Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 673
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Если они в своих объяснениях неблагоприятных событий делают упор на их непрерывность («это будет длиться вечно»), универсальность («все становится хуже») и внутренний характер («это я»), то такие люди склонны преждевременно терять контроль над своей жизнью и неэффективно реагировать на неблагоприятные события, когда они происходят. А приобретенная беспомощность влечет за собой множество нарушений, включая депрессию, академическую неуспеваемость, бюрократическую апатию и раннюю смерть.
Другая крайность – это уверенность людей в том, что они испытывают больше контроля над своей жизнью, чем это есть на самом деле. В некоторых случаях люди преувеличивают степень доступного им контроля, особенно, когда дела идут хорошо. Это означает, что они больше доверяют положительным результатам событий, чем они того заслуживают; возможно, это способ повышения самооценки. В других случаях наблюдается иллюзия контроля (illusion of control), т.е. уверенность в том, что под контролем находятся те события, которые в реальности определяются случаем, например, выигрыш в лотерее. Люди с сильным желанием контролировать события особенно подвержены иллюзии контроля,
260
представляющей собой обратную сторону приобретенной беспомощности.
Например, ключевым элементом поведения при стрессе по типу А, описанного в других главах этой книги, можно считать чувство отсутствия контроля над событиями. Это означает, что люди типа А чувствуют сильную потребность проявлять контроль. Активные и динамичные, они ведут себя так, как если бы они контролировали любую ситуацию, независимо от того, контролируют ли они ее на самом деле. Поэтому многие люди типа А могут рассматриваться как люди, которые непрерывно пытаются восстановить контроль над ситуацией, который, как им кажется, постоянно ускользает. Это почти то же самое, как если бы у них была установка контролировать все, неизбежно ведущая к фрустрации или враждебности, когда события отклоняются от их грандиозных планов. В результате люди типа А сами формируют у себя установку на разочарованность, ненужную фрустрацию и пессимизм – и все это из-за излишней потребности контролировать события (Strube, Lott, Heilizer & Gregg, 1986). Люди, столь же компетентные, но без преувеличенной потребности в контроле, могут достичь тех же результатов, но с существенно меньшим стрессом и без лишних проблем для здоровья.
Приобретенный оптимизм
В качестве приемлемого способа достижения оптимального, но реалистичного переживаемого контроля может быть рассмотрен подход, названный Мартином Селигмэном (Seligman, 1992)
приобретенным оптимизмом (learned optimism). Оптимизм – это одна из личностных характеристик, связанных с хорошей приспособленностью. Показано, что оптимизм соотносится со способностью хорошо решать проблемы в условиях стресса (Amirkhan, Risinger & Swickert, 1995), с силой «Я»
(Klohnen, 1996), хорошим физическим здоровьем (Chang,1996), активным стремлением преодолевать трудности и искать социальную поддержку при необходимости (Aspinwall & Taylor, 1992), с общей психической работоспособностью (Scheier & Carver, 1993).
Как уже отмечалось, Селигмэн, как и другие психологи, считает, что разрушительное влияние на нас оказывают не сами по себе события нашей жизни. В наибольшей степени влияют на нашу жизнь именно наше мнение и истолкование этих событий, а также вытекающие из них реакции.
Следовательно, использование метода приобретенного оптимизма состоит в том, что упор делается на истолковании событий таким образом, чтобы максимально усилить переживаемый контроль, тем самым, делая наши реакции наиболее подходящими, уместными. Эта цель достигается в основном изменением объяснительного стиля, т.е. того, как мы объясняем самим себе события жизни. Термин
«приобретенный» стоит перед словом «оптимизм», потому что оптимизму можно научиться. Родители могут научить детей оптимизму, развивая их способности по решению проблем и преодолению трудностей и демонстрируя оптимистичное мышление (Scheier & Carver, 1993).
Чувство оптимизма не только позволяет справиться с унынием – оно нужно для достижения серьезных целей
Все объяснения происходящего строятся человеком на трех главных категориях: постоянстве,
обобщенности и персонализации. Однако внутри каждой категории есть два полюса, которые
261
выбираются в зависимости от того, имеете ли вы дело с благоприятным или неблагоприятным событием. Предположим, что лучший друг Стэна не ответил на его звонок в течение дня; понятно, что это отрицательное событие. Если Стэн истолкует эту ситуацию, как что-то постоянное («кажется, он и не собирается звонить»), универсальное («это продолжается весь день») и внутренне обусловленное
(«не удивительно, что он не звонит, я такой эгоистичный и невнимательный»), то он на целый день может впасть в уныние. Однако если Стэн посмотрит на ситуацию иначе, она не будет его так нервировать. Например, он может истолковывать то же самое событие как временное («он, может быть, особенно занят сегодня»), частное, не типичное, специфичное («то, что он не звонит, не разрушает полностью мои сегодняшние планы») и внешнее («то, что он не звонит, вероятно, в большей степени связано с его сегодняшним графиком, чем с его отношением ко мне»). Обратитесь к табл. 12.1, где подобные явления подытожены в общем виде.
