Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1033

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

194
№ п/п
Вид кровотечения
Симптомы
Вариант помощи
1
Артериальное
Максимальное сгибание конечности, жгут кровоостанавливающий
2
Равномерная струя вишневого цвета
Холод, жгут-закрутка
3
Капиллярное
Мелкие капли
4
Паренхиматозное
Внешние признаки кровотечения …
Холод к животу
Таблица 2а – Первый уровень сложности (эталон ответов)
№ п/п
Вид кровотечения Симптомы
Вариант помощи
1
Пульсирующая струя алого цвета
2
Венозное
3
Обработка раны дезинфицирующим раствором
4 отсутствуют
Технически это сделать несложно, владея компьютером на уровне обучающегося колледжа. Нужно в таблице для контроля знаний убрать соответствующие графы или столбцы, а убранная информация и есть эталон ответа.
Этот метод дает возможность за короткий промежуток времени проверить знания одновременно нескольких обучающихся при разных вариантах заданий.
Использование описанного метода разноуровневых таблиц на дисциплинах «Первая медицинская помощь» на 2-м курсе отделения лабораторной диагностики,
«Основы патологии» на
2-м курсе фармацевтического отделения, «Безопасность жизнедеятельности» на 2-м курсе фармацевтического отделения и 3-м курсе отделения лабораторной диагностики,
«Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения» на 4-м курсе отделения лечебного дела показало положительную динамику контроля усвоения теоретических знаний обучающихся, что выразилось в повышении оценок будущих специалистов указанных отделений.
Копилка автора включает разработки разноуровневых таблиц по темам практически всех преподаваемых в колледже дисциплин четырех отделений
СПО.

195
Бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова позволяет отнести метод обучения таблицами, в том числе и разноуровневыми к частично- поисковым методам, что стимулирует творчество как преподавателя, так и обучаемого.
Желаю успехов коллегам в предлагаемой автором методике контроля знаний обучающихся в колледже будущих специалистов среднего звена профессий медицинского профиля.
Список литературы
1. https://yandex.ru/images/search?pos=16&img_url=https%3A%2F%2Fcf
.ppt- online.org%2Ffiles%2Fslide%2Fi%2FITQHUq1PpwNCf6FDiearsuVRbl04dn27tAo
KvM%2Fslide-
37.jpg&text=таблицы%20как%20метод%20обучения&rpt=simage&lr=8 2. https://yandex.ru/images/search?pos=26&img_url=https%3A%2F%2Fcf
.ppt- online.org%2Ffiles%2Fslide%2F6%2F6t29qmQaxVRpBv43XEo0dwyYOuAGeF7LI
DfkHP%2Fslide-
3.jpg&text=таблицы%20как%20метод%20обучения&rpt=simage&lr=8 3. https://golubnatalia.jimdo.com/копилка-высказываний-великих- педагогов/
4. https://yandex.ru/images/search?pos=24&img_url=https%3A%2F%2Ffs
00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F146%2F169892%2Fimg13.jpg&text=таблиц ы%20как%20метод%20обучения&rpt=simage&lr=8
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Довгер О.П., Лопата К.М.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра иностранных языков
Целью данного исследования является изучение основных проблем формирования осознанной мотивации самообразования студентов в системе высшей школы в рамках изучения иностранного языка. В качестве методов исследования применялись анализ психолого-педагогической и методической литературы; тестирование; анкетирование; изучение педагогического опыта.
Новые условия развития современного общества ставят перед системой высшего профессионального образования новые приоритеты и задачи. В качестве первоочередной выдвигается задача формирования качественно нового уровня подготовки специалистов, обладающих собственным стилем мышления, оригинальным подходом к решению поставленных задач и профессиональной


