Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 990
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
84 практических занятиях. Тематика тесно коррелирует с перечнем тем на смежных кафедрах 3 курса лечебного факультета. Изучение фармакологии начинается с общей рецептуры. В этом разделе студентам необходимо освоить правила выписывания в рецептах основных лекарственных форм. Преподавание осуществляется с демонстрацией рецептурных бланков и готовых лекарственных форм. При освоении разделов частной фармакологии будущие врачи продолжают выписывать рецепты на препараты соответствующих тем занятий. Необходимо использовать справочники лекарственных средств, отличать международное непатентованное наименование препарата от его торговых наименований и уметь правильно сформулировать назначение для пациента. Это позволяет сформировать основные практические умения и владения, необходимые для дальнейшей практической деятельности врача первичного звена. Также в изучении дисциплины помогает наглядный материал в виде коробочек и инструкций к лекарственным препаратам, входящим в протоколы и стандарты лечения больных по разным специальностям. Их преподаватель приносит на каждое занятие, а студенты должны классифицировать их по фармакологическим группам, выписать в рецептах, обозначить основные показания и побочные эффекты, а также противопоказания к назначению. При этом внимание студентов заостряется на тех лекарственных препаратах, которые используются на сегодняшний день с учетом доказательной медицины. С целью облегчения усвоения материала фармакологии широко практикуется использование мультимедийных обучающих программ и компьютерных видеофильмов, как созданных сотрудниками кафедры, так и заимствованных. На кафедре имеется большой фонд ситуационных задач и тестовых заданий для оценки полученных знаний.
Важную роль в формировании учебной мотивации студентов имеет самостоятельная работа под непосредственным контролем преподавателя. На кафедре фармакологии самостоятельная работа проводится таким образом, чтобы обеспечить формирование и закрепление у студентов тех практических навыков, которые необходимы будущему врачу любого профиля.
Формы самостоятельной работы, используемые на кафедре, различны и предусматривают работу со справочниками лекарственных средств, выполнение домашней работы по методическим рекомендациям с последующим контролем на практическом занятии, заполнение различных таблиц и схем по механизмам действия лекарственных препаратов, решение ситуационных задач и т.д.
С учетом требований современной медицины студенты лечебного факультета уже на 3 курсе осваивают фармакотерапию основных неотложных состояний. Так, при изучении лекарственных средств, влияющих на сердечно- сосудистую систему, учащиеся вместе с преподавателем формируют аптечку первой помощи при приступе стенокардии, гипертоническом кризе, отеке легкого, остром инфаркте миокарда. В дальнейшем, приходя на элективный курс по фармакологии в кардиологии на 4 курсе, студенты продолжают изучение фармакологии, но уже в аспекте лечения по современным стандартам основных сердечно-сосудистых заболеваний. На практических занятиях в игровой форме
85 учащиеся изучают фармакотерапию заболеваний сердца, решают ситуационные задачи, работают с рецептами.
На кафедре фармакологии имеются учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам, составленные в соответствии с требованиями разработанных в университете Положений на основе современных достижений фармакологии и принципов доказательной медицины. Коллективом кафедры разработаны рабочие учебные программы, которые согласованы со смежными дисциплинами, а также с библиотекой - по основной и дополнительной литературе.
Подготовлен ряд методических материалов, активно используемых как преподавателями при проведении практических занятий, так и студентами при самоподготовке.
Важной составной частью успешной подготовки врача в современной медицине является обеспечение доступа студентов лечебного факультета к электронно-библиотечной системе. Кафедра работает в тесной взаимосвязи с библиотекой университета, обеспечивая формирование достаточной по объему и отвечающей современным требованиям информационной поддержки учебного процесса. В настоящее время библиотечный фонд университета динамично обновляется и укомплектован основной учебной литературой по фармакологии в полном соответствии с требованиями.
Реализация образовательного стандарта подразумевает участие каждого студента в научно-исследовательской работе по фармакологии. Большое внимание уделяется процессу активного участия студентов в получении знаний, преемственности обучения. При этом в качестве возможных форм участия используется изучение специальной литературы (справочники, монографии, базы данных по лекарственным препаратам) и другой научной информации, а также достижений отечественной и зарубежной фармакологии, участие в научных исследованиях, проводимых кафедрой, проведение многолетней научной работы под руководством сотрудников кафедры, осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной информации по предлагаемой группе лекарственных веществ, подготовка результатов собственных научных исследований к публикации в сборниках и журналах, выступление с докладом на заседаниях студенческого научного кружка и конференциях различного уровня.
Таким образом, используемые на кафедре фармакологии формы обучения студентов лечебного факультета, направлены на формирование учебной мотивации, что в дальнейшем при изучении клинических дисциплин поможет в выработке тактики лечения и профилактики различных заболеваний с учетом доказательной медицины.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 79
Список литературы
1. Калев О.Ф., Синеглазова А.В., Смагина Н.В., Устьянцева Н.П.
Преподавание внутренних болезней в соответствии с клиническими рекомендациями и принципами доказательной медицины // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качеств
86 и инновации: Материалы II научно-практической конференции. – Челябинск,
2011. – С. 46-48.
2. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 2.
