Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1032

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

200 информационной компетентности изучения обучающимися дисциплины
«Биологическая химия. Биохимия полости рта», представлены следующими умениями:
1. использовать научно-техническую информацию по современным биохимическим технологиям из различных источников для профессиональной деятельности;
2. трактовать результаты наиболее распространенных биохимических методов для выявления патологии;
3. объяснять характер отклонений в ходе метаболических превращений основных классов органических соединений, которые могут привести к формированию врожденной и приобретенной патологии;
4. отличать в сыворотке крови патологические изменения метаболитов наиболее значимых органических соединений от их нормальных значений;
5. трактовать данные энзимологических исследований слюны.
В итоге все это трансформируются в индивидуальные способности и качества личности обучающегося, которые представлены следующим опытом деятельности при изучении дисциплины «Биологическая химия. Биохимия полости рта» и проявляются в виде навыков:
1. биохимической диагностике заболеваний и патологических состояний;
2. решения алгоритма профессиональных задач на основе анализа и интерпретации результатов современных диагностических биотехнических технологий;
3. проведения логических связей между обнаруженными отклонениями биохимических констант гомеостаза человека и нарушениями обменных процессов.
Информационный компетентностный подход в высшем профессиональном образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам как обучающихся, так и преподавателей, участвующих в образовательном процессе. А для того, чтобы обеспечить высокий уровень информационной компетентности у обучающихся, необходимо преподавателям владеть в достаточном объеме информационной компетентностью. Для этого необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень при помощи кафедральных методических заседаний,
курсов повышения квалификации с использованием компьютерных и
Интернет-технологий. Все преподаватели нашего университета на факультете повышения квалификации дистанционно изучают курс «Актуальные процессы организации образовательной деятельности в высшей школе» в объёме 18 часов.
Данный курс позволяет повысить информационную компетентностью преподавателя по следующим разделам:
1. нормативно-правовые основы образовательной деятельности в высшем учебном заведении;
2. библиометрия и оптимизация наукометрических показателей;
3. ресурсы электронной образовательной среды: международный опыт, российская практика;


201 4. система менеджмента качества образовательной организации;
5. современные пациент-центрированные образовательные технологии в высшей медицинской школе;
6. библиотечное обеспечение в электронно-информационной образовательной среде университета;
7. современные технологии продвижения личного и корпоративного имиджа;
8. современная концепция дополнительного профессионального образования.
Таким образом, условия подготовки будущих стоматологов по всем дисциплинам медицинского вуза должны соответствовать и удовлетворять потребности и запросы работодателя. Дальнейшее совершенствование содержания, методов и формы организации учебной деятельности студентов должно привести к альянсу и консолидации медицинского вуза и работодателя, что позволит не только вузам выпускать востребованных специалистов, но и работодателю предоставить им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.
Список литературы
1.
Костенко, С.Л. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС / С.Л. Костенко, М.А. Симаков // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 143-145. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7262/ (дата обращения: 28.11.2018).
2.
Пантелеева, М.В. Компетентностный подход в образовании: российский и зарубежный опыт / М.В. Пантелеева, А.С. Сухристина // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. – 2016. – Т. 8. – № 4. – С. 100-104.
3.
Раисова, К.А. Формирование педагогических компетенций преподавателей медицинского вуза
//
Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 174-176; URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4479 (дата обращения: 27.11.2018).
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ НА ЭТАПЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ КГМУ)
Дремова Н.Б., Степашов Н.С., Конищева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»

