Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 997
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Менталитет – высшая ценность медицинского образования. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека в системе «здоровье и болезнь».
6. Коммуникативные качества – это совокупность способностей, свойств, умений и навыков врача, характеризующая его отношение к людям и взаимопонимания между ними. Структуру коммуникативных качеств врача представляют:
• морально-этические качества,
• нормативность коммуникативного поведения,
• психолингвистические качества,
• динамичность коммуникативного процесса,
575
• естественность,
• активность в общении,
• адекватность коммуникативного поведения,
• согласование в общении между людьми цели, времени, норм, энергии информационного поля.
Таким образом, можно утверждать, что информационно- коммуникативныйаспект составляет основу сущностной характеристики медицинского образования.
ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ
СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Степашов Н.С., Харченко В.В., Конищева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педагогики
Деканат лечебного факультета
Социологи связывают жизненные затруднения с утратой идентификации на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях. Человек самого себя перестает понимать и узнавать, теряет способность оценивать внешний мир в соответствии со своими намерениями и ожиданиям. Человеку кажется, что мир перестает реагировать на его действия адекватным образом. Он становится неузнаваемым для самого себя, перестает знать самого себя. Такое состояние порождает чувство неуверенности и тревожности, психосоматические синдромы, острые депрессии и психозы.
Утрата идентификации вызывает затруднения человека в связи с несоответствием его поведения нормативным требованиям социальной среды.
Решающим признаком затруднений идентификации является утрата индивидуальной человеческой биографии, взаимосвязи прошлого и будущего, соотношения пройденного пути и перспективных жизненных планов.
Институциональные изменения требуют быстрого пересмотра жизненных ориентиров.
В современной общественной жизни человек не только дезориентируется в повседневности жизни, но и утрачивает свою значимость в системе социальных институтов, обнаруживая негативные симптомы расщепления сознания, отчужденности, одиночества, неуверенности в завтрашнем дне и постоянного ощущения заброшенности под действием социальных процессов, угрожающих его жизнедеятельности.
В результате девальвации жизненных устоев человек постепенно утрачивает свою индивидуальность, становится беспомощным, внутренне опустошенным, духовно подавленным и психически неустойчивым. Рост эмоциональной нагрузки на человека вызывает к жизни новые, порой неадекватные, формы самооценки и смыслы собственного поведения.
576
Переживание человеком смысла и целей своей жизни является сильнейшим чувством, пронизывающим его бытие. Потребность найти смысл, цель в жизни трансформируется в потребность быть ответственным за события как настоящего, так и будущего. Неспособность управлять своими делами часто вызывает невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности, снижает общую удовлетворенность жизнью.
Жизненные затруднения связаны с экзистенциальными возможностями, глубинными тревогами и заботами, личными переживаниями ожиданий, надежд и успехов. Внешняя угроза или недружественные замыслы вызывают у человека ощущение жизненной западни.
В основу данной статьи положены результаты изучения проблем идентификационных затруднений студентов младших курсов лечебного факультета. В 2018 году проведён опрос 300 студентов первого и второго курсов.
Обобщённый анализ позволил провести классификацию переживаемых студентами проблем и выявить их содержание.
Идентификационной проблемой является «принятие себя» и
самореализация в различных видах деятельности. Это: переживания физической привлекательности, принятие себя как личности, переживания по поводу своей половой и национальной идентичности, одиночество, поиск, отсутствие или утрата смысла жизни.
Важное место в переживаниях студентов занимают семейные
проблемы: проблемы взаимоотношений с родителями, конфликтные отношения с родителями, конфликтные отношения между родителями, переживания трудности или невозможности следовать ожиданиям семьи, переживания по поводу возможного или реального развода родителей.
Проблемы социальной адаптации: переживания в связи с нарушением социальных норм, боязнь судебной ответственности, опасения наказания или позора, переживания по поводу проживания за чертой бедности, переживания по поводу национальных конфликтов, переживания социальной напряженности.
