Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 988

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

74 главенствующей цели педагогики
– формированию у учащихся высокопрофессиональных компетенций.
Список литературы
1.
Современные образовательные технологии в вузе: учебное пособие для магистров и аспирантов / А.В. Антюхов, М.В. Ретивых, Н.В. Фомин. – М.:
Педагогическое общество России, 2013. – 320 с.
2.
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е.В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2013. – 321 с.
3.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 2014. – 207 с.
4.
Виленский В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / В.Я. Виленский, П.И. Образцов,
А.И. Уман. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 192 с.
5.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.:
ИНТОР, 2013. – 554 с.
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В НАУЧНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Блинков Ю.Ю., Солодухина Д.П.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
Кафедра организации и менеджмента здравоохранения
с учебным центром бережливых технологий
Компьютерные технологии вошли в активное использование студентов и преподавателей высшей школы по разным профилям обучения [1, 2].
Дистанционные лекции, интерактивные занятия, интернет-технологии помогают в освоении будущей специальности [3]. В то же время научная работа, являясь составной частью учебного плана дисциплины, также может быть проведена более эффективно с использованием компьютерных технологий [4].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту последнего поколения студенты выполняют учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу. С выполнением учебно-исследовательской работы студенты сталкиваются уже на первом курсе, тогда как серьезные курсовые и дипломные проекты выполняют преимущественно студенты старших курсов.
При любом формате научной работы необходимо более активно стимулировать использование студентами компьютерных технологий, в частности, для ускорения и облегчения поиска информации, для работы с большим количеством литературных источников, для сбора и обработки данных, визуализации и сравнения данных, для качественного статистического анализа,


75 а также для применения новых форм взаимодействия студента и научного консультанта (преподавателя) [2, 5].
Преподавателю важно иметь представление о готовности студента использовать информационные технологии при выполнении научной работы.
Это поможет более эффективно организовать процесс выполнения научной работы, скорректировать ошибки, наладить коммуникации, обеспечить программными продуктами.
Цель исследования – выявить области применения компьютерных технологий при выполнении учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы студентами-медиками.
Материалы и методы. Был использован социологический метод, для этого была разработана анкета с двумя блоками вопросов, касающихся социально-демографических характеристик анкетируемых и, непосредственно, применения информационных технологий при выполнении студентами научной работы. Вопросы были закрытые, предлагались варианты ответов, из которых можно было выбрать ограниченное количество ответов.
Всего было опрошено 120 студентов 3 и 4 курсов лечебного факультета
Курского государственного медицинского университета.
Результаты. Было выявлено, что наиболее часто студенты пользуются интернет-ресурсами для поиска научной информации (100%), однако только
70,8% студентов указали, что они пользуются электронными библиотеками для поиска и систематизации литературных источников. При этом обращают внимание на импакт-фактор цитируемых журналов лишь 12,5% опрошенных студентов, используют рекомендованные библиографические и реферативные базы на иностранном языке (такие как Scopus, PubMed) только 11,7% респондентов.
Далее было выявлено, что чуть больше половины студентов (59,2%) используют компьютерные программы для обработки результатов научных исследований. В основном студенты пользуются MS Excel, на это указали 75% студентов. Второй по популярности является табличный процессор Calc из офисного пакета OpenOffice.org (15%). С помощью этих программ студенты выполняют простейшие операции, такие как сортировка данных, вычисление описательных статистик (вычисление средних и относительных величин, анализ вариации признаков), построение некоторых видов графиков, а также для того, чтобы сохранить первичные данные своей работы или эксперимента и вести лабораторный журнал.
Однако отметим, что полноценная статистическая обработка результатов исследования в Excel невозможна. Это офисное приложение, а не научное. В связи с этим важно знакомить студентов с компьютерными программами, более адаптированными к запросам и требованиям студенческого научного исследования.
В частности программа MedCalc позиционируется как полноценное статистическое приложение, создана в соответствии с потребностями исследователей биомедицинского направления. Студенты часто скачивают


76 демонстрационные версии программных продуктов с официальных сайтов и работают без ограничений в течение 2-6 недель, этого времени бывает часто достаточно для выполнения практической части курсовой работы.
Наиболее продвинутые студенты с высокими требованиями к статистической программе пользуются такими приложениями, как Statistica или
SPSS Statistics. В нашем опросе слышали о таких программах 87,5% студентов, но на то, что имеют личный практический опыт их использования, указали лишь
23,3%. Тем не менее все студенты, ориентированные на будущую серьезную научную работу (дипломный проект или диссертационное исследование) указали готовность работать с этими программами. В основном, студенты самостоятельно изучают программные инструменты (44%), с помощью демонстрационных файлов (32%) и дополнительной литературы (24%).
Студенты активно используют компьютерные технологии для подготовки научных докладов и презентаций (87%). При этом достигается наглядная демонстрация данных и их визуализация.
Наконец, наименьше всего студенты указали информационные технологии как вспомогательное средство коммуникации с научным руководителем (34,2%).
В основном, студенты используют электронную почту (92%) и редко – социальные сети и мессенджеры (8%).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   79

