Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 981

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
Студенты младших курсов
ВМ
ВПМ
ВОМ
3,34 2,72 3,11 0,51 0,63 1,19 5
5 5
1 1
1 66,8 54,4 62,2
Студенты старших курсов
ВМ
ВПМ
ВОМ
4,62 3,81 3,96 0,54 0,63 1,31 5
5 5
1 1
1 92,4 76,2 79,2
Качественный анализ данных позволил получить следующие результаты.
В обеих группах у большинства респондентов преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности, причем у студентов старших курсов средний показатель значительно выше (4,62) в отличие от первой группы (3,34).
Т.е. в процессе обучения в медицинском вузе у студентов повышается уверенность в своих силах, чувство собственной компетенции, удовлетворение от своего труда. Этому также способствует обучение, направленное на формировании практических навыков.
Показатели внешней положительной мотивации во второй группе (3,41) выше показателей внешней положительной мотивации в первой группе (2,7).
Внешняя положительная мотивация зависит от отношений человека со средой
(это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.).
Она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.
Отличительной чертой студентов медицинского вуза являются высокие показатели внешней отрицательной мотивации, у студентов младших курсов –
3,11, старшекурсников – 3,96.Студенты младших курсов среди отрицательных стимулов указывают на возможность успешно продолжить обучения, получить зачет/сдать экзамен, не отстать от сокурсников. Среди студентов старших курсов на первый план выходит беспокойство, страх перед самостоятельной работой, отсутствие контроля и поддержки при начале трудовой деятельности (отсутствие интернатуры), возможность избежать ошибок, осуждения и наказания за плохую работу.
Проведен анализ уровня удовлетворенности студентов будущей профессией (рисунок 1).

50
Рис. 1. Уровень удовлетворенности будущей профессией студентов
1 и 2 группы.
1) уровень удовлетворенности избранной профессией, соответствующего высокому весу внутренней и внешней положительной мотивации
(ВМ>ВПМ>ВОМ), значительно выше в группе студентов старших курсов: 42% и 31% в 1 группе, т.о. большинство респондентов ориентировано на общественную и личную значимость; на удовлетворение, которое приносит работа; возможность общения, руководства другими людьми и т. д.
2) уровень относительной, не абсолютной удовлетворенности, характеризующийся мотивационным комплексом ВМ=ВПМ>ВОМ, отмечен у
20% опрошенных студентов старших курсов. В своей будущей трудовой деятельности они более ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т. е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.
3) уровень студентов, характеризующийся мотивационным комплексом
ВОМ>ВПМ>ВМ, составил в группах 31% и 29% соответственно. Достаточно большой процент студентов ставит на первый план внешнюю отрицательную стимуляцию, т. е. мотивацию их деятельности путем наказания и осуждения и других негативных мотиваций.
Таким образом, исследование мотивации у студентов медицинского вуза показало высокий уровень внутренней мотивации, желание работать, уверенность в правильном выборе профессии, также студенты ориентированы на материальное стимулирование, карьерный рост, одобрение коллектива, стремятся к той работе, которая интересна и приносит видимый результат. Их потребности направлены на самосовершенствование, саморазвитие в процессе трудовой деятельности, приобретение профессионального мастерства.
Отмеченный уровень отрицательной мотивации говорит об осознании студентами ответственности за жизнь и здоровье будущих пациентов.
Сущностью профессионального образования, является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и
1 группа
2 группа


51 навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной, деятельности. Наиболее полно личность проявляет себя, пытаясь реализовать в труде лучшие свои силы, пытаясь найти себя и реализовать себя в сложном мире. Личность профессионала формируется вместе с развитием личности студента. Студент должен ответственно подходить к учебной деятельности, осознавая важность получения знаний, умений и навыков, которые помогут ему стать хорошим профессионалом, построить успешную карьеру, найти свое место в профессии.
Заключение. У студентов, обучающихся как на младших, так и на старших курсах СГМУ отмечается превалирование внутренней мотивации над внешней, среднее значение внешней отрицательной мотивации выше внешней положительной мотивации. В процессе обучения у студентов формируется мотивационный комплекс удовлетворенности будущей профессией.
Список литературы
1. Агранович Н.В., Кнышова С.А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. – К.: Форум,
2002. – 489 с.
3. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и ее влияние на становление будущих специалистов // Молодой ученый. – 2010. –
№ 4. – С. 271-273.
4. Маркова, А.К. Формирования мотивации учения / А.К. Маркова,
А.Б. Орлов, Т.А. Матис. – Москва: Наука, 1990. – 212 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Ахметова Г.Д., Биназаров Н.Д., Балканай Г., Сармалаев А.С.
Казахский Национальный медицинский университет
им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
Кафедра скорой и неотложной медицинской помощи
Цель данной работы – оценить качество обучения при проведении практических занятии с использованием интерактивной доски по дисциплине
«Оказание помощи при неотложных и чрезвычайных ситуациях».
Актуальность. Современные тенденции развития медицинского образования требуют изменения принципов подготовки медицинских специалистов как на додипломном, так и на последипломном уровне, что тесно взаимосвязано с формированием основных компетентностей преподавателей


