Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1043
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
227
MBChB(UCT), MFamMed, MFGP(SA) (2005) Effective teaching through active learning, South African Family Practice, 47:9, 5-7.
5.
Koehler & Kimberly D. Lomis (2016) On the Origins of Perceptions:
Student Perceptions of Active Learning and Their Implications for Educational
Reform, Teaching and Learning in Medicine, 28:4, 362-366.
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПОНЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ефремова Н.Н., КлимоваЛ.Г., Жиляева Л.В.
ФГБОУ ВО КГМУ «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии
В современном мире уже почти не осталось ни одной сферы деятельности, куда бы ни внедрились информационные технологии. Темпы развития компьютеризации, прежде всего, связаны с развитием такого направления, как мультимедиа. Появление систем мультимедиа продиктовано временем и, по правде сказать, производит революционные изменения во всех областях жизни, в том числе и в образовании. С каждым днем всё больше и больше мультимедийных технологий проникают в образовательный процесс высшей школы.
Мультимедийные технологии – это компьютерные технологии, которые сочетают в себе одновременное использование графической, текстовой, звуковой, фото- и видеоинформации [3, 5].
Мультимедийные технологии относят к инновационным образовательным технологиям, благодаря которым возможно совершенствование образовательного процесса. Современные технологии представления учебной информации призваны обеспечить более качественный уровень усвоения изучаемого материала дисциплины и повысить эффективность обучения в целом.
Однако с этим возникает и другая актуальная проблема их эффективного применения. Именно грамотное сочетанное применение мультимедийных технологий с традиционными формами обучения (лекции, практические занятия, семинары) позволяют добиться совершенствования и оптимизации всего образовательного процесса в вузе. Таким образом, в образовательной среде плавно осуществился переход от классической формы обучения к смешанной.
Несколько лет назад смешенное обучение (англ. «Blended leaning) – казалось чем-то экзотическим и редким в нашем образовательном пространстве. Сегодня же ситуация радикально изменилась, а именно традиционные формы аудиторного обучения (лекции, практические занятия, семинары) дополняются элементами электронных технологий, в которых используется компьютерная графика, аудио- видео, интерактивные элементы. Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой рациональную комбинацию традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени.
228
Среди инновационных продуктов, нашедших достойное применение в университетском учебном процессе – это мультимедийные учебные пособия.
Обучающие мультимедийные пособия стали неотъемлемой частью электронного ресурса в учебно-методическом обеспечении кафедры.
Мультимедийное пособие обеспечивает доступность и стимулирует познавательную деятельность студента в изучении основных разделов дисциплины [1, 2].
Обучающие мультимедийные пособия способствуют укрупненному структурированию учебного материала и дают возможность студенту самостоятельно выбирать стиль обучения и восприятия материала: часть обучающихся предпочитают учиться посредством чтения, иные – посредством восприятия на слух, третьи – с помощью просмотра видеоинформации.
Мультимедийные средства обучения должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к обычным учебным материалам и реализовывать следующие принципы: научность и доступность, проблемность и наглядность.
Именно обучение и использованием интерактивных мультимедийных пособий позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения.
Использование мультимедийных пособий в процессе обучения позволяет реализовывать принцип активного высокоэффективного метода самостоятельного обучения.
Мультимедийные пособия призваны для повышения эффективности следующих видов образовательной деятельности студентов: во-первых это просмотр и изучение аудиовизуальной информации, во-вторых это тренинг по теории, в-третьих контроль и анализ результатов обучения.
Просмотр и изучение учебного материала заключается в предоставлении образовательной учебной информации в виде текста, графики, видео и аудио- записей. Обучающиеся имеют возможность индивидуально выбирать нужный материал и в любой последовательности изучать и усваивать его. В этом режиме используется технология гипертекста, который позволяет с помощью ссылок переходить от текста к комментариям, толкованиям определений, визуальной информации. Возможно использование мультимедийного аспекта, т.е. текстовой материал, сопровождается аудио или видеозаписями. Режим тренинга реализуется с помощью предоставления обучающимся, не только готовой информации, но и ситуационных задач для выявления уровня полученных знаний. Режим контроля и анализа результатов включает в себя решение тестовых заданий по пройденному материалу [2, 4].
