Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1023
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
167 планировалось создать кампус. Кроме нынешнего главного корпуса, здания анатомического музея и других построек, предусматривалась разбивка большого студенческого парка, водной станции (бассейна), спускающегося к реке, в форме большого амфитеатра зала для концертов и мероприятий под открытым небом.
К сожалению, кроме главного корпуса и общежитий, из-за больших затрат на восстановление после войны разрушенных зданий, постепенной застройки жилыми домами выделенной территории полностью реализовать довоенный проект кампуса не удалось.
В 30-х годах, о чем сообщил на встрече с преподавателями и студентами мединститута заместитель наркома здравоохранения М.Г. Гуревич, Наркомздрав остановился на пятилетнем образовании врача, хотя этот срок не вполне устраивал, и студенты, по его словам, должны учиться 6 и даже 7 лет. Однако необходимость быстрого насыщения здравоохранения врачами не позволяла этого сделать. И только в 1946-1947 годах вузы перешли на шестилетний срок обучения, а в 60-х годах с введением обязательной одногодичной последипломной подготовки страна фактически вышла на
7-летнее обучение [13].
Одной из главных страниц в истории отечественного высшего медицинского образования в 30-е годы XX в., помимо открытия новых медицинских вузов, стало существенное изменение методики обучения студентов. Дело в том, что в 1935 г. в газете «Правда» от 4 декабря группа известных ученых в лице заслуженных деятелей науки профессоров
М.И. Авербаха и Л.И. Свержевского, академика М.Б. Кроля, профессора
В.Н. Виноградова и др. опубликовали статью, в которой изложили злободневные вопросы учебы студентов-медиков. В частности, они указывали на то, что студенты большую часть времени вынуждены проводить в стенах института, скованные жесткими рамками учебного плана и времени. Они также писали, что за семинарскими занятиями до сих пор скрываются отголоски бригадного метода, разработанного в США и являющимися разновидностью некого
«Дальтон-плана». Этот метод подвергался осуждению в советской высшей школе в связи с тем, что организация постоянных учебных бригад вела к обезличиванию студентов в учебной работе. По воспоминанию родителей одного из авторов, кто-то один, например, староста-бригадир, сдавал зачет за всю бригаду, что вело к снижению индивидуальной ответственности студентов и роли преподавателя. В Курском мединституте этот метод еще применялся в самые первые годы. Авторы подчеркивали большое значение индивидуальной самостоятельной и научной работы студентов под руководством преподавателей, что в последующие годы нашли отражение в практике отечественной высшей школы [13].
Представление об изучаемых дисциплинах в медицинских вузах в то время дает, в частности, перечень таковых в Свидетельстве (дипломе) об окончании
Ленинградского института медицинских знаний, выданный в 1926 г., будущему профессору М.А. Черкасскому и хранившийся в музее истории КГМУ. Перечень изучаемых в течение пяти лет дисциплин был разделен
168 на теоретические курсы в объеме 40 дисциплин и практические занятия в объеме
11 медицинских дисциплин. В число теоретических курсов входили органическая и биохимическая химия, нормальная анатомия, общая и частная гистология, физиология, рефлексология, пропедевтические клиники внутренних и хирургических болезней, патологическая анатомия и патологоанатомическое вскрытие, микробиология, фармакология, оперативная хирургия с топографической анатомией, гигиена труда, гигиена воспитания, судебная медицина, социальная гигиена, акушерство и гинекология, глазные болезни, нервные болезни, семиотика и диагностика душевных болезней с клиникой, психиатрическая клиника, перечень терапевтических и хирургических клиник
(факультетских и госпитальных) и ряд других дисциплин. Практические занятия предусматривались по многим из перечисленных дисциплин. Например, по экспериментальной гигиене, анатомии, патологической анатомии и клиническим дисциплинам. В отличие от учебных планов более позднего советского времени отсутствовал марксизм-ленинизм, а политическая экономия занимала последнюю строку списка.
Экзамены (в то время назывались испытаниями) принимала государственная квалификационная комиссия по 11 дисциплинам, включая анатомию, физиологию, гигиенические и основные клинические дисциплины. В
40-е послевоенные годы их уже стало семь [2].
До начала Великой Отечественной войны в школах, техникумах, вузах обучались десятки тысяч юношей и девушек. Когда началась война гитлеровцы закрыли на оккупированных территориях все учебные заведения, включая медицинские вузы. Эвакуация многих студентов, как правило, проходила путем временного зачисления в ещё оставшиеся на неоккупированных территориях вузы в направлении с западных областей в восточные или в восточные и среднеазиатские регионы.
