Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 998

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

569
Ну а теперь все просто! Выполни тестовые задания
Ответ практически совпадает? Ты – умница!
Ответ не совпадает? Давай сделаем так: прочти внимательно вопрос и ответ, попробуй найти, где ты заблуждался, и что тебя отвлекло от правильной мысли. Разобрался? Замечательно А теперь еще раз вдумчиво прочти вопрос и ответ. Молодец.
Ты доволен своими знаниями? Если «ДА» – то перейдем к следующей теме. ..»
Такая методика самостоятельной работы приемлема для студентов МФК
КГМУ особенно для 1 курса (на базе 9 классов). Она позволяет не только изучать материал, но и приобретать навыки самостоятельной работы и сформировать информационные компетенции.
Преподавание общественных дисциплин невозможно без использования наглядного материала – схем, графиков, таблиц, диаграмм, а так же их рационального обоснования.
Актуальными в самостоятельной внеаудиторной работе студентов интернет-технологии необходимые для осуществления поиска учебной информации, ответов на поставленные вопросы, составления списков литературы, получения консультаций в сетевых и профессиональных сообществах и программы построения презентаций.
Достижению данной задачи способствуют применение работа с комплексом мультимедийных учебно-методических пособий «Общество как саморазвивающаяся система», «Конституционное право как отрасль российского права» по разделу «Право» разработаны с применением программы
«iShring Suite 7», которые носят нестандартный характер, мотивируя познавательную активность студента.
Одним из приемов добывания информации являются учебные задания связанные с подбором видеоинформации из интернета по темам: «Мораль, нравственность», «Девиантное поведение» с последующей аргументации своей точки зрения. Такая постановка вопроса позволяет показать студентам возможность получать, использовать и применять интернет-технологии поиска нужной, полезной обучающей информации.
Современный студент должен быть прежде всего мотивирован на успех и конкурентоспособен, чему способствует тестовый контроль не только на завершающем этапе, но и начальном этапе, где результаты послужат стимулом к активной самостоятельной работе над учебным материалом, и студенты стремятся значительно улучшить свои знания.
Качество знаний: на начальном этапе от 8-30%, на контрольном – от 35 до
85%.
Таким образом, использование электронных пособий является эффективным инструментом в обучении, так как процесс восприятия учебной информации значительно увеличивается.
Информационная компетентность является ключевой любого современного человека. Она характеризует способность студента находить


570 необходимую для обучения и профессионально значимую информацию и использовать ее [4].
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс не только повышает его эффективность, но и позволяет решать ряд проблемы образования, в том числе дефицит актуальной информации в быстро меняющемся мире [2].
Список литературы
1.
Диривякина
О.В.
Эвристическое обучение в системе профессиональной подготовке курсантов юридического вуза: автореф. дис.
…канд. пед. наук. 13.00.08 / Ульян. гос. пед. ун-т., Ульяновск, 2006, 25 с.
2.
Добросельский В.В. Видеокнига – педагогический инструмент в самостоятельном обучении будующих менеджеров. // В.В. Добросельский /
Среднее профессиональное образование. – 2017.– № 7. – С. 15-16.
3.
Измайлова Ю.М. Искуственный интеллект в образовательном процессе // Ю.М. Измайлова / Среднее профессиональное образование. – 2018.–
№ 10. – С. 40-42.
4.
Медведева И.В. Формирование профессиональных компетенций методами эвристического обучения в процессе преподавания экономических дисциплин // И.В. Медведева / Среднее профессиональное образование. – 2018.
– № 9. – С. 26-31.
5.
Попович А.Э. Роль информационно-аналитической компетентности в повышении качества самостоятельной внеаудиторной работы студентов //
Попович А.Э. / Среднее профессиональное образование. – 2018. – № 11. –
С. 45-49.
6.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ
ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Степанова И.П., Боженкова М.В., Романов В.И., Куприкова И.М.,
Ноздрачёв А.О., Николаева И.В., Тудор И.В., Разгильдяева М.В., Калинина О.В.,
Каргина А.С.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Смоленск
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
В комплексе мероприятий, направленных на повышение качества подготовки специалистов, повышение мотивации у студентов, большую роль

571 играет самостоятельная работа студентов на лабораторных занятиях.
Организация их направлена на индивидуальную работу, развитие творческих способностей. Лабораторные занятия организованы так, что каждый студент имеет микроскоп, набор микропрепаратов, методические указания. Студент на занятиях, пользуясь методическими указаниями, самостоятельно изучает микроскопические структуры тела человека и животных, фиксируя их в альбоме, зарисовывает отдельные схемы структурно-функциональных единиц органов.
Преподаватель контролирует работу каждого студента, даёт индивидуальные консультации при изучении микропрепаратов. Кроме гистологических препаратов студенты самостоятельно изучают ультраструктуры на электронных микрофотографиях. Большой познавательный интерес, повышение мотивации при изучении вызвала замена микропрепаратов, изготовленных из тканей и органов животных, на микропрепараты, приготовленные от человека.
Применяемый на кафедре контроль усвоения изученных структур путём диагностики «немых» микропрепаратов и электронных микрофотографий является методом повышения мотивации учебной деятельности, поскольку вызывает повышенный интерес к распознаванию структур, формирует материальные основы при постановке диагноза. С целью контроля знаний студентов используются тесты [1].
В развитии творческих способностей студентов большую роль играют ситуационные задачи, которые студенты решают сами на занятиях, а преподаватель контролирует правильность их решения. Причём, с каждым годом мы увеличиваем число таких задач, особенно профильного содержания.
Демонстрация на занятиях «немых» микрофотографий, отражающих строение клеток, тканей и органов, развивает логическое мышление и в то же время проверяет домашнюю подготовку студентов.
Внедрение учебно-исследовательской работы, освоение на лабораторных занятиях гистологических методов (приготовление и окраска срезов тканей и органов, окраска мазков крови, определение лейкоцитарной формулы и митотической активности клеток, измерение структур, умение «прочитать» гистологические и эмбриологические микропрепараты, дать устное и письменное описание) развивает исследовательские способности, необходимые врачу любой специальности.
Важнейшим элементом в развитии мотивации, создании учебной ситуации, в которых личность студента ориентируется на достижение целей, имеющих профессиональное значение, является профильное преподавание гистологии, эмбриологии и цитологии. Мы профилизируем преподавание частной гистологии с учётом специфики факультета на основе базисной подготовки всех студентов по цитологии и общей гистологии. Профилизация на стоматологическом факультете направлена на углубленное изучение развития, строения и гистофизиологии органов ротовой полости, зубо-челюстного аппарата и других отделов пищеварительного тракта [3]. В профилизации на педиатрическом факультете большое внимание уделяется внутриутробному и постнатальному развитию организма, особенностям строения органов детей в разных возрастных группах.


