Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1047
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Особенности реакции соединительной ткани стенки трахеи на полипропиленовый протез при двухэтапном замещении обширного циркулярного дефекта / Д.А. Горяинов, А.И. Бежин, А.В. Иванов,
О.С. Кичигина // Курский науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». – 2014.
– № 2. – С. 5-11.
2. Отличительные особенности реакции tunica media и tunica intima аорты на имплантацию различных лавсановых протезов / С.В. Лазаренко [и др.] //
Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2014. – № 4.
– С. 11-18.
3. Изучение антимикробной активности новых сетчатых эндопротезов с покрытием наночастицами серебра / Е.С. Мишина, Л.Г. Климова, А.А. Нетяга,
М.А. Затолокина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1, ч. 2. –
С. 307-310.
4. Реактивные изменения соединительной ткани передней брюшной стенки в раннем послеоперационном периоде при использовании опытных образцов сетчатых эндопротезов с антибактериальным покрытием
/
Е.С. Мишина, М.А. Затолокина, А.А. Нетяга, Л.Г. Климова, В.А. Жуковский //
Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн.
–
2015.
–
№ 2.
–
Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18056, свободный.
5. Реактивные изменения тучных клеток и их корреляционная взаимосвязь с клетками фиброцитарного ряда / Е.С. Мишина, М.А. Затолокина, А.А. Нетяга,
Л.Г. Климова // Вестник ВолгГМУ. – 2015 г. – № 2. – С. 57-60.
6. Кичигина О.С., Затолокина М.А., Мишина Е.С., Никулин А.И.
Морфологическое обоснование выбора методики формирования трахеотрахеального анастомоза при различном объеме резекции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=27324 7. Экспериментальное обоснование эффективности применения новых полимерных мембран для герметизации линии швов при формировании толстокишечных анастомозов / М.А. Инархов, В.А. Липатов, М.А. Затолокина,
Д.М. Ярмамедов // Вестн. эксперим. и клин. хирургии. – 2016. – № 3. –
С. 176-180.
8. Архитектоника коллагеновых волокон в коже и апоневрозе у больных с вентральными грыжами и без грыжевой болезни / В.А. Лазаренко, И.С. Иванов,
А.В. Цуканов, А.В. Иванов, Г.Н. Горяинова, Е.Г. Объедков, Д.В. Тарабрин,
Г.Н. Гафаров // Курск. науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». – 2014. – № 2. – С. 41-45.
9. Морфологические изменения печени крыс при стрессе и их особенности при введении семакса
/
А.В.
Иванов,
И.И.
Бобынцев,
238
О.М. Шепелева, А.А. Крюков, Л.А. Андреева, Н.Ф. Мясоедов // Морфология. –
2017. – Т. 151, № 1. – С. 39-43.
10. Мутова Т.В., Затолокина М.А., Суковатых Б.С. Результаты применения плазмы, обогащенной тромбоцитами, при эндопротезировании передней брюшной стенки // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27192 11. Влияние обогащенной тромбоцитами аутоплазмы на течение тканевой имплантационной реакции при суперлегком эндопротезировании брюшной стенки / Т.В. Мутова, М.А. Затолокина, Б.С. Суковатых, В.М. Пашков,
А.А. Булгакова, Е.С. Затолокина // «Вестник Волгоградского государственного медицинского университета». – 2018. – № 2. – С. 74-80.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ИЗУЧЕНИИ
ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
Зигинова Т.М., Антропова Е.С.
Медицинский институт Петрозаводского государственного университета,
г. Петрозаводск
Кафедра анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии,
патологической анатомии, судебной медицины
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме медицинского образования, что обусловлено высоким уровнем социальной значимости медицинской профессии и сложностью ее приобретения [1]. Выбор ВУЗа и профессии это одно из ключевых событий в жизни человека. Именно мотивы и мотивация являются движущей силой процесса обучения и усвоения информации [1].
В последние годы в вязи с изменением образа жизни, реформированием школьного образования изменился психологический и образовательный портрет абитуриента медицинского вуза. Современные студенты более прагматичны и ориентированы на материальный достаток. К сожалению, часто имеют низкий общекультурный уровень, что выражается в скудной речи, недостаточной грамотности. Основную информацию получают из интернет- ресурсов, мало читают, адаптированы к алгоритмизированному принципу получения знаний.
