Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1047

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Особенности реакции соединительной ткани стенки трахеи на полипропиленовый протез при двухэтапном замещении обширного циркулярного дефекта / Д.А. Горяинов, А.И. Бежин, А.В. Иванов,
О.С. Кичигина // Курский науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». – 2014.
– № 2. – С. 5-11.
2. Отличительные особенности реакции tunica media и tunica intima аорты на имплантацию различных лавсановых протезов / С.В. Лазаренко [и др.] //
Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2014. – № 4.
– С. 11-18.
3. Изучение антимикробной активности новых сетчатых эндопротезов с покрытием наночастицами серебра / Е.С. Мишина, Л.Г. Климова, А.А. Нетяга,
М.А. Затолокина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1, ч. 2. –
С. 307-310.
4. Реактивные изменения соединительной ткани передней брюшной стенки в раннем послеоперационном периоде при использовании опытных образцов сетчатых эндопротезов с антибактериальным покрытием
/
Е.С. Мишина, М.А. Затолокина, А.А. Нетяга, Л.Г. Климова, В.А. Жуковский //
Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн.

2015.

№ 2.

Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=18056, свободный.
5. Реактивные изменения тучных клеток и их корреляционная взаимосвязь с клетками фиброцитарного ряда / Е.С. Мишина, М.А. Затолокина, А.А. Нетяга,
Л.Г. Климова // Вестник ВолгГМУ. – 2015 г. – № 2. – С. 57-60.
6. Кичигина О.С., Затолокина М.А., Мишина Е.С., Никулин А.И.
Морфологическое обоснование выбора методики формирования трахеотрахеального анастомоза при различном объеме резекции // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=27324 7. Экспериментальное обоснование эффективности применения новых полимерных мембран для герметизации линии швов при формировании толстокишечных анастомозов / М.А. Инархов, В.А. Липатов, М.А. Затолокина,
Д.М. Ярмамедов // Вестн. эксперим. и клин. хирургии. – 2016. – № 3. –
С. 176-180.
8. Архитектоника коллагеновых волокон в коже и апоневрозе у больных с вентральными грыжами и без грыжевой болезни / В.А. Лазаренко, И.С. Иванов,
А.В. Цуканов, А.В. Иванов, Г.Н. Горяинова, Е.Г. Объедков, Д.В. Тарабрин,
Г.Н. Гафаров // Курск. науч.-практ. вестн. «Человек и его здоровье». – 2014. – № 2. – С. 41-45.
9. Морфологические изменения печени крыс при стрессе и их особенности при введении семакса
/
А.В.
Иванов,
И.И.
Бобынцев,

238
О.М. Шепелева, А.А. Крюков, Л.А. Андреева, Н.Ф. Мясоедов // Морфология. –
2017. – Т. 151, № 1. – С. 39-43.
10. Мутова Т.В., Затолокина М.А., Суковатых Б.С. Результаты применения плазмы, обогащенной тромбоцитами, при эндопротезировании передней брюшной стенки // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27192 11. Влияние обогащенной тромбоцитами аутоплазмы на течение тканевой имплантационной реакции при суперлегком эндопротезировании брюшной стенки / Т.В. Мутова, М.А. Затолокина, Б.С. Суковатых, В.М. Пашков,
А.А. Булгакова, Е.С. Затолокина // «Вестник Волгоградского государственного медицинского университета». – 2018. – № 2. – С. 74-80.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ИЗУЧЕНИИ
ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
Зигинова Т.М., Антропова Е.С.
Медицинский институт Петрозаводского государственного университета,
г. Петрозаводск
Кафедра анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии,
патологической анатомии, судебной медицины
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме медицинского образования, что обусловлено высоким уровнем социальной значимости медицинской профессии и сложностью ее приобретения [1]. Выбор ВУЗа и профессии это одно из ключевых событий в жизни человека. Именно мотивы и мотивация являются движущей силой процесса обучения и усвоения информации [1].
В последние годы в вязи с изменением образа жизни, реформированием школьного образования изменился психологический и образовательный портрет абитуриента медицинского вуза. Современные студенты более прагматичны и ориентированы на материальный достаток. К сожалению, часто имеют низкий общекультурный уровень, что выражается в скудной речи, недостаточной грамотности. Основную информацию получают из интернет- ресурсов, мало читают, адаптированы к алгоритмизированному принципу получения знаний.
Все это препятствует развитию памяти и творческих процессов, непосредственно влияет на профессиональную мотивацию будущих специалистов [2].
Целью настоящего исследования явилось создание методов контроля знаний студентов по топографической анатомии и оперативной хирургии, формирующей положительную мотивацию у студентов медицинского института в изучении данной дисциплины.
На более старших курсах (чаще с 3-го) студенты начинают избирательно подходить к изучению отдельных дисциплин, часто игнорируя предметы, которые, по их мнению, не являются обязательными в их будущей профессии.


