Файл: Усынина Изалия Нургалеевна Научный к пед н., доцент Крыжановская Надежда Васильевна Челябинск 2017 3 Оглавление Введение Глава I. Теоретическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69 возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, педагог предлагает ему свои варианты решения сходных проблем.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности.
Хороший психотерапевтический эффект дают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии [41, с. 58]:
1.«Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
2. «Секретики».
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
3. Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок?
Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

70
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается».
Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Ее специфика состоит в том, что отношения определяются в ней уже не ролями, а правилами и нормами. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Следует подчеркнуть, что контакты, возникшие под влиянием игра с правилами, не исчезают с окончанием действий.
При проведении подвижных сюжетных игр с правилами можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребенка, как решительность или нерешительность, находчивость, смекалка и др.; в этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща.
Игры с правилами предполагают специфические формы общения, отличные от форм общения в сюжетно-ролевых играх. Так, если в сюжетно-ролевых играх каждая роль имеет противоположную по смыслу и действиям форму (мать – дети, врач – пациент, машинист – пассажир и пр.), то в играх с правилами наряду с таким типом отношений (противоположные команды) возникает и другой, очень важный тип отношений – отношения равных внутри команды [44, с. 231].
Развивающий эффект дает использование в работе психогимнастических упражнений (этюдов). Основная цель этюдов – овладение навыками управления


71 своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка
(как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [63, с. 24].
Предлагаем использовать в работе следующие этюды и упражнения:
1.Новая кукла (этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась
Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания.
Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

72 7.Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
8.Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
9.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто- нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей [63, с. 148].
Таким образом, развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития способствуют игры с использованием элементов игротерапии, сказкотерапии и психогимнастики.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

3.4. Технологическая карта внедрения результатов исследования
Теория и практика, как философские категории, отражают духовную и материальную стороны деятельности людей – познания и преобразования

73 природы и общества. В познании практика является его основой и критерием истины. В научной деятельности важнейшими критериями служат теоретическая и практическая значимость работы. В вузе одной из обязательных форм обучения является практика.
Вся многообразная «оценка обществом» результатов научной и методической деятельности осуществляется по критерию «внедрения в практику», т.е. признанию полезности и значимости в различных сферах.
Результаты исследования становятся научной продукцией только с того времени, когда их начинают применять на практике. Начало применения результатов исследования в реальных практических условиях называют их внедрением.
Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику; создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования; разработка методических инструкций и рекомендаций и т. д. [65].
Внедрение классифицируют по двум признакам:
1) формой материального воплощения (учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации, средства обучения, государственные стандарты, алгоритмы и программные средства, методы и средства обеспечения исследований и многое-многое другое);
2) рабочей функцией внедряемых результатов (организация и управление учебным процессом, осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, функционирование систем организации и управления в образовании и тому подобное).
Технологическая карта внедрения программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития детально описана в Приложении 5.

74
В технологическую карту входит 7 этапов:
1 этап – целеполагание внедрения программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
В него входит 4 подцели:
1.1. Изучить необходимую документацию по предмету внедрения;
1.2. Поставить цели внедрения;
1.3. Разработать этапы внедрения;
1.4. Разработать программно-целевой комплекс внедрения.
Каждая под цель описывается содержанием, методом, формой, количеством, временем и ответственное лицо.
2 этап – формирование положительной психологической установки на внедрения;
В него входит 2 подцели:
2.1. Выработать состояние готовности к освоению предмета внедрения у администрации и воспитателей приюта;
2.2. Сформировать положительную реакцию на предмет внедрения;
3 этап – Изучение предмета внедрения;
В него входит 3 подцели:
3.1. Изучить всем коллективом необходимые документы о предмете внедрения;
3.2. Изучить сущность предмета внедрения;
3.3. Изучить методику внедрения темы.
4 этап – Опережающее (пробное) освоение предмета внедрения;
В него входит 4 подцели:
4.1. Создать инициативную группу для опережающего внедрения темы;
4.2. Закрепить и углубить знания и умения, полученные на предыдущем этапе;
4.3. Обеспечить инициативной группе условия для успешного освоения методики внедрения темы;