Все это препятствует развитию памяти и творческих процессов, непосредственно влияет на профессиональную мотивацию будущих специалистов [2].
Целью настоящего исследования явилось создание методов контроля знаний студентов по топографической анатомии и оперативной хирургии, формирующей положительную мотивацию у студентов медицинского института в изучении данной дисциплины.
На более старших курсах (чаще с 3-го) студенты начинают избирательно подходить к изучению отдельных дисциплин, часто игнорируя предметы, которые, по их мнению, не являются обязательными в их будущей профессии.
239
Базой исследования явился медицинский институт Петрозаводского университета, третий курс отделения «Лечебной дело». В начале изучения курса топографической анатомии и оперативной хирургии проведен опрос 100 студентов, только 7 (7%) человек планировали связать свою будущую профессиональную деятельность с хирургией, 67 (67%) студентов категорически заявили, что не нуждаются в изучении данной дисциплины и их мотивом посещения занятий является получение аттестации по данному предмету, 26 опрошенных, 19 из которых выбирали нехирургическую специализацию, убеждены, что полученные знания топографической анатомии необходимы для формирования специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки.
В связи с тем, что реализация компетентностного подхода в образовании должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, занятия на кафедре проводятся с использованием следующих видов образовательных технологий: тестирование, практико-ориентированные технологии, ролевая игра.
Для контроля знаний студентов разработали тестовую систему опроса, позволяющую оценить начальную степень теоретической самостоятельной подготовки студента к практике. В начале каждого занятия проводился письменный тест, состоящий из 6 вариантов по 10 вопросов в каждом с выбором ответа. При анализе результатов было отмечено, что группы студентов, занимающиеся в последние дни недели (четверг, пятница), показывали более высокие результаты теста, но при этом 54% из них не могли четко сформулировать ответ на заданный вопрос в устной форме. На основании чего пришли к выводу, что у большинства студентов основной мотивацией было получение высокой оценки (путем запоминания буквенного ответа), а не знаний по данной дисциплине. В связи с этим, кроме проведения тестирования внедрили систему опроса, которая заключалась в следующем: группа студентов делилась на подгруппы по 2-3 человека, каждая из которых получала индивидуальное задание по топографической анатомии. Студенты самостоятельно проводили послойное препарирование анатомической области с детальным обсуждением всех клинически значимых образований. При этом широко использовались хирургические инструменты общего назначения, что способствовало отработке мануальных навыков. Для выполнения задания выделяли не более 20 минут.
Далее проводили опрос, в ходе которого каждый участник подгруппы рассказывал и показывал студентам на трупном материале топографию определенной области под контролем преподавателя. После обмена информацией проводился опрос преподавателем таким образом, чтобы студенты разных подгрупп ответили не только топографию изученной области, но и часть материала, рассказанную студентами из других подгрупп.
Для формирования практических навыков в учебной операционной студенческую группу разделяли на несколько операционных бригад, включающих хирурга, ассистентов и операционную сестру, для выполнения учебной операции. Такая деятельность развивает творческую активность студентов, повышает ответственность, учит работать в команде, уважая работу
240 своих коллег, принимать быстрые, порой нетрадиционные решения в экстренных ситуациях. Одновременно отрабатывается техника оперативного пособия и практические мануальные навыки студентов, которые оценивались в конце занятия.
После окончания курса обучения из 100 студентов 21 человек изъявили желание работать в разных областях хирургии, 72 человека пришли к выводу, что топографическая анатомия необходима для профессиональной деятельности врача любой специализации. Лишь у 7 человек (7%) основной мотивацией изучения оперативной хирургии осталось получение диплома о высшем медицинском образовании.
Таким образом, условием освоения будущей профессии является осознание студентом ее смысла, ориентация на самостоятельное усвоение и выполнение практических навыков, понимание своих способностей.
Возможными формами контроля как средства повышения мотивации учебной и профессиональной деятельности могут служить не только бально-рейтинговая тестовая система, но и активные формы обучения, самостоятельная работа студентов при выполнении практических заданий, которая не только закрепляет теоретические знания, но и способствует развитию клинического мышления, формирует качества, необходимые врачу в клинике.
