Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1046
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
232
Список литературы
1.
Серегина, О.И. Дистанционное обучение врачей в Казанском государственном медицинском университете: вклад научной библиотеки /
О.И. Серегина // Вестник современной клинической медицины. – 2014. – Т. 7, № 3. – С. 67-69.
2.
Смирнов В.И. Использование дистанционного обучения в контексте профессионального образования: на примере педиатрии / В.И. Смирнов,
Л.С. Намазова-Баранова, И.Е. Смирнов // Российский педиатрический журнал. –
2014. – № 4. – С. 48-56.
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Зайцева Л.Ю., Забайрачная Д.С., Хмелевская И.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педиатрии
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неотъемлемой частью современной образовательной среды. Внедрение новых образовательных стандартов в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов на современном этапе не может обходиться без использования компьютерных технологий, дистанционного образования. Использование цифровых технологий открывает практически неограниченные возможности для достижения задач по совершенствованию общеучебных умений и навыков.
Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависимости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и учащегося, обучающего и обучающегося.
Педагогика и методика образования накопили значительный багаж форм и методов обучения (способов передачи знаний). Задача учителя – найти такие средства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося [1].
Как и любые средства обучения ЭОР имеют как ощутимые преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести доступность, интерактивность, удобство использования.
Недостатками считаются необходимость использования специальной аппаратуры, проблема авторского права и перенасыщенность учебного процесса [2, 3].
С целью выявления используемости и доступности ЭОР в образовательном процессе нами был проведен опрос среди студентов 6 курса педиатрического факультета (24 респондента) и 5 курса лечебного факультета (26 респондентов), проходивших обучение на кафедре педиатрии. Анкета включала в себя следующие вопросы:
233 1. Использовали ли вы ЭОР в своем образовательном процессе?
2. Как вы оцениваете уровень учебной мотивации?
3. Как вы оцениваете роль ЭОР?
4. Как вы оцениваете доступность ЭОР?
5. На ваш взгляд, есть ли преимущества у ЭОР?
6. Какие факторы способны усилить мотивацию студента?
7. Каковы преимущества дистанционного образования?
При этом 96% респондентов имеют опыт использования ЭОР в учебном процессе. При оценке уровня учебной мотивации по 10-балльной шкале у студентов лечебного факультета он составил 6,5, у студентов педиатрического
– 7,0. Все студенты, участвующие в анкетировании, оценивают высокую доступность ЭОР по 10-балльной шкале (рис. 1).
Рис. 1. Оценка роли ЭОР в образовательном процессе на лечебном и педиатрическом факультетах.
В качестве основных факторов способных повысить мотивацию студента подавляющее большинство анкетированных отметили «совершенствование учебных умений и навыков» (рис. 2).
Преимуществами дистанционного образования большинство респондентов считают наличие ЭОР в свободном доступе – 42%, обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу
– 34%, доступность мировых образовательных ресурсов значительно большему числу обучаемых – 24%.
Таким образом, ЭОР являются востребованным, доступным и удобным ресурсом современного образовательного процесса.
Использование электронных пособий в комплексе с дистанционным образованием способно усилить мотивацию студента к получению новых знаний, а также способствовать повышению образовательного уровня с учетом всех требований в условиях современной информационной среды.
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Лечебный ф-т.
Педиатрический ф-т.
Уровень учебной мотивации
Роль ЭОР
Доступность ЭОР
234
Рис. 2. Факторы, способные усилить мотивацию студентов.
Список литературы
1. Акользина, Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки
/
Е.А. Акользина // Психолого- педагогический журнал Гаудеамус. – 2013. – T. 22, № 2. – C. 95-97.
2.
Муллина, Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство формирования профессиональных компетенций студентов / Э.Р. Муллина //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016.
– № 11-5. – С. 975-978.
3. Чупрова, Л.В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе //
Сборники конференций НИЦ Социосфера / Л.В. Чупова – 2012. – № 23. –
С. 32-35.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА – КАК СПОСОБ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Затолокина М.А., Прусаченко А.В., Мишина Е.С., Затолокина Е.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
На современном этапе формирования профессиональной пригодности врача как в практическом здравоохранения, так и в научной деятельности особое значение приобретает формирование медицинских навыков еще в студенческие годы. Для реализации такого подхода требуется формирование групп студентов
Увеличение рейтинга
Повышение сомооценки
Совершенствование общеучебных умений и навыков
235 по признаку профессиональной пригодности.
Учитывая то, что профессиональные качества можно развить и углубить в период обучения в университете. В связи с этим весьма актуальным является студенческая научная деятельность, целью которой является формирование разносторонне развитого медицинского специалиста.
Любая научная работа, будь то курсовая или дипломная работы, кандидатская или докторская диссертации – это продукт сложного мыслительного процесса ни одного человека, а, как правило, нескольких – специалистов в разных научных направлениях. Исключением не являются и научно-исследовательские работы, выполняемые на кафедре гистологии, эмбриологи, цитологии ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России.
