Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 992
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
79
Таким образом, внедрение в учебный процесс элективного курса «Тренинг профессионального общения врача» позволяет в более углубленной, развернутой форме сформировать у студентов те необходимые знания, умения и навыки которые являются нужными для эффективной жизнедеятельности обучающегося и построения эффективной модели взаимодействия в системе
«врач-пациент».
Список литературы
1.
Василенко Т.Д. Системный анализ структурно-динамической организации когнитивных и личностных компетенций в процессе обучения в вузе / Т.Д. Василенко, Н.Ю. Есенкова, А.И. Конопля, А.В. Селин // Вестник СПб госуд. мед. акад. им. И.И. Мечникова – 2008. – № 2. – С. 74-78.
2.
Герасименко, С.Л. Совершенствование коммуникативной культуры в условиях современного вуза // Коммуникативная компетентность врачей- педиатров. – 2004. – С. 46.
3.
Мадалиева, С.Х. Особенности формирования коммуникативной компетентности в условиях медицинского вуза / С.Х. Мадалиева,
К.Т. Кашаганова // Международный журнал экспериментального образования. –
2013. – № 3 – С. 141-143.
4.
Манулик, В.А. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретический аспект) / В.А. Манулик,
Ю.В. Михайлюк // Инновационные образовательные технологии. – Минск, 2013.
– № 1 – С. 19-23.
5.
Сильверман Дж. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. – М.:
ГРАНАТ, 2018. – 304 с.
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Богомазов А.Д., Хмелевская И.Г., Зайцева Л.Ю.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педиатрии
Профессиональные навыки врача напрямую зависят от модели обучения, основ и традиций, заложенных в него в высшем учебном заведении. В настоящее время приоритетными направлениям развития образовательной системы
Российской Федерации являются повышение качества профессионального образования и развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Эти задачи, поставленные перед профессорско-преподавательским составом, требуют решения путем изменения подходов к подготовке специалистов и использования новых моделей обучения.
Современные модели обучения студентов предусматривают: активное участие студента в процессе обучения (как альтернативу пассивному усвоению
80 материала), различные формы подачи информации (не только текстовую), возможности практического применения знаний в реальных условиях. При традиционном обучении результат, как правило, связан с усвоением установленного программой объема информации, напротив, инновационная модель подразумевает не только запоминание информации, а основным делает сам процесс обучения. Роль преподавателя в традиционной модели – ведущая
(основной источник информации), а роль студента – в большей степени пассивная. При внедрении инновационных форм обучения роль преподавателя – консультативная, а обучающегося студента – активная. Это также побуждает преподавателя к постоянному развитию своих педагогических качеств и повышению уровня творческого мастерства и профессиональных знаний. Все вышеизложенное свидетельствует о, несомненно, позитивных изменениях в системе образования при внедрении инновационных подходов. Такие методы не только повышают уровень мотивации студентов к обучению, но и оптимизируют работу преподавателей [1].
Следует сказать, что инновационная модель не исключает опоры на традиционные методы преподавания и использует формы классической модели обучения. Основными задачами, которые стоят перед преподавателями высшей школы в медицинских вузах в периоде перехода к инновационным методам обучения, можно назвать:
1. Внедрение активных методов обучения.
2. Разработку новых учебных задач (побуждение к самостоятельной работе студентом в поиске знаний).
3.
Реорганизацию учебного материала, подача его в более структурированном виде с обязательным набором контрольных заданий.
4. Отведение приоритетной роли практической подготовке студентов.
5. Использование для подготовки клинических рекомендаций, стандартов и порядков оказания медицинской (обеспечение доступа к образовательным ресурсам в интернете, возможность дистанционного обучения).
За годы существования кафедры «Педиатрии» проблема использования новых современных средств обучения решается благодаря широкому внедрению в образовательный процесс новых высокотехнологичных педагогических методов, в том числе реализуемых через электронные средства обучения. Все лекции читаются с применением компьютерного мультимедийного сопровождения, что позволяет визуализировать и лучше структурировать учебный материал. В методическом арсенале кафедры используются диагностические и лечебные алгоритмы, карты ориентировочных основ действий, клинические ситуационные задачи для обучения и контроля, элементы деловых игр, методические рекомендации и пособия, внедрена унификация учебной документации в виде учебно-методических комплексов, позволяющих оптимально расширить изучаемый материал по организационным формам обучения, совершенствовать методическую помощь как студенту, так и преподавателю, пользоваться основными и дополнительными источниками информации. Учебно-методические комплексы дают возможность осуществлять
81 интеграцию преподавания и по горизонтали, и по вертикали [3].
На кафедре педиатрии внедрены многие современные обучающие технологии: обучающие электронные программы по разделам педиатрии
«Вскармливание детей 1 года жизни», «Рефлексы новорожденных», «Нервно- психическое развитие детей 1 года жизни», «Бронхиальная астма»,
«Атопические дерматиты», «Сахарный диабет», «Гемофилия», электронный тренажер для отработки практических умений по оказанию помощи при неотложных состояниях, мультимедийное обеспечение лекционных курсов по детским болезням, поликлинической педиатрии, детским инфекционным болезням [2].
В последние годы большое внимание уделяется формам контроля знаний.
В определении качества знаний до сих пор приоритет традиционно принадлежит экзаменационным сессиям. При этой системе контроля процесс формирования качества знаний плохо управляем, так как в период обучения имеется мало каналов воздействия на студента. Для формирования высокого качества образовательных услуг на выходе необходимо активно управлять качеством всех звеньев учебного процесса. При этом улучшение качества процессов должно носить непрерывный характер. Достижению этой цели способствует активное использование, наряду с традиционными формами контроля, научно обоснованных тестовых материалов на всех этапах учебного процесса (контроль исходного уровня знаний, текущий, рубежный, дисциплинарный, предэкзаменационный).