Проблема
взаимоотношения
со
сверстниками
включает: переживание сложных коммуникативных взаимоотношений, выбор референтной группы, восстановление нарушенных отношений с другом
(подругой), переживание трудностей или невозможности следовать ожиданиям группы.
К учебным и профессиональным проблемам относятся нежелание учиться, неудовлетворенность уровнем преподавания, неудовлетворенность человеческими качествами преподавателей, переживание неспособности справиться с учебной нагрузкой, сомнения в выбранной профессии, затруднения в овладении профессией, переживание конфликтных отношений в группе.
Проблемы здоровья подразделяются на проблемы, связанные: с психическим и соматическим здоровьем, переживаниями по поводу возможных
577 или реальных психических отклонений, переживаниями по поводу возможных или реальных соматических заболеваниях, формированием алкогольной зависимости, переживанием в связи с курением, употреблением наркотических средств, переживанием по поводу заболевания венерическими болезнями, опасениями по поводу заболевания СПИДом, переживаниями по поводу инвалидности, переживаниями по поводу соматического здоровья родственников, друзей, знакомых.
Переживания по поводу травм и насилия: переживания по поводу физической травмы, переживания по поводу психической травмы, переживания по поводу различных форм насилия.
Наибольшие переживания у студентов вызывают аномальные
трудности: болезнь, нежелательные негативные события, стрессовые ситуации, катастрофы, бедность, критические ситуации, жизненный кризис,
т равматические события, пожар, наводнения.
Повседневные трудности студентов: одиночество,
н еопределённость, страх,
п ринятие ответственного решения, сомнение, состояние выбора, риск, противоречия.
Студенты испытывают затруднения: если трудности препятствуют достижению жизненных целей; если трудности могут ухудшить качество жизни; е
сли трудности затрагивают моральные ценности; если трудности затрагивают смысл жизни; е
сли трудности мешают сложившемуся образу жизни; если ставятся под сомнение жизненные ценности; если затрагивается статус, положение; если трудности затрагивают свободу, идеалы; если мешают удовлетворению потребностей.
При преодолении трудностей студенты используют: знания, методы, формы поведения и приемы, апробированные студентом и другими людьми, которые дают положительный результат; опираются на знание реальной жизни, делают то, что очевидно; пытаются найти ответ в книгах, газетах, журналах; опираются на науку.
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ
АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. КАЛУГИ
Стрелкова Е.В., Егорова И.А.
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»,
г. Ярославль
Кафедра управления и экономики фармации
Введение. Онлайн-образование все активнее внедряется в процесс подготовки фармацевтических кадров. Оно обладает рядом неоспоримых достоинств, главное из которых – дистанционность.
Многие специалисты фармацевтического профиля уже вступили в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования, как того требуют нормы ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]. По нашему
578 мнению, набирать необходимые баллы–кредиты работникам аптечных организаций удобнее на основе использования дистанционных технологий. В предыдущих исследованиях нами был проведен анализ предпосылок развития дистанционной формы обучения в фармации и установлено, что в целом специалисты аптек готовы к ее использованию [1, 2].
Целью настоящего исследования стало изучение проблемы использования дистанционного онлайн-образования на современном этапе.
Методы исследования:анкетирование, математико-статистические.
Объектами исследования стали работники аптечных организаций г. Калуги. Объем выборки составил 50 человек, из них 78,0% – специалисты со средним фармацевтическим образованием и 22,0% – с высшим. Базой исследования послужили 35 аптек.
Основные результаты. Исследование проводилось согласно методике, разработанной нами в 2014 году. Согласно ей, на использование дистанционных технологий в процессе обучения влияют 3 группы факторов [1]:
1) технико-технологические факторы, связанные с наличием технических и программных средств обучения в домашних условиях, а также навыками работы на персональном компьютере (ПК) и в сети Интернет;
2) информационные факторы, связанные с уровнем и источниками информированности о наличии дистанционного онлайн-образования (ДОО);
3) субъективные факторы, связанные с особенностями личности.