Изучение приказов директора Курского института периода начала войны позволяет говорить о зачислении, хотя и временном, целого ряда студентов из
Смоленска, Украинской ССР, Белорусской ССР в Курский медицинский институт. Затем студентов переводили в вузы восточных областей страны. Туда же вывозили наиболее ценное имущество лабораторий и библиотечного фонда.
После занятия немецко-фашистскими захватчиками Курска в помещении библиотеки немцы устроили госпиталь.
Большинство преподавателей и выпускников медицинских вузов в качестве врачей участвовали в Великой Отечественной войне. Много профессоров работали в тыловых эвакогоспиталях и других медицинских учреждениях по месту эвакуации.
Известный историк медицины М.К. Кузьмин (1970) приводит сведения о том, что в годы войны за совершенные подвиги были удостоены правительственных наград более 100 тыс. врачей, фельдшеров, медицинских сестер, санинструкторов. Массовый героизм медиков во многом явился достижением патриотического воспитания в высших и средних специальных
169 учебных заведениях. Среди них немало было сотрудников и выпускников
Курского мединститута.
Наглядную картину судьбы многих медицинских институтов в годы войны дает нам история Курского медицинского института. Последним днем занятий в нем стало 4 октября 1941 г., а уже 8 октября эшелон, в котором находилось 75 человек профессорско-преподавательского состава, 200 студентов и ценное оборудование кафедр, отбыл в Алма-Ату. Студенты и многие преподаватели вошли в состав Казахского мединститута. Ряд профессоров были трудоустроены в медицинских учреждениях Казахской ССР и областях РСФСР, эвакогоспиталях, готовили средних медработников.
Но главной страницей истории военного времени в Курском мединституте стало участие на фронтах Великой Отечественной войны студентов и преподавателей. Уже в первые дни войны ушли на фронт 32 преподавателя (Я.С.
Андросов, А.Н. Глинский, Г.П. Истомин, Е.Я. Куперман, Д.П. Смирнов, Т.Ю.
Еремлев,
С.М.
Куклин,
А.В.
Холод,
М.Г.
Чурсанов,
А.А. Раппопорт, М.Н. Лурье и др.). Ушли на фронт военврачами 210 выпускников, сдавших государственные экзамены, многие выпускники первого выпуска 1940 г. Война помешала закончить полный курс обучения студентам третьего набора 1937 года, в сентябре четверокурсники прошли ускоренный курс обучения и в качестве зауряд-врачей 231 человек ушли в действующую Красную
Армию [6].
Оставшиеся в городе студенты проявили себя в оказании медицинской помощи населению оккупированной Курской области и г. Курска. Так, в 1945 г. зауряд-врач Л.В. Котенко первая из рук наркома здравоохранения
Л.Ф. Третьякова получила знак отличника здравоохранения за самоотверженный труд по оказанию в годы войны педиатрической помощи в г. Курске, чем она была известна в городе и в послевоенные годы.
Сотрудники, выпускники и студенты института участвовали в боях за
Ленинград, Москву, Сталинград, в Курской битве, освобождали Будапешт,
Варшаву, Прагу, дошли до Берлина. Десятки выпускников, выполняя врачебный долг, отдали жизнь за Родину. Имена выпускников 1941 г. высечены на стеле в главном корпусе университета, хотя с учетом других выпусков, этот список нельзя, к сожалению, считать полным. Некоторые воспитанники института участвовали в партизанских отрядах или вели подпольную работу.
Обращает на себя внимание тот факт, что в первые послевоенные годы институту была выделена территория в несколько гектаров для выращивания картофеля и других овощей, которые они использовали для приготовления блюд столовой для студентов и преподавателей.
На территориях страны, не подвергшихся оккупации, учебный процесс в вузах продолжался в прежнем режиме с утвержденными учебными планами с усилением компонента мобилизационной составляющей и увеличением времени на изучение военно-полевых медицинских дисциплин.
В бывших оккупированных городах очень быстро приступили к восстановлению разрушенных помещений и возобновлению учебного процесса.
170
Восстанавливали в работающие вузы студентов из еще не освобожденных территорий.
Выявился колоссальный материальный ущерб, нанесенный гитлеровскими захватчиками медицинским вузам. Например, в Курском мединституте этот ущерб составил почти 6 млн. рублей в ценах того времени. По мере освобождения городов многие студенты возвращались в свои прежние институты и участвовали в их восстановлении. Для примера можно привести еще один факт из истории Курского мединститута. Сразу после освобождения г.
Курска в 1943 г. по приказу Наркомздрава была создана группа профессоров и направлена в разрушенный Курский мединститут для организации работ по его восстановлению и возобновления учебного процесса. В восстановлении зданий активную роль играли студенческие ремонтные бригады. Работали они, как правило, после занятий. Причем в последние послевоенные годы наблюдалось явное преобладание девушек.
