Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 994
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
580 необходимых навыков владения информационно-коммуникационными технологиями.
Кроме того, установлено, что на востребованность ДОО влияет информированность специалистов г. Калуги о нем, при этом наиболее перспективным каналом информации является Интернет. В связи с этим можно рекомендовать учебным заведениям (вузам и ссузам) более активно размещать рекламу образовательных услуг в дистанционной форме в сети Интернет, в первую очередь, в социальных сетях и на своих корпоративных сайтах.
Аптечным организациям и вузам необходимо консолидировать свои усилия в вопросах информирования специалистов фармацевтического профиля о возможностях и перспективах дистанционного онлайн-образования.
Руководителям аптечных организаций можно рекомендовать мотивировать сотрудников как можно более активно участвовать в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования.
Список литературы
1.
Стрелкова, Е.В. Анализ предпосылок развития дистанционной формы обучения в фармации [Электронный ресурс] / Е.В. Стрелкова,
Т.В. Ежова // Перспективы внедрения инновационных технологий в фармации: матер. науч.-практ. конф. с международ. уч., г. Орехово-Зуево Московской обл.,
24-25 ноября 2014г. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014. – Режим доступа: www.mgogi.ru/nash-institut
2.
Стрелкова, Е.В. Изучение факторов, влияющих на востребованность дистанционной формы обучения в фармацевтическом образовании
[Электронный ресурс] / Е.В. Стрелкова, Т.В. Ежова // Фармация XXI века: актуальные проблемы и перспективы: матер. международ. науч.-практ. конф., г.
Кемерово, 20 ноября 2014 г. – Кемерово: КемГМА, 2014. – Режим доступа: www.kemsma.ru/mediawiki
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
Суковатых Б.С., Суковатых М.Б., Зайцев И.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
Цифровые технологии в медицине начали применяться в 2011-2012 гг., когда в стране начала внедряться Единая медицинская информационно- аналитическая система [3]. Целью создания системы было хранение данных о здоровье пациентов в цифровом виде: базы данных электронных историй болезни и амбулаторных карт [2]. Постепенно цифровые технологии расширили область своего применения в различных областях медицины. В России цифровые технологии нашли широкое применение в кардиологии [1]. Проблемой применения цифровых технологий в нашей стране в медицине является закрепленное в законодательном порядке положение о том, что медицинская
581 помощь пациенту должна оказываться только в очной форме. В этом году разработан законопроект «О телемедицине», который внесен в
Государственную Думу. С принятием нового закона преграды на пути распространения цифровых технологий в медицине будут ликвидированы [4].
Цель исследования – анализ эффективности применения цифровых технологий на кафедре общей хирургии Курского государственного медицинского университета.
Материалы и методы: изучение влияния цифровых технологий на учебно-методическую, научную и лечебную работу в хирургической клинике.
Для анализа использован метод контент-анализа с элементами обобщения.
Результаты. Цифровые технологии в учебно-методической работе кафедры имеют большое значение. Во первых, создана мультимедийная база курса лекций по общей хирургии для студентов лечебного, международного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов. Электронные презентации доступны для обучающихся. Студенту достаточно на лекции фиксировать только комментарий лектора к мультимедийным слайдам, но не фиксировать содержимое слайдов. Подобное чтение лекций позволяет с одной стороны увеличить количество информации, а с другой стороны – обучающимся облегчается усвоение лекционного курса.
Во вторых, в электронном виде созданы комплекты оценочных средств по каждому практическому занятию для студентов лечебного факультета 36, для педиатрического – 33, для стоматологического – 16 и медико- профилактического факультета - 18. Комплекты включают тестовые задания
(25) и ситуационные задачи (15) к каждой теме. При подготовке к практическим занятиям студенты имеют возможность ознакомиться с оценочным материалом и более эффективно изучать общую хирургию.
В третьих, на кафедре создан банк учебных видеофильмов (всего 36), которые наглядно пошагово демонстрируют правильность выполнения практических навыков и умений, которыми должны обладать студенты по окончанию обучения на кафедре.
В четвертых, 2 года назад мы начали и продолжаем создавать мультимедийные учебные пособия по темам, изучаемым на курсе общей хирургии. За это время создано 15 мультимедийных пособий, в которых изложен современный информационный мультимедийный материал, который отсутствует в учебниках по общей хирургии. Пособия зарегистрированы в информрегистре и находятся в библиотеке КГМУ.
Подобный подход к внедрению цифровых технологий в учебный процесс позволил повысить средний балл по практическим навыкам с 3,6 в 2015 г. до
4,0 в 2018 г, а по курсовому экзамену с 3,8 до 4,1 соответственно.
Цифровые технологии нашли применение в научной работе кафедры. При планировании научных исследований аспирантами и сотрудниками кафедры проводится патентно-информационный поиск по теме предполагаемого исследования в отечественных и международных базах данных опубликованных исследований. Мы широко пользуемся базами данных MedPub и MEDLINE.
Такой подход позволяет не дублировать ранее опубликованные работы, а
582 эффективно определять нерешенные вопросы по изучаемой теме исследования.
