Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 993

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


584 надежде на принятие решения по их модификации. Однако со своей стороны мы продолжаем проводить дополнительный анализ факторов, влияющих на повышение качества обучения и самостоятельно искать пути их улучшения.
Применение традиционно наработанных, довольно архаичных систем преподавания и является одним из основных факторов, не позволяющих развиваться образованию в современной среде [1].
Цель – изучить влияние цифровых технологий на педагогический процесс в хирургической клинике на примере обучения студентов международного факультета общей хирургии.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 93 студента 3- го курса международного факультета, проходящие обучение на кафедре общей хирургии по изучаемому предмету. Состав по полу включал 42 – мужчины и 51
– женщины. В исследовании принимали участие студенты из Индии, Малайзии,
Шри Ланки, Бразилии и Нигерии. Об удовлетворенности студентов педагогическим процессом судили по их ответам. Опросник предлагал студенту ответить на ряд предложенных по различным категориям вопросов в формате, который использует пять вариантов ответа, представленных по 5-балльной системе.
1 балл – совершенно неудовлетворен; 2 балла – неудовлетворен; 3 балла – частично удовлетворен; 4 балла – в общем удовлетворен; 5 баллов – полностью удовлетворен.
Результаты. До настоящего момента на кафедре общей хирургии работает традиционная подготовка студентов к практическим занятиям. Принципиальная последовательность подготовки является как бы совершенно логичной и даже в настоящее время не вызывает сомнений в своей правильности. Традиционный формат лекций, сформировавшийся на протяжении сотен лет преподавания, еще несколько десятилетий назад себя полностью оправдывал. Лекция представляла собой квинтэссенцию знаний в определенной области. Передача этих знаний осуществляется лектором, а студенты практически под диктовку стараются записать каждое слово. По собственному опыту могу сказать, что, если студент что-то постоянно и напряженно пишет, очень велика вероятность того, что основную идею, которую хочет передать лектор, студент упустит. Еще одним фактором, выступающим против традиционной лекции, является то, что современная наука развивается огромными темпами, растет объем информации и, соответственно, должен расти объем лекции, лектор спешит, не успевает вложиться в отведенное время, а студент, естественно, не успевает все записать.
Являясь лектором, я давно прошел этот этап, неоднократно уже на практическом занятии отмечал, что хотя материал и был изложен студентам, но все равно они не могут его воспроизвести как в достаточном понимании, так и в объеме. Плюс здесь еще и язык-посредник, английский, не родной ни студентам, ни преподавателям, который усугубляет ситуацию с лекциями.
В последнее время уже есть тенденция к пониманию малой эффективности традиционной лекции и необходимости принятия каких-то действий для внесения изменений. Понимая все это, еще около 15 лет назад мы стали вносить