Изучение технико-технологических факторов методом анкетирования показало, что обеспеченность фармацевтических работников компьютерной техникой по сравнению с 2014 годом претерпела качественные изменения. В настоящее время самым распространенным девайсом является телефон: его имеют 96,0% опрошенных. Современные телефоны обладают широкими техническими возможностями и способны заменить сразу несколько устройств, в том числе и компьютер. В связи с этим обеспеченность ПК в среде фармацевтических работников составляет 52,0%. В целом респонденты высоко оценивают свои умения пользоваться данными техническими устройствами
(4,5 балла по 5-балльной шкале). Вместе с тем навыки работы с периферийными устройствами (web-камера, принтер, сканер и т.д.) имеют лишь около половины
(52,0%) опрошенных.
У абсолютного большинства респондентов (92,0%) домашние технические устройства имеют выход в сеть Интернет. В связи с этим найти нужную информацию и загрузить интернет-страницу могут 90,0% опрошенных.
Результаты изучения услуг сети Интернет свидетельствуют, что наиболее востребованными являются доступ к социальным сетям (92,0%) и информационным ресурсам (92,0%), а также IP-телефония (80,0%). Услугами электронной почты пользуются 72,0% опрошенных.
Анализ программного обеспечения (ПО) показал, что все респонденты имеют базовый набор: МS-Offis, программу-браузер, антивирусные программы, драйверы и архиваторы данных. Пользоваться указанным ПО без посторонней помощи могут 80,0-100,0% респондентов. Исключение составляют лишь
579 программы-архиваторы: навык работы с ними имеют лишь 12 человек (24,0%).
Вместе с тем наличия специализированных сервисов (Zoom, Webinar.ru и др.), необходимых для организации онлайн-обучения в домашних условиях, не выявлено, и работники аптек не знают об их существовании.
Таким образом, наличие у большинства респондентов дома необходимой компьютерной техники и постоянного доступа к сети Интернет является важнейшей предпосылкой для использования онлайн-обучения в процесс подготовки фармацевтических кадров. На возможность его использования также указывает высокий владения компьютерными технологиями.
Анализ информационных факторов выявил низкий уровень осведомленности респондентов о ДОО: только пятая часть (20,0%) опрошенных знают о его существовании, поскольку имели опыт подобного обучения. 80,0% респондентов никогда не интересовались данным вопросом.
Вместе с тем 92,0% респондентов слышали про такую форму ДОО, как онлайн-тестирование, а 68,0% - про вебинары. Это также свидетельствует о недостаточной осведомленности респондентов о ДОО, его формах и средствах.
Уровень информированности о наличии ДОО является важным фактором, влияющим на желание респондентов использовать его в процессе обучения. Это подтверждается другим результатом исследования: 50.0% фармацевтических работников готовы обучаться с использованием ДОО в ближайшее время.
Таким образом, уровень информированности фармацевтических кадров о наличии ДОО также является важным фактором при выборе ими формы обучения. Наиболее перспективным каналом для получения сведений об используемых учебными заведениями дистанционных образовательных технологиях может служить сеть Интернет.
Группа субъективных факторов, связанных с особенностями личности, включает 2 самостоятельные подгруппы: 1) факторы, способствующие выбору
ДОО; 2) факторы, способствующие отказу от него.
Работникам аптечных организаций часто приходится проходить процесс обучения параллельно с исполнением должностных обязанностей по месту работы. В связи с этим для 100,0% респондентов экономия времени, возможность совмещения учебы с работой, а также удобство доступа к учебным материалам являются важными факторами выбора
ДОО.
76,0% фармацевтических работников считают, что использование ДОО может привести к снижению нагрузки во время учебы.
Работники аптек, не высказавшие желания обучаться с использованием
ДОО, мотивировали свой отказ следующими причинами: отсутствием традиционного контакта с преподавателем (76,0%) и приверженностью к традиционным методам обучения (28,0%). И только 2 человека связали свое нежелание использовать ДОО с низким уровнем владения ПК.
