Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50
Цель: проигрывание проблемных ситуаций.
4. Рисование «Мой герой»
Цель: преодоление эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижение психического и физического напряжения.
5. Релаксация «Ручей»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения.
6. Ритуал прощания «Магический круг»
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 2 1. Приветствие «Подари подарок другу»
Цель: настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
2.Упражнение: «Продолжи предложение»
Цель: развитие коммуникативных навыков и умений.
3.Закончи сказку
Цель: развитие творческого воображения.
4. Рисование «Смелость и боязливость»
Цель: снижение эмоциональной напряженности.
5. Релаксация «Корабль и ветер»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 3 1. Приветствие «Посылаем доброту»
Цель: настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
2. Упражнение «Новая игрушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков и умений.
51 3. Закончи сказку «Дедушка и внучек»
Цель: развитие творческого воображения, мышления. Развитие умений решать проблемные ситуации.
4. Рисование любимого героя
Цель: снижение эмоциональной напряженности.
5. Релаксация «Берег»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения.
Обучение приемам расслабления.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 4 1.Приветствие «Передай чувство»
Цель: настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
2. Упражнение «Выбор»
Цель: развитие внимания к себе и к своим сверстникам.
3. Упражнение: «Театр масок»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния
4. Рисование «Фотография»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.
5. Релаксация «Река»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения. Обучение приемам расслабления.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
2.Основной блок
Цели:
52
развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации;
эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний;
обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
Занятие 5 1. Приветствие «Комплимент»
Цель: формирование положительного настроя на занятии и эмоциональной поддержки членов группы.
2. Упражнение: «Изобрази животное»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.
3. Сказка «Лесная школа»
Цель: развитие эмоционального реагирования на сказку, развитие творческого воображения, мышления. Развитие умений решать проблемные ситуации.
4. Упражнение «Кто ты будешь такой»
Цель: развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
5. Рисование: «Подарок для мишки»
Цель: воспитание желания помочь близкому, сделать приятное для близкого.
6. Релаксация «На берегу моря»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения. Обучение приемам расслабления.
7. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 6 1. Приветствие «Назови ласково»
Цель: настрой на работу, сплочение группы, создание условий для дружеского взаимодействия.
2. Рисование: «Имя – визитка
53
Цель: развитие интереса к самому себе, к своему имени. Повышение у ребенка уровня самопринятия.
3. Чтение сказки «Кривляки» О.Шорохова
Цель: развитие способности понимать и сопереживать другому человеку.
4. Упражнение «О чем говорит музыка»
Цель: развитие творческого воображения, фантазии. Развитие способности слушать и слышать музыку.
5. Пантомимический этюд «Кривые зеркала»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.
6.Упражнение «Я – очень хороший»
Цель: повышение уровня самооценки, значимости и уверенности в себе.
7. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 7 1. Приветствие «Подари подарок»
Цель: формирование положительного настроя на занятии и эмоциональной поддержки членов группы.
2. Психогимнастика «Король Боровик»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.
3. Упражнение «Удивительные истории»
Цель: развитие творческого воображения, мышления, фантазии.
4. Релаксация «Небо»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения. Обучение приемам расслабления.
5. Рисование «Удивительные истории»
Цель: снижение психического и физического напряжения.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
54
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 8 1. Приветствие «Назови ласково»
Цель: формирование положительного настроя на занятии и эмоциональной поддержки членов группы.
2. Упражнение «Один дома»
Цель: развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
3. Закончи сказку «Страшилка»
Цель: обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
4. Рисование «Мои страхи»
Цель: эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний.
5. Упражнение «Всемирное дрожание»
Цель: снижение психического и физического напряжения.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
3. Заключительный блок
Цели:
развитие способности самостоятельно принимать решения, формирование внутренней позиции;
формирование адекватных отношений к себе и окружающим.
Занятие 9 1. Приветствие «Команда»
Цель: формирование положительного настроя на занятии и эмоциональной поддержки членов группы.
2. Упражнение «Я иду по горячим камням»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.
55 3. Закончи сказку «Прими решение».
Цель: развитие способности самостоятельно принимать решения.
4. Упражнение «Звериные чувства»
Цель: научение ребенка более точно понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.
5. Рисование «Мое настроение сейчас»
Цель: развитие умения понимать и выражать свои чувства и впечатления через рисунок.
6. Ритуал прощания «Магический круг».
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия.
Занятие 10 1. Приветствие «Посылаем доброту»
Цель: формирование положительного настроя на занятии и эмоциональной поддержки членов группы.
2. Игра «Школа кенгуру»
Цель: создание рабочей атмосферы, двигательного раскрепощения, снятие зажимов.
3. Упражнение: «Зайцы и слоны»
Цель: развитие способности понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.
4. Коллаж «Мое взрослое будущее»
Цель: формирование уверенности в себе и в завтрашнем дне.
5. Релаксация «Крылья»
Цель: мышечное расслабление, снятие психического напряжения. Обучение приемам расслабления.
6. Упражнение «Я подарок для человечества»
Цель: повышение уровня самооценки, значимости и уверенности в себе.