Для успешного внедрения электронных средств обучения в образовательный процесс для изучения любой дисциплины обязательным условием является инновационная предрасположенность педагога, то есть его готовность изменяться, а не плыть по течению годами наработанных схем проведения занятий.
При составлении мультимедийных пособий преподавателю необходимо учитывать своеобразие, особенности и специфику изучаемой научной
229 дисциплины. Пособие должно соответствовать целям, задачам и содержанию курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.
На кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета ведется активная работа по созданию мультимедийных пособий, основная функция которых заключается в предоставлении и подробным разъяснением нового материала (информационно- справочные), в отработке навыков использования нового материала
(тренировочные), в проверке усвоения изученного материала
(контролирующие). В настоящее время подготовлено и используется в учебном процессе 11 мультимедийных пособий.
Несколько слов можно добавить о технической составляющей этого вопроса. Для создания мультимедийных пособий мы использовали учебную программу iSpring (надстройка Microsoft Power Point). Используя всю мощь
Power Point в совокупности с уникальными возможностями и функциональными дополнениями iSpring, она специально предназначена для структурирования учебных материалов, перевода их в цифровой формат, создания тестовых заданий.
Таким образом, применение мультимедийных пособий в процессе обучения позволяют педагогу составлять эффективные текстовые материалы для изучения курса, делая его более понятным и доступным, грамотно сочетать различные типы тестовых заданий и организовывать самоконтроль.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 79
Список литературы
1
Зарипов, С.Н. Использование мультимедиа в образовательном процессе вуза [Текст] / С.Н. Зарипов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 209.
2
Елистратова Н.Н. Мультимедийный метод обучения в вузе в системе открытого образования // Современные научные исследования и инновации. –
2012.
–
№ 6
[Электронный ресурс].
URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/15026 (дата обращения: 23.09.2018).
3
Кочкин,
А.Ю.
Эффективность использования технологий мультимедиа в образовательном процессе [Текст] / Д.А. Кочкин, А.И. Воронко,
М.В. Марачева, Я.С. Данченко // ScienceTime. – 2016. – № 6. – С.170-177.
4
Солодовник, Е.В. Мультимедийные технологи в учебном процессе [Текст] / Е.В. Солодовник // Проблемы высшего образования. – 2015. –
31. – С. 206-209.
5
Шилягина, А.М. Мультимедиа технологии в образовании [Текст] /
А.М. Шилягина // Системы компьютерной математики и их приложения. – 2015.
– № 16. – С. 269-273.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ВРАЧЕЙ-ЭНДОКРИНОЛОГОВ В РАМКАХ
НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Жукова Л.А., Андреева Н.С., Саенко Н.В., Смирнова Д.М.
230
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра эндокринологии
В последние десятилетия рост технологий и распространение электронных средств связи привели к формированию нового метода получения профессиональных знаний, такого как дистанционное обучение. Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ: во-первых, возможность проходить образовательные циклы в удобное время и без отрыва от профессиональной деятельности; во-вторых, возможность использовать индивидуальный график обучения; в-третьих, доступность новых и обновленных источников специфической литературы и информации.
В быстро меняющихся условиях ХХI века дистанционное обучение приобрело новый статус, особенно это касается последипломного образования врачей. Как известно, врач должен учиться всю жизнь, в связи с этим возникли современные требования повышать свою квалификацию не реже чем один раз в пять лет. Однако многие врачи столкнулись с такими трудностями, как невозможность осуществлять основную профессиональную деятельность во время обучения, изменение графиков смен и дежурств, проблема иногородних обучающихся приехать в другой регион для прохождения циклов на базе выбранного университета. Учитывая, что медицинская информация достаточно гибкая и быстро устаревает или претерпевает изменения, решение о введении непрерывного медицинского образования (НМО) становится актуальным.