Выводы. Таким образом, перспективы развития дистанционного онлайн- образования связаны с готовностью 50,0% фармацевтических работников обучаться с его использованием. Предпосылками для этого являются наличие у них компьютерной техники, постоянного доступа к сети Интернет, а также
6. Коммуникативные качества – это совокупность способностей, свойств, умений и навыков врача, характеризующая его отношение к людям и взаимопонимания между ними. Структуру коммуникативных качеств врача представляют:
• морально-этические качества,
• нормативность коммуникативного поведения,
• психолингвистические качества,
• динамичность коммуникативного процесса,
575
• естественность,
• активность в общении,
• адекватность коммуникативного поведения,
• согласование в общении между людьми цели, времени, норм, энергии информационного поля.
Таким образом, можно утверждать, что информационно- коммуникативныйаспект составляет основу сущностной характеристики медицинского образования.
ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ
СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Степашов Н.С., Харченко В.В., Конищева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педагогики
Деканат лечебного факультета
Социологи связывают жизненные затруднения с утратой идентификации на индивидуальном, групповом и социетальном уровнях. Человек самого себя перестает понимать и узнавать, теряет способность оценивать внешний мир в соответствии со своими намерениями и ожиданиям. Человеку кажется, что мир перестает реагировать на его действия адекватным образом. Он становится неузнаваемым для самого себя, перестает знать самого себя. Такое состояние порождает чувство неуверенности и тревожности, психосоматические синдромы, острые депрессии и психозы.
Утрата идентификации вызывает затруднения человека в связи с несоответствием его поведения нормативным требованиям социальной среды.
Решающим признаком затруднений идентификации является утрата индивидуальной человеческой биографии, взаимосвязи прошлого и будущего, соотношения пройденного пути и перспективных жизненных планов.
Институциональные изменения требуют быстрого пересмотра жизненных ориентиров.
В современной общественной жизни человек не только дезориентируется в повседневности жизни, но и утрачивает свою значимость в системе социальных институтов, обнаруживая негативные симптомы расщепления сознания, отчужденности, одиночества, неуверенности в завтрашнем дне и постоянного ощущения заброшенности под действием социальных процессов, угрожающих его жизнедеятельности.
В результате девальвации жизненных устоев человек постепенно утрачивает свою индивидуальность, становится беспомощным, внутренне опустошенным, духовно подавленным и психически неустойчивым. Рост эмоциональной нагрузки на человека вызывает к жизни новые, порой неадекватные, формы самооценки и смыслы собственного поведения.
576
Переживание человеком смысла и целей своей жизни является сильнейшим чувством, пронизывающим его бытие. Потребность найти смысл, цель в жизни трансформируется в потребность быть ответственным за события как настоящего, так и будущего. Неспособность управлять своими делами часто вызывает невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности, снижает общую удовлетворенность жизнью.
Жизненные затруднения связаны с экзистенциальными возможностями, глубинными тревогами и заботами, личными переживаниями ожиданий, надежд и успехов. Внешняя угроза или недружественные замыслы вызывают у человека ощущение жизненной западни.
В основу данной статьи положены результаты изучения проблем идентификационных затруднений студентов младших курсов лечебного факультета. В 2018 году проведён опрос 300 студентов первого и второго курсов.
Обобщённый анализ позволил провести классификацию переживаемых студентами проблем и выявить их содержание.
Идентификационной проблемой является «принятие себя» и
самореализация в различных видах деятельности. Это: переживания физической привлекательности, принятие себя как личности, переживания по поводу своей половой и национальной идентичности, одиночество, поиск, отсутствие или утрата смысла жизни.
Важное место в переживаниях студентов занимают семейные
проблемы: проблемы взаимоотношений с родителями, конфликтные отношения с родителями, конфликтные отношения между родителями, переживания трудности или невозможности следовать ожиданиям семьи, переживания по поводу возможного или реального развода родителей.
Проблемы социальной адаптации: переживания в связи с нарушением социальных норм, боязнь судебной ответственности, опасения наказания или позора, переживания по поводу проживания за чертой бедности, переживания по поводу национальных конфликтов, переживания социальной напряженности.
Проблема
взаимоотношения
со
сверстниками
включает: переживание сложных коммуникативных взаимоотношений, выбор референтной группы, восстановление нарушенных отношений с другом
(подругой), переживание трудностей или невозможности следовать ожиданиям группы.
