Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 986

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68
$2700 до $9600 за 3-годичный период, а также предоставляют разнообразный выбор средств для более эффективного обучения. Аналогично, стоимость оборудования в виртуальной лаборатории ограничивается только стоимостью самой программы, в отличие от реальной лаборатории [1].
Работа с биологическими объектами нередко сопряжена с вредом для здоровья самого человека: контактирование с токсичными, канцеро- и тератогенными лабораторными веществами, риск инфицирования паразитарными и другими заболеваниями животных, а также повреждения хирургическим оборудованием. Альтернативные методы обучения лишены данных недостатков. Напротив, их разработка с последующей продажей может являться дополнительным источников доходов как для вуза, так и для научно- педагогических работников, способствуя обмену опытом, профессиональному росту и формированию новых связей в научной среде. Более того, многие разработчики альтернатив обнаружили, что их работа способствовала повышению личной репутации и репутации подразделений, в которых они работают, а также была удостоена премий в области дизайна мультимедийных продуктов или обучающих нововведений.
Кроме того, использование лабораторных животных может нанести серьезный репутационный ущерб как отдельным участникам образовательного процесса, так и всему вузу. Это становится особенно актуальным на фоне активного присутствия в современном обществе зоо- и правозащитных организаций, нередко способствующих отрицательному освещению в средствах массовой информации деятельности, сопряженной с причинением вреда животным, нарушением гражданских прав студентов, а также разного рода судебными разбирательствами. Новые подходы, напротив, могут выступать в качестве дополнительного фактора привлечения студентов в определенные учебные заведения, способствуя увеличению репутационного потенциала последних.
Заключение. Таким образом, использование гуманных методов проведения практических занятий, направленных на уменьшение использования животных в образовательном процессе при преподавании медико- биологических дисциплин несет в себе ряд положительных моментов как для медицинских вузов, так и для студентов, и должно быть рассмотрено в качестве полноправной альтернативы традиционным методам.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   79

Список литературы
1. Джукс, Н. От морской свинки к компьютерной мышке: альтернативные методы для прогрессивного гуманного образования. 2-е издание, исправленное и дополненное / Н. Джукс, М. Чиуиа. – М. : InterNICHE, 2005 – 524 с.
2. Animals in Science – Alternatives in education. // Режим доступа: https://www.neavs.org/alternatives/in-education
, свободный (30.11.2018).
3. Dewhurst, D.G. The impact of computer-based alternatives on the use of animals in undergraduate teaching / D. G. Dewhurst, L. Jenkinson // ATLA. – 1995. –
Vol. 23. – P. 521-530.

69 4. Guy, J. F. Using interactive videodiscs to teach gross anatomy to undergraduates at the Ohio State University / J. F. Guy, A. J. Frisby // Acad Med. –
1992. – Vol. 67, N 2. – P. 132-133.
5. Leathard, H. Comparison of the cost-effectiveness of a computer-assisted learning program with a tutored demonstration to teach intestinal motility to medical students / H. Leathard, D. Dwehurst // Research in Learning Technology. – 1995. –
Vol. 3, N 1. – DOI: 10.3402/rlt.v3i1.9603.
ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Бельских И.А., Коваленко Д.С., Михайлова В.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психиатрии
Введение. Современный период развития общества характеризуется быстрым развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшему образованию сегодня определяются государственной направленностью. Главная задача, стоящая перед высшим образованием, обеспечение развития потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования на передний план выходит обучения будущих специалистов самостоятельно взаимодействовать с инновационными и развивающимися технологиями профессионального труда.
Образовательная технология − это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на определенной концепции, соответствующей конкретным принципам и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогикой и внедряются в практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессиональной и социальной компетентности личности специалиста [1].
Актуальность данного исследования определена необходимостью формирования у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций.
Таким образом, теория личностно ориентированного образования, в основе которой лежит идея интерактивного педагогического взаимодействия, и теория контекстно-ситуационного обучения составляют концептуальную базу инновационных образовательных технологий в вузе.
Г. К. Селевко выделяет в «образовательной технологии» три аспекта:
• научный аспект: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;


70
• процессуально-описательный аспект: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
• процессуально-действенный аспект: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Также образовательная технология имеет свою методологическую базу. Ее составляют:
• концептуальность: каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
• системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
• управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
• эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
• воспроизводимостьподразумевает возможность применения
(повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [2].
Сложившаяся система существующей на сегодняшний день образовательной технологии не способствует развитию самостоятельного творческого мышления, овладению студентами технологиями «новых поколений». Необходим решительный поворот от общего стандартного обучения к усилению индивидуального подхода, к развитию креативных способностей студентов с опорой на базисные концепции образовательных технологий обучения с добавлением новых научно-обоснованных действий.
Новый уровень подготовки специалистов может быть достигнут путем интеграции высшего образования с наукой и практикой [3].
Интеграционное взаимодействие предполагает следующую последовательность учебной деятельности: мотивация − формирование нового опыта − его осмысление через практику − рефлексия. Данный тип взаимодействия улучшает контакт между преподавателем и студентом, выводя на передний план новый вид обучения, такой как интерактивное обучение.
Интерактивное обучение предполагает обязательную работу обучающихся в малых группах на основе кооперации и сотрудничества. Интерактивные методы предполагают также использование игровых форм обучения. При этом