202
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педагогики
На этапе получения послевузовского образования традиционная организация учебного процесса нуждается в некоторых изменениях. Среди возможных преобразований следует отметить внедрение элементов дистанционного обучения, более широкое применение электронных ресурсов в практике педагогической деятельности. Даже в современных условиях остается достаточно много противников использования электронных ресурсов в образовательном процессе. Для системы образования - это характерная особенность, потому как подобные новшества вызывают противодействие [2].
На кафедре педагогики сложилась система работы, которая требует некоторого анализа с целью выявления положительных сторон и определения возможных путей совершенствования.
На этапе послевузовского образования кафедра осуществляет подготовку ординаторов по дисциплине «Педагогика». Введение элементов дистанционного обучения определялось необходимостью освоения достаточно большого объема информации за непродолжительный период времени. В соответствии с расписанием каждая группа ординаторов изучает дисциплину в течение 6 рабочих дней. Формой промежуточной аттестации является зачет. На период аудиторной работы предусмотрены лекционные и практические занятия. Для более эффективной работы на практических занятиях при подготовке к ним используется информационный материал, предоставляемый в электронном виде.
Учебные материалы рассылаются по электронной почте. Ординатор работает с ними в индивидуальном режиме в удобное для него время. Комплект контрольных материалов по разделам темы дает возможность проверить себя, определить направления корректировки усвоенных знаний. В условиях последипломного образования, с нашей точки зрения, это очень важный эмоциональный компонент обучения. Предварительный самостоятельный контроль минимизирует эмоциональную напряженность, связанную с текущим контролем уже непосредственно в аудитории на занятии. Все ординаторы (100%) обращаются при освоении содержания дисциплины к ее электронному ресурсу.
В качестве дополнительных к содержанию рабочей программы предлагается перечень источников информации по широкому кругу вопросов педагогической науки в различных электронных системах поиска. Порядка 25% ординаторов знакомятся с этим необязательным объемом информации. Среди основных причин, побуждающих их к освоению, они указывают: личные мотивы (широкий круг познавательных интересов), требования кафедры, установку на возможную педагогическую деятельность как компонент будущего профессионального становления.
Еще одним компонентом деятельности кафедры на этапе послевузовского образования является работа с аспирантами. Авторы поддерживают позицию
Н.М. Колычева, который отмечает, что «обязанность вуза – подготовка научных педагогических кадров высшей квалификации, которые позже станут преподавателями. От того, какими они станут преподавателями, будет зависеть


203 качественное обучение и студентов, и аспирантов. Я не имею в виду педагогические вузы, там учат учить, а в остальных вузах с этим – проблема.
Выходит, что вузовских педагогов должен растить сам вуз и прежде всего через аспирантуру…»
[1].
Факультатив
«Нормативно-правовые основы педагогической деятельности в высшей школе» позволяет освоить правовую базу организации педагогической деятельности в высшей школе в современных условиях. Освоение дисциплины «Педагогика высшей школы» обеспечивает фундаментальную теоретическую подготовку по вопросам организации учебно
– воспитательного процесса в высшей школе. Подготовка к реализации организационной, управленческой, методической составляющей педагогической деятельности осуществляется при работе по освоению «Теории и методики преподавания в высшей школе», прохождении педагогической практики. Для подготовки к реализации в практике деятельности научной составляющей на кафедре аспиранты осваивают дисциплину
«Методология научных исследований».
Логика предполагает определенные требования к электронным образовательным ресурсам. Начальные этапы обучения в большей мере с содержательной стороны нуждаются в электронных материалах. Кафедра предлагает блок лекционного материала, представленного в электронном виде.
Цель его применения – в предоставлении возможности аспирантам самостоятельно в индивидуальном режиме знакомиться с содержанием теоретического материала. Предварительная подготовка гарантирует успешное проведение аудиторных лекционных занятий в форме дискуссии, проблемной лекции, лекции – пресс-конференции. Этот механизм позволяет существенно повысить эффективность лекционных занятий, т.к. переводит их из разряда репродуктивных в активные. При освоении дисциплин второго года обучения формат привлечения электронных ресурсов к учебному процессу меняется. При сохранении информационного статуса он дополняется консультативным компонентом. Аспиранты – представители разных кафедр. Методика преподавания на каждой из них, без сомнения имеет общие теоретические основы, но при этом присутствуют и отличия. Например, даже продолжительность занятий на кафедрах теоретического, клинического, фармацевтического профиля существенно отличается. Дистанционные индивидуальные консультации позволяют минимизировать сложности, которые могут возникнуть при разработке, например, методического обеспечения. В период между аудиторными занятиями аспирант получает индивидуальные консультации по интересующим его вопросам посредством электронного общения. Преподаватель, анализируя, направления затруднений, к аудиторному занятию корректирует содержание изучаемой темы с тем, чтобы максимально детально дать пояснения по интересующим вопросам. Такой режим применения в учебном процессе электронных ресурсов позволяет постоянно получать обратную связь от аспирантов и тем самым повышать качество их подготовки к будущей педагогической деятельности.
Таким образом, можно констатировать, что электронный ресурс на этапе послевузовского образования в практике работы кафедры педагогики