Учитывая формулу специальности, преподаваемой дисциплины на кафедре, следует подчеркнуть, что любое экспериментальное исследование сопровождающееся изучением функционирования и взаимодействия клеток и тканей в процессе жизнедеятельности организма как в норме, так и при различных патологических нарушениях, должно получить морфологическое обоснование использования того или иного способа диагностики, лечения и профилактики. А также подтвердить или опровергнуть предлагаемые закономерности тех или иных процессов, происходящих в тканях и органах живых организмов, как в нормальных, так и патологических условиях их существования.
Все ранее изложенное и определило цель данной работы: проанализировать блок научно-исследовательских междисциплинарных работ, выполненных под руководством или консультированием сотрудников кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии Курского государственного медицинского университета за 2014-2018 гг.
В результате комплексного анализа диссертационных работ, выполнение и написание которых происходило под руководством или консультированием профессоров и доцентов кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии, было выявлено, что наиболее часто междисциплинарные работы выполняются совместно с коллегами хирургического профиля, а именно с сотрудниками следующих кафедр: оперативной хирургии и топографической анатомии, общей хирургии, хирургических болезней № 1 и № 2, общей гигиены.
В частности, в диссертационном исследовании Д.А. Горяинова (шифр специальности: 14.01.17 – хирургия) в 2014 году было проведено экспериментальное изучение реакции тканей стенки трахеи, на основании, которого автор разработал конструкцию нового эндопротеза и обосновал возможность двухэтапного замещения обширных циркулярных дефектов [1].
В научной работе, выполненной С.В. Лазаренко в 2015 году (шифр специальности: 14.01.17 – хирургия), были изучены реактивные изменения рыхлой волокнистой соединительной ткани при использовании новых образцов лавсановых сетчатых имплантов, что и позволило рекомендовать сосудистые заплаты, выполненные из материала «Линтекс» для использования при реконструктивных операциях на сосудах, в связи с их наименьшим дезорганизующим воздействием на волокнистый остов стенки аорты [2].
236
Блок экспериментальных работ, выполненных в 2016 году позволил автору диссертации Е.С. Мишиной (шифр специальности:
03.03.04 – клеточная биология, цитология, гистология) на основе изученных регенераторных особенностей соединительной ткани передней брюшной стенки при имплантации сетчатых эндопротезов с нанесением ионов серебра, решить проблему, связанную с возможностью их использования в герниопластике
[3, 4, 5].
О.С. Кичигиной (шифр специальности: 14.01.17 – хирургия) удалось не только изучить морфологические изменения в области трахеотрахеальных анастомозов в условиях различного объема резекции трахеи, но и снизить частоту послеоперационных осложнений путем совершенствования техники операции и выбора оптимального шовного материала [6].
М.А. Инархов (шифр специальности: 14.01.17 – хирургия) обосновал применение полимерных пленочных имплантов при операциях на толстом кишечнике на основании морфологических данных полученных после экспериментального изучения реактивных изменений структур стенки толстого кишечника после формирования межкишечных анастомозов [7].
Диссертационное исследование Д.В. Тарабрина (шифр специальности:
14.01.17 – хирургия) позволило автору изучить особенности коллагенеза и реактивности тканей передней брюшной стенки при имплантации эндопротезов на фоне применения оротата калия и оценить его влияние на течение воспалительного процесса в послеоперационном периоде определив таким образом тактику превентивного эндопротезирования при лапаротомном доступе
[8].
Комплекс междисциплинарных научных работ выполненных в 2018 году имел некоторую фармакологическую направленность, в сравнении с научными исследованиями проведенными в 2016 году, где приоритетным направлением была хирургическая патология.
Так, в научной работе О.М. Шепелевой (шифр специальности: 14.03.06 – фармакология, клиническая фармакология) было изучено влияние семакса на структурно-функциональные особенности гапатоцитов в условиях иммобилизационного и эмоционально-болевого стрессах и убедительно доказано, что выраженность и направленность эффектов пептида зависят от величины используемой дозы, вида стрессорного воздействия и его продолжительности. Также впервые были определены дозы семакса, оказывающие наиболее выраженное влияние на морфофункциональное состояние гепатоцитов в условиях иммобилизационного и эмоционально- болевого стресса [9].
В экспериментальной работе Т.В. Мутовой (шифр специальности: 14.01.17
– хирургия), на основе морфологических данных о состоянии клеточного и волокнистого компонентов соединительной ткани, окружающей полипропиленовые эндопротезы, было обосновано применение аутоплазмы обогащенной тромбоцитами при герниопластике передней брюшной стенке легким полипропиленовым и суперлегким полипропилен- поливинилиденфторидными эндопротезами [11, 12].
237
Таким образом, междисциплинарное сотрудничество, результатом которого является проведение междисциплинарных исследований, позволяет получить наиболее обильный материал по научному исследованию и достоверно обосновать внедрение полученных данных в медицинскую практику.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 79