239
Базой исследования явился медицинский институт Петрозаводского университета, третий курс отделения «Лечебной дело». В начале изучения курса топографической анатомии и оперативной хирургии проведен опрос 100 студентов, только 7 (7%) человек планировали связать свою будущую профессиональную деятельность с хирургией, 67 (67%) студентов категорически заявили, что не нуждаются в изучении данной дисциплины и их мотивом посещения занятий является получение аттестации по данному предмету, 26 опрошенных, 19 из которых выбирали нехирургическую специализацию, убеждены, что полученные знания топографической анатомии необходимы для формирования специалистов с высоким уровнем профессиональной подготовки.
В связи с тем, что реализация компетентностного подхода в образовании должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения, занятия на кафедре проводятся с использованием следующих видов образовательных технологий: тестирование, практико-ориентированные технологии, ролевая игра.
Для контроля знаний студентов разработали тестовую систему опроса, позволяющую оценить начальную степень теоретической самостоятельной подготовки студента к практике. В начале каждого занятия проводился письменный тест, состоящий из 6 вариантов по 10 вопросов в каждом с выбором ответа. При анализе результатов было отмечено, что группы студентов, занимающиеся в последние дни недели (четверг, пятница), показывали более высокие результаты теста, но при этом 54% из них не могли четко сформулировать ответ на заданный вопрос в устной форме. На основании чего пришли к выводу, что у большинства студентов основной мотивацией было получение высокой оценки (путем запоминания буквенного ответа), а не знаний по данной дисциплине. В связи с этим, кроме проведения тестирования внедрили систему опроса, которая заключалась в следующем: группа студентов делилась на подгруппы по 2-3 человека, каждая из которых получала индивидуальное задание по топографической анатомии. Студенты самостоятельно проводили послойное препарирование анатомической области с детальным обсуждением всех клинически значимых образований. При этом широко использовались хирургические инструменты общего назначения, что способствовало отработке мануальных навыков. Для выполнения задания выделяли не более 20 минут.
Далее проводили опрос, в ходе которого каждый участник подгруппы рассказывал и показывал студентам на трупном материале топографию определенной области под контролем преподавателя. После обмена информацией проводился опрос преподавателем таким образом, чтобы студенты разных подгрупп ответили не только топографию изученной области, но и часть материала, рассказанную студентами из других подгрупп.
Для формирования практических навыков в учебной операционной студенческую группу разделяли на несколько операционных бригад, включающих хирурга, ассистентов и операционную сестру, для выполнения учебной операции. Такая деятельность развивает творческую активность студентов, повышает ответственность, учит работать в команде, уважая работу


240 своих коллег, принимать быстрые, порой нетрадиционные решения в экстренных ситуациях. Одновременно отрабатывается техника оперативного пособия и практические мануальные навыки студентов, которые оценивались в конце занятия.
После окончания курса обучения из 100 студентов 21 человек изъявили желание работать в разных областях хирургии, 72 человека пришли к выводу, что топографическая анатомия необходима для профессиональной деятельности врача любой специализации. Лишь у 7 человек (7%) основной мотивацией изучения оперативной хирургии осталось получение диплома о высшем медицинском образовании.
Таким образом, условием освоения будущей профессии является осознание студентом ее смысла, ориентация на самостоятельное усвоение и выполнение практических навыков, понимание своих способностей.
Возможными формами контроля как средства повышения мотивации учебной и профессиональной деятельности могут служить не только бально-рейтинговая тестовая система, но и активные формы обучения, самостоятельная работа студентов при выполнении практических заданий, которая не только закрепляет теоретические знания, но и способствует развитию клинического мышления, формирует качества, необходимые врачу в клинике.
Основным условием эффективной подготовки будущего профессионального специалиста является формирование положительного отношения к врачебной деятельности, понимания связи учебных компетенций с будущей врачебной деятельностью.
Список литературы
1.
Косянчук, Н.М. Формирование учебной мотивации студентов медицинского вуза / Н.М. Косянчук, А.В. Черных // Электронный научно- образовательный вестник. Здоровье и образование в ХХI веке. – 2014. – Т. 16, № 9. – С. 1-3 2.
Гетман, Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в образовательной среде медицинского вуза / Н.А. Гетман, Л.И. Сукач,
М.С. Сукач // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 16-22
ИНСТРУМЕНТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Зонова М.В.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
г. Екатеринбург
Кафедра иностранных языков
Несмотря на интеграционные процессы в экономике, культуре и образовании, наблюдается снижение интереса студентов к изучению иностранного языка. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью в современных и эффективных способах и инструментах повышения мотивации