К учебным и профессиональным проблемам относятся нежелание учиться, неудовлетворенность уровнем преподавания, неудовлетворенность человеческими качествами преподавателей, переживание неспособности справиться с учебной нагрузкой, сомнения в выбранной профессии, затруднения в овладении профессией, переживание конфликтных отношений в группе.
Проблемы здоровья подразделяются на проблемы, связанные: с психическим и соматическим здоровьем, переживаниями по поводу возможных
577 или реальных психических отклонений, переживаниями по поводу возможных или реальных соматических заболеваниях, формированием алкогольной зависимости, переживанием в связи с курением, употреблением наркотических средств, переживанием по поводу заболевания венерическими болезнями, опасениями по поводу заболевания СПИДом, переживаниями по поводу инвалидности, переживаниями по поводу соматического здоровья родственников, друзей, знакомых.
Переживания по поводу травм и насилия: переживания по поводу физической травмы, переживания по поводу психической травмы, переживания по поводу различных форм насилия.
Наибольшие переживания у студентов вызывают аномальные
трудности: болезнь, нежелательные негативные события, стрессовые ситуации, катастрофы, бедность, критические ситуации, жизненный кризис,
т равматические события, пожар, наводнения.
Повседневные трудности студентов: одиночество,
н еопределённость, страх,
п ринятие ответственного решения, сомнение, состояние выбора, риск, противоречия.
Студенты испытывают затруднения: если трудности препятствуют достижению жизненных целей; если трудности могут ухудшить качество жизни; е
сли трудности затрагивают моральные ценности; если трудности затрагивают смысл жизни; е
сли трудности мешают сложившемуся образу жизни; если ставятся под сомнение жизненные ценности; если затрагивается статус, положение; если трудности затрагивают свободу, идеалы; если мешают удовлетворению потребностей.
При преодолении трудностей студенты используют: знания, методы, формы поведения и приемы, апробированные студентом и другими людьми, которые дают положительный результат; опираются на знание реальной жизни, делают то, что очевидно; пытаются найти ответ в книгах, газетах, журналах; опираются на науку.
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКАМИ
АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. КАЛУГИ
Стрелкова Е.В., Егорова И.А.
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет»,
г. Ярославль
Кафедра управления и экономики фармации
Введение. Онлайн-образование все активнее внедряется в процесс подготовки фармацевтических кадров. Оно обладает рядом неоспоримых достоинств, главное из которых – дистанционность.
Многие специалисты фармацевтического профиля уже вступили в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования, как того требуют нормы ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3]. По нашему
578 мнению, набирать необходимые баллы–кредиты работникам аптечных организаций удобнее на основе использования дистанционных технологий. В предыдущих исследованиях нами был проведен анализ предпосылок развития дистанционной формы обучения в фармации и установлено, что в целом специалисты аптек готовы к ее использованию [1, 2].
Целью настоящего исследования стало изучение проблемы использования дистанционного онлайн-образования на современном этапе.
Методы исследования:анкетирование, математико-статистические.
Объектами исследования стали работники аптечных организаций г. Калуги. Объем выборки составил 50 человек, из них 78,0% – специалисты со средним фармацевтическим образованием и 22,0% – с высшим. Базой исследования послужили 35 аптек.
Основные результаты. Исследование проводилось согласно методике, разработанной нами в 2014 году. Согласно ей, на использование дистанционных технологий в процессе обучения влияют 3 группы факторов [1]:
1) технико-технологические факторы, связанные с наличием технических и программных средств обучения в домашних условиях, а также навыками работы на персональном компьютере (ПК) и в сети Интернет;
2) информационные факторы, связанные с уровнем и источниками информированности о наличии дистанционного онлайн-образования (ДОО);
3) субъективные факторы, связанные с особенностями личности.