204 используется с целью повышения результатов образовательного процесса и в современных условиях является ее неотъемлемой частью.
Список литературы
1.
Колычев Н.М. Аспирантам нужна педагогическая подготовка //
Омский научный вестник. – 2013. - № 3. – С.166.
2.
Степашов Н.С., Дрёмова Н.Б., Конищева Е.В. Инициатива в инновационном образовании: методологический аспект // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018, – № 2 (11). – URL: http://j-chr.com/ (дата обращения: 01.12.2018).
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ
Дрёмова Н.Б.
1
, Харченко В.В.
2
, Конищева Е.В.
1
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский
университет» Министерства здравоохранения Российской
Федерации, г. Курск
1
Кафедра педагогики
2
Деканат лечебного и педиатрического факультетов
Профессия врача имеет длительную историю, формируемую в человеческом обществе с первобытного строя и до настоящих времен. Причем проблемы со здоровьем любого человека и социума в целом не позволяют предполагать в ближайшем и далёком будущем ликвидацию болезней, что подчеркивает перспективную важность этой профессиональной деятельности.
Непосредственные контакты с пациентами-больными людьми обуславливают наличие у медицинских специалистов целого ряда качеств как общих требований к самой человечной профессии. Не случайно русский писатель, врач А.П. Чехов подчёркивал, что «…профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
В определённую эпоху условия развития общества накладывают свой отпечаток на эту профессию, что влияет на общечеловеческие (личностные) и профессиональные качества врача. Неизменными, по признанию многих известных врачей, остаются сострадание, бескорыстие профессиональная и общая культура, умения общаться с больными и их родственниками [1].
Великими русскими врачами и педагогами
Н.И. Пироговым,
Г.А. Захарьиным, С.П. Боткиным и другими были заложены в отечественную медицину и медицинское образование такие качества врача, как: гуманизм, милосердие, любовь к профессии, самоотверженность, активная жизненная позиция.
В российских традициях врач – это не только квалифицированный специалист, это интеллигентный, широко образованный, глубоко порядочный


205 человек, дающий надежду на исцеление и поддерживающий больного и его близких [2].
В «Кодексе врачебной этики» указывается, что каждый врач должен поддерживать жизнь, облегчать муки пациента, сохранять естественный процессы организма и делать всё на благо больного. Всё сказанное составляет понятие медицинский гуманизм как активное стремление посвятить себя больным, и, несмотря на трудности, использовать все ресурсы для восстановления и сохранения здоровья, не причиняя действиями и словами дополнительного ущерба [3].
Человек, избравший профессию врача, обречен на вечное учение, он должен быть компетентной личностью. Эта истина восходит к Гиппократу, утверждавшему беспредельность совершенствования искусства врачевания [2].
А к личностным качествам врача, позволяющим установить оптимальные отношения с пациентом, относят следующие: гуманизм, доброта, ответственность, отзывчивость, вежливость, чуткость, чувство долга, жалость, сострадание, сожаление, сдержанность, гармоничность чувств [3].
В настоящее время понятие «качества» врача постепенно заменяется на компоненты компетентности, под которой специалисты подразумевают
«характеристики и способности людей, позволяющие достичь личностно значимых целей». Эти компоненты компетентности подразделяют на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Их развитие как новые навыки, умения и виды компетентности осуществляется в зависимости от целей, наиболее значимых для специалиста в определённом временном периоде [2].
Кроме того, среди основных глобальных задач развития высшего медицинского образования на современном этапе специалисты выделяют подготовку профессионально-мобильного и мотивированного специалиста, принимающего активное участие в сохранении и восстановлении здоровья населения с помощью предоставления им гарантированного уровня медицинской помощи. В структуре же личностных характеристик специалистов медицинского профиля должно преобладать развитие духовности [4].
Сегодня на первое место в число требований к молодому специалисту ставят не узкий профессионализм, а талант и человеческую порядочность, способность работать много и добросовестно. Способности, которые ценят работодатели в настоящее время – это навыки грамотного устного и письменного общения, командной работы, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, находчивость, умения предвидения и адаптации к переменам [5].
Базовым качеством в профессиональной деятельности современного специалиста системы здравоохранения выступает ответственность. Оно имеет ярко окрашенный социальный компонент (обязательства перед обществом, пациентами, членами их семей) и личностный компонент (обязательства перед самим собой). Понимание значимости сформированности этого качества и его совершенствования в ходе профессиональной деятельности необходимо каждому современному специалисту. В ходе выполнения профессиональных