241 изучения профессионально-ориентированного иностранного языка (ИЯ) в неязыковом вузе.
Целью данной работы является анализ возможных причин низкой мотивации при изучении профессионально-ориентированного ИЯ, описание способов и средств решения данной проблемы.
Одной из объективных тенденций современного рынка труда является потребность в специалистах умеющих корректно общаться как на родном, так и на иностранных языках (ИЯ). Потенциальный работодатель все чаще заинтересован в специалисте, владеющим профессиональным ИЯ: это не только владение профессионально-ориентированной лексикой, но и умение вести деловую корреспонденцию, владение навыками делового этикета, общения по телефону, умение вести переговоры, презентацию на языке, знание основ межкультурной коммуникации и многое другое. Отсутствие способности осуществлять профессиональную деятельность на ИЯ может являться одним из препятствий на пути карьерного роста.
Несмотря на очевидную необходимость в знании не просто ИЯ, а языка профессионального общения, уровень профессиональной иноязычной подготовки выпускников экономических вузов остается невысоким и не соответствует требованиям рынка труда.
Среди трудностей, с которыми преподаватель сталкивается при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, особое место занимает низкий уровень мотивации студентов. Вопросам мотивации посвящены труды многих российских и зарубежных авторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
А.К. Маркова, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и многие другие). Исследуя мотивацию как один из важнейших компонентов процесса овладения иностранным языком,
Г.В. Рогова определяет мотивацию как «сторону субъективного мира учащегося, которая определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями»
[2]. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [3].
Отсутствие мотивации является, на наш взгляд, самой острой проблемой при обучении профессионально-ориентированному языку в неязыковом вузе.
Анализируя свой опыт работы в экономическом вузе, можем сделать следующие выводы. Уровень мотивации и, как следствие, уровень успеваемости, вовлеченность во вне учебные мероприятия, научная активность на иностранном языке выше у студентов таких специальностей, как Внешнеэкономическая деятельность, Гостиничный сервис, Ресторанный сервис, Прикладная информатика в экономике, Менеджмент и некоторые другие. Это связано с тем, что у выпускников этих направлений больше возможностей использовать знания
ИЯ в своей профессиональной деятельности. Карьерный рост, уровень оплаты труда, возможность поездок за границу стимулируют студентов на изучение ИЯ.
В свою очередь студенты таких специальностей как Товароведение,
Бухгалтерский учет и аудит, Юриспруденция и т.п. воспринимают ИЯ как второстепенный предмет, который вряд ли им пригодится в их дальнейшей


242 профессиональной деятельности. Студенты зачастую не видят сферы применения профессиональному ИЯ. Именно в неязыковом вузе значимость мотивации как основополагающего фактора обучения выходит на первый план.
Приведем некоторые способы повышения интереса к изучению ИЯ (на примере английского языка). У каждого студента сегодня есть такой гаджет как мобильный телефон. Именно в телефоне сосредоточены интересы современного молодого человека. С помощью телефона он слушает музыку, общается в социальных сетях с друзьями, оперативно находит необходимую информацию, смотрит видео и т.д. Как шутят студенты, они не выходят из дома без телефона.
Преподаватель ИЯ может использовать эту потребность в своих целях.
Например, навыки аудирования можно тренировать с помощью любимых песен студентов с использованием ITunes. Просмотр видеоматериалов с YouTube или других сайтов больше мотивируют на изучение культуры, традиций, лингвострановедческого материала.
Для примера можно привести использование роликов с телеканала BBC: из первых уст, а не через перевод российских новостных каналов студенты узнают о новостях, той или иной точке зрения, сами делают выводы. Даже широко распространенный мессенджер
WhatsApp может послужить преподавателю для организации индивидуальной, регулярной и контролируемой работы учащихся по совершенствованию навыков говорения и произношения [1].
Еще одним инструментом, влияющим на позитивное отношение к изучению ИЯ, являются встречи со специалистами-практиками, активно использующими знание ИЯ в своей профессиональной деятельности. Живое общение, информация «из первых уст» и реальная возможность сделать карьеру в компании с мировым именем дают мощный стимул к изучению ИЯ. Например,
«Ernst & Young» – крупнейшая в мире аудиторско-консалтинговая компания, ежегодно входит в список лучших мест, где стоит начать карьеру. Компания предъявляет к кандидатам требования знания английского языка не ниже
Intermediate. Ежегодные встречи с представителями компании, бывшими выпускниками экономического университета наглядно демонстрируют студентам, что владение ИЯ это неотъемлемая часть успешной профессиональной деятельности.
Одним из эффективных инструментов, позволяющим преподавателю иностранного языка в неязыковом вузе повысить мотивацию к изучению своего предмета, является студенческое портфолио. Основная суть портфолио заключается в том, что с его помощью будущий специалист демонстрирует свое стремление к образованию, свои успехи и достижения. В портфолио будет отражаться такая информация как участие в конференциях, форумах, круглых столах, написание научных статей, спортивные достижения, волонтерская деятельность, вовлеченность студента во вне учебные культурно-массовые мероприятия и т.д.
Наличие портфолио может быть полезно в следующих случаях. Прежде всего, при устройстве на работу. За время учебы студентом может быть накоплен уникальный опыт, который может служить основой для составления резюме