Основным условием эффективной подготовки будущего профессионального специалиста является формирование положительного отношения к врачебной деятельности, понимания связи учебных компетенций с будущей врачебной деятельностью.
Список литературы
1.
Косянчук, Н.М. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза / Н.М. Косянчук, А.В. Черных // Электронный научно- образовательный вестник. Здоровье и образование в ХХI веке. – 2014. – Т. 16, № 9. – С. 1-3 2.
Гетман, Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского вуза / Н.А. Гетман, Л.И. Сукач,
М.С. Сукач // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 16-22
ИНСТРУМЕНТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Зонова М.В.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
г. Екатеринбург
Кафедра иностранных языков
Несмотря на интеграционные процессы в экономике, культуре и образовании, наблюдается снижение интереса студентов к изучению иностранного языка. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью в современных и эффективных способах и инструментах повышения мотивации
241 изучения профессионально-ориентированного иностранного языка (ИЯ) в неязыковом вузе.
Целью данной работы является анализ возможных причин низкой мотивации при изучении профессионально-ориентированного ИЯ, описание способов и средств решения данной проблемы.
Одной из объективных тенденций современного рынка труда является потребность в специалистах умеющих корректно общаться как на родном, так и на иностранных языках (ИЯ). Потенциальный работодатель все чаще заинтересован в специалисте, владеющим профессиональным ИЯ: это не только владение профессионально-ориентированной лексикой, но и умение вести деловую корреспонденцию, владение навыками делового этикета, общения по телефону, умение вести переговоры, презентацию на языке, знание основ межкультурной коммуникации и многое другое. Отсутствие способности осуществлять профессиональную деятельность на ИЯ может являться одним из препятствий на пути карьерного роста.
Несмотря на очевидную необходимость в знании не просто ИЯ, а языка профессионального общения, уровень профессиональной иноязычной подготовки выпускников экономических вузов остается невысоким и не соответствует требованиям рынка труда.
Среди трудностей, с которыми преподаватель сталкивается при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, особое место занимает низкий уровень мотивации студентов. Вопросам мотивации посвящены труды многих российских и зарубежных авторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
А.К. Маркова, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и многие другие). Исследуя мотивацию как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком,
Г.В. Рогова определяет мотивацию как «сторону субъективного мира учащегося, которая определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями»
[2]. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [3].
Отсутствие мотивации является, на наш взгляд, самой острой проблемой при обучении профессионально-ориентированному языку в неязыковом вузе.
Анализируя свой опыт работы в экономическом вузе, можем сделать следующие выводы. Уровень мотивации и, как следствие, уровень успеваемости, вовлеченность во вне учебные мероприятия, научная активность на иностранном языке выше у студентов таких специальностей, как Внешнеэкономическая деятельность, Гостиничный сервис, Ресторанный сервис, Прикладная информатика в экономике, Менеджмент и некоторые другие. Это связано с тем, что у выпускников этих направлений больше возможностей использовать знания
ИЯ в своей профессиональной деятельности. Карьерный рост, уровень оплаты труда, возможность поездок за границу стимулируют студентов на изучение ИЯ.
В свою очередь студенты таких специальностей как Товароведение,
Бухгалтерский учет и аудит, Юриспруденция и т.п. воспринимают ИЯ как второстепенный предмет, который вряд ли им пригодится в их дальнейшей
242 профессиональной деятельности. Студенты зачастую не видят сферы применения профессиональному ИЯ. Именно в неязыковом вузе значимость мотивации как основополагающего фактора обучения выходит на первый план.
Приведем некоторые способы повышения интереса к изучению ИЯ (на примере английского языка). У каждого студента сегодня есть такой гаджет как мобильный телефон. Именно в телефоне сосредоточены интересы современного молодого человека. С помощью телефона он слушает музыку, общается в социальных сетях с друзьями, оперативно находит необходимую информацию, смотрит видео и т.д. Как шутят студенты, они не выходят из дома без телефона.
Преподаватель ИЯ может использовать эту потребность в своих целях.
