Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 985
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62
Рис. 2. Средние значения среднего балла по итогам промежуточной аттестации на 3 и 4 курсах.
Определённый интерес представляет анализ динамики средних экзаменационных баллов в иерархической последовательности оценок от
«отлично» до «неудовлетворительно» (рис. 3). У студентов, изучавших предмет на 3-4 курсах, общая картина результатов экзамена, как мы уже указывали, зависела от уровня общей подготовки абитуриентов данного набора и определялась, главным образом, вариабельностью числа удовлетворительных оценок при относительной стабильности числа неудовлетворительных (рис. 3, левая половина). Картина существенно меняется в отношении студентов, изучавших топографическую анатомию и оперативную хирургию на 2-3 курсах, у которых возрастающая динамика неудовлетворительных оценок приобретает совершенно удручающий вид (рис. 3, правая половина). Справедливости ради, следует признать, что какая-то доля вины за снижение успеваемости лежит и на коллективе преподавателей кафедры, экстраполировавших традиционно высокие требования по предмету на студентов младшего курса, вероятно, ещё не готовых к осознанию будущей практической значимости изучаемой дисциплины.
Проведённый эксперимент, «жертвой» которого стала кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, можно смело отнести к категории
«анти-инноваций», которыми так грешит современная образовательная система. В 2017 г. нововведению дан «обратный ход», но достаточно дорогой ценой. Для того, чтобы вернуться к прежнему, «старому» учебному регламенту – началу изучения предмета на 3-м курсе, кафедра на целый год лишилась студентов лечебного факультета – своей основной категории обучающихся.
63
Рис. 3. Динамика результатов промежуточной аттестации на 3 и 4 курсах в оценочном варианте (%).
Заключение. Попытка представить университетский академизм как нечто косное, мешающее естественному прогрессу высшего профессионального образования, особенно, если она воплощается в недостаточно продуманные, а порой и откровенно не приемлемые для отечественной образовательной системы реформы, иногда приводит к результатам, прямо противоположным желаемому.
На нашем поучительном опыте, принятое и казавшееся прогрессивным нововведение – перенос предмета «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» с 3-го на 2-й курс, резко снизившее средние показатели промежуточной аттестации, стало убедительным подтверждением надёжности испытанной временем иерархии преподаваемых в медицинском вузе дисциплин, в значительной степени влияющей на академическую успеваемость студентов. В соответствии с естественным прогрессом медицинской науки и педагогики могут меняться сами образовательные парадигмы, совершенствоваться контенты изучаемых дисциплин, но их смысловая и функциональная взаимосвязь должна оставаться самым бережным объектом административного воздействия и, тем более, недостаточно продуманных учебных экспериментов.
Список литературы
1. Меликян, А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в Российских вузах / А.В. Меликян // Вопросы образования. – 2018.
– № 3. – С. 146-179.
2. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат – М., 2018 – 522 с.
3. Сенашенко, В.С. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность / В.С. Сенашенко, Т.Б. Медникова // Высшее образование в России.
– 2014. – № 5. – С. 34-46.
64
ПРЕИМУЩЕСТВА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ И ГУМАННЫХ МЕТОДОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Белых А.Е., Бобынцев И.И., Додонова С.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра патофизиологии
На сегодняшний день в нашей стране в учебных планах многих медико- биологических дисциплин присутствуют практические и лабораторные занятия, связанные с использованием живых организмов и причинением им вреда и страданий, например: анатомирование, лабораторные работы по физиологии, фармакологии и патофизиологии, сопровождающиеся вмешательствами в организм животных и предусматривающие их умерщвление.
Однако за последние несколько десятилетий в мире наблюдается устойчивая тенденция к резкому сокращению подобных методик в образовательном процессе медицинских вузов в связи с использованием новых гуманных альтернатив. Это направление нашло поддержку у таких образовательных ассоциаций, как Американский колледж хирургов,
Американская медицинская студенческая ассоциация и Совет по аккредитации для выпускного медицинского образования США. Так, более 95% всех медицинских колледжей США, включая такие ведущие вузы, как Йельский,
Стэндфордский, Гарвардский, Тафтский и Бостонский университеты, исключили использование живых лабораторных животных в пользу экономически эффективных, современных и гуманных альтернатив, таких как манекены, тренажеры, а также интерактивные компьютерные модели. Только семь (всего 4%) из 159 медицинских школ в США по-прежнему используют животных в учебной программе для студентов, и только три (менее 2%) из
177 аккредитованных медицинских школ в США и Канаде по-прежнему используют лабораторных животных при отработке хирургических навыков [2].
