Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 675
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
265
-
Постройте баланс. Этот шаг состоит в формировании списка достоинств и недостатков данного события. Простой пример баланса дан в табл. 12.3, он представляет собой ситуацию Стэна, до того как он принял свое решение. Как студенты, так и более взрослые люди находят, что процедура составления баланса помогает им получить полномасштабную оценку ситуации, в которой требуется принять решение и обеспечивает гарантирующее успех планирование, т.е. позволяет определить, что произойдет, если случится какое-то событие из колонки отрицательных событий. Люди, которые используют эту процедуру, с большей вероятностью следуют принятым решениям и испытывают меньше сожаления о тех возможностях, которые были упущены.
Таблица 12.3
Баланс Стэна: Стоит ли пойти учиться в колледж
Прогнозируемые последствия
Положительные ожидания
Отрицательные ожидания
Реальные достижения и потери для меня
1. Лучшие перспективы работы
2. Больший доход
3.
Профессия с большими возможностями
1. Тяжелая учеба
2. Финансовые трудности
3. Необходимость начинать заново в новой профессии и работе
Реальные достижения и потери возможностей для других
1. Гордость семьи
2. Существенная эмоциональная поддержка семьи
1.
Меньше материальных возможностей у семьи
2. Жене придется работать и заботиться о детях; это увеличит ее стресс
Мое одобрение или неодобрение
1. Уверенность в своих силах
2. Гордость новыми возможностями
1.
Бесконечные сомнения в способностях к учебе
Одобрение или неодобрение со стороны других
1. Восхищение, что мог изменить жизнь в таком возрасте
1. Не найду работы по новой специальности и буду опозорен
-
Осознайте свои ценности и цели. Многие конфликты возникают из-за путаницы в ценностях, а не из самих конфликтующих альтернатив. Поскольку ценности сами по себе не являются ни плохими, ни хорошими, этот шаг следует сделать самому. Когда вы проясните свои ценности, они могут быть превращены в осязаемые цели, которые будут направлять ваши решения. Например, студенты часто разрываются между необходимостью учиться, работать, общаться или заниматься спортом, колеблясь в своих решениях. Однако те, кто принял однозначное решение о том, что он хочет извлечь из учебы в колледже, с большей вероятностью будет эффективно действовать, добиваясь результата каждый день.
Нерешительные люди, которые несколько месяцев занимаются физкультурой, становятся более решительными
в этот период
-
Стремитесь к разумным результатам. Нет ничего более разрушительного для процесса принятия решений, как желание добиться идеального результата. Люди с такой тенденцией часто ничего не добиваются, потому, что постоянное стремление к идеалу гарантирует неудачу. Разумнее стремиться
266
к результату, наиболее приемлемому в данных условиях. Один из методов борьбы со стремлением к идеальному результату – оценка достоинств и недостатков этой тенденции и сравнение тех усилий, которые вы тратите на данную деятельность, с тем, что вы от нее получаете. Например, вы можете понимать, что не очень хорошо играете в теннис, но вам, тем не менее, нравится эта игра, потому, что вы испытываете приятные ощущения и играете с хорошими партнерами.
-
Находите хорошее и в неудачных решениях. Несмотря на все ваши усилия, не каждое решение окажется удачным. Причинами этого обычно являются ограниченные условия, непредсказуемые события и трудности в предвидении того, насколько вы изменитесь через десять или двадцать лет.
Некоторые люди тратят время на «самоедство» или на оправдание неудачного решения. Этим людям, может быть, разумнее осознать, что в большинстве случаев они принимают наилучшее решение среди возможных в данной ситуации. Лучше учиться на собственных ошибках и, когда возможно, изменять принятые решения, чтобы добиться более благоприятных результатов. Если тем не менее не все удается, успокойтесь тем, что никто не принимает идеальных решений. Вставка 12.2 содержит некоторые интересные факты как об удачных, так и неудачных решениях.
Вставка 12.2. Знали ли вы, что...
-
Половина тех людей, которые решают на Новый год изменить свою жизнь, через три месяца отказываются от этого решения. Приблизительно четверть отказывается через неделю.
-
Те, кто записывает свои намерения или объявляет их публично, с большей вероятностью добиваются цели.
-
Нерешительные люди, которые несколько месяцев занимаются физкультурой, становятся более решительными в этот период.
-
Легче выбрать между двумя желательными исходами, такими как «больше здоровья или больше денег», чем между двумя нежелательными, например: «быть больным или бедным».
-
На наше решение влияет то, представлен ли возможный исход в положительной или отрицательной форме. Например, больше людей соглашаются подвергнуться хирургической операции, когда говорят, что вероятность выжить после операции – 90%, чем когда сообщается, что вероятность умереть – 10%.