52 медицинских вузов и изменением отношения студентов к освоению медицинской образовательной программы. В последние годы в высшей школе стали уделять больше внимания методам обучения, стимулирующим у студентов навыки к самостоятельному обучению, формированию навыков самонаправленного обучения. Это и использование интерактивных методов обучения и одним из наиболее значимых и используемых интерактивных методов является интерактивная доска.
При использовании данных методов студенты усваивают материал намного лучше, а также вырабатывает привычку у врача к постоянному самосовершенствованию, обучению в течение всей практической деятельности и находиться в курсе всех новейших достижений практического и научного здравоохранения (2).
Материалы и методы исследования. Практическое занятие проводилось в учебной комнате подстанции № 11 скорой и неотложной медицинской помощи со студентами 5 курса «Общая медицина». Для проведения практических занятий по дисциплине «Оказание помощи при неотложных и чрезвычайных ситуациях» из интерактивных методов обучения использовали интерактивную доску. Электронная интерактивная доска состоит из сенсорного экрана, на котором с помощью стилуса можно реализовать разнообразные функции пользовательского интерфейса. Это оборудование позволяет сочетать в себе преимущества классической презентации с возможностями высоких образовательных технологий. Основным компонентом интерактивной доски является проектор, который позволяет работать в мультимедийной среде, используя информацию с компьютера, из интернета, облачной и флэш-памяти.
Для работы большинства видов интерактивных досок необходимо подключение к персональному компьютеру.
Работа с использованием интерактивной доски проводилась в режиме белой доски: создание записей при наличии возможности их сохранения и последующей корректировки. С демонстрацией презентаций, видеофильмов
Кроме того, в кабинете были дополнительные устройства: документ- камеры, системы интерактивного голосования и проч. При использовании которых вместе с интерактивной доской повышали эффективность их применения.
Результаты их обсуждения. Практическое занятие по теме дисциплины проводилось в игровой форме. По методу работа в малых группах, т.е студентов разделили на несколько команд. На интерактивной доске была представлена клиническая ситуационная задача, каждая команда отстаивала свое видение.
Данный метод обучения помогает студентам раскрывать себя, занимать активную позицию и учиться принимать решения. В игре лучше усваиваются нормы поведения, развивается память, мышление, воображение. Умение быстро и правильно выбирать тактику ведения больных при диагностике и оказании неотложной помощи больным и пострадавшим при заболеваниях, несчастных случаях и катастрофах в соответствии с принципами доказательной медицины и


53 современными достижениями лечебно-диагностических технологий очень важно для врача, ведь в перспективе его ждет огромная ответственность за жизнь пациентов. При игровой форме обучения отсутствует принуждение, что способствует развитию таких умений и навыков, как отстаивание собственного мнения, самовыражение, умение самостоятельно мыслить, выявлять причинно- следственную связь, работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
Для более детального ознакомления с темой занятия каждая команда через интерактивную доску показывали свои подготовленные презентации с использованием коротких видео и аудиофайлов. На большом экране доски четко смотрелись графики, схемы, таблицы, шрифт, изображения. В конце презентации проводили обратную связь в виде тестов, сканвордов и вопросов.
Это мотивировала студентов внимательно слушать, чтобы дать правильную обратную связь.
В конце занятия оценивали студентов по утвержденным оценочным листам, которые высветились на интерактивной доске. Командам выставили баллы по следующим критериям в оценочных листах (актуальность темы, формулировка цели и задач, новизна представленной информации, соответствие требованиям доказательной медицины. компетентность докладчика, соблюдение регламента итд).
В завершении студенты высказали свое мнение по поводу проведения практического занятия с использованием интерактивной доски. Почти все студенты отметили положительные стороны, особенно понравилось, что, работая в команде, появляется желание победить, это особенно мотивирует их активному участию, развивает командный дух, каждый студент может изложить свою точку зрения, способствует развитию клинического мышления, способствует принятию правильных и быстрых решений в неотложных ситуациях. Отметили наглядность и информативность использования интерактивной доски на практических занятиях
Выводы: таким образом, проведение практических занятии с использованием интерактивной доски по дисциплине «Оказание помощи при неотложных и чрезвычайных ситуациях» улучшает качество обучения,
повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
Список литературы
1. Гущин Ю.В Интерактивные методы обучения в Высшей школе /
Психологический журнал № 2, 2012.
2.
Эффективные методы преподавания в медицинском вузе –
Методические рекомендации. Изд. 1 / А.О. Абдрахманова, М.А. Калиева,
А.А. Сыздыкова и др. – Астана. – 2015. – 55 с.
3.
Калитин, С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах: уч. пособие / С.В. Калитин. – М.:
СОЛОН-ПРЕСС, 2013. – 192 с.


