Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1036
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
206 обязанностей составные части ответственности, ее направления будут дифференцироваться, приобретут специфические формы, но при этом останутся своеобразным индикатором профессиональной компетентности.
С ответственностью неразрывно связано такое качество как чувство долга.
Если ответственность определяет результативность компонентов профессиональной деятельности, то чувство долга гарантирует осознание и безоговорочное принятие социальной значимости профессии врача [3].
Для специалиста становится личностно значимым не только качественное выполнение профессиональных обязанностей в трудовой деятельности, но и просветительская работа вне ее содержания. Проявляется это в активной гражданской позиции специалиста. Доктор выступает проводником идей о здоровом образе жизни, профилактической работе вне лечебного учреждения, о значимости сохранения и поддержания здоровья не только во время своего рабочего дня, а на протяжении всей своей жизни. Потребность в просвещении людей по вопросам здоровья является неотъемлемой частью его жизнедеятельности, даже если профессиональная карьера уже завершилась.
Гуманизм, как профессионально значимое качество личности врача, аккумулирует в себе многие проявления уважения к чувствам, ощущениям, переживаниям, опасениям пациента или членов его семьи при сохранении центрального вектора деятельности врача. В основе этого вектора – профессионально выверенный комплекс действий, направленный на сохранение, улучшение или поддержание здоровья пациента, оказание помощи в улучшении качества жизни [1].
Таким образом, краткий анализ современных педагогических публикаций о качествах молодых медицинских специалистов свидетельствует о важности формирования у них комплекса характеристик, которые помогут им стать профессионалами в своей деятельности по лечению и поддержанию здоровья населения.
Исходя из актуальности проблемы, в нашем исследовании была поставлена
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 79
цель изучить отношение к значимости профессионально важных качеств обучающихся в медицинском вузе на «входе» и на «выходе», т.е. на начальных курсах и в ординатуре, уже имеющих определённый опыт врачебной деятельности.
В качестве объектов исследования изучены мнения студентов второго курса лечебного факультета (2015/2016 гг.) и ординаторов 1-2 лет обучения
(2017-2018 гг.) на занятиях по педагогике [6].
Социологический опрос проводился по специально подготовленной анкете и выбранной шкале (пятибалльная, 1 балл – минимальная оценка значимости качества, 5 баллов – максимальная).
В анкету были включены качества, перечисленные в таблице 1, в которой представлены результаты средних значений значимости качеств. Исследование проведено в режиме мониторинга, поэтому в 2017/2018 гг. количество и сами качества в анкетах не менялись.
207
Для статистической обработки анкет использовались методы вариационной статистики, группировки, ранговой корреляции.
В качестве гипотезы исследования было принято предположение, что для студентов и ординаторов приоритетными будут названы качества, перечисленные в начале этой статьи. Также мы предполагали, что не будет большой разницы в оценках значимых качеств, в силу обращения к целевому сегменту – обучающимся медицинской профессии.
Результаты исследования. Всего было опрошено 260 студентов и 420 ординаторов. Этого количества достаточно для репрезентативности результатов при достоверности P=0,95 и ошибке ∆=0,05.
Студенты. Согласно мнениям студентов, приоритетные места (первые пять) в рейтинге значимости врачебных качеств отданы следующим:
1) ответственность (ср. балл = 5,00);
2) чувство долга (ср. балл = 4,73);
3) вежливость (ср. балл = 4,62);
4) сдержанность (ср. балл = 4,53);
Таблица 1
Результаты ранжирования оценок значимости врачебных качеств студентами
и ординаторами КГМУ
№
п/п
Качества врача
Студенты
Ординаторы
Весь контингент
????
1
R
1
????
2
R
2
????
3
R
3
1 2
3 4
5 6
7 8
1
Гуманизм
4,26 5
4,40 4
4,33 4
2
Доброта
4,03 8
4,26 6
4,15 7
3
Ответственность
5,00 1
4,90 1
4,95 1
4
Отзывчивость
4,18 6
4,37 5
4,27 5
5
Вежливость
4,62 3
4,52 2
4,57 3
6
Чуткость
3,79 9
4,16 7
3,97 9
7
Чувство долга
4,73 2
4,45 3
4,59 2
8
Жалость
2,91 12 3,18 12 3,04 12 9
Сострадание
3,65 10 3,75 11 3,70 10 10 Сожаление
3,12 11 3,97 9
3,54 11 11 Сдержанность
4,53 4
3,83 10 4,18 6
12 Гармоничность чувств
4,06 7
4,14 8
4,10 8
Примечание: ????
1 и
????
2
(колонки 3 и 5) – среднее арифметическое в баллах;
R
1 и
R
2
(колонки 4 и 6) – место в рейтинге студентов и ординаторов;
????