7. Ритуал прощания «Магический круг»
56
Цель: использование позитивных установок для создания положительного настроя. Создание у ребенка ощущения завершенности занятия. [61, с. 120].
Таким образом, нами была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития. Программа включает в себя три блока занятий:
1. Подготовительный блок.
2. Основной блок.
3. Заключительный блок.
Форма организации коррекционных занятий — групповая в количестве 8 человек.Занятия проводились 2 раза в неделю в течении 5 недель.
Продолжительность каждого занятия составляла 30 минут. Целевая группа: дети старшего возраста(5-7 лет).
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента
Цель данного этапа исследования – изучить эффективность психолого- педагогических методов коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения данной цели проводилось контрольное исследование уровня тревожности у испытуемых группы, то есть у тех 8 воспитанников детского социального приюта, у которых по результатам нулевого среза был выявлен высокий уровень тревожности и стресса.
Контрольное исследование проводилось с помощью тех же психодиагностических методик, которые использовались при первичном исследовании: Цветовой тест (М. Люшер), Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен,
М. Дорки), методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).
Далее мы сравнивали психодиагностические результаты, полученные при первичном и повторном исследовании, с помощью методов математико-
57 статистического анализа. На основе статистически значимых результатов исследования формулировались выводы и заключение об эффективности проведенной коррекционной работы
Для проверки гипотез о наличии статистически значимых изменений мы использовали Т-критерий Вилкоксона.
В ходе формирующего эксперимента по методике Цветовой тест М.
Люшера были получены следующие результаты (см. Приложение 4, табл. 5 и табл. 6). Показатели значений свидетельствуют о том, что отмечается положительная динамика.
Распределение испытуемых с разными уровнями тревоги и стресса до и после формирующего эксперимента представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Результаты исследования уровня тревоги и стресса по методике «Цветовой тест» (М. Люшер) до и после формирующего эксперимента
Согласно данным, представленным на рисунке 6, после коррекции эмоционально-волевой сферы в группе высокотревожных воспитанников детского социального приюта у детей с различными уровнями тревоги и стресса изменилось следующим образом. Если при первичном исследовании у всех
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Основной
Высокий Средний
Низкий
Основной
Основной Основной
Основной
Основной
Основной
К
о
л
и
честв
о
че
л
ов
е
к,
в
%
Уровень тревоги и стресса
До коррекции
После коррекции
58 восьми испытуемых (100,0%) показатели тревоги и стресса по методике
«Цветовой тест» М Люшера были высокие, что свидетельствовало о наличии тревоги, сниженном настроении, подавленном состоянии данных испытуемых, то после проведения коррекционной работы с данными детьми число испытуемых с высокой тревожностью, подавленным состоянием, снизилось со 100,0% до 12,5%
(1 человек). Так у 1 ребенка сохраняется сниженный эмоциональный фон, наблюдается подавленное настроение, сильная тревога и стресс, что может быть связано с глубинными переживаниями ребенка, его индивидуальными особенностями.
При этом после проведения коррекционной работы возросло число испытуемых со средним уровнем тревоги и стресса с 0,0% до 50,0% (4 человека).
Иными словами, у половины детей после коррекционной работы наблюдается тревога и стресс невысокой степени. Их основные цвета занимают преимущественно первые позиции(1,2,3), а дополнительные цвета подняты на 4 и
5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7.
Так у 3 испытуемых(37,5%) не было обнаружено негативных эмоциональных переживаний, их основные цвета занимают первые 5 позиций.
Они находятся в приподнятом эмоциональном настроении, хорошо себя чувствуют, у них отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
Чтобы оценить статистическую значимость выявленных сдвигов в показателях тревоги и стресса испытуемых после проведения коррекционной работы, мы сравним с помощью Т-критерия Вилкоксона показатели методики
«Цветовой тест» (М Люшер), полученные при первичном и повторном исследовании.
Произведем расчеты Т-критерия для показателей тревоги и стресса методики «Цветовой тест» (М Люшер) при первичном и повторном исследованиях испытуемых.
В первую очередь определим Н0 и Н1:
59
Н0 – интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении;
Н1 – интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.
Результаты автоматического расчета Т- критерия Вилкоксона по методике
«Цветовой тест» (М. Люшер) представлены в Приложении 4 ( см. таблицу 7).
Рассчитаем Тэмп по следующей формуле:
Тэмп = ΣR, где ΣR – сумма рангов нетипичных сдвигов. Результат: Tэмп = 1.
Определим критические значения в зависимости от количества типичных сдвигов. Критические значения T при n = 8 следующие: р≤0,05 при Т = 5; р≤0,01 при Т = 1.
На основе полученных данных построим ось значимости с обозначенными на ней значениями (рисунок 7).
Рисунок 7 – Ось значимости
Ответ: Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости. В этом случае, гипотеза Н0 отклоняется и принимается альтернативная гипотеза Н1 о наличии связи на уровне при р ≤ 0,01.
Данное исследование показало, что проведенная коррекционная работа способствовала значимому снижению показателей уровня тревоги и стресса воспитанников (при р≤0,01).