Заключение. Таким образом, мы выявили широкое использование студентами- медиками информационных технологий при выполнении научной работы. Можно предположить, что с каждым годом студенты будут все больше ориентированы на применение компьютерных технологий в научной работе. Тем не менее в соответствии с выявленными особенностями необходимо больше развивать направление коммуникации студентов с помощью интернет- технологий, а также помогать учащимся более грамотно работать с электронными ресурсами и программным обеспечением. Важно, чтобы эта работа велась на всех кафедрах. Клинические кафедры на базе лечебных учреждений должны активнее стимулировать студентов работать с электронными историями болезней и базами данных для выполнения научных исследований.
Список литературы
1. Бондаренко, Л.Н. Применение компьютерных технологий в научно- исследовательской работе студентов / Л. Н. Бондаренко // Университетское образование: сб. статей XVI Межд. науч.-метод. конф. – 2012. – С. 376-378.
2. Ерахтина, С.В. О роли информационных технологий в обучении и научно-исследовательской работе студентов Хакасского государственного университета / С.В. Ерахтина // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2012. – № 1. – С. 106-108.
3. Круглова, Н.В. Применение компьютерных технологий в научной деятельности высшей школы / Н. В. Круглова // В сб.: Современные методы и формы научного познания: матер. межд. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 22-24.
4. Соловьева, И.П. Применение компьютерных технологий при выполнении научной студенческой работы / И.П. Соловьева, Т.А. Асаева //

77
В сб.: Новые информационные технологии в научных исследованиях материалы
XХ Юбилейной всерос. науч.-тех. конф. студентов, молодых ученых и специалистов. Рязанский государственный радиотехнический университет. –
2015. – С. 56-58.
5. Хмызова, Н.Г. Использование компьютерных технологий в активизации научно-исследовательской работы будущих педагогов профессионального образования / Н.Г. Хмызова, В.Н. Правдюк // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. –
2012. – № 2 (46). – С. 358-361.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА
Блюм А.И., Василенко Т.Д., Смирнов Н.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей и клинической психологии
Оценка профессиональной компетентности выпускника медицинского вуза осуществляется различными подходами: системным, интегративным, акмеологическим, синергетическим, компетентностным и др. В настоящее время одним из самых актуальных и перспективных направлений в образовании является компетентностный подход, заключающийся в подготовке специалиста, наделенного профессиональными знаниями, умениями, навыками, и в формировании целостной, гармоничной, творческой личности
[1].
Компетентносный подход к обучению студентов в высшем медицинском учебном учреждении предполагает создание необходимых условий, которые позволят максимально реализовать студенту свой потенциал индивидуально- личностных особенностей, профессионально важных качеств, способностей необходимых для максимально эффективной будущей деятельности врача [3].
Подготовка врача отличается от профессиональной подготовки специалистов из других отраслей особенностями формирования в них психологических процессов, а именно профессионального клинического мышления, а также выработкой умений по эффективному взаимодействию с пациентами [4]. Успешность врача зависит не только от профессионализма, умения принимать взвешенные решения и совершенно владеть техникой медицинских манипуляций, но и умение продуктивно устанавливать контакт с пациентом. Эффективный контакт врача и пациента носит сложный, многофакторный характер, требующий от врача и медицинских работников необходимой коммуникативной компетентности.
По мнению Дж. Сильвермана при подготовке врача необходимо применять непрерывную и согласованную программу обучения навыкам общения, которая продолжается на всех уровнях медицинского образования и предполагает переход к более сложным ситуациям и задачам по мере продвижения учащихся от одного уровня к другому [5].


78
Формирование коммуникативной компетентности врача находится в зависимости от особенностей врачебной деятельности, в частности присутствует необходимость реализации в медицине соответствующего международным нормам биопсихосоциального подхода к болезни, что предполагает наличие умений у врача выстраивать доверительные отношения с пациентом, устанавливая продуктивный терапевтический альянс.
Необходимость формирования коммуникативной компетентности у обучающихся медицинского вуза требует создания особых педагогических условий и применения инновационных методов обучения для достижения поставленной задачи.
В качестве педагогических условий развития коммуникативной компетентности у будущих медицинских работников в ФГБОУ ВО Курском государственном медицинском университете
Минздрава
России в педагогический процесс был введен элективный курс
«Тренинг профессионального общения врача» на 5 курсе лечебного факультета.
Цель данного курса является формирование коммуникативной компетентности выпускника медицинского вуза; подготовка его к профессиональному взаимодействию «врач – пациент».
Задачи курса:
– сформировать представление об особенностях коммуникаций и коммуникативного поведения врача;
– сформировать представление об особенностях коммуникации с пациентами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;
– овладеть навыками установления контакта с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;
– овладеть навыками установления контакта в ситуации возражений и замечаний, в конфликтной ситуации.
В рамках данного курса мы используем направленность учебного процесса на установление личностно-ориентированного взаимодействия и применение активных методов обучения. Среди используемых образовательных технологий, способов и методов обучения применяем метод малых групп, решение практико- ориентированных ситуационных задач, деловые и ролевые игры, метод мозгового штурма. Формами текущего и рубежного контроля успеваемости обучающихся выступают проверка домашнего задания, комплексная оценка знаний, оценка по результатам собеседования, оценка практических навыков, оценка проектов сопровождения пациентов с психосоматическими заболеваниями.
Элективный курс «Тренинг профессионального общения врача» предполагает изучение специфики психологии лечебного взаимодействия, особенностей коммуникативной компетентности врача, овладение продуктивными способами и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, формирование навыков вербального и невербального общения, навыков самопрезентации и навыков поддержания себя в ситуации профессионального выгорания.