Таблица 12.1
Оптимистический и пессимистический стили объяснения неблагоприятных событий
Событие: ваша лучшая подруга целый день не отвечает на ваш звонок
Категория
Оптимистический стиль
Пессимистический стиль
Постоянство (во времени) Ограниченное во времени
(«Она, вероятно, особенно занята сегодня»)
Не ограниченное во времени («Кажется, она не собирается перезванивать»)
Обобщенность
(в пространстве событий)
Ограниченная, специфичная
Универсальная («Это занимает весь мой день»)
(«То, что нет звонка, не разрушает мои планы»)
Персонализация
Внешняя
Внутренняя
(локус самооценки)
(«То, что нет звонка, в большей степени связано с ее графиком, чем с отношением ко мне»)
(«Не удивительно, что она не перезванивает, все дело в моей эгоистичности и невнимательности»)
И с т о ч н и к : From Learned Optimism by Martin E. P. Seligman.
Наоборот, предпочитаемый способ объяснения благоприятных событий должен быть противоположен способу объяснения неблагоприятных событий. Положительные события следует истолковывать в терминах их непрерывности, универсальности и, исходя из того, что они связаны с нашими собственными действиями, т.е. следует считать, что они вызваны нашими собственными усилиями, а не внешними обстоятельствами. Например, Стэн получил очень хорошую оценку по сочинению. Если рассматривать его результат как временный («это был удачный для меня день»), нетипичный, специфичный («так получилось, потому что тема была простая, не больше») и внешний
(«я нравлюсь профессору»), то в результате самооценка Стэна снизится, потому что успех будет приписан в основном обстоятельствам. Однако если бы Стэн рассматривал свой успех как постоянный
(«я поймал удачу за хвост»), универсальный («хорошее сочинение – эта одна из многих вещей, которые мне удаются») и обусловленный внутренне («я думаю и пишу хорошо»), его самооценка повысилась бы, и в большей степени доверяя своим силам, он бы ощущал более сильный контроль над событиями своей жизни (табл. 12.2).
Таблица 12.2
Оптимистический и пессимистический стили объяснения благоприятных событий
Событие: вы очень хорошо проявили себя на собеседовании при приеме на работу
Категория
Оптимистический стиль
Пессимистический стиль
Постоянство (во времени) Не ограниченное во времени
Ограниченное во времени («Это был мой удачный день»)
(«Я поймал удачу за хвост»)
Обобщенность
(в пространстве событий)
Универсальная («Успешная беседа – это одна из многих вещей, которые мне удаются»)
Ограниченная, специфичная («Это была удачная беседа – не более»)
Персонализация
Внутренняя
Внешняя
262
(локус самооценки)
(«Я умею себя показать при беседе»)
(«Собеседнику что-то во мне понравилось»)
И с т о ч н и к : From Learned Optimism by Martin E. P. Seligman.
Хотя есть очевидные преимущества в использовании приобретенного оптимизма, с ним также связаны определенные опасности. Например, переход от объяснения причин неудачи внутренними факторами внешними («это была не моя ошибка, просто не повезло») может привести к снижению чувства ответственности. Поэтому Селигмэн (1992) не является сторонником полного перехода от внутренних объяснений к внешним, хотя есть одно условие, когда так лучше сделать – это депрессия.
Когда люди находятся в депрессии, у них есть тенденция приписывать себе больше ответственности или, если быть более точным, сильнее обвинять себя в неблагоприятных событиях, чем следует. К тому же, если человек должен изменить свой объяснительный стиль, то ему в большей степени следует обратить внимание на категорию «постоянство», а не на категорию «Персонализация». Если вы верите, что причина ваших бед стабильна, например недостаток ума или таланта, вы ничего не предпримете, чтобы изменить это. Однако если вы считаете, что причина переменчива, например приложено не слишком много усилий или настроение было плохое, вы можете добиться изменений.
Кроме того, Селигмэн подчеркивает, что приобретенный оптимизм – это не абсолютный, безусловный оптимизм, из которого следует слепо исходить в любых ситуациях. Это гибкий подход, который больше соответствует одним ситуациям, чем другим. Оптимистичный объяснительный стиль кажется наиболее подходящим в следующих ситуациях:
-
Если вам нужно чего-то добиться, например, написать статью, получить продвижение по службе или выиграть спортивные соревнования, полезно быть оптимистом. Если вы озабочены своим эмоциональным состоянием, например нужно поддержать боевой дух, преодолеть уныние или депрессию, делайте упор на позитивном.
