Файл: Иствуду Атватеру душевно щедрому человеку, гуманисту и мудрецу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 660
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
317
Вопросы для самопознания
1. Верите ли вы, что друзья – это лучшее лекарство?
2. Если бы вы искали психотерапевта для себя или для кого-то еще, за чьими рекомендациями вы бы обратились?
3. Какие личные качества вы бы искали в психотерапевте?
4. Думали ли вы когда-нибудь использовать метод десензитизации, чтобы уменьшить свои тревоги или страхи?
5.Можете ли вы припомнить случай, когда иррациональные мысли или ожидания усугубляли бы проблему?
6. Думаете ли вы, что некоторые ваши трудности или проблемы могут быть связаны с формами поведения, принятыми в вашей семье в прошлом или сейчас?
7. Участвовали ли вы в группе взаимопомощи?
8. Согласны ли вы с тем, что для того, чтобы извлечь максимальную пользу из психотерапии, у людей должно быть желание измениться?
9. Осознаете ли вы, что просьба о помощи, когда вы в ней нуждаетесь, это само по себе – проявление зрелости?
10. Осознаете ли вы, что для многих людей психотерапия является не только способом облегчения симптомов, но и источником личностного роста?
Для углубленного изучения
Рекомендуемая литература
-
Anundsen, К. (1995). Nobody's victim: Freedom from therapy and recovery. New York: C. Potter
Publishers. Руководство для обычных людей, как интересующихся психотерапией, так и относящихся к ней скептически.
-
Corsini, R.J. (Ed.). (1991). Five therapists and one client. Itasca, IL: Peacock. Психотерапевты, представляющие пять различных подходов, описывают, как бы они проводили терапию одного и того же клиента.
-
Hamstra, В. (1994). How therapists diagnose: Seeing through the psychiatric eye. New York: St. Martin's
Press. Книга для обычных людей о том, как специалисты в области психического здоровья ставят диагноз.
-
Seligman, М. Е. Р. (1994). Wtiat you can change and what you can't: The complete guide to successful self-
improvement. New York: Knopf. На основе изучения научной литературы Селигмэн дает реалистичную картину тоге, что мы можем и не можем изменить так, чтобы обычный человек не тратил бы время впустую и не был бы разочарован, приложив усилия для совершенствования своей личности.
-
Ward, J. Н. (1992). Therapy? Tarrytown, NY: Wynwood Press. Руководство для неспециалистов, о том, чего следует ожидать в ходе психотерапии.
Веб-сайты и Интернет
listproc@solar.rtd.utk.edu: Здесь можно подписываться на информацию о программах «Анонимные алкоголики» (А1-Аnоn) и «Алкоголики-подростки» (Alateen) для людей, которые живут вместе с больными алкоголизмом.
Usenet:alt.support: Информация о разных группах поддержки.
http://www.psychcrawler.com: Сайт-Американской психологической ассоциации, содержащий научную и практическую информацию по множеству тем, относящихся как к терапии, так и к другим психологическим вопросам.
Usenet:alt.psychology.help: Еще одна возможность найти группы для желающих анонимно обсудить свои проблемы.
http://www.nami.org: Сайт Национального альянса психических больных и группы защитников, помогающих психическим больным и их семьям.
318
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 54
ГЛАВА 15. СТАРШИЕ: РАЗВИТИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Цели обучения
Изучив эту главу, вы сможете:
1. Описать внутренние и внешние признаки этапа отделения от родительской семьи (ранняя зрелость).
2. Обосновать значение устойчивого чувства самоидентичности для формирования близких взаимоотношений.
3. Объяснить понимание Эриксоном возраста поздней зрелости как периода творчества или застоя.
4. Охарактеризовать физиологические и психологические изменения в поздней зрелости.
5. Дать различные определения счастливой старости.
6. Обсудить различия возрастных изменений у мужчин и женщин.
7. Описать, как люди справляются с одиночеством.
Зена сидела на краешке своей кровати. Сегодня утром она почему-то чувствовала напряжение. Зена думала:
«Насмешка над старостью – это путь, которым она к нам подкрадывается. Лишь на секунду вам 30 или 40. Когда это осознаешь, тебе уже 64, как мне». Она продолжала думать, массируя больные места и напряженные руки. «Я не чувствую себя на 64, но дата рождения меня выдает; а тут еще внуки и артрит».
