Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1029
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
182
Образовательные услуги предлагают 33 организации, в т.ч. 25 (75,8%) в статусе образовательных организаций высшего образования, 7 (21,2%) в статусе организаций дополнительного профессионального образования и 1 (3,0%) общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированные на территории
26 субъектов Российской Федерации. В базе 114 ДПП ПК. В среднем на одну программу приходится три варианта предложения в различные периоды в течение года. Непосредственное отношение к системе НФО имеют 110 ДПП ПК, в т.ч. 9 (7,9%) трудоемкостью 18 ЗЕТ и 101 (88,6%) трудоемкостью 36 ЗЕТ. 4 программы трудоемкостью 72 ЗЕТ и 144 ЗЕТ в системе НФО не используются.
Учитывая необходимость обеспечения непрерывности образования по возможности без отрыва от осуществления профессиональной деятельности, реализация 51 (46,4%) ДПП ПК осуществляется в заочной форме, 37 (33,6%) – в очно-заочной, 22 (20%) – в очной. Предлагаемые образовательные программы доступны обучающимся по цене: 5 ДПП ПК (4,5%) имеют стоимость менее 1000 руб., 96 (87,3%) – от 1000 до 3999 руб.; 6 (5,5%) – от 4000 до 6999 руб.; 3 (2,7%)
– от 7000 до 10000 руб. Минимальная стоимость ДПП ПК (18 ЗЕТ) –
920 руб. (Роль качественного сервиса в продвижении товара – АНО ДПО
«Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения»), максимальная стоимость ДПП ПК (36 ЗЕТ) – 10000 руб. (Особенности экономической деятельности аптек – ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»).
Тематика ДПП ПК охватывает наиболее актуальные вопросы в сфере обращения лекарственных средств и соответствует контенту трудовых функций, содержащих в профессиональном стандарте «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» [2]. В таблице представлен анализ структуры ДПП ПК системы НФО по содержанию.
Таблица
Структура ДПП ПК системы НФО по содержанию
№ п/
п
Тематика
Количеств о программ
Доля
,
%
1.
Нормативно-правовое регулирование фармацевтической деятельности, государственный контроль и надзор за соблюдением правовых норм
21 19,1 2.
Фармацевтическое консультирование, вопросы рациональной фармакотерапии
14 12,7 3.
Система менеджмента качества аптечной организации, надлежащая аптечная практика
12 10,9 4.
Фармацевтический маркетинг, ассортиментная политика
11 10,0 5.
Фармацевтический менеджмент, кадровая политика
11 10,0
183
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предметно- количественный учет
10 9,1 6.
Организация процедур приемки и хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента
10 9,1 7.
Экономические аспекты деятельности фармацевтических организаций
10 9,1 8.
Порядок отпуска лекарственных средств
6 5,5 9.
Государственная система контроля качества лекарственных средств
5 4,5
Итого
110 100,0
ЭО и ДОТ используются при реализации 101 (91,8%) ДПП ПК. В большинстве случаев обучение осуществляется с помощью собственных учебных порталов образовательных организаций в электронной образовательной среде, которая обеспечивает слушателям доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением ЭО, ДОТ; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет; получение консультаций преподавателя.
На следующем этапе проведен анализ актуального перечня аккредитованных ОМ и ЭУМ для провизоров по специальности «Управление и экономка фармации» на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава
России (http://www.sovetnmo.ru). Информация о новых мероприятиях и модулях размещается на сайте по мере поступления заявок на оценку для НМиФО от организаций-провайдеров. На момент исследования в базе для провизоров по основной специальности «Управление и экономика фармации» представлены 20
ОМ и 2 ЭУМ. По формату проведения 65% ОМ приходится на аудиторные в виде научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, школ и 35% на
ОМ с использованием ДОТ в виде онлайн-семинаров (вэбинаров) и онлайн- конференций. Провайдерами мероприятий выступают преимущественно фармацевтические профессиональные некоммерческие организации
(ассоциации, лиги, палаты) и образовательные организации.
Минимальная продолжительность ОМ – 1 академический час (1 кредит), максимальная - 6 академических часов (6 кредитов за учебный день). Тематика ОМ соответствует
184 наиболее обсуждаемым и сложным проблемам сферы обращения лекарственных средств (новая система маркировки лекарственных средств, надлежащая аптечная практика, улучшение финансовых результатов и сокращение издержек бизнеса, проверки деятельности и т. п.). Дистанционные ОМ проводятся на базе собственных или арендуемых интернет-платформ.Во время ОМ участникам доступны видео, демонстрация презентации, чаты с возможностью модерации, скачивание документов и др.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 79
Заключение. Активные процессы перехода на систему НМиФО способствуют широкому внедрению в образовательный процесс ЭО и ДОТ.
Востребованность данных технологий в ближайшие годы будет только расти, так как именно они позволяют решать основные проблемы НМиФО: сохранение качества и доступности образования при сокращении временных, финансовых издержек; возможность выбора образовательного контента, формата и вида учебных мероприятий, получения профессиональных консультаций ведущих специалистов отрасли и др.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Российская Федерация.Министерство труда и социальной защиты РФ.
Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» [Электронный ресурс]: приказ от
2 мая 2017 г. № 428н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3.Российская Федерация.Министерство здравоохранения РФ. Об утверждении
Концепции развития непрерывного медицинского и
фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года
[Электронный ресурс]: приказ от 21 ноября 2017 г. № 926 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дергоусова Т.Г.
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Ростов-на-Дону
Введение. Потребности фармацевтической отрасли в специалистах меняются год от года под действием многих обстоятельств, главные из которых
– политика государства на импортозамещение и развитие отечественной фармацевтической промышленности. Фармацевтическая наука требует затрат и необходимых механизмов, которые позволяли бы обучать специалистов в соответствии с кадровым заказом фармацевтической отрасли и, которые могли бы дать возможность вузам современное технологическое оснащение.
Студентам нужно научиться работать на современном дорогостоящем
185 оборудовании. В университете на каждой кафедре построить мини-завод просто невозможно. Есть самые разные технологические линии, на которых изготавливают продукцию от таблетки до инновационных лекарственных форм.
Стоимость этих линий такова, что никто не сможет их университету оплатить.
Поэтому, здесь один из выходов – использование в процессе обучения электронных ресурсов, дистанционных образовательных технологий, симуляторов и виртуальных тренажеров [2].
Целью исследования: проанализировать использование вузами современных технологий в фармацевтическом образовании.
Методы исследования: обзор литературных источников, доступных электронных ресурсов по данной тематике за последние пять лет.
Изложение основных результатов. Современная нормативно-правовая база допускает использование в медицинских вузах смешанного обучения, при котором совмещают традиционное обучение в аудиториях, лабораториях и электронное обучение, дистанционные образовательные технологии [1, 3].
При реализации образовательной программы по специальности
«фармация» во многих вузах используются выше перечисленные технологии.
Это объясняется особенностями фармацевтического образования, требующего развития практических умений, что невозможно обеспечить только при использовании традиционного обучения. Следует отметить, что использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий помогает формировать у студентов умения виртуальных коммуникаций и пользования информационными технологиями.
Область применения симуляторов в фармацевтическом образовании достаточно широка. Они могут использоваться для формирования технических навыков обращения с оборудованием и инструментами; освоения выполнения различных процедур; обучения клиническим и фармацевтическим компетенциям: анализ рецептов, прописей и заказов на изготовление лекарственных препаратов; разработка составов и технологических процессов; коммуникативным умениям (общение с коллегами, пациентами и медицинскими работниками) и принятию решений в стандартных и нестандартных или экстренных ситуациях; управлению рисками (воспроизведение ситуаций с побочными эффектами, медицинскими ошибками и т.д.). Наиболее широко используются и изучены следующие технологии: стандартизованные пациенты; высоко реалистичные симуляторы; 2D и 3D-лаборатории; 3D виртуальная реальность [4].
Использование симуляторов и виртуальных тренажеров в фармацевтическом образовании имеет свои преимущества: возможность создания безопасного для студента рабочего пространства, в котором он может отрабатывать различные умения без риска нанести вред себе или пациенту; создание образовательного пространства, которое полностью замкнуто на потребностях обучаемого; возможности многократного повторения движений и подходов (до достижения автоматизма); возможности наращивать степень сложности разыгрываемых сценариев и действий; возможность погружения
186 обучающихся в редкие ситуации, в которых необходимо быстро принимать решения и действовать.
К достоинствам симуляторов и виртуальных тренажеров следует отнести их применимость как для индивидуальной работы студента, так и для обучения в группе. Симуляторы и тренажеры могут использоваться для различных видов аттестации и текущего контроля [3].
При реализации образовательных программ в области фармации широко используются симуляторы 2D – различные видеофильмы и ролики.
К симуляторам относится и учебная аптека, которая помогает формировать у студентов умения: по организации приемки и хранению лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы; по отпуску лекарственных средств населению и другие компетенции.
Реалистичность таких симуляторов-тренажеров зависит от сложности установленного в аптеках оборудования и его интеграции в единый комплекс.
Для обучения студентов медицинским дисциплинам используются имеющиеся в распоряжении вузов медицинские симуляционные центры.
Сегодня в фармацевтическом образовании стала популярной технология использования
«стандартизованных» пациентов, реализуемая и как компьютерная симуляция сценариев взаимодействия провизоров и пациентов из реальной жизни (технология 2D и 3D), так и специально подготовленных людей.
Cтуденты могут опрашивать виртуальных пациентов, симулятор может отвечать на эти вопросы в различных сценариях, причем в отличие от людей, компьютерная программа обеспечивает стандартную симуляцию.
Виртуальные лаборатории используются университетами в фармацевтическом образовании для обучения базовым дисциплинам. Для анимации экспериментов используется 2D флеш-анимация (AdobeFlash), и инженерные подходы – такие как эксперименты с удаленным триггером или удаленно контролируемые эксперименты. Также дополнительно могут быть включены видеоролики, показывающие выполнение лабораторных испытаний.
Университеты пользуются как собственными самостоятельно разработанными лабораториями, так и универсальными (коммерческими и бесплатными) [4].
В последние годы стали появляться 3D лаборатории, в которых моделируются физико-химические процессы. Такие лаборатории, как правило, универсальные и могут использоваться в образовательных программах различных направлений обучения. Например, виртуальный симулятор SigmaPipe предназначен и для программ по фармации, и по химической технологии.
Университетами активно разрабатываются
3D
– симуляторы
(компьютерные игры) также для формирования управленческих компетенций у студентов: например для отработки умений для разработки планов по продвижению лекарственных средств, маркетингу, развитию фармацевтических компаний.
Существует несколько коммерческих проектов по разработке 3D симуляторов для фармацевтической промышленности – для отработки
187 практических умений персонала компаний по управлению технологическим оборудованием, производственными линиями и установками.
Продвинутым гибридным симулятором является технология создания виртуальных рабочих пространств (Virtual practiceen vironment – VRE). При этой технологии транслируются видео и изображения рабочих мест, например, аптеки. Записывается видеоряд действующей аптеки с реальными звуками и шумами, и проигрывается на трех больших экранах. Преподаватель проводит деловую игру, например, по предоставлению пациенту требуемой информации об отпускаемом препарате [4].
Технологией создания виртуальных рабочих пространств является Cave
Automatic Virtual Environment. Как правило, это помещение, снабженное несколькими (от 3 до 6) видео-проекторами и проекционными поверхностями, образующими вокруг зрителя куб с тремя экранами, на которые транслируется изображение. Пользователь CAVE носит стерео очки с устройством, отслеживающим движение головы с 6-ю степенями свободы и обеспечивающим правильную стереоскопическую проекцию для каждого экрана, по мере движения пользователя внутри CAVE. Второй сенсор и кнопки на пульте, который держит зритель, обеспечивают взаимодействие с виртуальным пространством. Надев 3D-очки, студент окажется на фармацевтическом производстве. Технология позволяет провести виртуальную экскурсию, показав, как происходят те или иные процессы на фармацевтическом предприятии.
Симулятор может давать картину работы на абстрактном заводе или воспроизводить реалии действующего производства. Предлагаются и другие модификации этой технологии – FRAVE (с кибер-перчатками), CristeCave, Di-
Gay и др. Они отличаются друг от друга техническими устройствами и требованиями к подготовке помещений, в которых используются, и соответственно стоимостью оборудования [4].
Один из вариантов применения симуляционных технологий – получение студентами навыков работы. Так, например, в симуляционном классе размещается точная копия реального оборудования, оснащенная образовательным модулем, который позволяет смоделировать процесс работы.
На нем можно опробовать тот или иной режим работы и сразу же увидеть результат, в том числе с учетом допущенных студентом ошибок. Такой высокореалистичный симулятор достаточно успешно заменяет производственную практику на фармацевтических предприятиях так, как правило, организации с большим трудом допускают студентов в «чистые» помещения [5].
Виртуальная лаборатория Usalpharmalab для обучения вопросам обеспечения качества лекарственных средств. Для передачи знаний и формирования умений проводить аудит по GLP (надлежащей лабораторной практики) в симуляторе созданы различные сценарии. Студенты должны выполнить ряд заданий в соответствии с чек-листом, выявить отклонения от установленных требований, провести классификацию выявленных отклонений в зависимости от их критичности. Симулятор основан на технологии «облака»,