Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1001
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
564 деятельность специалиста [2]. Результатом такой системы работы с учащимися должны являться высококвалифицированные разносторонне развитые специалисты в области медицины и фармации, с широким кругозором, стремящиеся не только качественно выполнять задачи, поставленные перед ними в их профессиональной деятельности, но и к непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию своих компетенций, ускоренному усвоению инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [3]. Однако всегда ли это возможно?
Практика показывает, что в наше время повышается престиж профессии врача, фельдшера, лабораторного техника. Каждый год все больше выпускников школ, получивших основное общее и полное среднее образование, выбирают для дальнейшей карьеры именно медицинские и фармацевтические специальности, что подтверждается ежегодным увеличением числа студентов медико- фармацевтического колледжа КГМУ. В то же время, несмотря на проводимые в профессиональном образовании перемены, в системе подготовки медицинских специалистов можно выявить ряд проблем. К ним можно отнести низкий уровень компетентности выпускников, отсутствие учебной мотивации, отсутствие склонности к самоанализу и анализу своей личной и профессиональной деятельности. Среди причин низкой мотивации студентов колледжа можно назвать отсутствие интереса к профессиональной и учебной деятельности в целом.
Мы полагаем, что большинство данных проблем можно решить посредством использования как можно более разнообразных методов работы со студентами. Использование в работе таких форм самореализации и самосовершенствования учащихся, как предметные олимпиады, конкурсы проектов, участие студентов в научно-практических конференциях, написание статей, подготовка исследований, работа на базах практики повышает рабочую и учебную мотивацию, создает стимул для дальнейшего роста и развития профессиональных компетенций.
В свете вышесказанного немалое внимание следует уделять привлечению студентов медико-фармацевтического колледжа к конкурсам профессионального мастерства. Такие конкурсы не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые кадры.
Конкурсы профессионального мастерства представляют собой соревнование среди обучающихся. Для участия в нем студент должен оценить собственную деятельность, эффективность и качество выполняемой работы, уровень развития практических навыков. Таким образом, данные мероприятия способствуют самоорганизации, повышают уровень рефлексии, что немаловажно для будущего специалиста. Существует ряд специальностей в системе среднего профессионального образования, при обучении которым совершенно необходимо формирование такого опыта. Безусловно, к ним можно
565 отнести и медицинские специальности: техник-лаборант, фармацевт, медицинская сестра, фельдшер, зубной техник и др.
В конкурсах профессионального мастерства участвуют студенты одной профессии, учащиеся на одном курсе. Это позволяет обеспечить большую объективность в оценивании конкурсов, так как студенты старших курсов неизбежно покажут лучшие результаты, чем учащиеся более младшего возраста.
Кроме того, у старших курсов было больше возможностей для развития необходимых навыков в ходе учебы на практических занятиях в учебном заведении и во время прохождения практик на клинических базах.
Таким образом, учащиеся поставлены в одинаковые условия.
Профессиональные навыки студентов оцениваются на нескольких уровнях.
Учащиеся могут соревноваться между собой в групповом (работа в командах) или индивидуальном зачете.
Как правило, первая часть конкурса представляет собой теоретические вопросы или тестовые задания. Содержание вопросов и заданий должно соответствовать профессии обучающихся. Они могут быть оформлены в форме
«вопрос-ответ» или игровой форме («Своя игра», «Что? Где? Когда?»), что способствует интеллектуальному развитию студентов, развивает умение мыслить логически и находить правильную версию ответа. При индивидуальных ответах студенты учатся рассчитывать на свои силы, не бояться нести ответственность, выступать на публике.
В том случае, если мы говорим о выполнении заданий в мини-группах, ответственность делится поровну между участниками конкурса. Учащиеся могут сами выбирать лидера группы, который отвечает на вопросы, или лидер может меняться в зависимости от конкретных знаний, умений и навыков, которые требует выполнение того или иного задания. От капитанов требуется собранность, четкость ответов, объективность при выборе правильного ответа из нескольких версий. Команде же необходимо уметь действовать сообща, активно при обсуждении версий, но в то же время не мешая друг другу и не перебивая товарищей, уметь принять и учесть любое мнение, в том числе отличное от их собственного.
Кроме того, работа в команде требует слаженности действий, умения слушать своих товарищей и находить компромиссное решение. Данные навыки необходимы представителю медицинской специальности.
В первой части конкурса оцениваются теоретические знания учащихся, глубина и полнота владения информацией, точность и правильность ответов на вопросы.
Во второй части конкурса студентам предлагается проявить свои практические навыки при выполнении профессиональных задач. Содержание практических заданий также необходимо выбирать в соответствии с профессиональной направленностью студентов. Такие задания могут даваться индивидуально каждому студенту или быть общими для всех участников конкурса. Учащиеся должны проявить свою аккуратность, компетентность, сноровку, умение работать быстро и качественно. Работу студентов оценивает
566 жюри, в состав которого входят специалисты данных профессий, в том числе врачи больниц, заведующие отделениями, деканы факультетов. Оценивается качество, скорость и аккуратность манипуляций, например, при заборе крови
(для студентов отделения лабораторной диагностики), выполнении реанимационных мероприятий (для студентов отделения лечебного дела), починке зубного протеза (для студентов отделения ортопедической стоматологии).