196 мобильностью, что напрямую связано с умениями и готовностью к постоянному пополнению и обновлению своей образованности и требует способностей к самообразованию. Решение данной задачи подразумевает повышение значения и статуса самостоятельной работы студента. Совершенно очевидно, что необходимо формировать осознанную мотивацию самообразования.
Мотивация напрямую связана с потребностями личности. По утверждению И.А. Зимней, мотивация – это сложное объединение движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность[4]. Мотивация, кроме того, определяется как особая сфера взаимодействующих мотивов, потребностей, целей и интересов [1]. Активизация самостоятельной работы студентов способствует расширению и закреплению учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию креативности и интерактивности. В настоящее время в учебных планах вузов имеет место увеличение доли самостоятельной работы в общем объеме содержания профессионального образования. Однако среди студентов эта мера не дает ожидаемого эффекта, так как большинство студентов используют отводимое на самостоятельную работу время не по назначению, имеют невысокую культуру самоорганизации и самообразования. Поэтому особое внимание при организации самостоятельной работы следует обратить внимание на мотивацию студентов к самостоятельному обучению. Прежде всего, необходимо дифференцировать мотивацию самообразования студента и специалиста: мотивация студента – хочу все сдать, мотивация специалиста – это надо знать.
Сегодня самостоятельная работа подавляющего большинства студентов – это попытка скачать необходимые рефераты или курсовые в Интернете.
К сожалению, можно констатировать, что сегодня многие студенты стремятся к получению отметки любой ценой. Это наиболее яркий пример студенческой мотивации и наименее перспективные специалисты в будущем, так как диплом вуза предполагает не только узкоспециализированное знание, но и наличие общего потенциала. Государственный стандарт предписывает изучение не только очевидно необходимых предметов, но и изучение наук, способных сформировать научный подход и мировоззрение будущего специалиста. Часто студенты в своем восприятии разделяют предметы на полезные, интересные и другие. И если два первых типа они готовы усердно изучать, то третий вызывает недоумение. Именно эти знания и подходят под категорию «хочу все сдать», а зачастую – «сдать и забыть». Таким образом, чем выше уровень сознания студента и его потенциал, тем меньшее количество знаний переходит в раздел
«другие». С повышением потенциала от курса к курсу студенты самостоятельно меняют внутреннюю мотивацию, и здесь значительную роль играет преподаватель, который должен помочь перейти от состояния «хочу сдать» в состояние «надо знать» на ранней стадии образования. К сожалению, в последние годы количество практических часов, отводимых на изучение иностранного языка в медицинском вузе, существенно уменьшилось. Поэтому проблема формирования положительной мотивации самообразования в рамках


197 изучения иностранного языка стоит перед преподавателями данной дисциплины особенно остро. Абстрактное обучение, не связанное с реальной жизнью, не создает нужной мотивации изучения иностранного языка, не способствует активному участию студентов в познавательной деятельности по освоению данного предмета. Профессионально-личностный подход к обучению иностранному языку является результатом творчества педагога, т. е. реализуется преподавателемв совместной деятельности со студентами, чтобы преобразовать цели, содержание и методы обучения иностранному языку [3]. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка в медицинском вузе достигается за счет стремления студентов к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, возможности пополнить свои профессиональные знания из оригинальных источников
, современные возможности академической мобильности. В ходе анкетирования, проведенного среди студентов первого и второго курсов Курского государственного университета, студенты ответили на вопрос «Почему нужно изучать иностранный язык» следующим образом (в анкетировании приняли участи 39 человек:
• возможность самостоятельно путешествовать (12 чел.);
• возможность работать за рубежом (7 чел);
• переезд за границу (1 чел.);
• написание научных статей в зарубежные журналы (1 чел.);
• возможность общения с иностранцами (6 чел.);
• понимание песен на английском языке (1 чел.);
• увлечение компьютерными играми (1 чел.);
• желание владеть английским языком в совершенстве (2 чел.)
• желание смотреть фильмы и сериалы на языке оригинала (3 чел.)
• возможность личностного развития (2 чел.)

«иностранный язык совершенно не нужен» (3 чел.)
Анализ данного социологического опроса и анкетирования показал, что большинство студентов-медиков осознают значимость иностранного языка и культуры иноязычного делового общения в профессиональной деятельности будущего специалиста и в качестве цели обучения видят преодоление имеющихся трудностей, связанных с коммуникацией в профессиональной среде.
Важным фактором создания и развития мотивации выступает преподаватель иностранного языка, который создает условия для возникновения внутренних мотивов обучения и познавательного интереса к изучению языка, воздействуя на мотивационную структуру через определение личностно значимых целей обучения. Л.В. Губанова отмечает способность преподавателя влиять на формирование у студентов «самообразовательной» компетенции – способности к поддержанию интереса к изучению и повышению уровня овладения иностранным языком в процессе самообучения [2].
Важной задачей высшей школы на современном этапе является языковая подготовка с профессиональной направленностью будущего специалиста, способного к деловому многоязычному общению. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, будущий


