Файл: Картотека музыкальнодидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (средняя группа) Дата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Игра 3. «ЦЕПОЧКА»

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Игра 6. «ЭНЕРГИЧНАЯ ПАРОЧКА»

 Игра 7. «КРЫЛЬЯ»

Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Игра 10. «СОН»

Игра 11. «ТАНЦУЮТ ВСЕ»

Игра 12. «ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»

Игра 13. «РЕВЕРАНСЫ»

Игра 14. «РАЗРЕШИТЕ ПРИГЛАСИТЬ»

Игра 15. «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»

Игра 16. «СОЛО С ГИТАРОЙ»

Игра 17. «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РИНГ»

Игра 18. «МАТРОСЫ»

Игра 19. «ПРОГУЛКА»

Игра 20. «ШТИЛЬ-ШТОРМ»

Игра 21. «ПЛОВЦЫ-НЫРЯЛЬЩИКИ»

Игра 22. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Игра 23. «ЗНАКОМСТВО»

Игра 24. «ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»

Игра 25. «ПАРУСА»

Игра 26. «ВСАДНИКИ»

Игра 27. «ГЛАЗКИ. ГУБКИ, ЩЕЧКИ»

Игра 28. «СОСУЛЬКИ»

Игра 29. «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»

 Игра 30. «НЕВЕСОМОСТЬ»

Игра 31. «ВОКРУГ СВЕТА»

Игра 32. «ШЛЯПНАЯ ЭСТАФЕТА»

Игра 33. «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Игра 34. «ПЕРЕПРАВА»

Игра 35. «ШАПКА-НЕВИДИМКА»

Игра 36. «ПЕРЕПЛЯС»

Игра 37. «ТОРТ-МОРОЖЕНОЕ»

Игра 38. «ВИДЕОПЛЕНКА»

Игра 39. «ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ»

Игра 40. «ЗАГОРАЕМ»

Игра 41. «МИНУТА СЛАВЫ»

Игра 42. «ТУСОВКА»

Игра 43. «ПОКАЗ МОД»

Игра 44. «ХУДОЖНИКИ»

Игра 45. «КАРУСЕЛЬ»

Игра 46. «КОСТЕР»

 Игра 47. «ДИСКОТЕКА»

Игра 48. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Игра 49. «ПЛЕТЕНЬ»

Игра 50. «КАРНАВАЛ»

Музыкально-танцевальные игры для детей младшего (среднего) возраста





Сюжетная музыкальная игра

 «Зонтик и радуга»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции обиды, радости; детские игрушки (погремушки, бубны).

ы: обиженный зонтик и радостная радуга. Игровое задание. летаем:

Слушать рассказ; послушать звукоподражания образам обиженного зонтика и радостной радуги на слоги ра-ру-ры и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, обиженно;

быстро, высоко, радостно, восторженно; рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям обиды, радости; воспроизвести звукоподражания с интонациями обиды, радости сначала в речи, затем  с помощью  погремушки, бубна; послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражаю­щий обиды, радости. Сюжетная игровая ситуация:

«Стоял теплый денек. Парило. Все наполнилось запахом дождя. А вот появились и первые  крупные, сверкающие, прозрачные. Все раскрыли свои зонтики, только Катя решила остатъся под дождиком без зонта. Так его и не раскрыла. Обиделся зонтик и подумал: «Да, все зонтики гуляют, а я один скучаю». (Звукоподражание образу обиженного  зонтика.)

Ддождик усиливался. Катя промокла вся до нитки. И только тогда она решила спрятаться  под зонтиком. Зонт с облегчением вздохнул, раскрылся. Вскоре все увидели на небе яркую  звезду. Она переливалась разными цветами, сияла и радовалась тому, что на нее все смотрели и любовались ее красотой. (Звукоподражание образу радостной радуги.)»

Блоки ритмоинтонаций

Образ обиженного зонта  ой-ёй, ой-ёй

Образ радостной радуги  ра-ру-ры, ра-ру-ры

Радость (оранжевый цвет)    

Картонки-модели музыкальной интонации: Обида (серый цвет).

Сюжетная музыкальная игра

 «Кукушка и петух»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные от­крытки, блоки ритмоинтонации, отражающие эмоции печали и бодрости; музыкальные иг­рушки-инструменты.

Образы: печальная кукушка и бодрый петух.