Итоги конкурса могут оцениваться по пяти-, десяти- или стобалльной системе. После подведения итогов конкурса жюри озвучивает результаты, и каждый из его участников может узнать, за что были снижены или добавлены баллы. Это позволяет выполнить самоанализ работы и избежать подобных ошибок в дальнейшей деятельности.
Участие в конкурсах подобного рода позволяет студентам медико- фармацевтического колледжа не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, но и оценить себя в сравнении со своими сокурсниками, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста. Зачастую те студенты, кто не показывает блестящих знаний в ходе занятий в колледже, раскрываются с неожиданной стороны, проявляют задатки лидера, эрудицию, высокий уровень ответственности в ходе подготовки и проведения мероприятия. Это в равной степени способствует как повышению самооценки самих студентов, так и росту их авторитета в глазах товарищей. В будущем у таких студентов появляется дополнительный стимул к профессиональному росту и саморазвитию – внутренняя мотивация, обусловленная стремлением достичь успеха в значимом деле.
Те же, кто не принимал непосредственного участия в конкурсных этапах, получают много познавательной информации, которая расширяет кругозор учащихся, стимулирует рост профессионального мастерства, укрепляет желание учиться и совершенствоваться. Таким образом, помимо непосредственно профессиональных, такие конкурсы способствуют и личностному развитию студентов как будущих представителей самой гуманной профессии. Целью данных мероприятий для студентов должно являться не только достижение высокого результата и получение призовых мест, но и способность радоваться за успехи своих товарищей, проигрывать с честью, болеть за свою команду и лояльно относиться к соперникам [1].
Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным медицинским сообществом –
конкурентоспособного специалиста – профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи. В процессе подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС СПО. Повышается качество обучения и медицинского
567 образования, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж профессий медицинского профиля через участие обучающихся в конкурсах различных уровней, чемпионатах профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специаль- ностям [1].
1 ... 63 64 65 66 67 68 69 70 ... 79
Список литературы
1.Белогурова Я.Г. Конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся // Молодой ученый. – 2016. – № 15 (1). – С. 49-52.
2. Слизкова Е.В., Астаева С.С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО //
Молодой ученый. – 2016. – № 6 (2). – С. 15-17 3. Хозяинова Л. А. Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО // Информио. – 2015. – 34 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
ПОСОБИЙ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Сорокина Т.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
Резкий скачок в развитии различных технологий и инноваций в XXI в. привёл к повышению значимости интеллектуального потенциала человека [3].
Естественно, что в этих условиях рынок труда заинтересован в специалистах, умеющих управлять этими технологиями и работать в инновационном режиме, что потребовало разработки гибкой системы образования в целом и профессионального образования в частности [1].
Современный подход к профессиональному образованию состоит в поиске новых, более эффективных способов, задействованных в профессиональном обучении [6]. Профессия фармацевта одна из наиболее востребованных на сегодняшний день, требует высокого уровня подготовки будущих выпускников - фармацевтов.
В настоящее время в образовательной сфере прочно утвердились информационные технологии.
Современная организация самостоятельной работы предусматривает также интерактивный режим получения информации. Кроме того, студенту приходится самостоятельно осваивать информационно-коммуникационные
568 технологии, способствующие успешному выполнению полученного зада- ния [5].
Развитие мультимедийных технологий значительно изменяет учебный процесс. Одним из эффективных инструментов в подготовке будущих фармацевтов является использование электронных учебно-методических пособий как варианта электронного учебника.
Подготовленные мною пособия построены по данному принципу
1.
Учебное пособие для самоподготовки студентов с применением ПК по разделу «Право»
2.
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов на ПК по разделу «Политическая жизнь общества»
3.
Мультимедийное учебно-методическое пособие «Общество как саморазвивающаяся система» по разделу «Общество».
4.
Мультимедийное пособие «Конституционное право как отрасль российского права» по разделу «Право»
На занятиях по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» формируются информационная культура и компетенции. Использование разработанных пособий способствуют этому.
Цель применения данных электронных пособий: сформировать общие компетенции, в том числе и информационную; помочь студентам самостоятельно освоить учебный материал в случаях отсутствия на занятиях; помочь при подготовке к семинарским занятиям; помочь при подготовке к итоговому зачетному занятию; самостоятельно добывать информацию и работать с ПК.
Пособие содержит: краткую информацию по темам и рекомендации к ее изучению; основные понятия; практические задания по темам; варианты текстовых заданий, таблицы, схемы, диаграммы.
Электронное пособие «Политическая жизнь общества» построено по принципу самоучителя. Алгоритм изложения материала позволяет осваивать его самостоятельно, выполнять все контролирующие занятия пока результаты усвоения не удовлетворят обучающегося.
Процесс самостоятельной подготовки сопровождается советами, направленными на мотивирование студента и достижение положительных результатов. Например:
✓
« … Особенно обрати внимание на основные понятия и определения. Заучи их!
✓
Разберись в схемах и таблицах
✓
Ознакомься с выводами, подумай над ними!
✓
Атеперь самостоятельно вспомни основное, все, что мы изучили
Успешно? – поздравляю!
«Чувствуешь неуверенность? – есть необходимость еще раз вернуться, все в твоих руках!
Вернись, повтори все с начала.
Итак, с теорией мы на «Ты» – попробуй применить ее на практике!