54 4.
Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality
Improvement. The 2012 Revision. WFME Office. University of Copenhagen. –
Denmark: 2012. – 46 р.
5.
Tremp P. Research-based Teaching and Learning. A LERU project. –
University of Zurich, Center for University Teaching and Learning. – Munich: 2010. –
8 р.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Барбашина Т.А., Махова О.Ю., Прибылова Н.Н., Сидорец В.М.,
Ярошенко Е.Ю.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра внутренних болезней ФПО
Педагогический менеджмент в образовании – это некие процессы, связанные с управлением педагогической деятельностью.
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Субъектом управления будут сотрудники учреждения, которые участвуют в реализации учебной программы и сами обучаемые в связи с их новой активной ролью в образовательном процессе.
Объектом – процессы, связанные с созданием и реализацией циклов дистанционного обучения.
Цель исследования: провести анализ процесса создания и реализации программы дистанционных циклов повышения квалификации врачей терапевтических специальностей с точки зрения педагогического менеджмента и определить роль преподавателя в реализации этого процесса на данном этапе формирования системы непрерывного последипломного профессионального образования.
Система вузовского последипломного медицинского образования в последние годы претерпевает значительную трансформацию в связи с тотальной перестройкой экономической системы в России. Новые запросы общества, сформированные президентом, цели и задачи перспективного развития государства сделали невозможным функционирования старой модели последипломного обучения врача. Более того, инновационный тип развития экономики предает новую ценность профессиональным знаниям, рассматривая их как ключевой элемент прогрессивного развития. Качество знаний и умений работников, их творческая активность ныне определяют конкурентоспособность предприятия.
Любая перестройка и связанное с ней развитие – это, прежде всего, интеллектуальный прорыв, повышение теоретической и методической

55 компетентности, изменение взглядов на многие устоявшиеся ценности и традиции, стремление осмыслить каждый практический шаг вперед.
В целом, задача педагогического менеджмента – совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат на управление процессом образования с получением результатов требуемого качества.
Проведем анализ процесса создания и реализации программы дистанционного цикла повышения квалификации врачей по специальности
«Кардиология».
Система профессионального образования
– это совокупность взаимодействующих: государственных образовательных стандартов профессионального образования, квалификационных требований к выпускникам учебных заведений по специальностям, преемственность образовательных программ различного уровня и направленности; сформированность сети образовательных учреждений, реализующих эти программы; четкая иерархия органов управления образованием; четкое определение целей и задач для участия в образовательном процессе общественных и государственно- общественных объединений [1]. До сегодняшнего времени, как известно, полный набор законодательных и номенклатурных актов, регулирующих условия функционирования системы непрерывного медицинского последипломного профессионального образования с последующей аккредитацией специалиста, окончательно не разработан. Таким образом, переводу образовательного учреждения в режим развития, жизненно важной необходимости освоения новых технологий обучения противоречит неразвитость целостной системы управления медицинским последипломным образованием в России на нынешнем этапе.
С 2016 года на кафедре внутренних болезней ФПО ФГБОУ ВО КГМУ создаются и реализуются программы для дистанционного и очно- дистанционного обучения врачей терапевтических специальностей, в том числе для врачей-кардиологов. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
№ 140н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-кардиолог» издан 14 марта 2018 г. Новый профессиональный образовательный стандарт существует на этапе проекта. В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской
Федерации на период до 2021 года, «обеспечение единого уровня подготовки специалистов в рамках системы дополнительного профессионального образования обеспечивается путем разработки примерных дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования»[4]. Примерная программа дополнительного профессионального образования по специальности «кардиология» не представлена для использования.
Вопросы дополнительного профессионального последипломного образования, создания и условий реализации циклов повышения квалификации отданы на определение самим образовательным учреждениям, реализующим данный вид деятельности.