Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1037

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

212
Список литературы
1. Лернер П.С. Соотношение базовых и элективных курсов в профильном образовании. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1177
(дата обращения: 18.11.2018).
2. Опыт реализации компетентностного подхода на фармацевтическом и биотехнологическом факультетах КГМУ // Дроздова И.Л., Зубкова И.В.,
Басарева О.И., Удалова С.Н. В сб.: Университетская наука: взгляд в будущее
Материалы международной научно-практической конференции, посвященной
81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. В 3-х томах. Под ред. В.А. Лазаренко,
П.В. Ткаченко, П.В. Калуцкого, О.О. Куриловой. – 2016. – С. 287-289.
3. Роль вариативных дисциплин в освоении профессиональных образовательных программ студентов фармацевтического и биотехнологического факультетов // Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Басарева О.И.,
Удалова С.Н. В сб.: Университетская наука: взгляд в будущее. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 83- летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах. Под редакцией В.А. Лазаренко. – 2018. – С. 437-441.
4. Щукин Ю.В., Суворова Г.Н., Тулаева О.Н. Вариативные дисциплины, как способ профилизации обучения студентов в медицинском вузе //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21329
(дата обращения:
27.11.2018).
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ
Емельянова Т.А., Хмелевская И.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педиатрии
В настоящий момент в образовательном процессе во всем мире перспективным направлением является использование технологий электронного обучения [3]. В условиях вузовского медицинского обучения данное направление является наиболее актуальным, так как процесс перехода традиционных педагогических технологий требует введения новых методов обучения, соответствующих современным требованиям.
Повсеместная распространенность различных информационных сетей открывает обучающимся и преподавателям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышающим эффективность самостоятельной работы и дающим совершенно новые возможности для творчества и проявления своих способностей, обретения и закрепления различных навыков, позволяющих реализовать принципиально новые формы и методы обучения


213
[4, 5, 7]. Посещения лекций и семинаров в университете порой бывает недостаточно для освоения всей важной и нужной информации по той или иной из дисциплин. Поэтому каждый учащийся должен иметь учебные пособия, которые помогут ему стать настоящим профессионалом [6].
Исходя из изложенного, вопросы создания образовательных электронных изданий, и в частности, интерактивных и мультимедийных электронных методических пособий [1] остаются по-прежнему в центре внимания специалистов образовательных учреждений.
Поэтому, целью данной работы являлось создание интерактивного мультимедийного учебного пособия «Пиелонефриты у детей» для самостоятельной работы студентов на кафедре педиатрии, а так же, врачей и ординаторов на циклах повышения квалификации кафедры педиатрии ФПО.
В задачи исследования входила подготовка материалов по мультимедийному учебному пособию «Пиелонефриты у детей», освоение принципов, методов и средств построения компьютерных учебников, разработка технологий создания компьютерного учебного пособия с выбором программной среды его создания и реализация с учетом разработанной технологии.
Структура пособия определена тем, что, в основном, электронные пособия используются для организации самостоятельной работы обучаемых и четко определяют, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и взаимосвязаны между собой. Учитываются последовательности изучаемого материала: теоретическая часть, практическая, контрольные задания, демонстрации и материалы для дополнительного образования [5].
В соответствии с поставленной целью и задачами на первом этапе работы было проведено анкетирование врачей, ординаторов и студентов на тему:
«Каким, на ваш взгляд, должен быть электронное учебное пособие» с помощью специально разработанной анкеты. В анкетировании принимали участие
12 врачей педиатров, 27 студентов и 24 ординатора.
Анализ анкетирования показал, что большинство слушателей-врачей предпочитает традиционную печатную форму учебника (89%), в то же время студенты и ординаторы (70%) предпочитают пользоваться различными видами учебника, в том числе и электронными пособиями.
На втором этапе анкетирования мы провели опрос перечисленных респондентов, с целью выяснения предпочтительной структуры построения электронных пособий.
Анализ анкетирования показал, что около 50% всех респондентов считают, что структура электронного учебника должна быть представлена в виде справочника-энциклопедии, но в то же время 40% врачей и около 30% ординаторов и студентов считают необходимым создание электронных учебных пособий с многоуровневой системой, удобной в использовании и отвечающей конкретным задачам.
Учитывая полученные результаты, нами был разработано электронное пособие, имеющее разветвленную структуру, с тестовой системой контроля


214 уровня знаний и возможностью, если необходимо, распечатывания текста на бумажном носителе.
Анализ литературы, исследование запросов к учебникам врачей и обучаемых позволили сформулировать следующие выводы:
1. Для профильного обучения на клинических кафедрах требуется освоение и внедрение электронных методических пособий, удовлетворяющих современным требованиям с использованием пакета программных средств, так как учебник на бумажной основе не может решить проблемы обеспечения новой информацией.
2. Электронное учебное пособие должно допускать изменения и дополнения, а также возможность свободной печати разделов данного издания.
3. Электронное учебное пособие должно содержать специальные разделы, предназначенные для оказания помощи слушателям в изучении предмета. Это могут быть специальные разделы по главам: представляющие возможности получить необходимую справку; специальные экспертные системы.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   79

Список литературы
1.
Безека С.В. Microsoft Office PowerPoint 2007 для Windows. – М.:
Владимир ВКТ, НТ Пресс, ООО Москва, 2008 – 192 с.
2.
Иванов В.Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование. – 2001. – № 6.
3.
Климов В.Г. Информационно-коммуникационные технологии как основа эффективного решения широких классов задач российского общества
//Материалы
Международной научно-практической конференции
«Валихановские чтения-10».
Кокшетау:
Изд-во
Кокшетауского государственного университета, 2005. – С. 371-375.
4.
Минько П.А. Microsoft Office PowerPoint 2007. Просто как дважды два. – М.: Эксмо, 2007 – 304 с.
5.
Христочевский С.А. Электронный учебник - текущее состояние //
Компьютерные инструменты в образовании. – 2001. – № 6.
6.
Шерпаев Н.В. Электронный учебник как основа учебно- методического комплекса // Материалы конференции «ИТО-2002». – М., 2002.
7.
Ясинский В.Б. «Дистанционное образование – состояние, технологии и перспективы». Научные труды / Карагандинский государственный технический университет.
Вып.
4.

