Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
очной мере у детей развиты такие нравственные качества как сопереживание, сочувствие. Опыт детей невелик и продолжает накапливаться в процессе воспитания, с помощью определенных средств и личного опыта. Дети не всегда правильно оценивали поведение персонажей в различных социальных ситуациях, но эмоционально откликались на сюжет произведения и описанные нормы в нем.

В ходе данной работы были выполнены творческо-игровые проекты которые мы назвали «Планета книголюбов, или как я формирую свои нравственные качества». Тип проекта: социально-педагогический. Вид проекта: познавательный, творческо-игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: дети младшего школьного возраста, учителя, родители. Цель проекта: Формирование нравственных качеств у детей посредством народной сказки, учитывая все компоненты нравственного воспитания.

Задачи:

Формировать:

- представление детей о нравственных качествах;

- нравстве
нное отношение у детей к персонажам и их поступкам;

- представление о правилах поведения в обществе.

Способствовать проявлению:

- доброжелательного, уважительного отношения к окружающим людям;

- потребности в поведении, соответствующем морали общества;

- эмоционального отклика на нравственные проявления, качества, поступки. Содействовать становлению адекватной и дифференцированной оценки нравственных проявлений в различных ситуациях - актуализировать использование народных сказок в разных видах продуктивной, игровой, познавательной, художественно - эстетической деятельности.

В своих работах дети представили свои рисунки по книгам, фотоотчеты различных ситуаций связанных с личными нравственными качествами, разместили собственные сказки на заданную тему, небольшие тексты рассуждения по теме.


2.3 Анализ результатов опытнокспериментальной работы
Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по форми-рованию нравственных качеств у детей показал, что в результате проведенной работы, углубились знания и расширились понятия детей о нравственности и нравственных качествах человека, а именно поднялся уровень нравственно - волевых качеств, нравственных норм, эмоциональной оценки событий.

Использовалась диагностическая методика «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» (см. Приложение 2). Данная методика определяет уровень нравственно-волевых качеств у детей. В работе изучалось умение ребенка оценивать и аргументировать нравственные качества.

Таблица 7.

Умение оценивать и аргументировать нравственные качества (контрольный этап)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20 %

30 %

50%



В ходе проведенного исследования было определено, что 20% испытуемых правильно дифференцируют нравственные качества, дают им оценку и аргументируют ответ. 30 % испытуемых имеют определённые представления о нравственном качестве, где соотносят его с собой, но не точно аргументируют свой ответ. 50 % из испытуемых затруднялись ответить при дифференцировке качеств, не соотносили данное качество с самим собой, не аргументировали свой ответ. Исходя из результатов проведённой диагностики, можно сделать вывод, что у детей слабо развиты представления о нравственных качествах. Дети не всегда могут выражать свои эмоции и отношение к литературным героям. Сопереживание, в большинстве своих случав стимулирует взрослый. Далее мы использовали диагностическую методику «Изучение осознания детьми нравственных норм» (см. Приложение 3). Диагностические задания выявляют у детей уровень развития нравственного со
знания.

Таблица 8.

Умение анализировать и прогнозировать ситуацию

(контрольный этап)


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

30 %

60 %

10%


На данном этапе нашего исследования изучалось умение анализировать и прогнозировать развитие ситуации, где было выявлено, что у 30 % испытуемых существует понимание смысла предъявленных социальных ситуаций, где они умеют адекватно аргументировать свой ответ. У 60 % испытуемых существует понимание содержания и смысла ситуаций, они могут прогнозировать их развивать при незначительной помощи взрослого. Дети ориентируются на нормы, имеющиеся у них в своем опыте, но не всегда могут аргументировать свой ответ. У 10 % испытуемых чаще нет понимания содержания ситуации, где они не могут аргументировать свой ответ с позиции нравственных норм. При выполнен