Целью исследования стало изучение преимуществ и недостатков альтернативных и гуманных методов проведения практических занятий в преподавании медико-биологических дисциплин. Методом исследования послужил литературный анализ общемировых практик преподавания медико- биологических дисциплин в контексте гуманизации образования.
Не вызывает сомнений, что методы, основанные на использовании живых организмов, являются стандартом во многих областях медицины. Однако, несмотря на это, полученные от животных данные нередко трудно экстраполируются на человека, отчего указанный «золотой стандарт» de facto является несколько искусственным. Более того, указанный недостаток усугубляется тем, что тесты на животных сами по себе не всегда являются надежными: отмечено множество случаев получения несопоставимых результатов даже в пределах одной лаборатории при проведении одних и тех же исследований по аналогичным протоколам [1].
65
Использование лабораторных животных для изучения медико- биологических дисциплин сопряжено с рядом других недостатков:
• затраты на покупку и/или содержание животных;
• время, требуемое для подготовки и проведения лабораторных работ с использованием животных;
• жертвы со стороны животных;
• социальные и этические ограничения.
При этом сегодня в связи с технологическим прогрессом совершенствуются и альтернативные обучающие средства в области наук о жизни, которые не только не уступают, но подчас и превосходят традиционные методы обучения, связанные с использованием животных. Так, в США J.F. Guy и A.J. Frisby сообщили об эквивалентной успеваемости порядка 500 учащихся медицинских колледжей, использующих интерактивные видеодиски, по сравнению со студентами, которых обучали с помощью демонстрации трупов на лабораторных занятиях [4]. В Великобритании H. Leathard и D. Dwehurst не обнаружили значительной разницы между студентами, использовавшими традиционные лабораторные работы на крысах с целью изолирования сегментов их кишечника, и теми, кто использовал компьютерное моделирование подвижности последнего [5]. В США при изучении физиологии сердечно- сосудистой системы было показано, что студенты выше оценивают компьютерные демонстрации по сравнению с демонстрациями на животных
(собаках).
В ряде исследований показано, что альтернативные и гуманные методы проведения практических занятий нередко оцениваются как более предпочтительные, по сравнению с традиционными методами. Так,
D.G. Dewhurst и L. Jenkinson после анализа анкетных данных из 50 институтов со всего мира, использующих компьютерные программы вместо опытов над животными, установили что данный подход, помимо снижения использования животных, экономил деньги и время обучающего персонала, являлись эффективным и приятным способом обучения [3].
К общефилософским преимуществам альтернативных и гуманных методов проведения практических занятий можно отнести их соответствие базовому принципу медицины – «Primum non nocere!» («Прежде всего, не навреди»), что невозможно представить при работе с живыми биологическими системами.
Кроме того, альтернативные методы зачастую в большей степени способствуют формированию критического мышления у студентов, необходимого для адекватной оценки большого количества противоречивой информации, а также креативного и взвешенного подхода к решению постоянно возникающих практических задач. Общепринятые эксперименты на животных, как правило, не подразумевают критического мышления – студенты обычно просто следуют инструкциям преподавателя, а возникшие осложнения в ходе неправильных манипуляций нередко делают невозможным дальнейшее проведение опыта и адекватную интерпретацию результатов. При этом наглядность и объективность данных, полученных на биологических объектах,
66 зависит как от состояния самого животного (его возраста, пола, условий содержания и транспортировки и др.), так и навыков и умений экспериментатора, которые не всегда достаточно развиты у обучающихся. В то же время наскоро и некачественно выполненные эксперименты могут способствовать выработке у студентов чувства халатности и небрежности, а также легкомысленное и поверхностное отношения к серьезной научной работе.
Такие альтернативы как, например, работа в виртуальной лаборатории, позволяют использовать навыки критического мышления при рассмотрении и решении проблем, а также учат использовать свои знания без вышеупомянутых ограничений. Студенты могут экспериментировать свободно, изучая предмет и сам научный метод в процессе. И поскольку у них имеется больше контроля над практической работой, выполнять которую они могут самостоятельно или в группах, они могут повторять эксперименты или обсуждать любые проблемы до тех пор, пока они не приобретут должного понимания и мастерства [1].
