Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ие, искушение и формировались такие нравственные качества как: дружба, верность, помощь, ответственность и т.д. Обращалось внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывалось в них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Формирование нравственных качеств детей происходило на уроке. Постоянно возникали определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решались общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся работали в парах и группах, тем самым влияли друг на друга. Учитель предъявлял ряд требований, касающиеся ра
боты на уроке: не мешать остальным, уважительно и внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе и оценивать умения одноклассников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождала между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношением в любой коллективной работе. Отношение ученика к своему делу как к общему, умение согласовано действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относится к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, нам приходилось создавать в течении урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

На формирование нравственных качеств детей огромное влияние оказывает такая форма работы, как создание этических си

туаций. Моделирование этических ситуаций как совокупность условий и обстоятельств, создавала определенные отношения, положения, содержание моральное противоречие, которые решались учащимися.

На наших уроках использовались такие этические ситуации:

 - проблемная – когда шел поток новых знаний для решения проблемы;

 - конструктивная – предполагала проектирование поведения в заданных условиях;

 - прогностическая – была направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);

 - оценочная – была направлена на формирование и развития навыков оценки;

 - аналитическая  – давалась для анализа верных и ошибочных действий участников;

 - репродуктивная – давала возможность детям словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Одним из методов решения этической ситуации, выступал метод сопереживания. 

Мы считаем, что благодаря созданию этических ситуаций уч
ащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними посредственно – в книгах, картинах, видеозаписях.

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивалось нравственное мышление, закреплялись этические знания и умения, формировалась нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста.

На уроках литературного чтения мы обращались и к музыкальным и живописным произведениям искусства, т.к. «сухое чтение» и перечитывание даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой.

Литература, музыка, живопись – взаимообог
ащенные виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции человека, формирующие в комплексе нравственные качества души ребенка.

Следует отметить, что дети допускали определенные ошибки при характеристике и осознании нравственных проявлений и поступков, нравственных качеств. Это происходило не только потому, что дети незнакомы с данной нравственной нормой или качеством, а потому что в их опыте данная характеристика встречалась реже, и на ней не акцентировалось должного внимания. С помощью взрослого дети продолжали знакомство с нравственными нормами и качествами, учились дифференцировать их и адекватно оценивать. Дети в основном эмоционально откликались на различные проявления нравственных качеств, поступков и проявлений, но не всегда высказывали свое отношение. В недостат