Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1039
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
217 риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Проводят анализ результатов ежегодной диспансеризации населения на терапевтическом участке, составляют план профилактических мероприятий для пациентов в зависимости от группы здоровья.
Много внимания на кафедре уделяется контролю за освоением студентами практических навыков, так как будущий врач должен не только «смотреть», но и
«видеть», не только «слушать», но и «слышать». С этой целью используется один из методов активного профессионально ориентированного обучения – учебный тренинг. Именно активные формы обучения вызывают формирование у студента конкретных умений и навыков. Проводятся тренинги профилактического консультирования, оформления необходимой учетно-отчетной медицинской документации участкового врача-терапевта, проведения экспертизы временной нетрудоспособности. При использовании тренинга как метода обучения происходит постепенный переход от работы совместно с преподавателем к самостоятельной деятельности, потому что именно тренингу присуща рефлексия
– умение действовать осознанно.
Формированию творческой активности студентов способствует их приобщение к участию в научных исследованиях, выполняемых на кафедре, где приобретаются навыки работы со специальной литературой, поиском медицинской базы данных Internet. Обучающиеся осваивают лабораторные, инструментальные, клинико-психологические методы исследования. Многие студенты выполняют курсовые, дипломные работы, которые имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Творческая активность студентов реализуется их участием в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Таким образом, компетентностно-ориентированный подход в преподавании дисциплин, используемый на кафедре, активизирует познавательную деятельность студентов, стимулирует развитие клинического мышления, способствует формированию коммуникативных навыков, профессиональных компетенций необходимых будущему врачу в его практической работе.
Список литературы
1. Горшунова, Н.К. Современные педагогические подходы и технологии в преподавании поликлинической терапии и общей врачебной практики /
Н.К.Горшунова, Н.В. Медведев // Материалы Всеросс. научно-учебной конф. с межд. участием «Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов». – Курск: КГМУ – 2017. – С. 160-165.
2. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования./А.А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 4. – С. 3-6.
3. Вербицкий, А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста / А.А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 4. –
С. 2-8.
218 4. Столбова, И.Д. Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, О.В. Столбов,
Л.В. Кочурова // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 9. – С. 24-29.
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Ерофеева Л.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармацевтической технологии
Введение. Основы дистанционного обучения заложены в Британской империи. Проблема доступности обучения была официально решена в 1828 г., когда королева Виктория дала разрешение Лондонскому университету ввести первый дистанционный «корреспондентский» курс. Взаимодействие со студентами осуществлялось через почту: преподаватель направлял стенографические тексты ученикам и так же получал их на проверку.
Классическим примером первого дистанционного вуза в 1969 году стал
Открытый университет Великобритании. Это учебное заведение до сих пор считается одним из лучших вузов Европы и позволяет студентам из разных стран осваивать курсы на расстоянии. Удачный опыт был перенят университетами
Испании, Германии, Канады, а позже и России. Однако именно появление
Интернета позволило развивать дистанционное обучение в интерактивной форме – в рамках двустороннего взаимодействия. В конце XX века количество дистанционных курсов в мире увеличилось практически вдвое, а в начале XXI века эта форма обучения стала одной из самых популярных [1].
В России внедрение дистанционного обучения ознаменовано приказом
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». Эксперимент показал удовлетворительные результаты качества подготовки: обучаемые успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а десятки филиалов вузов-участников получили государственную аккредитацию в составе базовых вузов. Сегодня дистанционное обучение регулируется в первую очередь Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[2] и приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Для организаций, практикующих исключительно дистанционную форму обучения, государством установлены специальные требования. В частности, они должны обеспечить соответствующие условия для освоения материала вне зависимости от места нахождения обучаемого и идентификацию последнего при оценке результатов обучения [1]. Согласно данным статистики, на начало 2017-2018
219 учебного года в Российской Федерации был зафиксирован ряд образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий: 3097 для бакалавриата, 265 для специалитета и 1370 для магистратуры. В настоящее время, в условиях постоянного развития информационных технологий, дистанционное обучение становится все более популярным. Согласно данным
Росстата, только в сфере высшего образования дистанционно обучается 30421 студент [3].
Материал и методы исследования. Основу исследования составили научные статьи отечественных авторов из сети Интернет по изучаемому вопросу. Материал исследован с помощью методов сравнительного и системного анализа, а также логического подхода.
Результаты и обсуждение. Основные понятия и определения в области электронного обучения представлены в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2009 г. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном
(на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронным обучением называется форма
«организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемой для реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2]. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды (ЭИОС). ЭИОС представляет собой совокупность электронных информационных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение слушателями образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Основными средствами электронного обучения являются следующие:
– учебники в электронном формате (справочники, методические указания и др.);
– сетевые учебно-методические пособия;
– учебные материалы в аудио-формате;
– учебные материалы в видео-формате;
– дистанционные лабораторные практикумы;
– тренажёры с удаленным доступом;
– электронные библиотеки с удалённым доступом [4].