585 собственные, по тем временам еще оригинальные подходы - распространять напечатанные, а затем и публиковать онлайн-доступные материалы, которые студенты могли использовать до и во время лекций, для того, что бы не записывать основы – классификации, определения, методы лечения и т.д., а делать пометки именно на акценты в материалах. Такая модель сейчас и существует на кафедре и используется для всех факультетов.
Несколько лет назад были приняты новые стандарты обучения ФГОС 3+ одним из новшеств которых явилось 2-кратное уменьшение количества часов, предоставляемых на лекции. И если вникнуть в изложенное выше, то такой подход – уменьшение количества лекций – вполне объясняет понимание
Министерством образования РФ малой эффективности традиционной лекции.
Освободившиеся часы были совершенно логично перераспределены на практические занятия и самоподготовку. Однако уменьшение часов не пришлось по душе преподавателям старшего поколения и было воспринято в штыки. Опять же, если вы мыслите архаично, то так же негативно воспримите это уменьшение часов. До сих пор в умах лекторов циркулирует убеждение «пусть лучше студент дважды запишет, так в памяти лучше задержится». Объемный материал, рассчитанный на 36 лекций, теперь был сжат в 18, то есть просто было выполнено объединение лекций – две-в-одну. И опять мы слышим фразы типа
«мы не можем дать студентам достаточно материала за такое время». Конечно, невозможно дать такой материал, который с каждым годом растет как на дрожжах, вводятся и обновляются клинические рекомендации по диагностике и лечению, их то же как-то надо втиснуть и в без того уже разбухшие лекции.
Однако ответ к проблеме довольно прост. Надо отпустить старое и использовать новые технологии.
За последние 10 лет технологии записи и распространения информации вышли на совершенно новый уровень с повсеместным распространением смартфонов. В этих гаджетах старое поколение видит только вред, однако нельзя недооценивать возможностей этих устройств в изменении образования студентов. Причем студенты, сами того не понимая, подсказали неизбежность этих нововведений. Первое – мы обратили внимание на то, что многие студенты ведут видеозапись лекции на смартфоны или лэптопы. Второе – количество студентов на лекции сокращается все больше и больше. Руководство университета взволновано этой проблемой, хотя проблемы-то в общем и нет.
Студенты делятся видеозаписями лекций друг с другом, они доступны по ссылкам в социальных сетях и многие лекторы были бы очень удивлены, увидев такие лекции в интернете, где их уже достаточно. Встаньте на место студента и задайте себе один вопрос: «Зачем я иду на лекцию в определенное время и день, когда можно получить видеокопию лекционного материала где и когда угодно, например, дома в вечернее время или выходной?»
Мы обратили внимание на появлении в педагогическом процессе такого явления, как «обратный класс» или «реверсированная учебная комната» (от англ.
– flipped classroom или reversed classroom) [3, 4]. Появление и распространение ее однозначно связано с повсеместной технологизацией, осознанием малой


586 эффективности традиционной лекций, появлением смартфонов и других гаджетов с постоянной онлайн-подключением к сети Интернет. Общий смысл
«обратного класса» заключается в перестановке местами шагов обучения, что выглядит следующим образом. Вначале идет занятие, а за ним следует лекция.
Только занятие уже не занятие, а анализ и изучение лекционного материала, а лекция – не лекция, а дискуссия, обсуждение тонкостей, не вошедших в материалы. Звучит как-то не убедительно и без явного смысла. В таком виде – да, нонсенс. Но теперь давайте посмотрим в деталях. Убираем традиционную лекцию со скучным начитыванием материала преподавателем под диктовку и вопросы к лектору в конце лекции, которые как правило отсутствуют. Лектор даже удивляется, почему нет вопросов. Да потому, что не было времени подумать, все ушло на писанину, а не анализ. Теперь же ставим на первое место видеолекцию. Материал может быть представлен несколькими видеоклипами, рекомендуемая длинна которых должна составлять не более 15 минут, что доказано научными исследованиями в области способностей мозга адекватно усваивать информацию. Полуторачасовой материал с «говорящей головой лектора» будет скучным и менее усвояемым. Видеоматериал доступен заблаговременно, размещен на сервере университета или представлен каналом на YouTube и отправлен персональной ссылкой студенту на почту.
Из 93 студентов международного факультета, присутствующих на обратном классе, в опросе приняло участие 75 (80,6%). В цифровом опроснике один и два балла не были отмечены ни одним студентом. 3 балла – частично удовлетворены указали 7 (9,3%), 4 балла – в общем удовлетворены –
13 (17,3%), и 5 баллов – полностью удовлетворены – 55 (73,3%). Интегральный показатель общей удовлетворенности студентов предлагаемой цифровой моделью обратного класса составил 4,64 из возможных пяти баллов. Считаем, что такая оценка студентами является значительной. По одному из пунктов опросника студентам было предложено ответить на вопрос, есть ли необходимость преобразования традиционного формата лекции в обратный класс? По этому показателю студенты поставили 5 баллов практически стопроцентно.
Заключение. Применение цифровых технологий в педагогическом процессе имеет следующие преимущества: моментальная доступность; доступность где и когда удобно студенту; индивидуализация обучения; возможность многократного просмотра; студент самостоятельно решает, что, где, когда и как обрабатывать предоставленный материал.
Список литературы
1.
Суковатых, Б.С. Уровень удовлетворенности студентов качеством преподавания на кафедре общей хирургии / Б.С. Суковатых, Е.Г. Андрюхина //
Материалы международной научно-практической конференции
«Университетская наука: взгляд в будущее» Курск. – 2016. – Т. 3. – С. 448-451.
2.
Суковатых, Б.С. Оптимизация обучения студентов в хирургической клинике / Б.С. Суковатых, М.Б. Суковатых // Материалы Всероссийской научно- учебной конференции с международным участием «Образовательный процесс:


587 поиск эффективных форм и механизмов». – Курск. – 2017. –
С. 573-578.
3.
Masic I. Quality assessment of Medical Education at Faculty of Medicine of Sarajevo University. / I. Masic // Med Arh. – 2012. – Vol. 66, № 3. –
P. 5-10.
4.
Tamblyn, R.M. Use of standardized patients in the assessment of medical practice./ R.M. Tamblyn // CMAJ. – 1998. – Vol. 158. – P. 205-207.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сысина Л.Ю.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, ставится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности.
Перед современным профессиональным образованием стоит цель сформировать у выпускника комплекс ключевых компетенций, которые позволят ему быть постоянно востребованным на рынке труда.
Компетентностный специалист не только обладает отдельным уровнем знаний, умений, навыков, но и реализует их в работе.
На протяжении 3 и 4 курса обучения фарм. отделения студентов приходится сталкиваться с определенными трудностями в освоении профессиональных компетенций как при подготовке к практическим занятиям, так и на самих занятиях.
На практических занятиях по фармакогнозии широко используется дидактический материал в виде обучающих схем и таблиц, а также алгоритмов.
Цель использования данного вида дидактического материала – оказание помощи обучающимся в систематизации теоретических знаний, приобретении практических умений и отработке практических навыков. Обучающие схемы и таблицы составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине и могут использоваться на всех практических занятиях.
По разделу «Общая фармакогнозия» использования обучающих схем и таблиц актуально на практических занятиях по темам посвящена методам фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья, особенно по макроскопическому, микроскопическому и товароведческому анализу. При проведении этих видов анализа студент пользуется дидактическим материалом как путеводителем по выполнению определенных действий, таким образом, четко отрабатывая умения и навыки.
Наиболее сложным для восприятия и выполнения практических заданий


588 является тема «Товароведческий анализ» и в данном случае обучающие схемы и таблицы помогают хорошо усвоить и правильно провести на занятии вышеуказанный вид фармакогностического анализа.
В разделе «Частная фармакогнозия» обучающимся приходится сталкиваться с большим количеством теоретического материала, который нужно усвоить и реализовать на практике. В данном случае студентам предлагается использовать алгоритмы характеристики лекарственных растений и лекарственного растительного сырья.
На фармакогнозии предусмотрены практические занятия по определению подлинности сборов. Обучающиеся осваивают профессиональные компетенции по анализу растительных сборов, используя знания по различным разделам дисциплины. Этот вид деятельности часто вызывает затруднения у студентов, поэтому преподавателями разработаны алгоритмы идентификации сборов по ключу-определителю. Использование студентами этих алгоритмов позволяет успешно справляться с непростым заданием по определению подлинности сборов.
Критерием оценки эффективности использования дидактического материала в виде обучающих схем и таблиц, а также алгоритмов является уровень приобретенных компетенций, который показывают студенты в конце практических и итоговых занятий. Уровень формируемых компетенций, несомненно, возрастает.
Использование дидактического материала в виде обучающих схем и таблиц необходим в качестве вспомогательных средств, облегчающих формирование профессиональных компетенций студентами.
Список литературы
1.
Громова Л.А., Тропицин С.Ю. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: русское видение / под ред. Г.А. Бордовского. – С.-Петербург.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
2.
Никитенко О.В., Гетман Н.А., Полянская Н.А. Роль дидактических средств в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-7. – С. 1239-1242;
3.
Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2007. – 541 с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ВРАЧА
Тарабрина О.В., Юдина С.М.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра клинической иммунологии, аллергологии
и фтизиопульмонологии