Такие культурные и практические ценности, как чувствительность, уважение, эмпатия, сострадание и любовь играют центральную роль в сохранении общества как единого целого и особенно важны для будущих медицинских работников. Использование экспериментальных животных способствует развитию у студентов «десенсибилизации» – снижения чувствительности к чужим страданиям, которое в дальнейшем может создавать почву для снижения эмпатии к будущим пациентам. Более того, нежелание студентами проводить опыты с причинением вреда и последующим летальным исходом у животных нередко трактуется преподавателями как слабохарактерность, чрезмерная чувствительность, брезгливость, отождествляясь с проф. непригодностью. Что, безусловно, не вполне объективно и верно, учитывая, что работа врача с пациентами и студента с животными ведут к совершенно противоположным результатам: к выздоровлению первого и к гибели вторых. Напротив, негативные эмоциональные реакции в связи с причинением страданий живому организму есть одно из проявлений личного и морального развития и эмпатии, которые должны приветствоваться, как часть ценного рефлективного переживания и развития чувства собственной идентичности.
Кроме того, опыты, влекущие к увечьям или смерти лабораторных животных, могут извращать у студентов понимание таких концепций, как свобода, этические границы и личная ответственность, приводить к отчуждению и антипатии, что чрезвычайно опасно в юношеском возрасте во время становления моральных ориентиров. Тот факт, что студенты остаются чуткими к страданию, помогает им сохранять настроенность на положительные сценарии и решения в кризисных ситуациях. А, следовательно, потеря чувствительности и эмпатии может ограничивать их способность адекватно действовать и эффективно судить о ситуации – например, о необходимости облегчить страдание. Применение же альтернативных и гуманных методов проведения практических занятий способствует развитию этической грамотности, т.е. способности понимать концепции и принципы морального мышления,
67 критически осмысливать моральные нормы с использованием как познавательных, так и эмоциональных процессов, а также применять эти навыки в личной и профессиональной жизни.
Осмысливание негативных аспектов использования животных с причинением им вреда является частью более широкого процесса глубокого экологического осознания видовых взаимосвязей в природе и принятия ответственности за свои действия. Понимание отношений между выбираемой целью или средствами обучения с одной стороны и их педагогическими, социальными и экологическими последствиями – с другой ведет к формированию человека как личности.
Существует мнение, что гуманизация общественного сознания, возникающая, в том числе, в условиях поиска замен и альтернатив использованию животных в образовательных целях, способствует глубоким социальным преобразованиям, являясь составной частью более обширного процесса борьбы с различными формами эксплуатации (такими, например, как расизм или сексизм), предрассудков и неэтичного поведения. И наоборот, использование животных с причинением им вреда ограничивает общедоступность и формирование многообразия в системе образования путем своеобразной дискриминации людей с определенными религиозными верованиями, духовными подходами и этическими установками. Как следствие, такие люди, потенциально обладающие рядом положительных навыков и качеств, исключаются из образовательного процесса и будущей профессии, становясь потерянными для науки и профессионального сообщества [1].
Применение альтернатив в образовательных целях по сравнению с использованием биологических объектов уменьшает так называемый "экологический след", т.к. поимка, разведение, содержание, умерщвление, консервация и транспортировка животных каждый год способна оказывать существенное воздействие на окружающую среду, вызывая загрязнение и разрушение местных экосистем, угрозу исчезающим биологическим видам.
Например, изъятие из дикой природы животных, широко используемых в высших учебных заведениях, способствовало уменьшению популяций некоторых биологических видов, например, леопардовых лягушек и лягушек- быков в США, и даже угрозе уничтожения такого вида, как колючая акула
(морская собака).
В исследованиях Общества защиты животных США (HSUS) и Комитета врачей за ответственную медицину (PCRM), сравнивая экономические затраты на анатомирование и на использование альтернатив, была найдена значительная разница в пользу последних. Во многих случаях покупка программного обеспечения, видеозаписей и моделей стоит дешевле, чем покупка животных для практических курсов на один единственный год обучения. Так как альтернативы обычно используются повторно в последующие годы, с точки зрения долгосрочной оценки они неизменно дешевле, чем ежегодная покупка и содержание животных. По оценкам HSUS альтернативы практических курсов с использованием кошек, эмбриональных поросят и лягушек-быков, сберегают от