Основным преимуществом электронного обучения является доступная информационная база учебного материала, которую можно использовать в
220 любое время и в любом месте при наличии сети Интернет. Электронное обучение предполагает большой объем самостоятельной работы студентов. В этой связи, возникает необходимость организации контроля каждого модуля. Доступ к контрольным элементам курса открывается по графику, в то время как обучающие элементы курса открыты постоянно. Данная система удобна тем, что позволяет преподавателю контролировать успеваемость студентов, а обучающимся оценивать уровень своей подготовки по изучаемому курсу, что повышает уровень их мотивации [5]. Для контроля эффективности работы обучаемых необходимо программное и техническое обеспечение. В практику работы университетов входят вебинары, on-line курсы, диалоговые тренажеры, онлайн-конференции, обучающие игры, корреспондентская, кейс-технология, теле-присутствие и др. Указанные форматы эффективно совмещают звуковой, видео- и графический формат для максимального вовлечения обучаемого в изучаемый материал, освоение которого требует сильной мотивации и наличия определенных психологических характеристик, таких как самостоятельность, самодисциплина и сознательность. В этом плане дистанционное обучение предполагает учет индивидуальных потребностей обучающихся при составлении конкретных программ, что повышает интерес к обучению [1, 6].
Как указывают некоторые авторы, отношение педагогов к дистанционному и электронному обучению значительно отличается: кто-то считает, что это одно из последних достижений в образовании, но кто-то относится к нему отрицательно, считая, что оно не может заменить традиционный процесс, отмечает недостаток практических знаний. Никакие даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам и учителям «живой» практики. Для контроля освоения практических навыков необходим постоянный непосредственный контакт преподавателя и обучаемого. При дистанционном обучении важна также проблема идентификации обучаемого. Кроме того, оплата разработки электронных материалов преподавателям часто не проводится, что вызывает сильное напряжение в педагогической среде. Можно сказать, что на сегодняшний день не удалось убедить педагогическую общественность в необходимости активизации усилий по развитию дистанционной формы обучения. Негативным фактором развития данных форм образования в России является отсутствие единого методологического подхода к созданию электронных курсов. В результате реформирования системы образования и науки в России были упразднены научно-исследовательские и научно- методические советы по изучению и систематизации дидактики в области дистанционного образования.
Стоит согласиться с мнением
К.А. Синдеевой, М.И. Лебединской, что электронное и дистанционное обучение должно стать органической частью учебного процесса в вузе, а не его полной заменой и необходимо создать единый центр дидактики дистанционного обучения, обобщающий весь имеющийся научный задел по данному вопросу [7].
Уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, который должен осуществлять работу с современными средствами связи, а также качество электронных ресурсов (видео-лекций, тестов, электронных учебников
221 и т.д.) должен быть достаточно высоким, но на данный момент значительное количество педагогов в вузах не обладают достаточными компетенциями в этой области. Для успешной реализации данных программ обучения преподаватели должны четко представлять себе технические возможности применения средств обучения, а обучаемые должны иметь подробные инструкции по их использованию по данному курсу. При разработке электронных курсов необходимо учитывать наличие в программе четко прописанных методик применения конкретных информационных средств обучения [8]. Также очень важно отдавать предпочтение электронным материалам, которые автоматически оценивают работу студентов. Данная возможность может быть реализована на платформе Moodle. Для реализации дистанционного обучения в вузе необходимо наличие электронных ресурсов и возможностей для их использования. Другими словами, электронные программы обучения не просто должны быть грамотно созданы, необходимо иметь возможность их постоянной информационной поддержки (наличие IT-специалистов в штате учреждения). В 2017 г. подписан документ о выделении российским вузам на основании конкурсного отбора грантов на развитие онлайн-обучения в форме субсидий из федерального бюджета [9].
Дистанционное обучение можно рассматривать как одну из форм профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы слушателя, при прохождении повышения квалификации и специализации. Для успешного развития электронного образования в России необходимо решить следующие проблемы:
– создать единый центр дидактики дистанционного обучения;
– сформировать положительное отношение к данной форме обучения среди преподавателей;
– определить формы и размеры стимулирования их деятельности по созданию электронных ресурсов;
– провести необходимые мероприятия по повышению квалификации научно-педагогических кадров.
Перспективой развития электронного обучения в России может стать формирование системы непрерывного образования, постоянное повышение квалификации кадров и возможности профессиональной переподготовки специалистов без отрыва от основной деятельности [10].
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 79