3
– среднее значение по всем участникам опроса;
R
3
– среднее место в рейтинге врачебных качеств.
5) гуманизм (ср. балл = 4,26).
К числу незначимых качеств студенты отнесли (последние три):
10) сострадание (ср. балл = 3,65);
11) сожаление (ср. балл = 3,12);
12) жалость (ср. балл = 2,91).
Ординаторы. Приоритетными качествами оказались (первые пять) следующие:
208 1) ответственность (ср. балл = 4,90);
2) вежливость (ср. балл = 4,52);
3) чувство долга (ср. балл = 4,45);
4) гуманизм (ср. балл = 4,40);
5) отзывчивость (ср. балл = 4,37).
Сравнительный анализ свидетельствует, что перечень приоритетных качеств у студентов и ординаторов начинается одним качеством – ответственностью (5,0 – 4,9 соответственно). Такие качества, как чувство долга, вежливость, гуманизм присутствуют в обоих перечнях, только в рейтинге места в первой пятерке разные. Разные качества в числе приоритетных только сдержанность у студентов, а у ординаторов – отзывчивость.
Также сложился рейтинг ТОР-5 качеств всего исследуемого контингента
(колонка 7 и 8). Так, возглавляет рейтинг (R
3
): 1) ответственность; 2) чувство долга; 3)вежливость; 4) гуманизм; 5) отзывчивость.
У ординаторов в число незначимых качеств вошли: 10) сдержанность –
3,83; 11) сострадание – 3,75; 12) жалость - 3,18; т.е. перечень качеств почти аналогичен мнению студентов (разные сожаление и сдержанность). В общем рейтинге - 10) сострадание; 11) сожаление; 12) жалость.
С целью установления взаимосвязи мест в рейтингах студентов и ординаторов нами использована ранговая корреляция по Спирмену [7]. После соответствующих расчетов получен коэффициент корреляции – r, равный 0,81
(форм. 1), статистически значимый по t-критерию Стьюдента (форм. 2)
???? = 1 −
6 х ????
2
????(????
2
−1)
= 0,81 (1); t
расч
= √
????
2
(n−2)
1− ????
2
= 4,4 (2)
Так как t табл.
(2,23) меньше t расч.
, следовательно, полученный коэффициент ранговой корреляции Спирмена статистически значим, а взаимосвязь рейтинговых мест достоверна. Доказан факт корреляционной зависимости мнений студентов и ординаторов относительно важности основных врачебных качеств (за исключением некоторых различий) для контингента обучающихся лечебной специальности.
Таким образом, первые три места, отданные ответственности, чувству долга и вежливости свидетельствуют о сформированности понимания социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.
Важно отметить, что и на начальных этапах профессиональной подготовки и уже на этапе профессиональной специализации будущие доктора указывают эти качества как приоритетные. Это свидетельствует об убежденности (а не только о представлении) в их важности. Указание на сострадание, сожаление и жалость как на самые незначимые качества во врачебной деятельности, с нашей точки зрения, свидетельствует о следующем. Профессиональная деятельность доктора в современных условиях достаточно четко и жестко регламентирована и сопровождается большим объемом отчетности. Также техническая сторона процесса врачевания занимает в нем все больше и больше места. Возможно, именно эти обстоятельства привели к изменению представлений о значимости обозначенных выше качеств. Еще одной причиной может выступать неумение
209
(или нежелание, отсутствие готовности) будущих специалистов справляться с эмоциональным напряжением, которое неизбежно возникает у них самих при проявлении жалости или сострадания по отношению к пациентам. Опасения эмоционального выгорания, деформации собственной личности, возможно, способствуют вытеснению из поля профессионально значимых качеств таких, как жалость, сожаление, сострадание.
Заключение. При организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса в медицинских вузах на всех его этапах рекомендуется учитывать полученные результаты с целью совершенствования работы по формированию профессионально значимых качеств специалиста медицинской направленности.
Список литературы
1.
Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: учебн. пос. – М.:
Академический проект, 2005. – 576 с.
2.
Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования.
– 2013. – №11–2. – С. 47-52.
3.
Педагогика в медицине: учебн. пос. / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова,
Н.Б. Смирнова и др. – М.: Академия, 2012. – 320 с.
4.
Амиров А. Современные ориентиры медицинского образования в
России // Высшее образование в России. – 2008. – №3. – С. 22-24.
5.
Суворов Н.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2012. – № 182. – С. 103-108.
6.
Дремова Н.Б., Харченко В.В. Оценка значимости врачебных качеств студентами лечебного факультета // Коллекция гуманитарных исследований. –
2016. – № 1. – С. 6-13.
7.
Гланц С. Медико–биологическая статистика / Пер. с англ. – М.:
Практика, 1998. – 459 с.
ЭЛЕКТИВНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
КАК ШАГ К СОЗДАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА
Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Басарева О.И., Удалова С.Н.
210
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Деканат фармацевтического и биотехнологического факультетов
С принятием федеральных государственных образовательных стандартов, а затем нового Закона об образовании остро встал вопрос о необходимости предоставления обучающимся возможности формирования индивидуальной образовательной траектории. Это требование может быть реализовано через вариативную часть ОПОП, в первую очередь через внедрение элективных и факультативных курсов.
Большая часть вариативных дисциплин является обязательной для всех студентов. Их изучение усиливает профессиональную направленность дисциплин базовой части. Изначально нами планировалось, что обязательные вариативные дисциплины (ОВД) младших курсов (Основы научной работы,
Психология и педагогика, Биоэтика) в основном должны быть направлены на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций, а ОВД старших курсов (Основы фитотерапии, Основы фармацевтического менеджмента и др.) – на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Однако опыт преподавания данных ОВД показал, что они способны формировать определенные профессиональные компетенции и на младших курсах, поэтому рабочие программы данных дисциплин были пересмотрены с этих позиций.
Кроме того, внедрение таких ОВД, как Основы анализа лекарственных средств, Основы фармацевтического менеджмента, Технология выделения и очистки биологически активных веществ, позволило «разгрузить» учебные планы базовых дисциплин: Фармацевтической химии, Управления и экономики фармации, Технологии БАВ и ввести в них новые разделы.
Курсы по выбору (элективные и факультативные) должны способствовать внутрипрофильной дифференциации, углублению индивидуализации профильного образования [1]. На фармацевтическом факультете они также направлены на компенсацию профильной однонаправленности. Элективные курсы являются обязательными для обучающихся, они входят в общую трудоемкость ОПОП, в то время как факультативные посещаются студентами по их желанию.
При планировании элективных курсов важно правильно определить их тематику и содержание. При этом важно ориентироваться не только на индивидуальные познавательные потребности обучающихся, но и на современные тенденции рынка труда в конкретной профессиональной сфере, на запросы работодателей.
Основной задачей дисциплин по выбору является совершенствование овладения профессиональными компетенциями с учетом требований профессиональных стандартов. Особенностью разработки данных курсов является то, что они основаны на новейших достижениях науки и практики [4], поэтому от их разработчиков требуется постоянное обновление материалов,
211 издание собственных учебных пособий, а от студентов – умение ориентироваться в потоке информации.
С целью усиления практической направленности подготовки выпускников в нашем университете применяются различные методы и формы обучения студентов с созданием в процессе обучения реальных проблемных ситуаций, максимально приближенных к будущей профессии [2].
При этом дисциплины по выбору способствуют усилению практической направленности в подготовке выпускников фармацевтического и биотехнологического факультетов, а также внутрипрофильной дифференциации. Такие элективные курсы как Бизнес-планирование в фармации, Фальсификация лекарственных средств. Контрольно-аналитические аспекты, Технология витаминов, Биомедицинские системы способствуют развитию необходимых компетенций для дальнейшей работы выпускников в аптеках, в центрах сертификации лекарственных средств, на предприятиях химической и фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских лабораториях.
Элективные дисциплины реализуются в учебных планах фармацевтического и биотехнологического факультетов в течение ряда лет [3], факультативные же курсы подготовлены и пока находятся на стадии апробации.
Однако некоторые проблемы уже обозначились.
К проблемам внедрения факультативных курсов можно отнести следующее:
1. Действительно индивидуальный выбор возможен, во-первых, при большом числе предлагаемых факультативных дисциплин, а во-вторых, при большом числе студентов на курсе. Понятно, что должны набираться группы, и меньшинство должно подчиниться большинству.
2. Затраты интеллектуального труда (отбор материала, составление
УМОД, подготовка методических и учебных пособий, тем более, что лекции на факультативных курсах учебным планом не предусмотрены) не сопоставимы с объемом академической нагрузки преподавателя (2 ЗЕТ на группу, из которых только 36 часов аудиторных).
3. Преподаватели факультативных дисциплин стоят перед проблемой уровня требовательности и объема материала: при их снижении – даст ли факультатив желаемый результат
(овладение профессиональными компетенциями), при высоком уровне требовательности – выберут ли студенты эту дисциплину в следующем году. При этом проблема № 2 еще более углубится.
Таким образом, мы ожидаем, что внедрение факультативных курсов в учебный процесс на фармацевтическом и биотехнологическом факультетах поможет удовлетворить индивидуальные образовательные интересы обучающихся; в какой-то степени даст им возможность участвовать в формировании содержания своего образования; повысит качество освоения профильных дисциплин; обеспечит формирование профессиональных компетенций.