Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 995

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89
ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ПОРТФОЛИО КАК ЭЛЕМЕНТА
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА
Бондаренко А.И., Коровина И.А.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Оренбург
Кафедра иностранных языков
Введение. Современные технологии образовательного процесса предполагают развитие методов самообразования, поисковой, творческой деятельности. Данный вид деятельности базируется на самостоятельном решении проблем профессиональной значимости, основывающемся на воспроизведённых в образовательном процессе основных путей решения данных проблем и траекторий профессионального и личностного развития.
Актуальность проблемы подчёркивается тем фактом, что современный мир диктует требования формирования креативной личности, компетентной в различных аспектах многопрофильной профессиональной деятельности.
Специалист-профессионал должен грамотно оперировать имеющимися данными, знаниями и возможностями для решения целевых задач в нестандартных ситуациях. Следовательно, важнейшую роль играет формирование готовности к самообразовательной деятельности, играющей для современного специалиста роль ключевого фактора профессионального и личностного успеха. Ключевым элементом самообразовательной деятельности является портфолио, формируемое как результат успешного решения моделируемых задач и процессов, стимулирующее развитие студента и интерес к поиску возможных решений новых профессиональных задач. Особенностью формирования стимулов к самостоятельному креативному решению диктуемых образовательным процессом вопросов в условиях медицинского вуза является тот факт, что подобный процесс оказывается сопряжённым с последовательным формированием профессиональной направленности на профессию врача либо профессию провизора. Конечным результатом подобного процесса является целостная личность. Такая личность интегрировала в свою профессиональную деятельность собственные стремления, возможности и убеждения, а также знания, полученные в образовательном процессе, и воспроизводит образ компетентного специалиста, умеющего рационально, грамотно и творчески анализировать и решать профессиональные задачи. Целью современного образовательного процесса может являться формирование подобной личности, данный аспект актуален и для образовательного процесса в медицинском вузе.
Цель исследования – определить ключевые аспекты значения портфолио и сопряжённых элементов самообразовательной деятельности в формировании целостной личности – компетентного специалиста-профессионала, являющегося врачом либо провизором.


90
Методы исследования. Теоретический обзор научной литературы по теме исследования, описательно-аналитический метод.
Результаты
и
обсуждение.
Формирование профессиональной направленности студента-медика – сложный и многогранный процесс, характеризуемый интегрированием комплекса устойчивой мотивации к профессиональной деятельности, заинтересованности, широкого спектра знаний профессиональных дисциплин и понимания социальной значимости профессии, важности неукоснительного следования принципам медицинской этики и деонтологии. Понимание профессиональной направленности раскрывается в когнитивном, ценностно-мотивационном и деятельностно-операционном критериях термина.
Когнитивный критерий отражает рациональное толкование направленности на медицинскую профессию.
Такое толкование воспроизводится в форме понимания основ и принципов профессиональных дисциплин (латинский язык, анатомия человека, физиология (нормальная и патологическая), терапия и хирургия и др. дисциплины для врача; латинский язык, химия, фармакология, ботаника и др. дисциплины для провизора), а также роли и значимости самообразовательной деятельности как неотъемлемого элемента развития личности.
Ценностно-мотивационный критерий отражает понимание ценности, а также социальной и личностной значимости медицинской профессии, устойчивое стремление стать компетентным специалистом.
Деятельностно-операционный критерий представляет собой интегративный феномен, раскрывающий формирование целостной личности и её самореализацию. Данный критерий может быть определён умением личности оперировать знаниями профессиональной важности и стремлением к их углублению, личностному самосовершенствованию и профессиональному росту
[3, c. 26-29].
Понимание критериев позволяет определить комплекс мероприятий мотивирующего характера, направленных на формирование интереса к различным ключевым аспектам профессиональной деятельности на уровне профессионального становления. Данные мероприятия имеют характер комплексного феномена, конечная цель которого – формирование профессиональной направленности, рассматриваемой с позиции стремления к самореализации личности
(деятельностно-операционный критерий).
Мероприятия носят самообразовательный характер, поощряют творческий подход, инициативность, исполнительность, трудолюбие, упорство студента.
Высокую значимость при реализации мероприятий самообразовательной деятельности в образовательном процессе медицинского вуза имеет изучение латинского языка как базиса, опосредующего характер дальнейшего профессионального развития и саму возможность подобного развития.
Определены «познавательно-творческий» и «профессиональный» направления в преподавании латинского языка, позволяющие как комплексно оценить явленность ключевого принципа медицинской профессии:


91
Invia est in medicina via sine lingua Latina («Непроходим путь в медицину без латинского языка»), так и определить основные аспекты возможного изучения латинского языка при формировании творческого подхода и интереса к проектной самообразовательной деятельности у студентов лечебного, фармацевтического и других факультетов [1, c. 107-108].
Основные формы поисковой внеаудиторной самостоятельной работы студентов, интегрированные в систему самообразовательной деятельности в контексте формирования профессиональной направленности, раскрываются, при рассмотрении особенностей изучения латинского языка, в аспекте более комплексного подхода к проблематике дисциплины. В деятельности студенческого научного кружка кафедры иностранных языков как элемента студенческого научного общества университета наиболее важную роль играет инновационный подход. Данный подход заключается в комплексе мероприятий, проблемных задач для студентов, направляющих их поисковую инициативу в сторону обобщения и углубления изученного материала, а также стимулирующих творческий подход к выполнению заданий, в котором студенты ощущают профессиональную и личностную заинтересованность [3, c. 72-73].
При рассмотрении
«познавательно-творческого» направления преподавания латинского языка следует отметить такие реализуемые мероприятия, как проведение познавательных работ с крылатыми латинскими изречениями, организация конкурса на лучшее отображение латинского изречения, а также конкурса на лучшее представление в виде стихотворения латинских изречений с определённой идеей. Студенты ежегодно выражают заинтересованность в переводе студенческого гимна «Gaudeamus», играющего важную ценностную роль как одного из символов студенчества и ключевого символического феномена, воспроизводимого посредством изучения латинского языка. Неотъемлемым элементом изучения латинского языка является конкурс на лучший перевод студенческого гимна «Gaudeamus». Активным является участие студентов в конкурсах рефератов, стендовых докладов, наглядных учебных пособий, видеофильмов и других конкурсных мероприятиях кафедрального, университетского и более высоких уровней. Регулярным является участие студентов в научно-практических конференциях различных уровней в форме подготовки и выступлений с сообщениями либо докладами, в предметных олимпиадах по латинскому языку регионального, всероссийского, международного уровней. Отмечается высокая публикационная активность студентов в региональных, ведомственных, всероссийских, международных изданиях [1, c. 107; 3, c, 72-74, 99-101]. «Профессиональное» направление обучения латинскому языку студентов-медиков неразрывно связано с
«познавательно-творческим». Однако данное направление также позволяет сформировать у студента необходимую профессиональную эрудицию, выполняет роль связующего звена между изучением латинского языка и иных профессиональных дисциплин как источник терминологии, профессиональных


92 знаний, понятий и требований, ресурсов для самообразовательной деятельности
[1, c. 107; 3, c. 100-101].
Целями вышеуказанных мероприятий кафедры является формирование критического мышления и должной эрудиции студента, мотиваций к творческому решению профессиональных задач и умения находить решение проблемы в непредвиденных обстоятельств, развитие памяти, внимания, логического мышления, навыков самообразования как важнейших качеств специалиста-профессионала. Такие мероприятия носят, как правило, системный характер, так что для студентов оказывается возможным всестороннее обнаружение профессиональной значимости и личностной ценности латинского языка как изучаемой дисциплины [3]. Данная дисциплина является необходимой для врача-профессионала как элемент не только профессионального совершенствования, но и личностного воспитания. Изречение Гиппократа
Omnium profecto artium
medicina
nobilissima
(«Из всех наук, безусловно, медицина самая благородная») обосновывает уникальность и обособленность как профессии врача, так и профессии провизора, в контексте понимания следования общечеловеческим принципам сострадания, помощи, участия, осознания высочайшей ценности жизни и здоровья. Осознание подобной обособленности профессий может быть реализовано посредством проведения мероприятий, организующих и регулирующих самообразовательную деятельность студентов-медиков при изучении латинского языка.
В настоящий момент мероприятия, организующие самообразовательную деятельность при изучении латинского языка и обеспечивающие развитие процедур формирования портфолио как комплексного выражения познавательных и морально-этических основ специалиста-профессионала, продолжают развиваться. Организуется новая форма самообразовательной деятельности – лингвистические квесты, позволяющие воспроизвести ощущение сопричастности ключевым предметным выражениям эпохи и мира, раскрываемого посредством глубинного изучения латинского языка. Получает развитие межкафедральная работа (к примеру, проведение билингвальных монотематических конференций кафедры иностранных языков и кафедры биологической химии для студентов фармацевтического факультета), позволяющая рационализировать в аспекте соответствия возможным профессиональным приоритетам научно-познавательный поиск студента.
Заключение. Портфолио как результат самообразовательной деятельности студента играет важнейшую роль в личностной самореализации студента, в усвоении профессиональных и этических принципов, диктуемых изучаемыми дисциплинами для достижения профессионального роста и успеха. Отмечено, что студенты медицинского университета, проявлявшие высокую активность в самообразовательной деятельности при изучении латинского языка, оказывались более активными в научно-исследовательском плане и в дальнейшие годы обучения в университете. Исследовательская самообразовательная деятельность формирует важнейшие личностные качества специалиста-профессионала,


93 позволяет учиться решать сложные профессиональные задачи, определяет стимулы специалиста к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   79