Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1004
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
559 использование электронных учебных пособий при изучении различных дисциплин в медицинском вузе. Студенты отметили, что испытывают определенные трудности при работе со ссылками, пояснениями, разбором схем в электронном виде. 16,4% учащихся сложно быстро ориентироваться в электронных учебных пособиях, находить нужные разделы и вопросы, возникают сложности в использовании обучающих и тестирующих программ.
19,7% иностранцев-первокурсников отметили повышенную утомляемость при работе с электронными учебными пособиями.
Необходимо отметить, что третья часть студентов-иностранцев отдает предпочтение электронным учебным пособиям в сравнении с печатными вариантами, активно использует их в аудиторное время. Однако учащиеся с высокими показателями академической успеваемости гораздо более активно работают с электронными учебными пособиями на занятиях, чем слабоуспевающие студенты: 31,8% в сравнении с 12,5%. А во внеаудиторное время больше половины (57,6%) отличников уделяют изучению учебного материала по электронному пособию более трех часов в день. И лишь четвертая часть студентов с низкой академической успеваемостью выделяет на изучение электронных пособий аналогичное по продолжительности время.
В качестве малоэффективного компонента электронного обучения было оценено 9% студентов-иностранцев компьютерное тестирование. Однако все слабоуспевающие учащиеся международного факультета считают компьютерное тестирование в достаточной степени объективной методикой в плане оценки знаний. Первокурсники с низкими показателями академической успеваемости выделили ряд положительных характеристик компьютерного тестирования:
• возможность выбора вариантов ответа на компьютере, нивелирующая последствия недостаточного знания на языке-посреднике терминологических основ дисциплины;
• минимизация языкового барьера, являющегося в определенной степени сложной преградой для иностранных студентов при устном ответе;
• возможность вернуться неоднократно к формулировке вопроса;
• психологически более комфортная по сравнению с устным опросом обстановка.
Полученные нами данные представляются достаточно важными в плане построения системы электронного обучения на международном факультете, поскольку дают четкое представление об эффективности, а следовательно целесообразности использования каждого отдельного элемента электронного обучения с учетом уровня информационной культуры иностранных студентов медицинского вуза.
Список литературы
1.
Снегирева, Л.В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе /
560
Л.В. Снегирева // Балтийский гуманитарный журнал. –2016. – Т. 5. № 3(16). –
С. 190-192.
2.
Снегирева, Л.В. Электронное обучение в формировании математических способностей студентов медицинского вуза / Л.В.Снегирева //
Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 219-224.
3.
Фролов, И.Н. E-learning как форма организации учебного процесса в
XXI веке / И.Н. Фролов // Информатика и образование. – 2009. – № 2. –
C. 227-229.
4.
Щенников С.А. Дидактика электронного обучения / С.А. Щенников
// Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 83-90.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ОЦЕНКА
У СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Соболева Н.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
Образовательный процесс в медицинском университете направлен и на развитие профессиональных знаний и навыков будущего врача, и на становление его общекультурного уровня. Ведь наиболее конкуренто- способным будет индивид не только обладающий узкопрофильной специализацией, но и со сформированной, активной гражданской позицией. Именно в высшем учебном заведении обучающийся обретает навыки и необходимые личностные качества, нужные для полноценного социального существования, взаимодействия с коллегами и пациентами, а также окружающими людьми, то есть овладевает коммуникативной культурой как важнейшей составляющей общекультурной компетенции [1, 3].
Поэтому происходящие изменения парадигмы образования предполагают перевод к направленному на результаты студентоцентрированному подходу. В нём основную роль играет высокий уровень подготовленности будущего врача, интеллигентности, образованности, которые становятся итогом обучения студента с точки зрения знания, понимания и способностей, в том числе и коммуникативной компетентности [2].
Актуальность решения задачи развития коммуникативной культуры выпускника медицинского вуза обусловлена взаимосвязанными требованиями, предъявляемыми к личности современного общества и деятельности подготовленного специалиста [3]. В данных условиях определяется четкая необходимость развития коммуникативной компетенции студента медицинского вуза как основы формирования свободной и творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию, самовыражению, самореализации,
561 соблюдению основных принципов биоэтики и деонтологии, как в условиях профессионального сообщества, так и повседневной деятельности [4].
Существующие методики оценки коммуникативных навыков с учетом интенсивности когнитивных процессов обучающегося контингента рассмотрены недостаточно широко в контексте меняющегося университетского образования, основанного на компетентностном подходе подготовки специалистов, что и служит определяющим фактором нашего интереса к указанному вопросу.
Цель
исследования: оценка степени сформированности коммуникативной культуры студентов старших курсов медицинского университета в рамках реализации компетентностного подхода обучения.
Материалы и методы. Проведено исследование 148 студентов лечебного факультета, среди которых 58 обучающиеся V курса и 90 – VI курса. В обеих группах преобладали девушки. Средний календарный возраст обследуемых лиц
– 22,04±0,59 года.
Подвижность и скорость когнитивных процессов наблюдаемых изучали с помощью простого теста на быстроту мышления, в ходе выполнения которого в течение трех минут нужно было заполнить пропуски в представленных словах недостающими буквами [5]. Количество верно составленных слов характеризовало подвижность нервных процессов, а также быстроту мышления: менее 20 слов — показатель низкой быстроты мышления и подвижности нервных процессов; 21–30 слово — значение средней быстроты мышления и подвижность нервных процессов; более 30 слов — высокий уровень быстроты мышления и подвижности нервных процессов [5].