-
Если вы находитесь в состоянии хронического стресса, и ваше здоровье под вопросом, важно уметь смотреть в будущее с оптимизмом.
-
Если вы хотите руководить или вдохновлять людей, добиться их доверия, лучше использовать оптимистический подход.
Однако бывают случаи, когда оптимизм не подходит:
-
Если вам надо планировать действия в рискованных и неопределенных ситуациях, не пользуйтесь оптимистическим подходом.
-
Если перед вами стоит задача консультировать других людей, чье будущее туманно, не начинайте с оптимистического подхода.
-
Если вы хотите проявить симпатию к несчастным людям, не начинайте с оптимистического подхода, но если уже достигнуты доверие и сочувствие, оптимизм может помочь.
Главное правило, определяющее ситуацию, когда не следует пользоваться оптимистическим подходом, состоит в том, чтобы задаться вопросом о том, какова будет в этой ситуации цена неудачи.
Когда эта цена высока, оптимизм становится плохой стратегией. Например, если после вечеринки человек, подвыпив, решит вести машину. При низкой цене неудачи оптимизм – более подходящий способ действий, например, если агент по продажам решит позвонить еще кому-нибудь, при неудаче он только потеряет немного времени.
Принятие решений
Как мы уже отмечали, главное, в чем проявляется личностный контроль – это те решения, которые мы принимаем, включая как решения, определяющие нашу жизнь, так и выбор обычных действий. С того момента, как мы просыпаемся до того, как засыпаем, мы должны все время принимать решения. К счастью, большинство наших каждодневных решений, например, когда вставать или что съесть на завтрак, не требует больших усилий в основном из-за наших привычек и шаблонов поведения. Главным образом, мы осознаем необходимость принять решение, когда сталкиваемся с новыми ситуациями или стоим перед лицом важного жизненного выбора, как это случилось со Стэном, когда он должен был выбрать между старой работой и учебой в колледже. Тогда мы можем оказаться настолько подавленными множеством альтернатив или так погрузиться в рассмотрение последствий нашего выбора, что отложим принятие решения. Хуже всего то, что мы можем принять поспешное решение,
263
«чтобы покончить с этим поскорее», тем самым, увеличивая риск принятия неудачного решения. В обоих случаях у нас пропадает понимание того, как мы принимаем решение, с которым нам жить.
В этом разделе мы объясним ход работы по принятию решения (decision making) и дадим полезные указания о том, как принимать разумные решения.
Процесс принятия решений
Психологи разработали схему принятия мудрых решений, включающую несколько этапов.
1. Оценка проблемы. Эта стадия включает осознание проблемы или ситуации, относительно которой следует принять решение, принятие мер для устранения таких опасностей, как ошибочные предположения и излишнее упрощение сложных проблем. Ключевой вопрос: «Что случится, если ничего не делать или ничего не менять?»
2. Поиск альтернатив. На этой стадии наиболее важно – иметь установку на открытость и гибкость а также стремиться получить информацию обо всех возможных вариантах (альтернативах), очевидных и нет. Ключевой вопрос: «Рассмотрел ли я все альтернативы?»
3. Оценка альтернатив. Все варианты должны быть оценены с учетом их практичности и последствий.
Здесь вы взвешиваете различные риски, потери и возможные приобретения. Ключевой вопрос:
«Какова наилучшая альтернатива?»
4. Принятие решения и сообщение о нем другим. Как правило, лучше всего выбрать ту альтернативу, которая дает больше всего преимуществ при минимуме потерь. Однако есть опасность действовать импульсивно, «лишь бы поскорее покончить с этим». Ключевой вопрос: «Когда я должен принять наилучшую альтернативу и дать знать другим людям о своем решении?»
5. Следование принятому решению. Поскольку каждое решение связано с определенным риском, важно не переусердствовать в разочаровании, самокритике и самообвинении. Опасность здесь в том, что вы можете преждевременно изменить свое решение или перестараться, оправдывая его, избегая при этом полезной обратной связи. Ключевые вопросы: «Будет ли риск серьезным, если ничего не менять?», «А если поменять – риск повысится?»
Ключевыми элементами в процессе принятия решения, особенно на его ранних стадиях, являются активный поиск и переработка информации. Другими словами, нужно найти источники информации, затратить время, чтобы ознакомиться с ними и понять их и поговорить с людьми, которые способны помочь. Сбор информации требует времени и энергии, разрушает наш обычный распорядок и вызывает напряжение и конфликты, все это может быть неприятным. К тому же мы обычно предпочитаем искать информацию, когда мы ожидаем, что преимущество решения перевесит связанные с ним потери. К сожалению, при принятии жизненно важных решений, таких, как выбор профессии, мы склонны недооценивать важность сбора информации, и часто платим за это высокую цену. Одно из самых неприятных ощущений – это открытие идеального решения после того, как мы уже сделали несколько шагов, придерживаясь гораздо менее удачного выбора, – не правда ли? К счастью для Стэна, еще до того как заплатить за первый семестр (это самая большая статья его расходов), он сходил в центр по трудоустройству при колледже, чтобы узнать прогноз трудоустройства для разных профессий на ближайшие десять лет. Исходя из этой информации, Стэн укрепился в своем мнении, что он сделал правильный выбор, решив пойти учиться.