Получение широкого доступа к электронным базам данных ведущих Российских медицинских университетов позволяет не тратить время на посещение библиотек этих вузов, более продуктивно проводить научные исследования.
Неоднозначную оценку следует дать широко применяемой в настоящее время электронной системы «Антиплагиат». Эта система позволяет определить заимствованные из других источников сведения, которые включены в диссертационные работы и журнальные статьи. К большому сожалению, ранее опубликованные авторами результаты исследований, которые дублируются в новых работах тех же авторов, считаются плагиатом. По распоряжению ВАК РФ перед защитой диссертационных работ в открытой печати должны быть опубликованы основные результаты исследования. Когда автор диссертации, являющийся автором исследований, переносит их в свою работу, то по системе
«Антиплагиат» оригинальность исследования редко превышает 50%. По требованию ВАК она должна составлять не менее 70-75% для диссертационных работ. Диссертационные советы перестали принимать диссертации к защите.
Поэтому ВАК РФ представил пояснение к защите диссертационных работ. Если в диссертацию перенесены данные из своих статей, опубликованных ранее, это считается корректным заимствованием, а не плагиатом. После получения подобных разъяснений диссертационные советы при ведущих медицинских университетах вновь начали проводить защиту диссертаций.
Проблемой является опубликование журнальных статей. В редакциях журналов поступающую статью проверяют через систему «Антиплагиат» и если последняя показывает менее 70-75% оригинальности, статья автоматически отклоняется. Редакция не учитывает, что авторы используют материалы новых и проведенных ранее собственных исследований. С нашей точки зрения система
«Антиплагиат» нуждается в коррекции и должна определять корректные
(собственные) и некорректные (из работ других авторов) заимствования.
Ежегодно сотрудники кафедры публикуют от 10 до 12 научных статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ, половина из которых цитируется в международной системе Scopus. Кроме этого, публикуется от 15 до 20 тезисов в материалах конференций различного уровня. За последние 2 года на кафедре защищено 4 диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, подготовлена к защите 1 диссертация.
Узким местом применения цифровых технологий является лечебная работа кафедры. До настоящего времени в ОБУЗ ГКБ СМП г. Курска не внедрена система учета и электронного хранения историй болезней и амбулаторных карт, что создает определенные трудности в лечебно-диагностическом процессе клиники. При повторном поступлении пациентов необходимо запрашивать из архива больницы историю болезни, а из регистратуры поликлиники амбулаторную карту пациента, на что уходит от нескольких часов, до нескольких дней. Внедрение электронных баз данных историй болезни и амбулаторных карт дело ближайшего будущего. В хирургических отделениях сотрудники клиники начали вести электронные операционные журналы, которые позволяют оперативно получить информацию о выполненных у пациента предыдущих
583 операциях, что облегчает сбор анамнеза заболевания. К большому сожалению, мы не можем проводить по телемедицинским технологиям консультации пациентов у ведущих специалистов центральных научно-исследовательских хирургических центров России.
1 ... 65 66 67 68 69 70 71 72 ... 79
Заключение: применение цифровых технологий в учебно-методической и научной работах клиники позволило оптимизировать эти направления работы.
Проблемным является применение системы «Антиплагиат» для опубликования проведенных научных исследований. Внедрение цифровых технологий в лечебно-диагностический процесс находится на начальном этапе.
Список литературы
1.
Атьков, О.Ю. Перспективы использования телемедицинских технологий в системе кардиологической реабилитации и вторичной профилактике / О.Ю. Атьков, Ю.Ю. Кудряшов, Я.П. Довгалевский //
Профилактическая медицина. – 2013. – № 6. – С. 4-8.
2.
Иванинский,
О.И.
Программно-целевые мероприятия по совершенству медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Новосибирской области / О.И. Иванинский // Вестник
Росздравнадзора. – 2016. – № 1. – С. 70-73.
3.
Лясников, Н.В. Цифровые технологии в здравоохранении как инновационный вектор развития отрасли: телемедицина / Н.В. Лясников,
Ш.Б. Хамбазаров // Креативная экономика. – 2007. – № 11. – С. 1231-1240.
4.
Dudin, M. N. Methodological approaches the extermination of public health based on the «National Health Quality Indicator» model / M. N. Dudin // Quality
– Access to Success. – 2017. – № 159. – P. 71-79.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОПТИМИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
Суковатых М.Б.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
Введение. Совершенствование процесса обучения высшего медицинского образования является неотъемлемой частью обеспечения политики видения и миссии университета. Это позволяет соответствовать постоянно повышающимся стандартам, предъявляемым к высшему медицинскому образованию.
Оптимизации качества обучения в медицинском образовании посвящается большинство педагогических конференций практически ежегодно проводящихся в нашем вузе, основной посыл которых заключается в том, что повышение качества обучения должно приводить к повышению рейтинга студента, результатов аттестаций и аккредитации [2].
Ранее нами был проведен анализ причин низкой успеваемости студентов международного факультета. Принципиально были выделены основные группы факторов, влияющих на данный показатель, сформулированы направления работы в этой области. Данные были представлены руководству университета в