Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 671
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
256
они имеют над своей жизнью.
-
Личностный контроль проявляется в отношениях или во взаимодействии между человеком и миром.
Соответственно этот контроль зависит и от наших отношений, установок и от свойств окружающей действительности.
-
Главное проявление личностного контроля – это наша уверенность, что мы можем влиять на текущие события, выбирать среди них, понимать и/или преодолевать их последствия.
-
Во многих обстоятельствах желателен высокий уровень личностного контроля, он заставляет нас стремиться, адаптироваться и преуспевать перед лицом жизненных требований и невзгод.
-
Успех может вести к росту личностного контроля, а неудача может разрушать его, но здесь нет однозначного соотношения (Bandura, 1997). Таким образом, человек, выросший в условиях поддержки, может отличаться низким уровнем контроля над своей жизнью. И наоборот, те, кто вырос в безразличной или враждебной среде, могут, в конце концов, приобрести высокий уровень контроля, несмотря на обстоятельства.
Переживаемый контроль
Одна сторона личностного контроля, которая привлекла наибольшее внимание вследствие своей доступности для научного исследования, – это переживаемый контроль (perceived control),
представляющий собой веру в то, что мы можем влиять на события, воздействующие на нашу жизнь.
Человеку, такому, как Стэн, который верит, что обучение в колледже может дать ему лучшую работу и, следовательно, лучшую жизнь, свойствен внутренний локус контроля (locus of control) и, вероятно, высокий уровень переживаемого контроля. У человека с внешним локусом контроля будет ощущение меньшего личностного контроля. Понятие переживаемого контроля очень близко к использованному в других главах понятию самоэффективности (self-efficacy), которое обозначает уверенность человека в том, что он способен организовать и выполнить действия, необходимые, чтобы достичь заданных результатов (Bandura, 1997).
Психологи определили два источника переживаемого контроля. Один из них – внутренний локус
контроля (internal locus of control), при котором человек считает, что он контролирует события в своей жизни. Другой – внешний локус контроля (external locus of control), когда человек думает, что что-то вне его, например другие люди, судьба или различные внешние события контролируют его жизнь. Люди с внутренним локусом контроля лучше приспосабливаются к учебе в колледже (Martin &
Dicson), больше извлекают из различных программ, направленных на развитие приспособленности
(вроде программы по профессиональному развитию) и лучше справляются с болезнями, даже угрожающими жизни, такими, как СПИД (Reed, Taylor & Kemeny, 1993). Однако в некоторых культурах внешний локус контроля более ценен, например, Вейц, Ротбаум и Блекберн (Weisz, Rothbaum &
Blackburn, 1984) обнаружили, что в Японии большинство людей не слишком высоко ценят и уделяют немного внимания тому, что эти ученые назвали первичным контролем, и что очень похоже на личностный или внутренний контроль. Японцы стремятся приспособиться и соответствовать потребностям других людей; авторы обозначили это как вторичный контроль. Другими словами, японцы не стремятся прямо повлиять на других людей и внешние события. Они более спокойно относятся к тому, что другие люди пытаются повлиять на них. Учитывая такие культурные различия, исследователи считают, что для большинства людей наилучшее приспособление состоит в том, чтобы уровень текущего контроля соответствовал желаемой потребности в контроле (Conway, Vickers, &
French, 1992).
Исследования также показывают, что люди с внешним локусом контроля могут сделать свой локус контроля внутренним. Коун и Оунс (Cone & Owens, 1991), например, набрали группу первокурсников, у которых были высокие шансы быть отчисленными из университета из-за низкой успеваемости, и провели с ними специальный курс по развитию приспособленности к учебе. В конце семестра успеваемость этих студентов была сопоставлена с успеваемостью других студентов, которые до этого учились также плохо, но не участвовали в курсе. По сравнению с ними у участников курса повысилась успеваемость и наблюдался сдвиг в сторону внутреннего локуса контроля.
Что бы вы ответили на вопрос о том, до какой степени вы контролируете собственную жизнь? Чтобы проверить свои переживания, ответьте на вопросы по шкале локуса контроля, широко используемой для оценки личностного контроля (см. илл. 12.1).