572
Важную роль в оптимизации учебного процесса играют наглядные пособия, которые относятся технологии визуализации [2, 4]. Применение их повышает интерес к изучаемому предмету, активизирует мыслительный процесс.
Комплексный подход, активизация всех звеньев учебного процесса позволяет повысить качество обучения студентов на всех факультетах университета.
Список литературы
1. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие /
Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии /
Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Степанова, И.П. Компетентностный подход в преподавании гистологии, цитологии и эмбриологии на стоматологическом факультете
/
И.П. Степанова, А.С. Каргина, М.В. Разгильдяева // Медицинское образование
XXI века: практикоориентированность и повышени качества подготовки специалистов. Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. – Витебск, 2018. – С. 89.
4. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении
/ Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ
СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕДИЦИНСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Степашов Н.С., Дрёмова Н.Б., Конищева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педагогики
Введение. Медицинское образование направлено на создание и реализацию системы подготовки, переподготовки и усовершенствования медицинских кадров. Оно включает совокупность знаний, практических навыков и компетенций, необходимых для врача или среднего медицинского работника, понимается как организованный и устойчивый процесс информационной коммуникации в обучении, воспитании и развитии медицинских работников.
Образование – результат процесса обучения, воспитания, самовоспитания и самообразования.
Цель статьи рассмотреть место информационно- коммуникативного аспекта в сущностной характеристике медицинского образования.
Основные результаты. Медицинское образование имеет свою структуру, что позволяет рассматривать его сущностную характеристику как:
• ценность,
• систему,
• процесс и


573
• результат.
Медицинское образование является ценностью для государства,
общества и личности. Любое государство заинтересовано в развитии медицинского образования, так как нравственный, интеллектуальный, экономический ресурс каждого общества зависит от состояния здоровья населения, развития здравоохранения, медицинской образовательной сферы и возможностей их прогрессивного развития. Государственный уровень обеспечивает конкретный механизм реализации, достаточное финансовое, информационное, кадровое, правовое и научно-методическое обеспечение.
Общество эффективно лоббирует медицинские образовательные
приоритеты в высших государственных инстанциях. Создаются общественные организации, ориентированные на решение тех или иных неотложных для общества медицинских образовательных проблем. Наиболее компетентные представители медицины входят во власть.
Личностным ценностям медицинского образования принадлежит приоритет проблемы «медицинское образование как ценность».
Медицинское образование как система характеризуется:
• гибкостью,
• динамичностью,
• вариативностью,
• адаптивностью,
• стабильностью,
• прогностичностью,
• преемственностью,
• целостностью,
• прагматичностью.
Человек самостоятельно выбирает индивидуальную медицинскую образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями самосохранения. При этом на передний план выступает проблема соответствия дифференцированных образовательных потребностей человека в обеспечении здоровья дифференцированным медицинским образовательным услугам.
Медицинское
образование
как
процесс представляет собой педагогическое социально организованное, целенаправленное информационно- коммуникативное взаимодействие педагогов и обучающихся по решению задач медицинского обучения, воспитания и развития. Это реализуется в непрерывном медицинском образовании, использовании электронных информационно- коммуникативных технологий в целях получения людьми медицинского образования на любом этапе их жизненного пути.
Медицинское образование как результат характеризуется разными показателями. Среди них:
• грамотность,
• образованность,


574
• профессиональная и информационно-коммуникативная компетентность,
• медицинская культура,
• менталитет,
• коммуникативные качества субъектов лечебного процесса.
1. Грамотность – это знание медицинской терминологии, родного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.
2. Образованность – это грамотность врача, доведенная до общественного и личностного необходимого максимума. Предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества и вместе с тем определенную избирательность в понимании разнообразных вопросов медицины.
3.
Профессиональная
и
информационно-коммуникативная
компетентность
врача определяется, главным образом, уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями врача, мотивационным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к лечебному делу. Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Составляющими данной компетенции являются:
• письменная коммуникация,
• публичное выступление,
• диалог,
• продуктивная групповая коммуникация.
4. Медицинская культура. Понятие культуры трактуется по-разному. Но наиболее существенными ее атрибутами признаются:
• глубокое осознание и уважительное отношение к медицинскому наследию прошлого,
• способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в медицинской сфере.
Медицинская культура – это высшее проявление человеческой образованности и профессионализма врача.
1   ...   64   65   66   67   68   69   70   71   ...   79