Игровое задание.       Предлагаем: а) послушать рассказ; б)      послушать звукоподражания образам кукушки на слоги ку-ку и петуха на слоги ку-ка-ре-ку и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко — эмоция печали; гром­ко, высоко, быстро, восторженно, звонко, задорно — эмоция бодрости;

а)рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствующие эмоциям печали и бодрости; б)Воспроизвести звукоподражания образам кукушки и петуха с интонациями печали и бодрости: начала в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении;

В)прослушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие  эмоцию печали и бодрости. Сюжетная игровая ситуация:В лесу одна смешная птица Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» Никак не может научиться Петь, как петух: «Кукареку!»Р. Фархади

Мыкальный руководитель: «Дети, давайте сравним, как поет кукушка и как поет петух, --лайте, кукушка поет вот так. (Звукоподражание образу печальной кукушки.) Какой у пос: тихий или громкий, высокий или низкий? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему гчзльно поет кукушка? (Ответы детей.) Давайте попробуем изобразить пение птицы». Дети с изводят звукоподражание сначала в речи, затем в пении с музыкальным опровождении—роцессе интонирования обращаем внимание на мимику лица Далее анализируем пение петуха. Обращаем внимание на интонацию голоса, который звучит  высоко, бодро, и произношение гласных и согласных. Вначале интонируем звукоподражание  в речи, затем в пении, отображая эмоцию бодрости.

Блоки ритмоинтонаций Образ печальной  кукушки  ку-ку ку-ку

Образ  бодрого  петуха   ку-ка-ре-ку

Рассматриваем наглядные модели и сравниваем их по цвету, форме, величине, исходя из гжяния музыкальных эмоций печали и бодрости.

Нотное приложение: № 20. Д.Кабалевский. Песня. № 22. Ж.Б.Векерлен. Детская песенка.





Сюжетная музыкальная игра

 «Обиженный человечек»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточка-модель музыкальной интонации, графическая схема мелодии, цветные фигуры, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций,   отражающие эмоцию обиды; музы­кальные инструменты.

Образ: обиженный человечек.

Игровое задание.

Предлагаем: а)           послышать стихотворение; б)          послушать речевую интонацию обиженного человечка на слог бы и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко; в)            рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку-модель, цветные фигуры, соответствующие эмоции обиды; г)       воспроизвести звукоподражание образу обиженного человечка первоначально в речи, за­ тем на детских музыкальных инструментах, далее в пении;

д)         послушать музыкальный фрагмент; е)        рассмотреть и проанализировать эмоциональную открытку, отражающую эмоцию обиды.
Сюжетная игровая ситуация:

За окном туман и слякоть,

Звезды прячутся во тьму…

Очень хочется заплакать,

Неизвестно почему.  В. Корки и

Блоки ритмоинтонаций  Образ обиженного  человека    бы-бы-бы 

Графическая                                                         схема мелодии:                                                       эмоция обиды             

Нотное приложение: №93. В.Каретников. Грустная история.     

Сюжетная музыкальная игра

 «Гроза»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: Музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображениями грозного неба и беспо­койного дождика, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (черного, коричнеюго. фиолетового цветов), отражающие эмоции сердитости, взволнованности; бумага.

Образы: грозное небо, беспокойные капли дождя.

Игровое задание.  Предлагаем:

а)         послушать рассказ;

б)         выявить сенсорные особенности музыки;

в)         выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г)          рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции взволнованности и сердитости;

д)         сделать коллективный рисунок грозного неба и беспокойных капель дождя.
Сюжетная игровая ситуация:

«Поднялась большая темная туча, накрыла полнеба. (Слушание пьесы Г.Никашиной «Гром» и анализ характера музыки.)

Загромыхал гром. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались де­ревья... Сверкнула молния... (И.Соколов-Микитов)

А что же было потом? (Слушание пьесы Е.Гнесиной «Дождик» и анализ эмоционального содержания музыки.)»

Далее предлагаем детям нарисовать грозное небо и беспокойные капли дождя. Побуждаем использовать цветовые сочетания и линии, соответствующие эмоциональному содержанию му­зыки (эмоция сердитости — черный и коричневый цвета; эмоция взволнованности — рисова­ние фиолетовых капель дождя округлыми расплывчатыми формами). Сначала предлагаем де­тям нарисовать линии, формы в воздухе, а затем уже на бумаге.