Например, навыки аудирования можно тренировать с помощью любимых песен студентов с использованием ITunes. Просмотр видеоматериалов с YouTube или других сайтов больше мотивируют на изучение культуры, традиций, лингвострановедческого материала.
Для примера можно привести использование роликов с телеканала BBC: из первых уст, а не через перевод российских новостных каналов студенты узнают о новостях, той или иной точке зрения, сами делают выводы. Даже широко распространенный мессенджер
WhatsApp может послужить преподавателю для организации индивидуальной, регулярной и контролируемой работы учащихся по совершенствованию навыков говорения и произношения [1].
Еще одним инструментом, влияющим на позитивное отношение к изучению ИЯ, являются встречи со специалистами-практиками, активно использующими знание ИЯ в своей профессиональной деятельности. Живое общение, информация «из первых уст» и реальная возможность сделать карьеру в компании с мировым именем дают мощный стимул к изучению ИЯ. Например,
«Ernst & Young» – крупнейшая в мире аудиторско-консалтинговая компания, ежегодно входит в список лучших мест, где стоит начать карьеру. Компания предъявляет к кандидатам требования знания английского языка не ниже
Intermediate. Ежегодные встречи с представителями компании, бывшими выпускниками экономического университета наглядно демонстрируют студентам, что владение ИЯ это неотъемлемая часть успешной профессиональной деятельности.
Одним из эффективных инструментов, позволяющим преподавателю иностранного языка в неязыковом вузе повысить мотивацию к изучению своего предмета, является студенческое портфолио. Основная суть портфолио заключается в том, что с его помощью будущий специалист демонстрирует свое стремление к образованию, свои успехи и достижения. В портфолио будет отражаться такая информация как участие в конференциях, форумах, круглых столах, написание научных статей, спортивные достижения, волонтерская деятельность, вовлеченность студента во вне учебные культурно-массовые мероприятия и т.д.
Наличие портфолио может быть полезно в следующих случаях. Прежде всего, при устройстве на работу. За время учебы студентом может быть накоплен уникальный опыт, который может служить основой для составления резюме
1. Особенности реакции соединительной ткани стенки трахеи на полипропиленовый протез при двухэтапном замещении обширного циркулярного дефекта / Д.А. Горяинов, А.И. Бежин, А.В. Иванов,
О.С. Кичигина // Курский науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». – 2014.
– № 2. – С. 5-11.
2. Отличительные особенности реакции tunica media и tunica intima аорты на имплантацию различных лавсановых протезов / С.В. Лазаренко [и др.] //
Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2014. – № 4.
– С. 11-18.
3. Изучение антимикробной активности новых сетчатых эндопротезов с покрытием наночастицами серебра / Е.С. Мишина, Л.Г. Климова, А.А. Нетяга,
М.А. Затолокина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1, ч. 2. –
С. 307-310.
4. Реактивные изменения соединительной ткани передней брюшной стенки в раннем послеоперационном периоде при использовании опытных образцов сетчатых эндопротезов с антибактериальным покрытием
/
Е.С. Мишина, М.А. Затолокина, А.А. Нетяга, Л.Г. Климова, В.А. Жуковский //
Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн.
–
2015.
–
№ 2.
–
Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18056, свободный.
5. Реактивные изменения тучных клеток и их корреляционная взаимосвязь с клетками фиброцитарного ряда / Е.С. Мишина, М.А. Затолокина, А.А. Нетяга,
Л.Г. Климова // Вестник ВолгГМУ. – 2015 г. – № 2. – С. 57-60.
6. Кичигина О.С., Затолокина М.А., Мишина Е.С., Никулин А.И.
Морфологическое обоснование выбора методики формирования трахеотрахеального анастомоза при различном объеме резекции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=27324 7. Экспериментальное обоснование эффективности применения новых полимерных мембран для герметизации линии швов при формировании толстокишечных анастомозов / М.А. Инархов, В.А. Липатов, М.А. Затолокина,
Д.М. Ярмамедов // Вестн. эксперим. и клин. хирургии. – 2016. – № 3. –
С. 176-180.