-
Когда мы свободно выбираем некоторый вид деятельности, мы включаемся в нее полнее, получаем от нее больше удовольствия, чем когда мы чувствуем, что от нас этого «ожидают».
Групповые решения
Многие ответы на вопросы находятся, когда решение принимается в группе. Это происходит или в виде неформальной процедуры, как это делали Стэн со своей женой, размышляя над его возвращением в колледж, или более формальным образом, как это происходит в суде. Мы уже уделили много времени обсуждению принятия решения в группе в главе, посвященной групповым процессам, но можем добавить кое-какую информацию об этом здесь.
Групповые решения могут быть более эффективными, чем решения, принимаемые одним человеком, особенно, когда люди творчески используют различия во мнениях и конфликты.
Вот некоторые советы, позволяющие дбстичь творческого взаимопонимания в группе:
1. Исходите из того, что различия во мнениях естественны и могут вести к лучшим решениям.
2. Излагайте свои взгляды, но также прислушивайтесь к мнению других.
3. Не должно быть чувства, что кто-то должен выиграть, а кто-то – проиграть.
4. Пытайтесь понять причины различных мнений, соглашаясь, однако, только с теми взглядами, у которых есть объективные и логичные обоснования.
5. Стремитесь к наилучшему решению.
Решения и личностный рост
Решения играют особенно важную роль, когда связаны с личностным ростом, включая преодоление проблем в поведении. Все еще слишком часто люди становятся не способными признать свои ошибки только потому, что они никогда не принимали решения отказаться от своих действий или измениться.
Из-за инерции прошлого опыта, психологической лени и простого страха трудно меняться. Сталкиваясь с необходимостью измениться, люди уходят в глухую оборону, хотя они могут обещать измениться,
267
если им на практике угрожает потеря работы или возникновение трудностей в отношениях. Но даже многие из тех, кто обращается к психотерапии, прекращают консультироваться преждевременно в основном потому, что они реально не приняли твердого решения измениться. Например, разговаривая со знакомым, который работает с алкоголиками и наркоманами, Стэн спросил его, когда в ходе программы лечения у пациентов начинается значимое улучшение. «Трудно сказать, – ответил тот, – потому, что очень многое зависит от того, созрел ли человек для изменений. Идеальным было бы не включать людей в нашу программу до тех пор, пока у них не проявилась готовность к изменениям».
Пусть лучше несколько сотен людей будут вести переговоры, рискуя получить язву желудка, чем тысячи
погибнут на поле боя
Аналогичные размышления привели Гарольда Гринвальда (Greenwald, 1973, 1984) к разработке нового терапевтического подхода, который, в конце концов, был назван психотерапией прямого
решения (direct decision therapy). Гринвальд был убежден, что главное, что происходит в психотерапии независимо от используемого метода, состоит в том, что психотерапевт помогает клиенту принять решение о необходимости измениться, а затем поддерживает его в выполнении этого решения.
Цель психотерапии Гринвальда состоит в том, чтобы помочь людям увидеть проблемы исходя из прошлых решений, оценить последствия этих решений, а затем выбрать более удовлетворительную альтернативу. Гринвальд с готовностью признает, что этот подход был полезен ему самому, в том числе и для его решения стать психологом. Он также обнаружил, что многие люди, которые никогда не участвовали в психотерапии, извлекли пользу из применения принципов этого вида психотерапии к своей жизни (см. илл. 12.2).
Илл. 12.2. Применение методов принятия решения для личностного роста
Гринвальд выдвинул следующие идеи о том, как применить принципы психотерапии прямого решения на практике.
1. Сформулируйте вашу проблему настолько ясно и полно, насколько возможно. Проблема не обязательно должна быть острой или кризисной, это должно быть просто что-то, с чем бы вам хотелось разобраться.
Может быть, даже полезно записать ее на бумаге.
2. Рассмотрите вашу проблему не как что-то, что с вами случилось, а как следствие какого-то принятого решения. Ваша проблема может быть следствием вашего решения что-то сделать, кем-то стать или как-то взаимодействовать с другими людьми.
3. Найдите базисное решение, стоящее за данным решением. Например, ваша проблема возникла, потому что вы решили избежать чего-то. Если это так, избежали ли вы этого?
4. Составьте список позитивных и негативных последствий вашего решения. Среди негативных может быть даже достижение какого-то результата или то, что удалось избежать тревоги. В обоих случаях это, тем не менее, – негативные последствия.
5. В каком контексте вы принимали исходное решение? Были ли вы очень молоды? В какой ситуации? Было ли ваше решение разумным, учитывая обстоятельства?