3. Хмелевская И.Г., Гурова М.М. Роль специальных клинических дисциплин в формировании врачебных кадров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 11. – С. 72.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
НА ДИСЦИПЛИНАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Болдырева Л.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Информационные технологии активно используются в сфере здравоохранения и охватывают практически все сферы медицины, начиная от диагностики и заканчивая организацией работы лечебных учреждений и аптек. Важную роль играют различные электронные базы, в которых хранятся истории болезни, результаты обследований, информация о материальных ресурсах, данные о лекарственных препаратах, стандарты диагностики и лечения и др. Поэтому выпускники медицинских колледжей должны владеть компьютерными технологиями и в дальнейшем самостоятельно применять их в собственной профессиональной деятельности.
Информационными технологиями в педагогике называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Внедрение современных информационных технологий в сферу образования позволяет преподавателю совершенствовать содержание, методы и приемы обучения. Целью данных технологий является повышение интеллектуальных возможностей обучающихся в информационной среде, а также гуманизация и индивидуализация процесса обучения на всех этапах.
Информационные технологии обеспечивают доступ к различным информационным ресурсам, повышают наглядность обучения, его сопровождение аудио- и видео-информацией, дают возможность применять интерактивные методы, способствуют формированию у обучающихся учебной мотивации.
Современные информационные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционным обучением:
– формирование информационных компетенций у обучающихся и преподавателей;
– совершенствование системы управления обучением на разных этапах занятий (контроль, самостоятельная работа, творческие задания, рефлексия);
87
– усиление мотивации к обучению;
– повышение производительности труда преподавателя и обучающегося;
– изменение роли преподавателя в образовательном процессе – координатора информационного потока;
– развитие самостоятельности и творческого потенциала обучающихся.
Дисциплина «История мировой культуры» ставит своей целью:
− дать необходимые представления об общих закономерностях развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи в разных регионах нашей планеты;
− сформировать навыки и умение самостоятельно оценивать достижения культуры на основе изучения конкретно-исторических форм ее проявления;
− пробудить интерес к истинным ценностям российской и мировой культуры, научить уважительному отношению к обычаям и традициям культур различных народов.
История мировой культуры способствует формированию у обучающихся художественных интересов и эстетического вкуса. Современный поток информации не всегда влечет за собой формирование оценочных критериев, без которых не состоится процесс личностного развития молодого человека. Роль преподавателя организовать в процессе обучения мотивированную и творческую деятельность совместно с обучающимися. Решению этих задач способствует широкое использование информационных технологий. Прежде всего это роль и место преподавателя в образовательном процессе. Он не основной источник знаний, его функция консультативно – координирующая.
Это происходит благодаря применению современных электронных ресурсов: мультимедийных презентаций, электронных учебников и пособий, виртуальных музеев и выставок, широкому использованию ауди- и видео- материалов.
Различные формы работ с использованием компьютерной техники дают возможность обучающимся формировать информационную компетентность, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, проявлять творческую инициативу.
В практике работы информационные технологии по дисциплине применяются как по отдельным темам и разделам для определенных дидактических задач, так и как основные, определяющие. Иногда как монотехнология, когда все обучение, все этапы и виды учебной деятельности выполняются с помощью компьютерных технологий (диагностика, мониторинг, усвоение нового материала, творческие задания.
Компьютерные технологии расширяют рамки образовательной деятельности, способствуют созданию условий для успешного самообразования в будущем.
Для знакомства с шедеврами мировой культуры очень важно актуализировать эмоциональную отзывчивость обучающихся. Именно компьютерные технологии позволяют красочно оформить материал, подобрать зрительный ряд, аудио и видео материалы. Ресурсное обеспечение позволяет
88 индивидуализировать обучение, концентрировать внимание на важных аспектах, самостоятельно использовать учебный материал, осуществлять виртуальные экскурсии в музеи мира и выставочные залы. Использование изобразительных средств (анимации, видеофрагментов, звука) позволяет значительно расширить возможности обучения, активизировать познавательную деятельность, реализовать творческий потенциал , воспитать интерес к мировой культуре, формировать духовный мир обучающихся.
В арсенале преподавателя готовые программные продукты, обучающие диски, электронное пособие, рекомендательные списки электронного ресурса по темам, разделам и для выполнения реферативной работы. Активно используется электронный учебник «История искусств» серия Кирилл и Мефодий, интернет- ресурсы:
• http://www.arthistory.ru/ – История изобразительного искусства от ренессанса до модерна. Биографии художников.
• http://www.smallbay.ru/ – Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология, фото.
• http://www.tretyakov.ru – Официальный сайт Третьяковской галереи.
Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
• http://www.rusmuseum.ru – Сайт Русского музея. Коллекции, увеличение, выставки, о музее.
Остается потребность в создании собственных информационных продуктов.
Информационные технологии– это реальность, с которой необходимо считаться. Преимущества их использования в обучении неоспоримы: это и новая информация, и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор, и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию времени при проверке усвоения того или иного материала, и элементы занимательности, эмоциональности, повышающие интерес обучающихся к обучению, и создание условий, как для индивидуальной работы, так и фронтальной и групповой.
Таким образом, широкое использование информационных технологий позволяет создать особую информационную обстановку в образовательном учреждении, которая стимулирует поисковую деятельность обучающихся на современном, качественном уровне и способствует формированию информационных компетенций будущих специалистов медицинского профиля.
Список литературы
1. Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. – М.,1991.
2. Острецова М.В. Информационные технологии в преподавании предметов народной и мировой художественной культуры в школе // Молодой ученый. – 2010. – № 1-2. Т. 2. – С. 287-290. – URL https://moluch.ru/archive/13/1065/