8. Архитектоника коллагеновых волокон в коже и апоневрозе у больных с вентральными грыжами и без грыжевой болезни / В.А. Лазаренко, И.С. Иванов,
А.В. Цуканов, А.В. Иванов, Г.Н. Горяинова, Е.Г. Объедков, Д.В. Тарабрин,
Г.Н. Гафаров // Курск. науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». – 2014. – № 2. – С. 41-45.
9. Морфологические изменения печени крыс при стрессе и их особенности при введении семакса
/
А.В.
Иванов,
И.И.
Бобынцев,
238
О.М. Шепелева, А.А. Крюков, Л.А. Андреева, Н.Ф. Мясоедов // Морфология. –
2017. – Т. 151, № 1. – С. 39-43.
10. Мутова Т.В., Затолокина М.А., Суковатых Б.С. Результаты применения плазмы, обогащенной тромбоцитами, при эндопротезировании передней брюшной стенки // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27192 11. Влияние обогащенной тромбоцитами аутоплазмы на течение тканевой имплантационной реакции при суперлегком эндопротезировании брюшной стенки / Т.В. Мутова, М.А. Затолокина, Б.С. Суковатых, В.М. Пашков,
А.А. Булгакова, Е.С. Затолокина // «Вестник Волгоградского государственного медицинского университета». – 2018. – № 2. – С. 74-80.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ИЗУЧЕНИИ
ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
Зигинова Т.М., Антропова Е.С.
Медицинский институт Петрозаводского государственного университета,
г. Петрозаводск
Кафедра анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии,
патологической анатомии, судебной медицины
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме медицинского образования, что обусловлено высоким уровнем социальной значимости медицинской профессии и сложностью ее приобретения [1]. Выбор ВУЗа и профессии это одно из ключевых событий в жизни человека. Именно мотивы и мотивация являются движущей силой процесса обучения и усвоения информации [1].
В последние годы в вязи с изменением образа жизни, реформированием школьного образования изменился психологический и образовательный портрет абитуриента медицинского вуза. Современные студенты более прагматичны и ориентированы на материальный достаток. К сожалению, часто имеют низкий общекультурный уровень, что выражается в скудной речи, недостаточной грамотности. Основную информацию получают из интернет- ресурсов, мало читают, адаптированы к алгоритмизированному принципу получения знаний.
Все это препятствует развитию памяти и творческих процессов, непосредственно влияет на профессиональную мотивацию будущих специалистов [2].
Целью настоящего исследования явилось создание методов контроля знаний студентов по топографической анатомии и оперативной хирургии, формирующей положительную мотивацию у студентов медицинского института в изучении данной дисциплины.
На более старших курсах (чаще с 3-го) студенты начинают избирательно подходить к изучению отдельных дисциплин, часто игнорируя предметы, которые, по их мнению, не являются обязательными в их будущей профессии.
239
Базой исследования явился медицинский институт Петрозаводского университета, третий курс отделения «Лечебной дело». В начале изучения курса топографической анатомии и оперативной хирургии проведен опрос 100 студентов, только 7 (7%) человек планировали связать свою будущую профессиональную деятельность с хирургией, 67 (67%) студентов категорически заявили, что не нуждаются в изучении данной дисциплины и их мотивом посещения занятий является получение аттестации по данному предмету, 26 опрошенных, 19 из которых выбирали нехирургическую специализацию, убеждены, что полученные знания топографической анатомии необходимы для формирования специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки.
В связи с тем, что реализация компетентностного подхода в образовании должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, занятия на кафедре проводятся с использованием следующих видов образовательных технологий: тестирование, практико-ориентированные технологии, ролевая игра.
Для контроля знаний студентов разработали тестовую систему опроса, позволяющую оценить начальную степень теоретической самостоятельной подготовки студента к практике. В начале каждого занятия проводился письменный тест, состоящий из 6 вариантов по 10 вопросов в каждом с выбором ответа. При анализе результатов было отмечено, что группы студентов, занимающиеся в последние дни недели (четверг, пятница), показывали более высокие результаты теста, но при этом 54% из них не могли четко сформулировать ответ на заданный вопрос в устной форме. На основании чего пришли к выводу, что у большинства студентов основной мотивацией было получение высокой оценки (путем запоминания буквенного ответа), а не знаний по данной дисциплине. В связи с этим, кроме проведения тестирования внедрили систему опроса, которая заключалась в следующем: группа студентов делилась на подгруппы по 2-3 человека, каждая из которых получала индивидуальное задание по топографической анатомии. Студенты самостоятельно проводили послойное препарирование анатомической области с детальным обсуждением всех клинически значимых образований. При этом широко использовались хирургические инструменты общего назначения, что способствовало отработке мануальных навыков. Для выполнения задания выделяли не более 20 минут.