6. Спросите себя, изменилась ли система обстоятельств с учетом того, что вы стали старше? Может быть, негативные последствия не так важны или они более серьезны, чем вам кажется?
7. Составьте список альтернатив принятому вами решению. Оцените каждую из них исходя из их достоинств и недостатков.
8. Теперь выберите одну из альтернатив и примите решение претворить ее в жизнь. Если вы сообщите о вашем
268
решении друзьям и коллегам, это может помочь вам выполнить его.
9. Если вы столкнулись с трудностями в осуществлении вашего решения, вернитесь к исходному предположению, чтобы убедиться, не следуете ли вы все еще старому решению. Помните, что то, что вы реально делаете, в наибольшей степени должно соответствовать тому решению, которое вы приняли, а не тому, что вам нравится или хотелось бы делать.
10. Помните, что не достаточно один раз принять решение. Вы должны постоянно возвращаться к нему.
Например, если вы решили сбросить вес, то каждый раз, когда вы садитесь есть, вы должны подтверждать ваше решение.
11. Если вам случайно не удалось выполнить свое решение, это не означает, что вы должны отказаться от него.
Поскольку большинство из нас не идеальны, мы должны быть способны принять случайную неудачу, встряхнуться и продолжить выполнять наши решения.
И с т о ч н и к : Adapted from Harold Greenwald, Direct Decision Therapy (San Diego, CA: Edits publishers, 1973).
Обнаружение фундаментальных жизненных решений
Согласно Гринвальду, начать надо с того, чтобы найти фундаментальные решения, лежащие в основе
нашего обыденного поведения и особенно проблемного. Хотя мы можем считать, что наше поведение – это реакция на людей или ситуации, при близком рассмотрении можно обнаружить, что мы выбрали определенный способ действия. Гринвальд говорит о «решении, стоящем за решением», имея в виду основные жизненные принципы, включающие потребности и мотивы, которые мы осознаем смутно или не осознаем вовсе. Однако когда такой принцип выбран, он, обычно, организует наше восприятие и жизнь, и в результате, мы определенным образом подходим к тому, что с нами происходит.
Проиллюстрируем это несколькими практическими примерами.
Возьмем, например, жену Стэна – Сьюзен. До того момента как Стэн решил продолжить обучение, она колебалась в том, чем ей лучше заниматься. После окончания средней школы до замужества она овладела специальностью секретаря и работала в этой должности, пока не встретила Стэна и у них не родился первый ребенок. Следующие десять лет Сьюзен говорила, но только говорила о том, чтобы продолжить образование в колледже. Удивляет ли вас, почему люди откладывают свои действия или терпят неудачу, прилагая усилия для достижения важных целей? Часто такое поведение – это продолжение фундаментального жизненного выбора по защите себя от неудач и невзгод, хотя люди могут не осознавать это. Возможно, Сьюзен боялась, что учеба у нее не пойдет, но когда Стэн решил продолжить обучение и отказался от работы, у нее не стало выбора. Она должна была вернуться к работе секретаря, чтобы помочь пополнять семейный бюджет. Вопрос о колледже для нее отпал.
Другой пример – это молодой человек, который до августа откладывает выбор колледжа. В обоих случаях у этих людей есть спасающее лицо оправдание, если они терпят неудачу: «Я – опоздал». Где-то в смутном прошлом каждый из них принял фундаментальное решение – стремиться к безопасности, возможно из-за страха неудачи или страха пережить боль. Только когда они откажутся от того фундаментального решения, их усилия станут приносить плоды, и появится шанс на успех.
Часто негативные особенности в поведении, такие, как мятежность и склонность к неповиновению, являются результатом фундаментального жизненного решения, хотя оно обычно не осознается.
Например, Бобби, сын соседа Стэна, ушел из дома в подростковом возрасте потому, что у него были постоянные ссоры с отцом, которого он считал излишне строгим. Однако и после того как он ушел из дома, он даже среди друзей считался человеком обидчивым, таким, с кем трудно ужиться. Он всегда делал противоположное тому, что от него ожидалось, хотя результаты его часто разочаровывали. Бобби решил действовать в противовес тому, что он считал принуждением со стороны родителей. Он решил:
«Нет!» До своего бунта он был как бы придатком родителей, взбунтовавшись, он в большей степени стал чувствовать себя хозяином своей жизни. Это не должно нас удивлять, поскольку неповиновение ребенка или подростка часто является первым шагом на пути к самостоятельности, автономии. Однако до тех пор пока молодой человек остается на этой начальной негативной стадии независимости, его судьба в большей степени определяется тем, против чего он выступает, а не тем, к чему он стремится.