Регулярный контроль становится инструментом мониторинга эффективности учебного процесса, одним из элементов которого является проведение рейтингового контроля. Для всех без исключения студентов это является мотивирующим фактором. Определенность правил оценки и ее предсказуемость регламентируются разработанным на кафедрах факультета
«Положением о рейтинге», доступным обозрению в течение всего периода обучения. В положении указаны виды работ, их оценка в баллах, границы оценок
2, 3, 4, 5.
Все это позволяет координировать межкафедральные и междисциплинарные связи в учебном процессе. Благодаря этому удается реализовать преемственность в преподавании учебных дисциплин.
Список литературы
1. Актуальные вопросы качественного образования в высшей школе: материалы международной дистанционной учебно-методической конференции.
15-30 мая 2009 г. Пермь: ГОУ ВПО ПГМА им ак. Е.А. Вагнера Росздрава; 2009.
– 212 с.
2. Богомазов А.Д., Бровкина И.Л. Практическая подготовка студентов педиатрического факультета // В сборнике: Традиционные и инновационные подходы к модернизации медицинского образования. Печатается по решению редакционно-издательского совета
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет» Федерального агентства по
82 здравоохранению и социальному развитию. – 2010. – С. 132-134.
3. Хмелевская И.Г., Богомазов А.Д. Активные методы обучения в подготовке специалистов-медиков (на примере деятельности кафедры педиатрии) // В сборнике: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией
В.А.
Лазаренко,
П.В.
Калуцкого,
П.В.
Ткаченкои,
А.И.
Овод,
Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. – 2017. – С. 629-631.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОЛОГИИ
Болдина Н.В., Удалова С.Н., Полякова О.В., Грибовская И.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармакологии
На сегодняшний день к студенту лечебного факультета медицинского вуза как к будущему врачу предъявляются очень высокие требования. Современная система здравоохранения нуждается в высококвалифицированных специалистах, обладающих готовностью использовать полученные профессиональные знания и умения на практике, обобщать и анализировать приобретенный опыт, принимать собственные решения, что в результате будет приводить к улучшению качества оказания медицинской помощи. Главной задачей преподавателя в этих условиях является повышение мотивации студентов-медиков, способных быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая нужные компетенции, умело применяя полученные знания для решения различных практических задач здравоохранения. Студенты должны уметь самостоятельно критически мыслить, видеть реальные проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в их профессиональной деятельности [3].
Учитывая перечисленные особенности медицинского образования, основной акцент при формировании учебной мотивации студентов-медиков делается на освоение навыков практической деятельности. Необходимость высококвалифицированной подготовки студентов лечебного факультета обусловлена тем, что большинство выпускников начинают свою трудовую деятельность в первичном звене здравоохранения. Важным в будущей профессии врача является способность творчески мыслить, генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией [1]. Переход системы здравоохранения на оказание медицинской помощи по стандартам и протоколам ведения больных диктует необходимость внедрения их в практику преподавания на лечебном факультете на всех кафедрах.
83
Исходя из этой задачи, педагогические технологии, применяемые на кафедрах, должны представлять интегративный, комплексный процесс, включающий идеи, людей, способы и средства организации деятельности для анализа проблем и обеспечения, планирования, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Для студентов лечебного факультета на кафедре фармакологии преподаются следующие дисциплины: «фармакология» (3 курс) и недавно появившаяся дисциплина по выбору «фармакология в кардиологии» (4 курс).
Преподавание базируется на принципе преемственности в рамках единой специализированной кафедры, когда на 3 курсе студенты получают знания по основным разделам теоретической фармакологии: механизм действия, классификации, фармакокинетика и фармакодинамика, показания, противопоказания и побочные эффекты лекарственных препаратов. На 4 курсе в рамках дисциплины по выбору студенты осваивают вопросы фармакотерапии основных сердечно-ссосудистых заболеваний с учетом доказательной медицины. Такой принцип позволяет унифицировать преподавание дисциплины и продемонстрировать на профессиональном уровне связь между теоретическими и клиническими аспектами фармакологии. В процессе преподавания фармакологии студентам лечебного факультета реализуются наиболее важные задачи, необходимые для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, которые должны обладать способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу полученной информации; готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач. При изучении фармакологии в кардиологии будущий врач должен знать классификацию и основные характеристики кардиологических средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты, уметь анализировать действие средств, применяемых в кардиологии, по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для лечения; выписывать их в рецептах, а также владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных сердечно-сосудистых заболеваний с учетом показаний.
Серьезной проблемой подготовки студентов 3 курса лечебного факультета является отсутствие необходимых знаний по патофизиологии, пропедевтике внутренних болезней, поскольку эти дисциплины изучаются параллельно с фармакологией, а клиническая подготовка по другим дисциплинам на старших курсах.
Названия большинства лекарственных препаратов трудно воспринимается с первого раза, большой материал требуется просто
«зазубривать». Однако за годы преподавания дисциплины сотрудниками кафедры накоплен определенный опыт по формированию мотивации студентов с учетом профессиональной ориентированности будущих врачей.
План лекций и практических занятий составлен нами таким образом, что в лекционном материале освещаются ключевые вопросы по разделам теоретической фармакологии, дальнейшее изучение которых продолжается на