257
Илл. 12.1. Шкала локуса контроля
Эта шкала позволяет оценить, считаете ли вы, что сами контролируете события своей жизни (внутренний локус контроля) или полагаете, что ваша жизнь управляется какими-то внешними событиями или судьбой (внешний локус контроля). Ответьте «да» или «нет» на каждый из следующих вопросов. Для получения результатов обратитесь к ключам в конце главы.
______
1. Считаете ли вы, что большинство проблем будут решаться сами собой, если не вести себя глупо?
______
2. Думаете ли вы, что можете предотвратить простуду, если вас продуло?
______
3. Как, по-вашему, некоторые люди просто рождаются счастливыми?
______
4. Обычно, чтобы получить хорошие оценки, вам нужно приложить большие усилия?
______
5. Часто ли вы вините людей, которые, скорее всего, не виноваты?
______
6. Считаете ли вы, что если кто-то много занимается, то он сдаст любой экзамен?
______
7. Думаете ли вы, что обычно нет смысла стараться, потому, что все происходит не так, как хотелось бы?
______
8. Думаете ли вы, что если с утра все идет хорошо, то день будет удачным, что бы вы ни делали?
______
9. Считаете ли вы, что родители, обычно, прислушиваются к тому, что скажут их дети?
______
10. Верите ли вы, что если пожелать, то желаемое случится?
______
11. Когда вас наказывают, этому, обычно, нет причины?
______
12. В большинстве случаев трудно изменить мнение друга?
______
13. Как вы думаете, поддержка болельщиков сильнее, чем удача, повышает шансы команды выиграть?
______
14. Считаете ли вы, что практически невозможно изменить мнение родителей о чем-нибудь?
______
15. Думаете ли вы, что родители должны позволять детям самим принимать решения?
______
16. Согласны ли вы, что, когда вы делаете что-то плохо, у вас мало шансов исправить происходящее?
______
17. Согласны ли вы, что хорошим спортсменом надо родиться?
______
18. Верно ли, что большинство ваших ровесников сильнее вас?
______
19. Правильно ли, что один из лучших способов решения всех проблем состоит в том, чтобы просто не думать о них?
______
20. Верно ли, что большинство своих друзей вы нашли случайно?
______
21. Как, по-вашему, если вы нашли подкову, она принесет вам удачу?
______
22. Согласны ли вы с тем, что если регулярно делать домашнее задание, то успеваемость повысится?
______
23. Верно ли, что если ваш сверстник на вас сердит, то трудно на него повлиять?
______
24. У вас был когда-нибудь амулет?
______
25. Верите ли вы, что другие люди зависят от ваших действий?
______
26. Помогали ли вам родители, если вы их об этом просили?
______
27. Люди часто на вас сердились без всякой причины?
______
28. Обычно вы чувствуете, что вы можете изменить то, что случится завтра, своими действиями сегодня?
______
29. Верите ли вы в то, что, если что-то плохое должно случится, оно обязательно случится, что бы вы не делали, стараясь остановить это?
______
30. Полагаете ли вы, что люди могут добиться желаемого, если будут стараться?
______
31. В большинстве случаев бесполезно стараться добиться желаемого в семье?
______
32. Считаете ли вы, что, когда случается что-то хорошее, причиной этого является упорная работа?
______
33. Считаете ли вы, что, когда ваш ровесник хочет стать вашим врагом, у вас мало шансов повлиять на ход событий?
______
34. Согласны ли вы с тем, что нетрудно заставить друзей делать то, что вы хотите?
______
35. Обычно вы чувствуете, что дома нет смысла обсуждать то, что вы хотели бы поесть?
______
36. Считаете ли вы, что, если вы кому-то не нравитесь, у вас мало шансов что-то с этим сделать?
______
37. Чувствовали ли вы, обычно, что бесполезно стараться учиться лучше, потому что другие дети умнее вас?
______
38. Относитесь ли вы к тем людям, которые считают, что планирование событий позволяет добиться лучших результатов?