Другой элемент в принятии решения, о котором следует упомянуть, – это чувство сожаления после принятия решения. Это совершенно нормальная ситуация, когда после того, как мы примем решение, у нас возникает ощущение, что это решение, вероятно, ошибочное или неудачное. Другими словами, все мы склонны страдать от явления, которое можно назвать «у соседа трава зеленее». Психологи называют это ощущение неудобства, дискомфорта когнитивным диссонансом (cognitive dissonance).
Большинство людей могут жить с диссонансом, особенно если они приняли решение, исходя из хорошо собранной информации. В конце концов, когда мы понимаем, что было принято по-настоящему верное решение или что отброшенные альтернативы менее желательны, диссонанс исчезает. Поддержка жены подтвердила уверенность Стэна в том, что его решение не возвращаться на старое место работы и продолжить обучение было разумным. Стэн не долго страдал от диссонанса и сожаления.
Некоторые другие явления существенно ухудшают нашу способность контролировать процесс принятия решения. Когда это происходит, мы часто чувствуем внутреннее неудобство, поскольку людям нравится контролировать собственные решения и собственные действия. Один из методов преднамеренного влияния на процессы принятия решений известен в социальной психологии, как
264
реактивное сопротивление (reactance). Оно возникает, когда другие ограничивают нашу личную свободу, принуждая нас делать то, что они хотят, а не то, что хотим мы. Другими словами, мы теряем определенный контроль над нашими решениями. Вставка 12.1 содержит дополнительную информацию об этом социально-психологическом феномене.
Когда другой человек ограничивает нашу свободу, например, когда кто-то «садится на хвост» нашего
автомобиля, заставляя ехать быстрее, мы испытываем реактивное сопротивление
Вставка 12.1. Реактивное сопротивление
Реактивное сопротивление – это негативная реакция на попытки других людей ограничить нашу свободу. Другие ограничивают нашу свободу, принуждая нас вести себя или принимать решение в соответствии с их желаниями, а не с нашими. Например, вы едете по дороге и решаете, что сегодня прекрасный, солнечный, весенний день и вам некуда спешить. Внезапно возникает автомобиль и «садится вам на хвост». Другой водитель подталкивает вас к тому, чтобы вы ехали быстрее против вашей воли. Хотя вы до этого собирались ехать со средней скоростью, теперь вы решаете ехать даже медленнее в ответ на настойчивость того водителя с его требованием ехать быстрее.
Попытайтесь провести небольшую демонстрацию реактивного сопротивления. Купите пакет чипсов и попытайтесь дать его незнакомому человеку. Он, скорее всего, откажется. Возможно даже, этот человек был бы не против чипсов до того момента, когда вы ему предложили, но теперь вы ограничили его способность принимать решения. А теперь оставьте нераспечатанный пакет чипсов на столе так, как будто они были забыты.
Чипсы, которые, как кажется, ждут возвращения своего владельца, вероятно, скоро исчезнут, хотя не предполагается, что кто-то их должен взять.
Реактивное сопротивление может заставить нас захотеть того, чего мы раньше не хотели и избегать того, что нам на самом деле нужно. Когда в последний раз желание оказать противодействие повлияло на ваше решение или чувство контроля?
Советы по принятию решений
Помните, что цель процесса принятия решения состоит в том, чтобы добиться желаемых результатов и избежать нежелательных последствий. Поэтому какое решение является «хорошим» или «плохим» – зависит от данного человека и ситуации. В то же время процесс принятия решений связан с личностными характеристиками (установками, ценностями и терпимостью к тревоге). Учитывая эти обстоятельства, мы можем усовершенствовать наш процесс принятия решений, исходя из следующих предположений.
-
Используйте разумные оценки. Оценки – это исходный материал в принятии решений, они представляют собой выводы из имеющихся данных. Многие решения неудачны с самого начала из- за плохих оценок, часто основанных на тенденции людей упрощать сложные вопросы, сводя их к знакомым представлениям и стереотипам. Вместо простых интуитивных стратегий старайтесь применять методы, более близкие к статистическим приемам, используемым в науке, задавайте себе вопросы типа: «Каковы факты?», «Насколько они представительны, типичны?», «На что похожи альтернативы?», «Какова зависимость от ситуации и случая?» Логичные оценки могут вести к лучшим решениям.