т.д. — эмоция нежности; рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствующее эмоциям грусти и нежности; г) воспроизвести звукоподражания образам грустного жирафа и доброй мышки с интонацией грусти и нежности первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; л) послушать музыкальные фрагменты, сравнить их; е) рассмотреть и проанализировать эмоциональные открытки, отражающие эмоции грусти и нежности. Сюжетная игровая ситуация: Задумался как-то раз жираф о том, почему никто с ним дружить не хочет: «Наверное, это от тoгo, что у меня такая длинная шея». Разохался жираф: «Уф-уф-уф! Уф-уф-уф!» (Звукоподражание образу грустного жирафа.) Услыхала это маленькая мышка. Стало ей жалко жирафа, решила она подружиться с ним. Подошла к нему и пропищала: «Пи-пи-пи! (Звукоподражание образу доброй мышки.) Жирафушка, посмотри, кто к тебе пришел. Это я, маленькая мышка. А я большой и красивый, с рыжими пятнами. Тебя все замечают, и никто не обижает. А я маленькая, такая незаметная. Давай с тобой дружить». Обрадовался жираф да и согласился: Ведь теперь будет с кем поиграть и кого защитить». Вот так и подружились жираф-великан и мышка –норушка Блоки ритмоинтонаций Образ грустного жирафа уФ-уФ-уФ Образ доброй мышки пи-пи-пи Музыкальные интонации грусти и нежности Нотное приложение: Е.Гнесина. Грустная мелодия А.Лемуан Этюд. |
Сюжетная музыкальная игра «Музыкальные маски» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет При проведении этой игры детям предлагается рассмотреть мимический образ, соответствующий эмоциональному содержанию музыки, далее смоделировать эмоцию по образцу го с помощью линий, цвета, величины, формы, а затем отобразить ее с помощью мили проявлений. Тематика: «Грустный и радостный цветок», «Важный жук и нежная бабочка», «Огорченная и божья коровка», «Спокойные и взволнованные птицы», «Игривые и беспокойные листья», «грациозная и восторженная балерина», «Сердитый и добрый ветер», «Важный и обиженный карандаш», «Печальная и нежная рыбка» и т.д. |
Сюжетная музыкальная игра «Шмель» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением доброго и ворчащего шмеля, эмоциональные открытки, цветные фигуры, силуэты шмеля, карандаши, краски розового, желтого, фиолетового, черного, коричневого цветов, отражающие эмоции доброты, сердитости; бумага. Образы: добрый и сердитый шмель. Игровое задание. Предлагаем: а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки; в) выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки; г) рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции доброты, сердитости; д) сделать коллективный рисунок фонового окружения шмеля из цветов (эмоция доброты, а затем создать с помощью цветных фигур образ сердитого шмеля. Либо предложить нарисо вать полоски на силуэте шмеля, используя разные линии и цвета: эмоция доброты — плавна спиралевидные линии; эмоция сердитости — зигзагообразные, ломаные линии. Сюжетная игровая ситуация: Шмель, тяжелый, полосатый, Целый день летал в саду. Он не просто так летал, Он цветы в саду считал. Он ворчал; —Трудна работа!.. Ведь цветам в саду нет счета! £ Фейерабенд |
Сюжетная музыкальная игра «Унылая осень» Г.А.Никашина «Малыш и музыка» Возраст: от 4 до 5 лет Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка ритмоинтонаций, отражающие эмоцию грусти; музыкальные игрушки-инструменты Образ: унылая Игровое задание, Предлагаем: А) послушать стихотворение; Б)послушать звукоподражание образу унылой осени на слоги шух-плям и выявить сенсорности звучания: тихо, медленно, уныло, жалобно, тоскливо, хмуро, грустно и т.д.; В)Рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку-модель, цветную фигуру, соответствующие эмоции грусти Г)Воспроизвести звукоподражание образу унылой осени с интонацией грусти первоначально, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д)послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть эмоциональную открытку, отражающую эмоцию грусти Сюжетная игровая ситуация: Скучная картина! Тучи без конца Дождик так и льется, Лужи у крыльца... . Плещеев Блок рштиоинтпонации: Образ унылой осени: шух - плям, шух - плям Нотное приложение: №30. Г.Левкодимов. Грустно. |