Как принимать новые решения
Только когда желание измениться ведет к решению измениться, тогда мы реально меняемся и растем. Например, многим курильщикам не нравится их привычка. Они говорят: «я хотел бы
269
прекратить курить», «я надеюсь вскоре это бросить» или «я планирую поставить в курении точку». Но до тех пор пока они не решат бросить курить и не научатся тому, как реализовать это решение, ничего не случится.
Пока мы предполагали, что люди должны автоматически решить измениться к лучшему, но это не всегда так. В некоторых случаях люди могут стать так озабочены тревогой и риском, связанными с изменениями, и так испугаться сожаления, возникающего после принятия решения, что решат ничего не менять, как бы болезненно и тяжело это ни было. Некоторых подталкивают к росту. Особенно часто такое желание наблюдается у психотерапевтов, озабоченных тем, что люди не используют полностью весь свой потенциал. Однако при всей своей грамотности такие психотерапевты могут сделать ту же самую ошибку, какую склонны делать родители и супруги, пытаясь кому-то сказать, что еще он должен решить. Скорее задача психотерапевта – помочь клиенту сначала понять, к чему он стремится, а затем принять личное решение по достижению цели. Как уже обнаружило большинство из нас, если мы знаем, чего мы хотим, и приняли реальное решение достичь этого, мы на правильном пути.
Некоторые случаи из практики
Один из наиболее распространенных примеров принятия решения – это решить, ничего не решая.
Отложить решение на короткий или длительный срок – это само по себе решение. В качестве примера на ум приходит молодой человек, у которого возникли серьезные трудности, когда он заканчивал свою диссертацию. Частично их причиной были эмоциональные трудности, связанные с написанием текста, но также конфликты с руководителем. Молодой человек так расстроился, что направил свою активность в другое русло. Он занял административный пост в университете («пока не закончу диссертацию») и стал тратить много времени на рисование («чтобы разгрузить голову от проблем»).
Несколько лет спустя, когда его спросили, как продвигается диссертация, он сказал, что, в конце концов, решил отказаться от этого дела. На самом деле он принял свое решение раньше. Неспособность принять положительное решение – это само по себе решение с судьбоносными последствиями.
Преодоление негативного саморазрушительного поведения обычно означает принятие положительного решения на глубинном уровне мотивации. Например, когда Жаннет, сестре Стэна, было 24 года, она страдала от депрессии и плохих отношений со своим руководителем. Жаннет постоянно жаловалась на то, что происходит на работе, и особенно критически относилась к своему начальнику, часто без видимых причин. Во время психотерапевтической консультации она поняла, что раньше у нее выработалась привычка подавлять свой гнев, потому что она боялась, что это не понравится родителям. Жаннет стала пассивной, «хорошей маленькой девочкой», но сопротивлялась действиям всех людей, от которых была зависима. Поняв это, она постепенно научилась проявлять больше инициативы и выражать свой гнев более открыто, но как проявление своих чувств, а не как оценку других людей, что могло бы заставить их обороняться. После того как Жаннет стала более напористой, у нее прошла депрессия и установились лучшие отношения с руководством. Она вернулась в колледж, чтобы продолжить обучение, а позже заняла руководящую должность.
Иногда разумно принять решение, которое противоречит более раннему решению, приведшему к отрицательным последствиям, или отменяет его. Например, шурин Стэна, 45-летний адвокат, был женат на дочери старшего партнера своей фирмы. Он не отрицает, что женился исходя из «смешанных мотивов», другими словами, хотя ему действительно нравилась его невеста, он также надеялся, что его
«связи» помогут в карьере. Вскоре он обнаружил, что конфликты с тестем усложняют его жизнь, как на работе, так и дома. Консультация со специалистом по поводу приступов астмы, которые усиливались во время совместного отдыха в загородном доме тестя, привели к предположению, что в основе этих приступов лежат эмоциональные конфликты с родственниками. Постепенно шурин Стэна осознал, что
«женитьба на дочери босса» была ошибкой и, в конце концов, он решил основать свою собственную фирму. Хотя ему пришлось пройти через несколько трудных лет, он вскоре обзавелся процветающей практикой и стал также более счастлив в своем браке. Неспособность принять такое смелое решение часто приводит к чувству безысходности, алкоголизму или внебрачным связям.
Иногда драматические изменения связаны с групповым принятием решения. В некоторых подразделениях компании, в которой раньше работал Стэн, качество работы упало так низко, что их просто решили закрыть. Напоследок менеджеры решили проинформировать рабочих о ситуации и спросить, каковы могут быть их предложения. Обнаружилось, что рабочие вполне осознают, что они плохо работают, но оправдывают это плохими условиями труда. Тем не менее они в той же степени, что