В 1945-1946 гг. состоялись выпуски студентов из ранее разрушенных институтов. А в 1946-1947 гг. зачислили для окончания учебы и получения диплома «зауряд-врачей», т.е. прервавших обучение и ушедших на фронт в 1941 г. студентов 4 курса.
В январе 1947 года на пленуме методического совета при управлении высшими медицинскими учебными заведениями
Министерства здравоохранения РСФСР при обсуждении вопроса о научно-исследовательской работе студентов было внесено предложение реорганизовать работу научных кружков, объединив кружки кафедр в студенческие научные общества (СНО) вуза. Был выработан примерный устав СНО. По материалам совета был издан соответствующий приказ министра высшего образования СССР, на основании которого началась работа по реорганизации научно-исследовательской работы студентов в медицинских институтах. В практику, в частности, вошло проведение в вузах ежегодных студенческих научных конференций, издание сборников студенческих работ.
Реорганизация студенческой научной работы в это время стала проводиться и в Курском мединституте. Было создано бюро по руководству научными кружками. Научными руководителями общества были известные тогда в вузе профессора: Ф.К. Меньшиков, А.Г. Кроль, М.И. Равич-Щербо, М.А.
Черкасский и др. Председателем СНО избирался студент. С тех пор в практику вошло ежегодное проведение итоговых конференций. В 1951 г. вышел первый сборник студенческих научных работ. В 1950 г. Курский мединститут принял участие в
1-й
Всесоюзной студенческой конференции в г. Москве. СНО Курского мединститута в 50-е годы поддерживало связь с 16 вузами. Таким образом, студенческая наука превратилась в важнейшее звено в системе высшего медицинского образования [6, 8, 14].
В 40-60-е годы с поправкой на нынешний статус вузов были созданы
Красноярский, Владивостокский, Курганский, Южно-Уральский, Ярославский,
Оренбургский,
Тюменский,
Рязанский,
Кемеровский медицинские университеты, Читинская медакадемия. Открытие новых медицинских вузов
171 требовалось для решения государством задачи полного обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью. В то время СССР занял лидирующее место в мире по количеству врачей на 10 тыс. населения [8].
В 50-е годы обучение специалистов совершенствовалось в рамках сложившихся еще до войны традиционных подходов в подготовке врача: методическое обеспечение лекций и практических занятий, наглядность в преподавании, самостоятельная работа студентов. Признаки перелома в использовании традиционных форм обучения наступили в середине 60-х годов прошлого века. В 1965 г. Минздрав РСФСР вместе с известными учеными и организаторами здравоохранения (И.В. Давыдовский, А.И. Нестеров,
С.Я. Чикин) сформулировали проблему значительного совершенствования учебного процесса в вузах по подготовке нового типа высококвалифицированного врача. К решению этой проблемы подключились все медицинские институты, вследствие чего процесс обучения получает новый импульс с целью обеспечения более глубокой подготовки специалистов [14]. В числе новаторов совершенствования подходов и методов обучения был Курский медицинский институт. В учебные планы вводятся новые дисциплины: биофизика, медицинская генетика, психология, основы медицинской техники с электроникой. Значительного увеличения учебно-методической работы в вузах потребовало создание в 80-х годах новых кафедр и факультетов. В решении возникших проблем активно участвовали органы здравоохранения республик, краев и областей.
Важным разделом истории высшего медицинского образования является фармацевтическое. Аптекарскому делу в России начали обучать еще в XVIII веке. С этого времени фармацевтическое образование прошло большой путь [10]. Тем не менее первый фармацевтический институт был создан в 1919 г. в Петрограде. До этого события будущих фармацевтов обучали в аптеках, на специальных курсах в университетах.
В 1966 году в Курском мединституте был открыт фармацевтический факультет. Организатором факультета был ректор медицинского института, профессор Н.Ф. Крутько, инициатива которого была связана с потребностью регионов Центральной России в фармацевтических кадрах высшей квалификации. Первым деканом вновь образованного факультета стал бывший в те годы доцентом, а сегодня – заслуженный деятель науки РФ, отличник здравоохранения, д.м.н., профессор, почетный профессор
КГМУ
Л.Г. Прокопенко.
К 1970 г. подготовка провизоров в СССР осуществлялась в 22 вузах, в том числе в 4-х фармацевтических институтах, 16 фармацевтических факультетах и
2 фармацевтических отделениях. В их число входил и фармацевтический факультет курского мединститута.
Актуальные вопросы медицинского и фармацевтического образования обсуждались на учебно-методических конференциях. Учебно-методические конференции стали площадкой для обмена опытом и дискуссий о новых подходах и методах обучения студентов. Кстати, с 1935 г. в Курском