Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1027

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

177
• способы управления учебно-познавательной деятельностью;
• виды контроля учебных показателей студентов.
В настоящее время существуют и широко применяются следующие модели электронного обучения:
• локальное электронное обучение (электронное самообучение);
• дистанционное электронное обучение, контролируемое преподавателем асинхронно;
• дистанционное электронное обучение, управляемое педагогом в режиме реального времени [2].
Локальное электронное обучение направленно на реализацию асинхронной модели организации учебно-педагогического процесса, базирующегося на самостоятельной деятельности студента с применением электронных образовательных ресурсов в текстовом, графическом форматах в пределах данного электронного средства. Электронные учебные ресурсы этой группы могут быть скопированы на персональный гаджет (смартфон, планшет) студента, должны работать в автономном режиме и состоять из электронных тестов; мультимедийных образовательных программ; электронных баз данных; электронных презентаций; электронных учебно-методических пособий.
Обучение по этой модели не контролируется преподавателем непосредственно, а уровень учебных достижений студента оценивается посредством специальной автоматизированной программы диагностики его знаний. Объем учебного материала полностью задан и ограничен используемыми средствами. Задания можно выполнять без ограничений во времени, поэтому интенсивность и порядок усвоения учебного материала студент определяет самостоятельно с учетом своих возможностей и способностей.
Дистанционное асинхронно контролируемое обучение – это один из методов дистанционного образования, при котором студент и преподаватель физически изолированы друг от друга, а их учебное взаимодействие осуществляют асинхронно. В основе этой асинхронной модели лежит процесс постоянного обмена электронными учебными материалами, выполненными заданиями и замечаниями. Такая форма обучения является наиболее подходящей для тех студентов, которые в силу различных причин, не могут адекватно и самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности. Им необходимы консультации преподавателей по содержанию учебного материала, оценка результатов их учебной деятельности.
Дистанционное синхронное обучение предусматривает метод синхронного обучения, в котором учебное взаимодействие между преподавателем и студентом осуществляется в режиме реального времени. Такая модель обучения основывается на объединении студентов в виртуальные учебные группы (Virtual Learning Communities). Участники созданных виртуальных учебных коллективов взаимодействуют между собой как внутри одной группы, так и между студентами из разных групп.
Цель исследования – оценка эффективности использования электронных технологий в обучении студентов на кафедре общей хирургии.


178
Материалы и методы. Исследования проводились с использованием метода контент-анализа с элементами обобщения у 158 студентов 3-го курса лечебного, педиатрического и международного факультетов КГМУ.
Результаты исследования. Общая хирургия – это дисциплина, включающая в себя не только основы хирургии, но и онкологии, травматологии, анестезиологии, трансфузиологии. Поэтому этот раздел клинической медицины постоянно развивается, так как появляются новые данные, трансформируются традиционные парадигмы об основных положениях хирургии, разрабатываются новые методики диагностики и лечения. Улучшение подготовки студентов медицинских вузов диктует необходимость модернизации учебно- педагогического процесса, адаптации существующих учебных программ к современным представлениям в диагностике и лечении хирургических заболеваний. Знание основных положений общей хирургии необходимо врачу любой специальности.
В настоящее время на кафедре общей хирургии используются различные модели электронного образования, которые дополняют и повышают эффективность традиционных методов обучения студентов.
Каждое практическое занятие начинается с проверки исходного уровня знаний студентов посредством компьютерного тестирования, где учащиеся отвечают на вопросы различной сложности, которые имеют оригинальные иллюстрации и схемы. Таким образом, преподаватель имеет возможность определить общий уровень подготовки студентов, что имеет немаловажное значение в последующем обсуждении темы занятия. Тестовые задания по каждой теме выложены на web-сайте кафедры общей хирургии. Студенты могут ознакомиться с ними и при желании скопировать их на любой электронный носитель для подготовки к занятию в удобное для себя время.
Тематика практических занятий предусматривает разбор клинических ситуаций по определенной нозологии в форме решения ситуационных задач.
Перечень клинических задач по каждой теме находится на web-сайте кафедры общей хирургии. Студент может готовиться к занятиям в форме их изучения без ограничения во времени. Для этого необходимо использовать информацию, найденную в интернете. Поэтому кафедрой общей хирургии рекомендуются различные сайты медицинского профиля, где учащийся работает с конкретными источниками медицинской информации, например, с цифровыми рентгеновскими снимками и т. д.
Изучение курса общей хирургии включает технику различных видов манипуляций и оперативных вмешательств. На кафедре общей хирургии используются видеофильмы, где показывается техника наиболее часто проводимых манипуляций и хирургических вмешательств с соответствующими пояснениями, в том числе снятых сотрудниками кафедры. К примеру, на занятиях по десмургии демонстрируется видеофильм, где наглядно излагается техника наложения различных видов повязок и транспортных шин. При изучении основ асептики и антисептики студенты имеют возможность получить представление об организации работы операционного блока, перевязочной,


179 процедурного кабинета, а также ознакомиться с техникой обработки и стерилизации медицинского инструментария, операционного белья, перевязочных материалов. Видеофильм по этой теме делает занятие более показательным для всех учащихся в группе. На практическом занятии по неоперативной хирургической технике, которое включает различные виды инъекций, пункций, студентам демонстрируются видеоматериалы с описанием методик проведения вышеописанных манипуляций.
В зависимости от особенностей изучаемой темы большинство лекций на кафедре общей хирургии носит мотивационно-информативный характер. На наш взгляд, лекция должна вызывать желание у студента изучать определенную нозологию и рекомендовать способы получения учебного материала для удовлетворения его интереса. Поэтому все лекции выложены на web-сайте кафедры общей хирургии для того, чтобы учащийся имел возможность с ними ознакомиться в любое время и определить свои приоритеты в подготовке к занятию только исходя из своих интеллектуальных возможностей и способностей. Опыт применения электронных технологий на кафедре общей хирургии показал, что лекция будет наглядной и познавательной только тогда, когда эти технологии применяются для создания возможности визуального творчества.
Для использования современных электронных технологий должны соблюдаться некоторые условия. К примеру, каждый преподаватель должен иметь современный компьютер, сканер, принтер, цифровую камеру. Однако и преподаватель должен активно совершенствоваться, развивая свои навыки работы с компьютером, осваивать новые обучающие программы и т.д.
Заключение. Электронные технологии на кафедре общей хирургии позволяют:
– получать необходимую информацию для повышения уровня знаний;
– систематизировать информацию, благодаря электронным библиотекам;
– моделировать ситуации с целью их изучения;
– обмениваться информацией между несколькими пользователями.
Электронные технологии, как форма обучения, позволяют полноценно достигать поставленной цели обучения по курсу «Общая хирургия» и должны использоваться на клинических кафедрах.
Список литературы
1.
Гуреев, И.И. Значение компьютерных технологий в обучении на кафедре общей хирургии / И.И. Гуреев // Университетская наука: взгляд в будущее. Сборник научных трудов по материалам
Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах. Под редакцией В.А. Лазаренко. – 2018. – С. 419-423.
2.
Каменева, Т.Н. Педагогические технологии в электронном образовательном пространстве: традиции и инновации / Т.Н. Каменева //
Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). –
2013. – Т. 16, № 1. – С. 609-626.


180 3.
Муромцева,
А.В.
Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения / А.В. Муромцева // Вестник МГОУ. Серия
«Лингвистика». №1, 2011. С. 195-198.
4.
Применение компьютерных программ для улучшения эффективности изучения модуля «Основы анестезиологии» по дисциплине
«Общая хирургия» / Е.В. Дябкин [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 465.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОВИЗОРОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ»
Денисова Н.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармации ФПО
Введение.
В современных социально-экономических условиях фармацевтическая деятельность характеризуется повышенным уровнем ответственности перед обществом, требует от специалиста постоянного совершенствования своих профессиональных компетенций. Необходимость соответствия динамично меняющимся законодательным требованиям и условиям в сфере обращения лекарственных средств; ориентация на повышение конкурентоспособности, рентабельности финансово- хозяйственной деятельности организаций, качества оказываемых услуг диктуют новые требования к системе дополнительного профессионального образования. Важнейшими элементами новой образовательной парадигмы являются: принцип непрерывности повышения квалификации, привлечение к обучению ведущих специалистов отрасли, использование учебных симуляций и дистанционных технологий.
С 2016 года система дополнительного профессионального образования, построенная на принципе непрерывности обучения в течение всей трудовой деятельности, постоянно совершенствуется. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 926 утверждена Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМиФО) в Российской
Федерации на период до 2021 года. Реализация Концепции позволит разработать актуальные программы; активно использовать информационно- коммуникационные технологии; сформировать у специалистов положительное отношение к самообразованию; повысить возможности профессионального и личностного роста; установить взаимодействие по вопросам подготовки кадров


181 между заинтересованными субъектами (работодателями, образовательными организациями, общественными и профессиональными структурами) [3].
Важную роль в реализации НМиФО играют информационные образовательные технологии, позволяющие обеспечить непрерывность обучения без отрыва от профессиональной деятельности, экономить финансовые и временные ресурсы обучающихся, получать доступ к актуальным курсам ведущих образовательных организаций на расстоянии и т.д. Правовые аспекты использования информационных технологий отражены в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. В данном документе представлены понятия электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), регламентирована возможность их применения при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования.
ЭО представляет собой комплекс учебного контента в составе баз данных; информационных технологий, обеспечивающих обработку информации; технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Использование ЭО предполагает создание электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам и обеспечиваются коммуникации между участниками процесса. В отличие от ЭО дистанционные технологии являются инструментом взаимодействия обучающихся и педагогических работников на расстоянии в основном с помощью информационно-телекоммуникационных сетей.
Целью данного исследования явилось изучение объема и направлений использования ЭО и ДОТ в структуре предложения образовательных услуг в системе непрерывного фармацевтического образования провизоров по специальности «Управление и экономика фармации».
Использованы методы системного, структурно-функционального, контент анализа, социологические, экономико-статистические и другие.
Непрерывное фармацевтическое образование (НФО) как часть системы
НМиФО включает два структурных компонента: 1) дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) и 2) образовательные мероприятия (ОМ), электронные учебные модули (ЭУМ). ДПП
ПК представлены на
Портале
НМиФО
Минздрава
России
(http://edu.rosminzdrav.ru). Портал позволяет медицинским и фармацевтическим специалистам получать общую информацию о системе непрерывного образования; формировать пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность; выбирать соответствующие программы.
Анализ предлагаемых для провизоров по основной специальности
«Управление и экономка фармации» ДПП ПК, зарегистрированных на Портале, позволил установить, что на момент проведения исследования в базе представлено 357 предложений в период с 1.11. 2018 г. по 20 декабря 2019 г.