Далее проводили опрос, в ходе которого каждый участник подгруппы рассказывал и показывал студентам на трупном материале топографию определенной области под контролем преподавателя. После обмена информацией проводился опрос преподавателем таким образом, чтобы студенты разных подгрупп ответили не только топографию изученной области, но и часть материала, рассказанную студентами из других подгрупп.
Для формирования практических навыков в учебной операционной студенческую группу разделяли на несколько операционных бригад, включающих хирурга, ассистентов и операционную сестру, для выполнения учебной операции. Такая деятельность развивает творческую активность студентов, повышает ответственность, учит работать в команде, уважая работу
240 своих коллег, принимать быстрые, порой нетрадиционные решения в экстренных ситуациях. Одновременно отрабатывается техника оперативного пособия и практические мануальные навыки студентов, которые оценивались в конце занятия.
После окончания курса обучения из 100 студентов 21 человек изъявили желание работать в разных областях хирургии, 72 человека пришли к выводу, что топографическая анатомия необходима для профессиональной деятельности врача любой специализации. Лишь у 7 человек (7%) основной мотивацией изучения оперативной хирургии осталось получение диплома о высшем медицинском образовании.
Таким образом, условием освоения будущей профессии является осознание студентом ее смысла, ориентация на самостоятельное усвоение и выполнение практических навыков, понимание своих способностей.
Возможными формами контроля как средства повышения мотивации учебной и профессиональной деятельности могут служить не только бально-рейтинговая тестовая система, но и активные формы обучения, самостоятельная работа студентов при выполнении практических заданий, которая не только закрепляет теоретические знания, но и способствует развитию клинического мышления, формирует качества, необходимые врачу в клинике.
Основным условием эффективной подготовки будущего профессионального специалиста является формирование положительного отношения к врачебной деятельности, понимания связи учебных компетенций с будущей врачебной деятельностью.
Список литературы
1.
Косянчук, Н.М. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза / Н.М. Косянчук, А.В. Черных // Электронный научно- образовательный вестник. Здоровье и образование в ХХI веке. – 2014. – Т. 16, № 9. – С. 1-3 2.
Гетман, Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского вуза / Н.А. Гетман, Л.И. Сукач,
М.С. Сукач // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 16-22
ИНСТРУМЕНТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Зонова М.В.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
г. Екатеринбург
Кафедра иностранных языков
Несмотря на интеграционные процессы в экономике, культуре и образовании, наблюдается снижение интереса студентов к изучению иностранного языка. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью в современных и эффективных способах и инструментах повышения мотивации
241 изучения профессионально-ориентированного иностранного языка (ИЯ) в неязыковом вузе.
Целью данной работы является анализ возможных причин низкой мотивации при изучении профессионально-ориентированного ИЯ, описание способов и средств решения данной проблемы.
Одной из объективных тенденций современного рынка труда является потребность в специалистах умеющих корректно общаться как на родном, так и на иностранных языках (ИЯ). Потенциальный работодатель все чаще заинтересован в специалисте, владеющим профессиональным ИЯ: это не только владение профессионально-ориентированной лексикой, но и умение вести деловую корреспонденцию, владение навыками делового этикета, общения по телефону, умение вести переговоры, презентацию на языке, знание основ межкультурной коммуникации и многое другое. Отсутствие способности осуществлять профессиональную деятельность на ИЯ может являться одним из препятствий на пути карьерного роста.
Несмотря на очевидную необходимость в знании не просто ИЯ, а языка профессионального общения, уровень профессиональной иноязычной подготовки выпускников экономических вузов остается невысоким и не соответствует требованиям рынка труда.