По-видимому, по крайней мере бессознательно мы полагаем, что не изменимся всю жизнь. Мы выбираем наиболее любимый возраст и думаем, что будем пребывать в нем независимо от того, сколько нам действительно лет. Некоторые ощущают себя, как будто им все еще 20. Другие чувствуют себя не в своей тарелке, пока не станут старше. А есть люди, которые так и не находят для себя наилучшего возраста. Как подростки, они торопятся повзрослеть; в зрелости хотят иметь все привилегии взрослых, но без их ответственности, а в старости сожалеют о чувствах, которые присущи юности. Зена продолжала думать о себе как о сорокалетней, хотя она все время помнила, как выглядит в зеркале. Она обычно удивлялась, когда ее организм напоминал о себе. Зена не замечала своего возраста за исключением тех случаев, когда перегружала себя, например, слишком быстро поднимаясь на гору, или, проснувшись утром, ощущала скованность. Как и Зена, каждый из нас знает, что действовать нужно «в соответствии с возрастом». Но как быть, если твой реальный возраст не соответствует тому, как ты себя ощущаешь?
Развитие во взрослом возрасте
К счастью, наше отношение к возрасту было пересмотрено. До недавнего времени взрослый возраст
(adulthood)
рассматривался как стабильный период между ростом в детстве и юности и деградацией
(decline) в старости. Взрослый выступал как человек, чье развитие после периода юности закончено, но кому еще отпущено определенное время до конца жизни. Это представление о взрослом периоде жизни сменила новая точка зрения, согласно которой развитие (development) есть процесс всей жизни, начинающийся с момента зачатия и продолжающийся до смерти и включающий в себя как психосоциальные, так и физиологические изменения. Способности и поведение продолжают изменяться с возрастом не только вследствие биологических процессов, но и в результате осознания и особенностей взаимодействия с окружением. Для каждого периода жизни в зрелости характерны особые задачи, по-разному понимаемые каждым из нас, а также новые источники фрустрации
319
(переживаний при столкновении с препятствиями, трудностями) и успеха. Таким образом, как мы увидим в этой главе, процессы личностного роста продолжаются на протяжении всей жизни. Перед тем, как читать дальше эту главу, проверьте свои знания о возрастных изменениях (см. вставку 15.1).
Центральным вопросом развития является сохранение и изменение навыков преодоления стрессовых
ситуаций (coping behavior). Обширные исследования Bernice Neugarten (1986) показали, что индивидуальный стиль «совпадающего» поведения (coping style) в течение жизни остается относительно неизменным. Например, человек, бывший сравнительно успешным на ранних этапах жизненного пути, по-видимому, также успешно справится с критическими периодами взрослой жизни, такими, как женитьба, рождение детей или окончание профессиональной деятельности.
Есть интересные новые исследования, подтверждающие тот факт, что «время лечит». Так, психологическая травма раннего детства не слишком влияет на душевное благополучие шестидесятилетнего человека (Sheehy, 1995). Следовательно, годы помогают заживлению ран.
Вставка 15.1. Что вы знаете о старении?
Укажите, правильно или ошибочно каждое из следующих утверждений. Затем сверьте свои ответы с интерпретацией, приведенной в конце главы.
_____ 1.
В поздней зрелости все сенсорные системы начинают работать хуже.
_____ 2.
В поздней зрелости люди теряют около трети нервных клеток (нейронов).
_____ 3.
Водители старше 65 лет попадают в дорожно-транспортные происшествия реже, чем те, кому немного за 30.
_____ 4.
Чем старше люди, тем больше они похожи друг на друга.
_____ 5.
Чем старше люди, тем меньше они подвержены краткосрочным заболеваниям, таким, как обычная простуда.
_____ 6.
С возрастом резко ухудшается память.
_____ 7.
Время реакции с возрастом обычно возрастает,
_____ 8.
Около четверти тех, кому больше 65 лет, живут в домах престарелых.
_____ 9.
С возрастом страх смерти усиливается.
_____ 10. Вдов больше, чем вдовцов, примерно в три раза.
Ответы можно найти в конце главы.
Три поколения в семье - это нормально для нашего времени
Почему? Люди – это меняющиеся существа, продолжающие борьбу за улучшение «среды обитания»; становясь старше, они и сами духовно растут. Борьба за улучшение среды и личностные изменения – это еще одна ведущая тема в литературе по развитию. Вероятно, сейчас, больше, чем когда-либо ранее, люди стремятся к самосовершенствованию. Так что с возрастом и опытом у нас появляется больше навыков преодоления трудностей (coping skills). Карл Роджерс (Rogers, 1980), один из родоначальников концепции личностного роста, с годами пришел к убеждению, что фраза «стареющий, но по-прежнему растущий» («older but still growing») больше соответствует действительности, чем общепринятое клише
«стареющий» («growing old»). Зена, миниатюрная пожилая женщина, охотно с этим согласится.