Кроме этого можно предложить детям поиграть с цветными фигурами и создать из них кар­тину о музыке.

Нотное приложение: №127. Г.Никашина. Гром.  № 59. Е.Гнесина. Дождик.





Сюжетная музыкальная игра

 «Одинокий ослик»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печального озера, золо­той осени, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски фиолетового, чер­ного, серого, коричневого, ярко-красного, желтого, оранжевого цветов, отражающие эмоции обиды, восторга; бумага.

Образы: обиженный ослик, восторженные друзья ослика.

Игровое задание.

Предлагаем:

а)         послушать рассказ;

б)         выявить сенсорные особенности музыки;

в)         выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г)         рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции обиды, восторга;

д)         сделать коллективный рисунок с изображением печального осеннего озера и прекрасной
осени.

Сюжетная игровая ситуация:

«Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный ослик.

Один, опять один, — охал он. — Одиночество, опять одиночество. Октябрь... Осень...

Ой ли? — ойкнула обезьяна.

Ой ли? — обеспокоенно отозвался олененок.

Сюжетная музыкальная игра

 «Гроза»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображениями нежной земляники, зе-зшх листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттен-I розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага. Образ: нежная земляника. Игровое задание. Предлагаем:

а)         послушать стихотворение;

б)         выявить сенсорные особенности музыки;

в)         выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г)         рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности;

д)         сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зеленых листьев или
яяны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного  цветов).

Сюжетная игровая ситуация:

К солнцу листья тянутся

                                    И растут, растут.

Под зеленым зонтиком

Ягодки живут.

Под зонтик загляни-ка:

Краснеет земляника.

В.Иванова

Нотное приложение: №18. Ф.Шуберт. Вальс.




Сюжетная музыкальная игра

 «Одинокий ослик»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением печального озера, золо­той осени, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски фиолетового, чер­ного, серого, коричневого, ярко-красного, желтого, оранжевого цветов, отражающие эмоции обиды, восторга; бумага.

Образы: обиженный ослик, восторженные друзья ослика.

Игровое задание.

Предлагаем:

а)         послушать рассказ;

б)         выявить сенсорные особенности музыки;

в)         выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г)         рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции обиды, восторга;

д)         сделать коллективный рисунок с изображением печального осеннего озера и прекрасной
осени.

Сюжетная игровая ситуация:

«Однажды осенью около озера оказался огорченный, обиженный ослик.

Один, опять один, — охал он. — Одиночество, опять одиночество. Октябрь... Осень...

Ой ли? — ойкнула обезьяна.

Ой ли? — обеспокоенно отозвался олененок.

Сюжетная музыкальная игра

 «А где живут ягодки»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: музыкальный фрагмент, иллюстрации с изображениями нежной земляники, зе-зшх листьев, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски (разных оттен-I розового, красного тонов), отражающие эмоцию нежности; бумага. Образ: нежная земляника. Игровое задание. Предлагаем:

а)         послушать стихотворение;

б)         выявить сенсорные особенности музыки;

в)         выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г)         рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоцию нежности;

д)         сделать коллективный рисунок с изображением земляники на фоне зеленых листьев или
яяны ягод из цветных фигур (большие и маленькие округлой формы розового и красного  цветов).

Сюжетная игровая ситуация:

К солнцу листья тянутся

                                    И растут, растут.

Под зеленым зонтиком

Ягодки живут.

Под зонтик загляни-ка:

Краснеет земляника.

В.Иванова

Нотное приложение: №18. Ф.Шуберт. Вальс.





Сюжетная музыкальная игра

 «Жираф и мышка»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции грусти и нежности; музыкальные игрушки-инструменты.

Образы: грустный жираф и добрая мышка.

Игровое задание.

Предлагаем: а) послушать рассказ; б) послушать звукоподражания образам грустного жирафа и доброй мышки на слоги уф-уф, ш-пи и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, грустно, печально, жалобно — эмоция грусти; высоко, тихо, медленно, ласково, нежно и т.д. — эмоция нежности; рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели, цветные фигуры, соответствующее эмоциям грусти и нежности;

г) воспроизвести звукоподражания образам грустного жирафа и доброй мышки с интонацией  грусти и нежности первоначально в речи, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении;

л) послушать музыкальные фрагменты, сравнить их;

е) рассмотреть и проанализировать эмоциональные открытки, отражающие эмоции грусти и нежности.