______
39. Согласны ли вы с тем, что в большинстве случаев вы не знаете, что ваша семья решает предпринять?
______
40. Думаете ли вы, что лучше быть умным, чем удачливым?
258
И с т о ч н и к : Developed by S. Nowicki & В. R. Strickland (1973).
Исследования показали, что уровень переживаемого контроля влияет на нашу жизнь сильнее, чем реальный контроль, доступный в данной ситуации. Когда мы думаем, что мы можем влиять на события в нашей жизни, выбирать среди них, преодолевать и/или понимать последствия, мы ведем себя совсем иначе, чем когда мы не имеем этой уверенности. Стэн, например, искренне верил, что если он будет упорно заниматься, он сможет получить диплом, что, в конце концов, приведет к лучшей жизни для него и его семьи. В результате Стэн много занимался и был настойчив в учебе, хотя временами его обескураживали низкие оценки.
У людей с высоким уровнем переживаемого контроля можно найти характерные особенности. 1)
Самое существенное – они обычно стремятся к поиску знаний и информации о событиях, которые влияют на их жизнь. Чувствуя, что они сами контролируют свою жизнь, они делают много усилий, чтобы получить информацию о себе и окружающем мире. Например, перед предстоящей хирургической операцией или серьезно заболев, люди с высоким уровнем переживаемого контроля стремятся найти информацию о своем состоянии, задают вопросы врачам и медсестрам и пытаются мобилизовать все возможные ресурсы. Это один из наиболее стабильных результатов, получаемых в исследованиях переживаемого контроля. 2) Люди с высоким уровнем переживаемого контроля с большей вероятностью приписывают ответственность себе и своим способностям и усилиям, чем удаче или обстоятельствам, особенно, если это касается желаемых результатов. Когда Стэн получал высокие отметки в колледже, он приписывал их своему упорному труду и интеллекту. 3) Люди с высоким уровнем переживаемого контроля устойчивы к социальным влияниям, они с большей охотой принимают участие в общественных мероприятиях, помогая другим. Стэн, например, не придавал значения насмешкам своего брата, когда тот подшучивал над ним, говоря, что Стэн решил поучиться в колледже только для того, чтобы оказаться среди молоденьких студенток. Стэн также находил время, чтобы работать добровольцем на соревнованиях инвалидов, которые каждый год проходили в студенческом городке. И, наконец, люди с высоким уровнем переживаемого контроля, подобно Стэну, сильно ориентированы на достижения. Кажется, что они более упорны в решении сложных интеллектуальных задач и их усилия вознаграждаются более высокими отметками, чем у студентов с низким уровнем переживаемого контроля.
Как и следует ожидать, есть сильная положительная взаимосвязь между переживаемым контролем и приспособленностью. Люди с высоким уровнем переживаемого контроля обычно менее тревожны, лучше приспособлены и с меньшей вероятностью оказываются в кабинете психиатра, чем те, у которых уровень переживаемого контроля низок. Возможно, что активность и уверенность в себе, характерные для людей с высоким уровнем переживаемого контроля, служат источником их успехов в различных областях, и это ведет к росту и большей приспособленности. А может быть, просто вера в то, что ты – хозяин своей судьбы, приводит к меньшей тревожности и лучшей приспосабливаемости. Фактически в этом вопросе трудно отделить причину от следствия, поскольку большинство данных носит корреляционный характер.
Люди с высоким уровнем переживаемого контроля используют более эффективные стратегии для преодоления стресса. У таких людей есть тенденция использовать позитивные стратегии преодоления, такие, как разработка плана действий и следование ему, выполнение действий последовательно, стремление получить профессиональную помощь и выполнять рекомендации (см. например, Cooper,
Ocamura & McNeil, 1995). Наоборот, люди с низким уровнем переживаемого контроля более склонны использовать неадаптивные стратегии: они ждут, чтобы проблема улетучилась сама собой, занимаются самообвинением, ищут облегчения в алкоголе или в наркотиках. Однако в перспективе использование эффективных стратегий по преодолению стресса ведет к лучшей приспособленности и росту (Aspinwall
& Taylor, 1992).