Кафедра эндокринологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ) начала работать в данном направлении с 2015 года. Для создания и опубликования курсов на базе университета была выбрана виртуальная обучающая среда Moodle. Опытными сотрудниками кафедры были разработаны и записаны более 40 лекций, которые охватывают многие аспекты работы врача-эндокринолога: профилактика, диагностика и современные методы лечения сахарного диабета, болезней щитовидной железы, вопросы терапии эндокринных заболеваний у беременных женщин, своевременное выявление редких патологий гипоталамо-гипофизарной области. В дальнейшем данные электронные пособия профессорско-преподавательский состав включил в состав следующих циклов НМО: 144 часовой «Избранные вопросы эндокринологии», 36 часовые «Лечение сахарного диабета и его осложнений.
Современные подходы» и «Избранные вопросы тиреоидной патологии».
Для прохождения курсов НМО врач может выбрать любой медицинский университет нашей страны. С момента основания вышеуказанных циклов многие медицинские работники города Курска и соседних областей выбрали
Курский государственный медицинский университет для последипломного обучения. В первый год работы с дистанционным образованием на базе кафедры эндокринологии КГМУ прошло порядка 70
врачей-эндокринологов. Благодаря такой возможности виртуальной обучающей среды, как голосование за
231 понравившийся цикл по завершению просмотра лекций, многие участники отметили полезность и информативность курсов по актуальным проблемам эндокринологии. Таким образом, уже за 3 года существования подобной формы обучения свою квалификацию повысило 120 врачей-эндокринологов России.
В процессе создания дистанционных курсов возникало много вопросов.
Сотрудников кафедры интересовало не только создание комфортных условий и доступность информации для работников здравоохранения, но и возможность контроля полученных знаний. Для этого было составлено и внедрено в конце каждого электронного пособия контрольное тестирование по прослушанной теме. Результаты пройденных заданий отображаются в личном кабинете каждого участника, а так же и модераторов курса. Таким образом, как сам врач, так и работники кафедры эндокринологии могли оценить успешность прохождения цикла, что в дальнейшем позволяло ответить на все возникшие вопросы у обучающихся, а также – совершенствование новых электронных пособий.
Результатом такой совместной работы «врач-кафедра» стал 36 часовой курс
«Избранные вопросы тиреоидной патологии»,
который был высоко оценен обучающимися.
Врачи отметили удобство данного способа получения дистанционного образования. Многие слушатели говорили о несомненном удобстве данного метода обучения. Профессорско-преподавательский состав кафедры опросили врачей-эндокринологов на тему их удовлетворенности дистанционным способом прохождения обучающих курсов. Большинство ответили следующим образом: «Мне понравилось то, что я могу в любое время поставить на паузу лекцию, если вдруг возникло неотложное дело»; «Хорошо, что можно остановиться на каком-либо слайде и спокойно его разобрать, не отвлекая при этом никого, как если бы нам читал лектор»; «Очень удобно, что можно вернуться к любой части лекции или ознакомиться еще раз с предыдущим материалом». Врачи также положительно отзывались о наличии форума, чатов и оповещений в виртуальной обучающей системе Moodle. Возможность общаться в реальном времени, обсуждать возникшие вопросы, новые веяния в эндокринологии, своевременно узнавать о новых циклах – все это было высоко оценено работниками здравоохранения.
Таким образом, использование дистанционного обучения в рамках непрерывного медицинского образования показывает с каждым годом все лучшие результаты. В современных реалиях каждому человеку, особенно медицинским работникам, необходимо постоянно совершенствоваться. Кафедра эндокринологии КГМУ старается всегда быть в курсе новых клинических исследований, рекомендаций, разработках в сфере здравоохранения.
Положительные отзывы обучающихся специалистов по данному направлению позволили профессорско-преподавательскому составу кафедры создать новые курсы по актуальным проблемам современной эндокринологии: 18 часовые курсы «Избранные вопросы гипоталамо-гипофизарной патологии» и «Обменно- эндокринные расстройства и репродуктивные нарушения».