Караганда,
1999.

С. 28-32.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН
НА КАФЕДРЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ И ОБЩЕЙ
ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Ермакова А.Е., Киндрас М.Н.

215
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
В концепции федеральной целевой программы развития высшего образования на 2016-2020гг в качестве одной из основных целей обозначено
«обеспечение условий для формирования конкурентоспособного человеческого потенциала». В ней особое значение уделяется современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, инновационным формам и методам обучения. Реализация образовательных стандартов нового поколения осуществляется с использованием активных форм обучения. Методологической основой перехода на новые стандарты является компетентностный формат, а практика его реализации требует использования современных информационно- коммуникационных систем обучения [2].
Оптимальным методом компетентностного подхода в обучении является способ контекстного обучения, сочетающего систему традиционных и новых педагогических технологий, приближающихся к практическим ситуациям, при которых моделируется профессиональное и социальное содержание труда врача
[3].
В основе нормативных документов по оптимизации отечественного образования лежит стратегическая задача по подготовке квалифицированных специалистов, способных к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Такие задачи предполагают интеграцию в традиционные формы преподавания и воспитания новых коммуникационных и информационных образовательных технологий, а также усиление роли самостоятельной работы [4]. Современная ситуация такова, что будущему врачу необходимо постоянно совершенствоваться, расти и развиваться, чтобы быть конкурентноспособным и востребованным на рынке труда.
Цель профессионального обучения ориентирована не только на становление базовых компетентностей будущего специалиста в рамках своей компетенции, но и на формирование творческого потенциала развития, совершенствование личностных и профессиональных качеств врача в будущем.
Профессиональная компетентность будущего врача включает развитие коммуникативности, этико-деонтологические и рефлексивные навыки.
Коммуникативная компетентность – это опыт взаимодействий с пациентами, коллегами, преподавателями, которые необходимы для успешного функционирования в профессиональной среде. Развитию профессиональной компетентности способствуют имитационные и деловые игры, ролевой тренинг.
В подготовке врача одной из главных, но труднодостижимых целей является формирование способности применения теоретических знаний в конкретной практической ситуации, развитие клинического мышления. Этап превращения знаний в умение, а умения в компетентность наиболее сложен, длителен, и требует многократной тренировки. Процесс усвоения знаний и умений формируется во время активной самостоятельной работы обучающихся


216 и поэтому является одним из главных компонентов подготовки специалиста к практической деятельности [1].
На протяжении всего периода обучения студентов на циклах
«поликлиническая терапия и общая врачебная практика» у них формируются коммуникативные навыки, необходимые для эффективной диагностики, а также лечебного процесса. Полученные на лекциях теоретические знания по профилактическому консультированию студенты закрепляют и превращают в навыки и умения на практических занятиях, включающих и ролевые игры, имитирующие, например, организацию и проведение школ здоровья.
Формированию компетенций способствует самостоятельная работа, заключающаяся в подготовке к участию в ролевых играх, а также в кратком и углубленном консультировании пациентов с различными не только медицинскими, но и социальными проблемами
.
Самостоятельная работа проводится в соответствии с кафедральными методическими рекомендациями, содержащими комплекты заданий, включающие аудиторный и внеаудиторный компоненты к каждому практическому и семинарскому занятию. Выполняется самостоятельная аудиторная работа студентами без участия преподавателя, но под его контролем в специально отведенное время. На кафедре используются различные ее формы. Аудиторный компонент включает ответы на тестовые задания, интерпретацию результатов лабораторных, инструментальных методов исследования, решение ситуационных, проблемных задач, что позволяет активизировать когнитивную деятельность студентов, развивает клиническое мышление.
Во время работы в поликлинике на амбулаторном приеме студенты приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с пациентами, врачами, коллегами, которые необходимы для успешного их функционирования в будущем. Обучающиеся формируют навыки дифференцированного ведения амбулаторного приема с использованием способов вербального и невербального общения с пациентами с соблюдением правил врачебной этики и норм медицинской деонтологии. Учащиеся осваивают алгоритм деятельности врача на амбулаторном приеме, уделяя особое внимание дифференциальной диагностике на догоспитальном этапе по ведущему клиническому синдрому с синдромо-сходными заболеваниями, используя категории «тождества и различия», исходя из принципа наибольшей опасности для больного и окружающих. Самостоятельно разрабатывают алгоритмы дифференциальной диагностики в амбулаторных условиях по анемическому, мочевому, кардиалгическому синдромам, синдрому бронхиальной обструкции и артериальной гипертензии. Во время амбулаторного приема студенты разрабатывают план вторичной и третичной профилактики для больных с хронической патологией, составляют план диспансерного наблюдения в зависимости от заболевания.
В период работы в центре здоровья во время производственной практики
«Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» студенты
5 курса лечебного факультета участвуют в мониторинге по выявлению факторов