71 основная роль преподавателя заключается в умении организовать качественную групповую и межличностную коммуникацию обучающихся [4].
Интерактивное обучение опирается не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на креативность, продуктивность мышления и общение.
Основой учебной работы преподавателей и студентов становится не очередной блок информации, а положение в ее предметной и социальной определенности, деятельность обучающихся принимает позицию, в которо й проявляются особенности будущей профессиональной деятельности.
Представление и рассмотрение ситуационных задач и навыков развивает мыслительные способности студентов, определяет у них важное отношение к образованию и профессии. Наиболее успешно этот подход реализуется с помощью кейс-технологии. Кейс-задания, задачи на компетентность, видео, игровые или документальные ролики с емким и кратким изложением учебно- производственных ситуаций представляют преподаватели студентам для решения на практических занятиях, экзаменах. Такое обучение осуществляется также в процессе учебно-производственных практик, выполнения и защиты дипломных работ [5].
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие
120 студентов 2 и 3 курса лечебного факультета, не предъявляющие жалобы на состояние физического и психического здоровья. Распределение по гендерному фактору было следующим: 34% составляли мужчины (41 студент) и 66% – женщины (79 студенток). Для оценки необходимости использования и индивидуально-предпочтительных тенденций испытуемых использовался закрытый опросник. Исследование проводилось анонимно.
Полученные результаты.
Все материалы, полученные в ходе исследования, были обработаны статистически. Сводные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Влияние внешних факторов на реализацию интерактивных технологий
Вопрос
Ответ
Кол-во
ответов
Процент
ответов
Как вы считаете, какие внешние факторы следует учитывать при реализации интерактивных технологий обучения? дисциплина
79 66 профессиональная направленность
20 17 форма организации обучения
14 12 год обучения
7 6
Как вы считаете, одинакова ли эффективность интерактивных методов обучения для младших и
На старших курсах нужно учитывать потребность в выражении собственной индивидуальности и большую готовность к групповому сотрудничеству больше, чем на
48 40


72 старших курсов? младших курсах.
На младших курсах интерактивность повышает увлекательность занятий и влияет на интенсивность мыслительной деятельности больше, чем на старших курсах.
25 21
На младших курсах интерактивность повышает увлекательность занятий и влияет на интенсивность мыслительной деятельности, также как и на старших курсах.
24 20
На старших курсах нужно учитывать потребность в выражении собственной индивидуальности и большую готовность к групповому сотрудничеству, также как и на младших курсах
23 19
В чем, на ваш взгляд, проявляется эффективность интерактивного обучения?
Повышается активность познавательного процесса.
30 25
Предоставляют возможность учащимся проявить самостоятельность.
12 10
Позволяют сделать занятия увлекательными, интересными.
28 23
Способствуют интенсивной мыслительной деятельности преподавателя и учащегося.
19 16
Способствуют самоанализу своих знаний, опыта.
13 11
Методы не являются эффективными, поскольку являются игровыми видами деятельности, напрямую не связанными с решением задач профессионального обучения.
1 1
Способствуют проявлению индивидуальности обучающихся.
17 14
Как вы считаете, интерактивные методы обучения в большей степени позволяют?
Повысить уровень предметной подготовки студентов, более активно вовлекая студентов в исследовательскую деятельность.
67 56
Компенсировать слабую учебно- познавательную и профессиональную мотивацию с помощью работы в группах за счет развития личной и командной ответственности.
53 44
Какие методы обучения использовались
Пассивные методики (лекция-монолог, чтение, опрос, демонстрация).
27 23

73 преподавателями в процессе вашего обучения в вузе
Активные методики (доклады студентов, семинары, дискуссии).
46 38
Интерактивные методики (мозговой штурм, работа в малых группах, метод проектов, игры и т.д.).
47 39
В каких из интерактивных методов обучения вы участвовали во время изучения различных предметов:
Дискуссия
10 8
Эвристическая беседа;
12 10
«Мозговой штурм»
14 12
Ролевые, «деловые» игры;
31 26
Тренинги
13 11
Кейс-метод
11 9
Метод проектов
11 9
Кооперативное обучение;
10 8
Групповой практикум
8 7
Считаете ли вы использование интерактивных методов обучения перспективным направлением в образовательном процессе?
Да, считаем
88 73
Нет, не считаем
32 27
Способствуют интерактивные методы обучения оптимизации учебного процесса
Да
91 81
Нет
29 19
Как вы считаете, достаточное уделяется времени на занятиях в нашем вузе интерактивным методам обучения?
Да, достаточно
77 64
Нет, не уделяется совсем.
14 12
Уделяется, но недостаточно.
29 24
Каково ваше отношение к использованию преподавателем в процессе обучения интерактивных методов
Положительно
64 53
Положительно, но хотели бы увеличить количество интерактивных методов в процессе обучения
43 36
Отрицательно
13 11
Заключение. Проведенное исследование позволило оценить не только отношение студентов-медиков к возможности использования инетрактивных методов обучения в целом, но и показало их высокую тропность к определённым разновидностям итерактивного обучения. Так, большая часть опрошенных 89% испытуемых отметили своё положительное отношение к интерактивному обучению, считая его пераспективным процессом, (73% студентов) значительно повышающим (81% студентов) качество образования в вузе. На основании всего выше сказанного можно сделать заключение, что внедрение современных передовых технологий в процесс образования помогает достижению