Еще один аспект проблемы развития касается обретения индивидуальности или уникальности, часто приходящих вместе со зрелостью. Вплоть до юношеского возраста многое в нашем развитии связано с
возрастными изменениями (age-related changes), происходящими в определенном возрасте, такими,
320
как начало полового созревания или окончание высшей школы. Напротив, развитие взрослых больше зависит от не возрастных изменений (non-age-related changes), а от событий и впечатлений, которые уникальны для каждого и могут иметь место в каком-то возрасте или не быть пережиты совсем
(например, развод или решение изменить профессию). К тому же с годами индивидуальные различия в развитии становятся более выраженными. Так, например, Зена, встречаясь после школы со своими одноклассниками, отмечала, что они отличались друг от друга больше в 35 или 40 лет, чем, когда им было 18. С возрастом мы все развиваем нашу индивидуальность, чувствуем большую уверенность в себе и достигаем лучшего контроля и власти над собственной жизнью. Так, с годами и опытом каждый из нас стремится стать «самим собой» в ббльшей степени, чем в годы формирования (formative years).
Таким образом, суть индивидуальности и уникальности человека более явно выражена в поздние годы.
Вследствие возрастания значимости индивидуальных различий с возрастом некоторые специалисты в области социальных наук предпочитают рассматривать зрелость безотносительно к каким-либо
стадиям вообще. Однако самовосприятие и социальные условия двадцатипятилетнего, вероятно, отличаются от таковых у сорокапятилетнего, а те и другие, скорее всего, будут иными, чем у шестидесятипятилетнего человека. Поэтому, следуя традиции, мы будем рассматривать адаптацию и развитие взрослых применительно к трем продолжительным стадиям: ранней, средней и поздней зрелости. Gail Sheehy (1995) предпочитает термины ранняя зрелость (от 18 до 30), первичная зрелость
(от 30 до 45) и вторичная зрелость (от 45 до 85 и старше). Она разделяет последнюю стадию на две подстадии – возраст «господства» (age of mastery) и возраст «интеграции» (age of integrity), о которых речь пойдет ниже. В то же время надо иметь в виду, что возрастные границы между стадиями не являются жестко определенными, и люди значительно различаются своими индивидуальными путями развития.
Ранняя зрелость
В своем классическом лонгитюдном исследовании по развитию взрослых Левинсон, Дэрроу, Клейн,
Левинсон и МакКи (Levinson, Darrow, Klein, Levinson and McKee, 1978) показали, что переход к зрелости является более сложным и необычным, чем это было принято считать, и что в течение долгого времени только предполагалось как родителями, так и самими молодыми людьми. С их точки зрения,
ранняя зрелость (early adulthood) начинается с «переходного периода», т.е. приблизительно с 20 лет и продолжается до 30. Основные «задачи развития» данного периода – это отделение от родительской семьи, выбор и подготовка к будущей профессии, установление близких отношений, таких, как дружба и женитьба и образование собственной семьи.
Отделение от родительской семьи
По существу эта стадия развития связана с появлением видения себя в качестве автономного взрослого, отделенного от членов кровной семьи. Поскольку отделение от семьи никогда не бывает полным, будет более точным понимать его в терминах изменения эмоциональных связей между молодыми людьми и их домашними, происходящего в течение этого периода. Внешние стороны данного периода – это возможное реальное оставление родительского дома, сокращение финансовой зависимости от родителей, появление новых ролей и ответственности. Внутренне этот период переживается, как отъединение от родителей и способность к более самостоятельному принятию решений. Именно эти психологические изменения при вступлении в зрелость наиболее значимы.
Некоторые юноши и девушки убегают из неблагополучных семей в раннем возрасте; но должно будет пройти долгое время, пока их эмоциональная сфера станет соответствовать сделанному шагу. Другие, напротив, по большей части вследствие длительного периода обучения, могут оставаться в родительском доме и в двадцать с лишним лет, выбирая для формирования чувства самоудовлетворения иные пути. В любом случае для достижения эмоциональной автономии необходимо пережить
«символический» уход из родительского дома.
Нарушение адаптации на этой стадии может привести к проблемам как в отделении от родительского дома, так и в обретении собственной семьи. Проблемы с отделением могут принять разнообразные формы, включая наркоманию, дилинквентное (правонарушительное) поведение, эмоциональные нарушения, парализующую апатию (равнодушие) или самоубийство. В случае со вторым сыном Зены проблемы его отделения от семьи слились с проблемами окончания колледжа. Во многих случаях