Изучение технико-технологических факторов методом анкетирования показало, что обеспеченность фармацевтических работников компьютерной техникой по сравнению с 2014 годом претерпела качественные изменения. В настоящее время самым распространенным девайсом является телефон: его имеют 96,0% опрошенных. Современные телефоны обладают широкими техническими возможностями и способны заменить сразу несколько устройств, в том числе и компьютер. В связи с этим обеспеченность ПК в среде фармацевтических работников составляет 52,0%. В целом респонденты высоко оценивают свои умения пользоваться данными техническими устройствами
(4,5 балла по 5-балльной шкале). Вместе с тем навыки работы с периферийными устройствами (web-камера, принтер, сканер и т.д.) имеют лишь около половины
(52,0%) опрошенных.
У абсолютного большинства респондентов (92,0%) домашние технические устройства имеют выход в сеть Интернет. В связи с этим найти нужную информацию и загрузить интернет-страницу могут 90,0% опрошенных.
Результаты изучения услуг сети Интернет свидетельствуют, что наиболее востребованными являются доступ к социальным сетям (92,0%) и информационным ресурсам (92,0%), а также IP-телефония (80,0%). Услугами электронной почты пользуются 72,0% опрошенных.
Анализ программного обеспечения (ПО) показал, что все респонденты имеют базовый набор: МS-Offis, программу-браузер, антивирусные программы, драйверы и архиваторы данных. Пользоваться указанным ПО без посторонней помощи могут 80,0-100,0% респондентов. Исключение составляют лишь
579 программы-архиваторы: навык работы с ними имеют лишь 12 человек (24,0%).
Вместе с тем наличия специализированных сервисов (Zoom, Webinar.ru и др.), необходимых для организации онлайн-обучения в домашних условиях, не выявлено, и работники аптек не знают об их существовании.
Таким образом, наличие у большинства респондентов дома необходимой компьютерной техники и постоянного доступа к сети Интернет является важнейшей предпосылкой для использования онлайн-обучения в процесс подготовки фармацевтических кадров. На возможность его использования также указывает высокий владения компьютерными технологиями.
Анализ информационных факторов выявил низкий уровень осведомленности респондентов о ДОО: только пятая часть (20,0%) опрошенных знают о его существовании, поскольку имели опыт подобного обучения. 80,0% респондентов никогда не интересовались данным вопросом.
Вместе с тем 92,0% респондентов слышали про такую форму ДОО, как онлайн-тестирование, а 68,0% - про вебинары. Это также свидетельствует о недостаточной осведомленности респондентов о ДОО, его формах и средствах.
Уровень информированности о наличии ДОО является важным фактором, влияющим на желание респондентов использовать его в процессе обучения. Это подтверждается другим результатом исследования: 50.0% фармацевтических работников готовы обучаться с использованием ДОО в ближайшее время.
Таким образом, уровень информированности фармацевтических кадров о наличии ДОО также является важным фактором при выборе ими формы обучения. Наиболее перспективным каналом для получения сведений об используемых учебными заведениями дистанционных образовательных технологиях может служить сеть Интернет.
Группа субъективных факторов, связанных с особенностями личности, включает 2 самостоятельные подгруппы: 1) факторы, способствующие выбору
ДОО; 2) факторы, способствующие отказу от него.
Работникам аптечных организаций часто приходится проходить процесс обучения параллельно с исполнением должностных обязанностей по месту работы. В связи с этим для 100,0% респондентов экономия времени, возможность совмещения учебы с работой, а также удобство доступа к учебным материалам являются важными факторами выбора
ДОО.
76,0% фармацевтических работников считают, что использование ДОО может привести к снижению нагрузки во время учебы.
Работники аптек, не высказавшие желания обучаться с использованием
ДОО, мотивировали свой отказ следующими причинами: отсутствием традиционного контакта с преподавателем (76,0%) и приверженностью к традиционным методам обучения (28,0%). И только 2 человека связали свое нежелание использовать ДОО с низким уровнем владения ПК.
Выводы. Таким образом, перспективы развития дистанционного онлайн- образования связаны с готовностью 50,0% фармацевтических работников обучаться с его использованием. Предпосылками для этого являются наличие у них компьютерной техники, постоянного доступа к сети Интернет, а также