Сюжетная игровая ситуация:

Задумался как-то раз жираф о том, почему никто с ним дружить не хочет: «Наверное, это от тoгo, что у меня такая длинная шея». Разохался жираф: «Уф-уф-уф! Уф-уф-уф!» (Звукоподражание образу грустного жирафа.) Услыхала это маленькая мышка. Стало ей жалко жирафа, решила она подружиться с ним. Подошла к нему и пропищала: «Пи-пи-пи! (Звукоподража­ние образу доброй мышки.) Жирафушка, посмотри, кто к тебе пришел. Это я, маленькая мышка. А я  большой и красивый, с рыжими пятнами. Тебя все замечают, и никто не обижает. А я маленькая, такая незаметная. Давай с тобой дружить». Обрадовался жираф да и согласился: Ведь теперь будет с кем поиграть и кого защитить». Вот так и подружились жираф-великан и  мышка –норушка

Блоки  ритмоинтонаций

Образ грустного жирафа  уФ-уФ-уФ

Образ  доброй  мышки  пи-пи-пи

Музыкальные  интонации грусти  и  нежности

Нотное приложение: Е.Гнесина. Грустная мелодия А.Лемуан Этюд.

Сюжетная музыкальная игра

 «Музыкальные маски»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

При проведении этой игры детям предлагается рассмотреть мимический образ, соответствующий эмоциональному содержанию музыки, далее смоделировать эмоцию по образцу го с помощью линий, цвета, величины, формы, а затем отобразить ее с помощью мили проявлений.

Тематика:

«Грустный и радостный цветок», «Важный жук и нежная бабочка», «Огорченная и божья коровка», «Спокойные и взволнованные птицы», «Игривые и беспокойные листья», «грациозная и восторженная балерина», «Сердитый и добрый ветер», «Важный и обиженный  карандаш», «Печальная и нежная рыбка» и т.д.





Сюжетная музыкальная игра

 «Шмель»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: музыкальные фрагменты, иллюстрации с изображением доброго и ворчащего шмеля, эмоциональные открытки, цветные фигуры, силуэты шмеля, карандаши, краски розового, желтого, фиолетового, черного, коричневого цветов, отражающие эмоции доброты, сердитос­ти; бумага.

Образы: добрый и сердитый шмель.

Игровое задание.

Предлагаем:

а)         послушать стихотворение;

б)         выявить сенсорные особенности музыки;

в)         выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;

г)          рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции доброты, сердитости;

д)         сделать коллективный рисунок фонового окружения шмеля из цветов (эмоция доброты,
а затем создать с помощью цветных фигур образ сердитого шмеля. Либо предложить нарисо
вать полоски на силуэте шмеля, используя разные линии и цвета: эмоция доброты — плавна
спиралевидные линии; эмоция сердитости — зигзагообразные, ломаные линии.

Сюжетная игровая ситуация:

Шмель, тяжелый, полосатый,

Целый день  летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал;

—Трудна работа!..

Ведь цветам в саду нет счета!   £ Фейерабенд

Сюжетная музыкальная игра

 «Унылая осень»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка»

Возраст: от 4 до 5 лет

Материал: карточка-модель музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональная открытка  ритмоинтонаций, отражающие эмоцию грусти; музыкальные игрушки-инструменты

Образ: унылая

Игровое  задание,

Предлагаем:

А) послушать стихотворение;

Б)послушать звукоподражание образу унылой осени на слоги шух-плям и выявить сенсорности звучания: тихо, медленно, уныло, жалобно, тоскливо, хмуро, грустно и т.д.;

В)Рассмотреть блок ритмоинтонаций, карточку-модель, цветную фигуру, соответствующие эмоции  грусти

Г)Воспроизвести звукоподражание образу унылой осени с интонацией грусти первоначально, затем на детских музыкальных инструментах, далее в пении; д)послушать музыкальный фрагмент и рассмотреть эмоциональную открытку, отражающую эмоцию  грусти

Сюжетная игровая ситуация:

Скучная   картина!

Тучи без   конца

 Дождик  так и   льется,

Лужи  у   крыльца... . Плещеев

Блок  рштиоинтпонации:

 Образ  унылой осени: шух  -  плям,     шух   -   плям

Нотное  приложение: №30. Г.Левкодимов. Грустно.