198 специалист должен уметь осуществлять свободное иноязычное общение в устной и письменной форме, т.е. обладать готовностью к общению с зарубежными партнерами на иностранном языке.
В 2017 году рекордное число студентов медицинских университетов
России прошли практику в лучших зарубежных клиниках, познакомились с новейшими технологиями. Студенты медицинских вузов получили новый опыт благодаря занятиям в странах Европы, Азии и ближнего зарубежья (Болгария,
Китай, Сербия, Казахстан и Белоруссия). Высоких показателей удалось добиться за счет действия специальных программ обмена студентами с зарубежными университетами - партнерами, расширению географии международного сотрудничества. Только подготовленные студенты смогли пройти практику за рубежом, которая позволила закрепить полученные в ходе обучения знания, приобрести практический опыт, усовершенствовать свой язык.
Формирование мотивации – это не перекладывание в головы обучаемых уже готовых и давно известных мотивов и целей учения, а в первую очередь создание условий для проявления внутренних побуждений к учению и осознания их самими учащимися, а также для понимания студентами полезности и значимости выполняемой работы.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   79

Список литературы
1.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности //
В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976 – 158 с.
2.
Губанова, Л.В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранного языка. М., 2013 3.
Довгер, О.П., Лопата, К.М. Формирование дискурсивной компетентности в контексте субъектно-ориентированной организации образовательного процесса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – Курск, № 2, 2012, с. 290-294.
4.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000.
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
БИОХИМИЯ ПОЛОСТИ РТА»
Долгарева С.А., Конопля А.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологической химии
Новые реалии в условиях рынка оказания высококвалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи требуют грамотных, высокообразованных, компетентных и способных постоянно повышать свой

199 профессиональный уровень молодых врачей. Чтобы обеспечить потребность страны в конкурентоспособных специалистах необходимо уделять большое внимание вопросам нововведения при изучении и формировании информационной компетентности как студента, так и преподавателя в образовательном процессе любой дисциплины медицинского вуза [2, 3].
Опираясь на данные литературы, можно дать следующую формулировку понятию «информационная компетентность» – это комплекс ключевых компетенций, необходимых личности для приспособления и самостоятельного воплощения в профессиональную жизнь таких навыков как подбор, анализ и сортировка полученной информации, ее изучение, а также применение практических навыков, позволяющих эффективно применять в разнообразных видах профессиональной деятельности [2, 3].
Компетентностный подход преподавателем в учебном процессе позволяет формировать у обучающихся информационную компетентность. Анализ изысканий в сфере компетентностного подхода продемонстрировал, что результатом его достижения должна стать информационная характеристика генерированного вида компетентности. Совокупность вышеизложенных факторов дала возможность сформировать состав информационной компетентности (уточнены составляющие: знания, умения, навыки и качества личности) [1, 3].
Проанализируем на примере изучения дисциплины «Биологическая химия.
Биохимия полости рта» информационные умения и навыки, гарантируемые суммой информационных знаний, которые преобразовываются в способности и качества личности, тем самым формируя ее конкурентоспособность.
Информационные знания по дисциплине «Биологическая химия. Биохимия полости рта», входящие в комплекс информационной компетентности обучающих представлены знанием:
1. поиска информации, научно-медицинской информации по современным биохимическим технологиям в различных источниках;
2. строения и химических свойств основных классов биологически важных органических соединений, главных метаболических путей преобразования углеводов, липидов, аминокислот;
3. основных закономерностей развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей, органов;
4. основных принципов регуляции обменных процессов при взаимодействии с внешней средой в норме и патологии;
5. основных разновидностей патологий регуляции обмена веществ;
6. основных разновидностей патологий в ходе обменных процессов и отражение этих нарушений в изменениях параметров гомеостаза;
7. механизмов действия буферных систем организма в поддержании кислотно-основного состояния организма;
8. наиболее распространенных биохимических постоянных взрослого человека.
Информационные умения и навыки, входящие в комплекс