Люди с высоким уровнем переживаемого контроля также с большей вероятностью осуществляют шаги, ведущие к улучшению здоровья и работоспособности и уменьшающие риск заболеваний. Такие люди особенно склонны к поиску информации о том, как поддержать здоровье, к использованию методов по сохранению здоровья. Они положительно относятся к физическим упражнениям и занимаются ими более регулярно. Стэн, например, осознавал, что совмещение учебы с работой вызывает стресс, поэтому, возвращаясь после учебы домой, занимался физическими упражнениями, которые он называл прогулкой, регулирующей стресс. Люди, которые верят, что они хозяева своей жизни, меньше привержены к курению или легче отказываются от него, они успешнее выполняют
259
программы по борьбе с лишним весом, регулярнее принимают предписанные лекарства. Что касается программ по избавлению от наркотической зависимости, то уровень переживаемого контроля позволяет надежно предсказать, кто закончит программу, а кто бросит ее. Высокий уровень переживаемого контроля помогает предсказать, кто будет успешен в преодолении болезней, связанных с питанием, и кто успешнее восстановится после травмы или инфаркта.
Наконец, те люди, которые чувствуют себя хозяевами своей жизни, вероятно, более счастливы.
Например, незадолго до объединения Германии Габриель Оттинген и Мартин Селигмэн (Oettingen &
Seligman, 1992) изучали поведение представителей рабочего класса в барах Восточного и Западного
Берлина. Они обнаружили, что по сравнению с рабочими Восточного Берлина, в Западном Берлине рабочие были более склонны сидеть прямо, не сутулясь, и чаще улыбаться и смеяться.
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 54
Ошибочное восприятие и неадекватное приспособление
К сожалению, неверное восприятие уровня личностного контроля обычно связано с негативными последствиями. Например, у некоторых людей есть привычка полагать, что они в меньшей степени контролируют свою жизнь, чем это есть на самом деле. В результате они преждевременно отступают, хотя могли бы еще сохранять контроль над ситуацией. У других в том же случае может проявляться иная крайность: веря в то, что они имеют больший контроль над ситуацией, чем это есть на самом деле, они создают условия, в конце концов, ведущие к фрустрации и разочарованию. В обоих случаях, как мы увидим, подобные ошибочные представления об уровне личностного контроля ведут к неадекватному поведению.
Когда люди регулярно сталкиваются с неудачами, независимо от того, что они делают, например, теряют работу вследствие закрытия компании, у них проявляется тенденция к снижению уровня переживаемого контроля, в результате они приписывают себе слишком мало контроля над ситуацией.
Предположим, что, независимо от того, насколько упорно Стэн занимался, сразу после поступления в колледж он проваливал все контрольные. Стэн тогда мог прийти к мысли, что ему не удастся закончить колледж, что бы он ни делал.
Мартин Селигмэн (Seligman, 1981), который активно изучал эту проблему, назвал такое явление
приобретенной беспомощностью (learned helplessness), представляющей собой неоправданную пассивность, которая часто возникает, когда человек сталкивается с неконтролируемыми событиями. В нескольких, теперь уже классических, исследованиях Селигмэн подвергал животных серии ударов током, которые они никак не могли контролировать. Через 24 часа животные тестировались в специальном ящике. Животные могли избежать ударов током, перебегая от одного конца ящика к другому. Большинство животных с легкостью научались таким пробежкам. Однако животные, предварительно подвергнутые неконтролируемым ударам, не могли этому научиться. Они пассивно сидели, принимая удары током. Они научились быть беспомощными. Напротив, те животные, которые подвергались таким же ударам, но имели возможность контролировать их, легко научались избеганию.
Селигмэн (1988) указывает, что приобретенная беспомощность также проявляется у людей.
Исследования показывают, что разнообразные психологические и соматические проблемы часто возникают после ряда неблагоприятных событий, которые невозможно контролировать (безработица, аварии, болезни, смерть супруга или насилие). Однако неконтролируемые события сами по себе не обязательно вызывают приобретенную беспомощность. Главное – как люди объясняют эти события.