Нами был применен тест диагностики уровня развития коммуникативной культуры, включающий в себя 20 вопросов, на которые можно ответить только положительно или отрицательно. Степень развития коммуникативной культуры, определяющаяся по сумме позитивных ответов, деленной на 20, в диапазоне 0,1-
0,45 соответствовала низкому, 0,46-0,55 – ниже среднего, 0,56-0,65 – среднему,
0,66-0,75 – выше среднего и 0,76-1 – высокому уровню.
Также был использован модифицированный тест коммуникативных умений Л. Михельсона, представляющий собой определенную разновидность теста достижений. В нем предполагался эталонный вариант поведения, соответствующий уверенному и компетентному стилю. Уровень приближения к эталону определяли по количеству правильных ответов, благодаря чему можно было оценить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа
(агрессивный, зависимый, уверенный).
Статистическая обработка и анализ полученных результатов проведен при помощи пакета программ Microsoft Excel 2007.
Результаты исследования. При первичном изучении подвижности нервных процессов и исследовании быстроты мышления количество слов, правильно составленных обследованными студентами V курса, соответствовало
30,81±0,17. Данный показатель обучаемых VI курса составил 34,98±0,24 слов
(p<0,05), что может быть объяснено их большей развитостью коммуникативной
562 компетентности, в основе которой лежит в том числе и возможность быстрого использования уже имеющегося лексикона.
Оценка уровня развития коммуникативной культуры выявила позитивные результаты: уровни низкий и ниже среднего не были зафиксированы ни в одной из групп. У контингента V курса средний уровень продемонстрировали 22,41% студентов (0,59±0,04), выше среднего – 39,66% (0,71±0,09), высокий – 37,93%
(0,88±0,11). В группе лиц VI курса средний уровень был зафиксирован у 21,11% студентов (0,61±0,08), выше среднего – 36,67% (0,72±0,04), высокий – 42,22%
(0,92±0,09). Подобный возрастзависимый прирост уровня коммуникативной культуры подтверждал позитивное влияние проводимых тренингов, как у постели больного, так и в симулированных условиях, что позволяло студентам выпускного курса адекватно и максимально ситуативно обусловлено вступать в общение, успешно прогнозировать реакции окружающих на свои действия, благополучно преодолевать психологические барьеры в общении.
Результаты диагностики поведенческого компонента коммуникативной культуры по методике Л. Михельсона выявили следующие различия у учащихся старших курсов. Среди обследованных V курса высокий уровень умения оказывать и принимать знаки внимания продемонстрировали 27 человек
(46,55%), умения реагировать на критику только 7 (12,07%), умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны одногруппников – 24
(41,38%), умения оказать сочувствие, поддержку – 31 наблюдаемый (53,45%).
Студенты выпускного курса демонстрировали более развитые навыки взаимодействия со сверстниками и преподавателями, но в значительно меньшей степени реагировали на переживания окружающих. Так, высокий уровень умения оказывать и принимать знаки внимания продемонстрировали 58 человек
(64,44%), умения реагировать на критику – 37 (41,11%), умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны одногруппников – 59
(65,56%), умения оказать сочувствие, поддержку – 18 наблюдаемых (20%).
Подобное различие поведенческого компонента коммуникативной компетентности свидетельствует о большей адаптации обучаемых VI курса к условиям современного общества, но одновременно о значительном снижении важнейшей составляющей профессиональной деятельности – способности к эмпатии, без которой невозможно становление будущего врача в своей специальности.
Выводы:
1.
Подвижность и скорость когнитивных процессов обследованных все групп соответствовала высокому уровню, но обучаемые VI курса демонстрировали большую развитость коммуникативной компетентности.
2.
Большая часть студентов старших курсов медицинского вуза демонстрировала высокий и выше среднего уровень развития коммуникативной культуры.
3.
У выпускников возрастание интенсивности основных элементов поведенческого компонента коммуникативной культуры сочеталось истощением умения оказать сочувствие, поддержку.
563
Список литературы
1.
Башкирцева, И.А. Формирование коммуникативной культуры у студентов высшего учебного заведения / И.А. Башкирцева, О.Н. Елгаскина, О.Б.
Винокурова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук –
2017. – № 9. – С. 23-25.
2.
Осипова, С.И. Педагогические условия развития речевой культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / С.И. Осипова,
О.В. Приходько // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-23. – С. 5196-
5201; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38181 3.
Троянская, С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие/ С.Л. Троянская – Ижевск: Издательский центр
«Удмуртский университет». – 2016. – 176 с.
4. Чемидронов, С.Н. Формирование личностных качеств студентов- медиков в рамках проекта совместной социализации воспитанников детских домов/ С.Н. Чемидронов // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 1. –
С. 61-63.
5. Черемискина, И.И. Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии». Методики диагностики свойств мышления для студентов факультета психологии / И.И. Черемискина. –
Владивосток. – 2007. – 10 с.
РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Соловьёва Н.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
Не секрет, что каждая профессия требует овладения специфическими умениями. В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства медицинских работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах, а это, в свою очередь, требует овладения данными умениями на высоком уровне [2].
У студентов необходимые знания, умения и навыки формируются и поддерживаются на необходимом уровне в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий.
Следует отметить важность как практических, так и теоретических учебных заданий в рамках профессиональной подготовки студента как будущего специалиста. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение студентов медицинского колледжа профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную