Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1030
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
188 чтобы студенты могли осуществлять образовательную деятельность асинхронно
[4].
Существует коммерческий проект Labster, представляющий собой браузерную обучающую видео-игру, содержащую сценарии из реальной жизни по разработке новых лекарственных средств с использованием современного виртуального лабораторного оборудования. Предполагается, что платформа может быть использована как студентами университетов, так и сотрудниками крупных фармацевтических компаний для обучения своего персонала.
Разработаны и универсальные лаборатории, например, лаборатория по органической химии или курс по технике лабораторных работ и техники безопасности, микробиологическая лаборатория и лаборатория по методам
ВЭЖХ. Отличием этих лабораторий от других виртуальных тренажеров является наличие нескольких сценариев, направленных на формирование умений работы в лабораториях, а также сценариев практического применения изучаемых лабораторных техник в реальной жизни. Например, лаборатория по методам
ВЭЖХ содержит сценарии количественного определения действующих веществ в лекарственных формах в рамках работ по изучению стабильности лекарственных препаратов [4].
Другим большим проектом является виртуальная фармацевтическая обучающая игровая платформа 3D формата, на базе которой разрабатываются различные модули виртуальной реальности: отпуск лекарственных препаратов –
MyDispense, управление аптекой – Pharmaville, промышленная фармация –
Pharmatopia [4].
Заключение.
Результаты анализа публикаций, посвященных использованию в образовательном процессе в области фармации виртуальных тренажеров, симуляторов, лабораторий, показывают, что симуляторы создаются и образовательными организациями, и коммерческими компаниями.
Проведенный анализ показал широкий охват виртуальными тренажерами и симуляторами различных дисциплин, традиционно входящих в образовательные программы в области фармации. Наиболее широко симуляторы и виртуальные тренажеры в настоящее время используются для формирования коммуникационных и управленческих компетенций.
Симуляция технологических процессов позволяет обеспечить более углубленное их изучение, включая индивидуальное создание студентами препаратов различного состава и их оценку, что практически невозможно в реальном учебно- производственном комплексе. Такая виртуальная реальность существенно расширяет возможности преподавателя по преподаванию профессиональных дисциплин.
Реализация государственной программы «Фарма-2020» показала, что для обеспечения перехода фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития с позиции доступного и используемого кадрового потенциала и инфраструктуры деятельности, нужны высоко квалифицированные кадры. Для подготовки таких кадров сегодня необходимо использовать весь наработанный опыт и современные возможности образовательного процесса, в том числе открытые виртуальные ресурсы,
189 виртуальные лаборатории, электронные ресурсы и дистанционные образовательные технологии, которые необходимо включать в образовательные стандарты по фармацевтическим специальностям.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции).URL: fzrf.su/zakonob obrazovanii-273-fz.
2. Наркевич И.А. Чем провизоры отличаются от юристов / И.А. Наркевич
// Фармацевтический вестник. – 2015. – № 18(805). – С. 10.
3. Никулина Т.В. Виртуальные образовательные лаборатории: принципы и возможности / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в
России. – 2016. – № 7. – С. 62-66.
4. Свистунов А.А. Отчет о результатах анализа российского и зарубежного опыта практики применения в образовании электронных образовательных ресурсов, виртуальных тренажеров и практикумов, симуляторов, баз знаний в области Фармация / А.А. Свистунов //URL:gmp-mma.ru›Razrabotka2/Otchet-
elektronnyeresursy.
5. Тарасов В.В. Хроматограф для студента / В.В. Тарасов //
Фармацевтический вестник. – 2017. – № 36 (907). – С. 30.
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 79
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Дмитриева Д.Д.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра русского языка и культуры речи
На современном этапе развития общества существует острая необходимость гуманизации отношений. Она проявляется, прежде всего, в сфере медицинского обслуживания, то есть во взаимоотношениях «врач- пациент». По нашему мнению решение данной проблемы заключается в активизации воспитательной работы в медицинских вузах.
В основе профессиональной деятельности врача должна лежать гуманистическая направленность его личности, так как человеческая жизнь представляет наибольшую ценность в мире. Недостаточная профессиональная воспитанность врача может привести к различным негативным последствиям.
Это могут быть как конфликтные ситуации с пациентом и коллегами, так и непрофессиональное поведение, нарушение положений биомедицинской этики и снижение профессиональной ответственности. Таким образом, воспитание студентов должно быть приоритетным компонентом системы высшего образования и необходимой составной частью деятельности преподавателя вуза.
Отметим, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» образование определяют как единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения. В соответствии с этим законом под воспитанием понимают
190 деятельность, которая направлена на развитие личности, а также создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Необходимо, чтобы воспитательный процесс был основан на социокультурных и духовно- нравственных ценностях, а также на правилах и нормах поведения, принятых в обществе, в интересах человека, семьи, общества и государства [5].
Итак, воспитание представляет собой организованный и целенаправленный процесс формирования личности. С точки зрения философии воспитание заключается в воздействии общества на развивающегося человека. В широком педагогическом смысле оно определяется как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на учащегося с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле под воспитанием подразумевается совокупность процесса и результата воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач [4].
В теоретических основах профессионального образования существует такое понятие как профессиональное воспитание. Оно представляет собой сложный вид целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся. В процессе профессионального воспитания необходимо чётко ориентировать студентов в мире ценностей, помогать различать добро и зло во всех жизненных ситуациях. Таким образом, концепция профессионального воспитания студентов-медиков должна быть направлена на создание условий для развития личности будущего специалиста.
Обратимся к рассмотрению особенностей профессионального воспитания в медицинском вузе. Прежде всего, необходимо отметить, что система воспитания будущих специалистов в области медицины должна быть направлена на формирование их профессиональной культуры. Рассмотрим следующие основные компоненты профессиональной культуры специалиста-медика:
1) знания о сферах приложения медицинской деятельности;
2) опыт осуществления известных способов медицинской деятельности;
3) умения подойти творчески к решению новой профессиональной задачи;
4) опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, преломленный через систему ценностей личности специалиста-медика [2].
Итак, профессиональная культура будущего медицинского работника обеспечивает его нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности, высокое качество трудовой деятельности, а также профессиональную компетентность и мобильность [3].
Отметим, что основной целью воспитательной работы в медицинском университете является формирование всесторонне развитой личности высококвалифицированного специалиста-медика, который обладает нравственными, культурными и духовными ценностями и готов к профессиональной коммуникации. Настоящим врачом может быть только
191 специалист с гуманистическим мировоззрением. Специалист-медик должен обладать сформированной системой ценностей. Необходимо, чтобы над личными интересами у него доминировали такие чувства, как желание помочь людям, чувство ответственности, уважение пациентов и самоотверженность.
Таким образом, сформированная система ценностей является необходимым условием становления личности высококвалифицированного специалиста- медика [1]. Итак, становление настоящего врача – это, прежде всего, формирование его как личности и лишь потом как умелого работника.
Личностный подход определяет гуманизацию каких-либо отношений.
Гуманизация берёт начало в медицинском университете. Здесь зарождается врачебная этика, а ценностные ориентации будущего врача приобретают свою устойчивость. Таким образом, студенты медицинского университета в процессе обучения должны приобретать и развивать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и личностные качества, которые необходимы высококвалифицированному специалисту-медику.
Эффективная реализация воспитательной работы со студентами-медиками требует использования особых подходов к данному процессу. Одним из основных подходов, используемых в системе воспитания будущих медицинских работников, является аксиологический.
Аксиологический подход основан на учёте общечеловеческих ценностей и самоценности личности. В системе профессионального воспитания студентов медицинского вуза данный подход утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность. Таким образом, человек является субъектом, способным к организации своей деятельности в мире на основе нравственных установок, духовных идеалов и моральных норм.
Аксиологический подход применяется, как правило, в гуманистической педагогике, так как она рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития. Каждый человек обладает своим собственным мировоззрением и оценивает происходящие события, он ставит перед собой задачи и принимает решения, реализует свои цели. В данном процессе отношение человека к самому себе, окружающему миру, обществу, природе связано с практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным) подходами. Связующим звеном между ними является аксиологический подход.
Следует отметить необходимость проведения в процессе воспитательной работы, основанной на аксиологическом подходе к формированию личности специалиста-медика, межкультурных исследований ценностей студентов [1].
С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются личностные и общественные ценности.
Ценностные ориентации являются одной из основных характеристик личности.
Развитие ценностных ориентаций будущего специалиста-медика является главной задачей профессионального воспитания и важнейшим путём формирования личности. Рассмотрев теоретические основы и особенности профессионального воспитания в медицинском вузе, можно сделать вывод о
192 том, что аксиологический подход даёт возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Профессиональное воспитание, основанное на аксиологическом подходе, позволяет сформировать разностороннюю личность будущего конкурентоспособного специалиста-медика, обладающего высокой профессиональной культурой, интеллигентностью и социальной активностью.
Список литературы
1.
Дмитриева
Д.Д.
Аксиологические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студентов-медиков (на примере изучения РКИ) // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 55-58.
2.
Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. – М.: Педагогика, 1986. – 189 с.
3.
Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксиологического подхода: автореф. дисс…. канд. пед. наук. – Шуя, 2012. – 24 с.
4.
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / ред. М.
В. Буланова-Топоркова – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
5.
Путин В.В. Федеральный закон Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
[Электронный ресурс] // «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5976. –
2012.
Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html, свободный.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ
РАЗНОУРОВНЕВЫХ ТАБЛИЦ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Дмитриева Т.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
«Обучая, учусь».
Сенека Старший
«Если педагог соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он – совершенный педагог».
Лев Толстой
Современное образование специалистов среднего звена требует творческого подхода.
Классификации методов обучения включают традиционные и интерактивные формы. Метод (в самом общем значении) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Метод обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и
193 обучающегося, в результате которой обучающиеся усваивают определенные знания, умения и навыки и формируется мировоззрение. Методы обучения определяют наиболее рациональные способы взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе обучения.
Один из наглядных методов по классификации методов обучения – это таблица. Соединяя требование к обучению с учетом разной подготовки обучающихся, автор в своей педагогической деятельности несколько лет применяет разноуровневые таблицы для диагностики знаний и контроля усвоения изложенного материала.
Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.
Годы совместной творческой деятельности с обучающимися в фармацевтическом колледже побудили автора искать новые методы контроля знаний своих обучаемых. Преподаватель ряда медицинских дисциплин в поиске новых методов проверки усвоения знаний пришла к мнению об активном внедрении таблиц с разным уровнем сложности. Это соединяет современные требования пользования компьютером и знания материала преподаваемых медицинских дисциплин.
Поясню на примере.
Спасение жизни пострадавшего с кровотечением требует быстроты принятия решения об алгоритме оказания помощи. Таблица дает наглядное представление о клинике кровотечения, симптомах, изменении физиологических параметров от потери крови, способах остановки кровотечения. По желанию преподавателя можно ввести любые параметры по изучаемой теме.
Таблица 1 – Эталон при изучении темы
№ п/п
Вид кровотечения
Симптомы
Вариант помощи
1
Артериальное
Пульсирующая струя алого цвета
Максимальное сгибание конечности, жгут кровоостанавливающий
2
Венозное
Равномерная струя вишневого цвета
Холод, жгут-закрутка
3
Капиллярное
Мелкие капли
Обработка раны дезинфицирующим раствором
4
Паренхиматозное
Внешние признаки кровотечения отсутствуют
Холод к животу
Таблица 2 –Первый уровень сложности