Среди трудностей, с которыми преподаватель сталкивается при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, особое место занимает низкий уровень мотивации студентов. Вопросам мотивации посвящены труды многих российских и зарубежных авторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
А.К. Маркова, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и многие другие). Исследуя мотивацию как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком,
Г.В. Рогова определяет мотивацию как «сторону субъективного мира учащегося, которая определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями»
[2]. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [3].
Отсутствие мотивации является, на наш взгляд, самой острой проблемой при обучении профессионально-ориентированному языку в неязыковом вузе.
Анализируя свой опыт работы в экономическом вузе, можем сделать следующие выводы. Уровень мотивации и, как следствие, уровень успеваемости, вовлеченность во вне учебные мероприятия, научная активность на иностранном языке выше у студентов таких специальностей, как Внешнеэкономическая деятельность, Гостиничный сервис, Ресторанный сервис, Прикладная информатика в экономике, Менеджмент и некоторые другие. Это связано с тем, что у выпускников этих направлений больше возможностей использовать знания
ИЯ в своей профессиональной деятельности. Карьерный рост, уровень оплаты труда, возможность поездок за границу стимулируют студентов на изучение ИЯ.
В свою очередь студенты таких специальностей как Товароведение,
Бухгалтерский учет и аудит, Юриспруденция и т.п. воспринимают ИЯ как второстепенный предмет, который вряд ли им пригодится в их дальнейшей
242 профессиональной деятельности. Студенты зачастую не видят сферы применения профессиональному ИЯ. Именно в неязыковом вузе значимость мотивации как основополагающего фактора обучения выходит на первый план.
Приведем некоторые способы повышения интереса к изучению ИЯ (на примере английского языка). У каждого студента сегодня есть такой гаджет как мобильный телефон. Именно в телефоне сосредоточены интересы современного молодого человека. С помощью телефона он слушает музыку, общается в социальных сетях с друзьями, оперативно находит необходимую информацию, смотрит видео и т.д. Как шутят студенты, они не выходят из дома без телефона.
Преподаватель ИЯ может использовать эту потребность в своих целях.
Например, навыки аудирования можно тренировать с помощью любимых песен студентов с использованием ITunes. Просмотр видеоматериалов с YouTube или других сайтов больше мотивируют на изучение культуры, традиций, лингвострановедческого материала.
Для примера можно привести использование роликов с телеканала BBC: из первых уст, а не через перевод российских новостных каналов студенты узнают о новостях, той или иной точке зрения, сами делают выводы. Даже широко распространенный мессенджер
WhatsApp может послужить преподавателю для организации индивидуальной, регулярной и контролируемой работы учащихся по совершенствованию навыков говорения и произношения [1].
Еще одним инструментом, влияющим на позитивное отношение к изучению ИЯ, являются встречи со специалистами-практиками, активно использующими знание ИЯ в своей профессиональной деятельности. Живое общение, информация «из первых уст» и реальная возможность сделать карьеру в компании с мировым именем дают мощный стимул к изучению ИЯ. Например,
«Ernst & Young» – крупнейшая в мире аудиторско-консалтинговая компания, ежегодно входит в список лучших мест, где стоит начать карьеру. Компания предъявляет к кандидатам требования знания английского языка не ниже
Intermediate. Ежегодные встречи с представителями компании, бывшими выпускниками экономического университета наглядно демонстрируют студентам, что владение ИЯ это неотъемлемая часть успешной профессиональной деятельности.
Одним из эффективных инструментов, позволяющим преподавателю иностранного языка в неязыковом вузе повысить мотивацию к изучению своего предмета, является студенческое портфолио. Основная суть портфолио заключается в том, что с его помощью будущий специалист демонстрирует свое стремление к образованию, свои успехи и достижения. В портфолио будет отражаться такая информация как участие в конференциях, форумах, круглых столах, написание научных статей, спортивные достижения, волонтерская деятельность, вовлеченность студента во вне учебные культурно-массовые мероприятия и т.д.
Наличие портфолио может быть полезно в следующих случаях. Прежде всего, при устройстве на работу. За время учебы студентом может быть накоплен уникальный опыт, который может служить основой для составления резюме