75 4.4. Проверить методику внедрения темы.
5 этап – Фронтальное освоение предмета внедрения;
В него входит 4 подцели:
5.1. Мобилизировать педагогический коллектив на внедрение по теме исследования;
5.2. Развить знания и умения, сформированные на предыдущих этапах;
5.3. Обеспечить условия для фронтального внедрения темы. Освоить всем коллективом предмет внедрения.
6 этап – Совершенствование работы над темой;
В него входит 3 подцели:
6.1. Совершенствование знаний и умений, сформированных на предыдущих этапах;
6.2. Обеспечить условия совершенствования методики работы по предмету внедрения;
6.3. Совершенствовать методику освоения темы внедрения.
7 этап – Распространение передового опыта освоения предмета внедрения.
В него входит 4 под цели:
7.1. Изучить и обобщить опыты внедрения;
7.2. Осуществить наставничество над приютами, детскими домами, СРЦ, приступающими к внедрению;
7.3. Осуществить пропаганду передового опыта внедрения;
7.4. Сохранить и углубить традиции работы над темой, сложившиеся на предыдущих этапах [17].
Каждая подцель описывается содержанием, методами и формами, количеством мероприятий; назначаются сроки и ответственные лица.

76
Выводы по III главе
Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы, анализа программ коррекции эмоционально-волевой сферы и с опорой на модель психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель данной программы – психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития путем снижения уровня тревожности, страха, а также снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи программы:

создание условий для преодоления тревожности, зажатости и безынициативности;

обучение детей способам осознания и отреагирования эмоций;

способствование повышению самооценки у детей;

способствование повышению общей коммуникативной культуры детей;

способствование развитию умений решать проблемные ситуации;

создание условий для принятия самостоятельных решений.
Программа включает в себя три блока занятий: подготовительный блок, основной блок, заключительный блок.
Форма организации коррекционных занятий — групповая в количестве
8 человек.Занятия проводились 2 раза в неделю в течении 5 недель.


77
Продолжительность каждого занятия составляла 30 минут. Целевая группа: дети старшего возраста(5-7 лет).
Анализ результатов формирующего эксперимента.
Цель данного этапа исследования – изучить эффективность психолого- педагогических методов коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Для достижения данной цели проводилось контрольное исследование уровня тревожности у испытуемых, то есть у тех 8 воспитанников детского социального приюта, у которых по результатам нулевого среза был выявлен высокий уровень тревожности и стресса.
Контрольное исследование проводилось с помощью тех же психодиагностических методик, которые использовались при первичном исследовании.
Далее мы сравнивали психодиагностические результаты, полученные при первичном и повторном исследовании, с помощью методов математико- статистического анализа. На основе статистически значимых результатов исследования формулировались выводы и заключение об эффективности проведенной коррекционной работы
Таким образом, по результатам методики «Цветовой тест (М. Люшер), в экспериментальной группе число испытуемых с высокой тревожностью, подавленным состоянием, снизилось со 100,0% до 12,5% (1 человек). При этом число испытуемых со средним уровнем тревожности и стресса возросло с 0,0% до
50,0% (4 человека). А также возросло число испытуемых с высоким уровнем настроения с 0,0% до 37,5% (3 человека).
Также установлено, что по результатам методики «Тест тревожности» (Р.
Тэммл, В. Амен, М. Дорки) число воспитанников с высоким уровнем тревожности снизилось со 100,0% до 25% (2 человека). При этом число испытуемых со средним уровнем тревожности возросло с 0,0% до 75 (6 человек).
Кроме того, установлено, что по результатам методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) число воспитанников с высоким

78 уровнем тревожности и страха) снизилось со 100,0% до 12,5% (1 человек). Число испытуемых со средним уровнем тревожности возросло с 0,0% до 25% (2 человека). А также возросли показатели детей с низким уровнем тревожности и страхов с 0% до 62,5%.
Для обеспечения достоверности полученных результатов и эффективности программы мы использовали Т-критерий Вилкоксона. Полученное эмпирическое значение попало в зону значимости, гипотеза подтвердилась.
Данное исследование показало, что проведенная коррекционная работа способствовала значимому снижению показателей тревожности и страха воспитанников приюта, а также способствовала повышению эмоционального фона испытуемых.
Психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
На данном этапе разрабатывались психолого-педагогические рекомендации.
Анализ программ, предназначенных для развития и коррекции эмоционально- волевой и поведенческой сферы показывает, что большинство исследователей, занимающиеся этим вопросом используют элементы игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики.
Исследователями доказано, что наиболее эффективными мероприятиями по развитию эмоциональной сферы дошкольного возраста с ЗПР являются мероприятия, проводимые в виде игр и упражнений,направленных на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
Технологическая карта внедрения результатов исследования.
На этом этапе детально описывается внедрение в практику программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, с применением технологической карты внедрения. В карту входит 7 этапов: